Кризис политической системы СССР в период перестройки - (курсовая)
p>решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и го сударственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

    1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в поли

тической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных канди датов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

    Треть народных депутатов избиралась от общественных органи

заций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой "об щественной организации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявле но, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71. 5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территори

альным и национально-территориальным округам, участвовала 89. 8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсе местно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г. ) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иро нией смотреть на те баталии, что происходили по Съезде, но тог да это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР. Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г. ) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т. ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопро сов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуж дение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. , политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. ) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях).... Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие воз

лагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию", каковой он, собс твенно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась де лом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала нем ного.

     2Введение президентства.

Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегичес кую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную эко номику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов. К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изме

нилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выбо ры в республиках приведут к победе радикальных сил ("Демократи ческая Россия", РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько меся цев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верхов ным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста Пре зидента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие поли тические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуация вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на политической арене. В России победу на выбо рах, хотя и с минимальным перевесом, одержал блок "Демократи ческая Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б. Н. Ельцин - не ординарный политик: с одной стороны, он символизирует "сильную личность" (известны те "крутые" методы, которыми Ельцин пользо вался в бытность его Первым секретарем МГК КПСС), с другой сто роны - он прост, открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили Московский, Ленинградс кий, ряд советов других крупных городов. Схожее положение соз далось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских республиках.

    Затем политическая борьба перешла на государственный уро

вень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зи ме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими события ми в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономи ки, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

    В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях об

щества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явствен но вырождалась в анархию, усиливая тоску по "сильной руке". По добные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли предс тавители "просвещенной" бюрократии и военно-промышленного комп лекса.

    ***
     2Первый президент.

Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кан дидат. Но в результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "скле ротическими геронтократами", старой партийной гвардией, он вы нужден был провозгласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руково дил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

    На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как пра

вило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло нас только, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда на родных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном нап ряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для се бя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не закончена, напротив - всту пает в новую стадию. Инициативу теперь перехватили демократы во главе с Б. Н. Ельциным.

    Ельцин как Президент.
    Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения

"первого лица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и новым свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой семьи-государства были довольны, сыты и друг друга не обижали. "Аарбитр" следит за соответствием всех проявлений жизни писаным и неписанным законам. И т. д.

    Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина,

казалось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он напрочь откажется от прежних поли тических привычек. Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы. Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого

народа президентом, Ельцин поневоле стремится держаться за все рычаги власти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим, по-видимому, и обусловлен стиль поведения прези дента, который аналитики именуют "конфронтационным". Конфронта ция заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать в системе простейшей, привычной ему с 1987 года схемы: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную политическую роль, т. е. на вы ражение части "застолбленных" президентом народных интересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "утративши ми доверие" и т. п.

    Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ель

цина на посту президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с императивом российской державности. На первых по рах Ельцин, как я помню, "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но ведь единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года под псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще. Неясно, был ли Ельцин инициатором беловежских соглашений; каким именно виделось ему тогда СНГ и т. д. Но сам факт участия в уп разднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим со бытием политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чеч ня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробовал вме шаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские авто номии обзавелись собственными президентами и конституциями, Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституция написана уже и в Вятке, пишется в Туле ....

    Некоторое время назад Ельцин вдруг объявил, что он "нацио

налист" (конечно, в смысле приверженности национальной идее). Но следует все же признать, что внутрироссийская региональная политика остается пока одним из самых слабых мест администрации Ельцина.

    ***
     2Анализ либеральных и других движений.
    Почему не успев народиться, демократия уступает место ав

торитарному президентскому режиму и происходит "перестройка пе рестройки"?

    Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации",

предполагает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это подтверждает. Прежде всего, демократия тре бует, чтобы в обществе друг другу противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми гражданскими права ми . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собственности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демократии, а к ох лократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией! .. Но этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и институты были лишены адекватного демократического содержания и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демократии.

    Естественное и закономерное размежевание в стане демокра

тических сил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы демократичес кой перестройки. Пока демократы выступали "против" власть пре держащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были еди ны. На как только перед ними стал вопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружи лось, что наиболее организованное, опирающееся на мощную систе мы органов массовой информации крыло демократов, стоит на пра волиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Су ществует также альтернативный им блок - "Левая демократия". В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалис тической ориентации.

    В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что

интересы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и бу дущих наемных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не могут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что рас полагая несравненно лучшей материальной и пропагандистской ба зой, а так же искушенными идеологами, талантливыми публицистами и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным вниманием, но и определенным политическими рычагами.

    Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои

проблемы и разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями либерального лагеря не очень существенны. Глав ное для них - категорическое неприятие не только административ но-командной системы, но и "гуманного, демократического социа лизма". По общему мнению либералов, последний несовместим с принципами свободы личности, неприкосновенности частной собс твенности, политического плюрализма.

    Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими

нарождающимися движениями - в первую очередь новым рабочим дви жением. В 1990 году была образована Федерация независимых проф союзов России, укрепил свои позиции Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объявивший о создании нового горняцкого профсо юза; аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отрас лей промышленности. Прошел 1 Всесоюзный съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов, который выразил готовность разделить ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения: концерны и ассоцации (что в настоящее время и происходит).

    Все активнее выступали другие массовые демократические

движения - экологисты ("зеленые"), Федерация обществ потребите лей, молодежные, женские организации. Однако все они так и не стали главными действующими лицами политического процесса, не смогли переломить его инерцию. на деле победой демократов над КПСС воспользовались лишь либералы, развернувшие отчаянную борьбу против коммунистов-реформаторов.

    Однако борьба эта, если вынести за скобки события в При

балтике, где центру противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция национал-либеральных и национал-социалистических сил, - в целом отнюдь не является борьбой на уничтожение. Ибо рефор маторы в центре, во главе которых стоит Президент СССР, за пос ледний год сделали значительный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей.

    ***
     2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 2Кризис политической системы: необходимость компромисса.  0

    Борьба на политической арене страны шла главным образом

вокруг двух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день). Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма "сверху"? Или же, напротив, ликвидация этих струк тур и стихийное формирование капитализма "снизу"?

    Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо

непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все свя занные с ними издержки возлагаются, как правило, на политичес ких противников. Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического сканда ла, который разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). а между тем это решение было согласовано и с Б. Н. Ельциным, и с И. С. Силаевым. Известны и об ратные случаи, когда Центр сам находил "козла": введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931. 5 млн. ) рублей, "свалили" на Совет Министров РСФСР.

    К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму

нисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдель ности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, соци альной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих привержен цев.

    Понимание необходимости политического компромисса наблюда

лось как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих до кументах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "соци алистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократи ческими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в ре шении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, по хоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея комп ромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполни тельной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог раммной статьи Г. Х. Попова, озаглавленной не без претензии: "Что делать? ". ("Огонек", 1990, NN 50, 51). Идея гражданского согла сия путем приостановки действия иди полного роспуска всех поли тических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом говорили и А. А. Собчак, и лидер либерально-демократической пар тии России В. В. Жириновский. Либералы, по всей видимости, поня ли, что их время истекает, так и не начавшись.

    Роза политических ветров перестройки изменилась в очеред

ной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся власть - Советам! ", реформа торы даже не задумывались над тем, что Советы, которые переста ли быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. "Не компетентные демократы" кивали на "саботаж" со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.

    Каждая политическая сила стремилась искать собственный вы

ход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" - те слои, само существование кото рых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подтал кивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авто ритарного президентского режима при номинальной советской влас ти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. он нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась инерция конфронтации.

    Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансфор

мации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небоскло не, рассматривали ( и рассматривают) усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэ тому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предпола гается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформато ров, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фунда мента политической системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику.

    И все же определенный шанс предотвратить окончательную

"авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократических движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый вектор" преобразований (наряду с консерваторами, ре форматорами и либералами) может существенно изменить политичес кую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движе ния добиваются того, чтобы осуществлялся не бюрократический и не анархический вариант капиталистического развития. Крайне важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию государственной собственности.

    Не реформаторы и не либералы, а только демократические,

самодеятельные общественные организации трудящихся могут восп репятствовать замыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный бунт против грядущего рынка, антирыноч ную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого, однако, всем об щественно-политическим, потребительским, культурно-просвети тельным, профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться в мощный блок демократического единства.

    ***
     2П Р И Л О Ж Е Н И Е.
     2Краткая хроника событий (1985-1991 г. г. )
    ============================================
    1985

МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева Генеральным секретарем КПСС.

АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим", впервые прозвучали слова "перестройка" и "ускорение". Начало борьбы с пьянством и первых кадровых перемещений.

МАЙ: В речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул вклад в нее Коммунистической партии во главе с Иосифом

    Виссарионовичем Сталиным.
    1986

ЯНВАРЬ: Впервые за последние десять лет генсек обратился к на роду по телевидению с новогодними поздравлениями лич

    но. Перестройка телевидения, возвращение "прикрытых"
    передач.
    ФЕВРАЛЬ
    -МАРТ: XXVII Съезд КПСС.
    АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа.
    ИЮЛЬ

АВГУСТ: Закон об индивидуальной трудовой деятельности и бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ: Алма-Ата - первые волнения

    на нацио-нальной почве. Возвращение Сахарова из Горь
    ковской ссылки.
    1987

ЯНВАРЬ: На очередном пленуме Горбачев предупреждает: впереди еще самый трудный этап перестройки.

МАЙ: Смена министра обороны в связи с прилетом Руста. Первые раз мышления о многомандатных выборах.

СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии то тальных дефицитов.

    ОКТЯБРЬ: Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд".
    1988

ФЕВРАЛЬ: Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая кровь в Нагорном Карабахе.

МАРТ: Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое

    не единогласно.

СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со вета СССР.

    1989
    ЯНВАРЬ 2

АПРЕЛЬ: Выборы 2  0Выборы в ВС СССР. Артем Тарасов - партвзносы с трех миллионов.

АПРЕЛЬ: Кровавое воскресенье в Тбилиси. МАЙ: Первый Създ народ ных депутатов СССР.

ИЮНЬ: Первые забастовки шахтеров. ОКТЯБРЬ: Начало"откола" Вос точной Европы от СССР.

ДЕКАБРЬ: Второй Съезд народных депутатов СССР. Смерть Сахарова.

    1990
    ЯНВАРЬ

МАРТ: Выборы в республиканские и местные Советы. Первые сто тысячные демонстрации в Москве. АНТ: неудачная попытка

    торговли танками.

МАРТ: ВС Литвы принимает "Декларацию независимости". III Съезд народных депутатов отменил 6 Статью Конституции СССР.

    Введение поста Президента СССР.

МАЙ: Съезд народных депутатов России: избрание Бориса Ельцина Председателем ВС РСФСР. Начало "войны законов" и "па

    рада суверенитетов".

ИЮНЬ: Российская партконференция: Полозков и Макашов. ИЮЛЬ: XXVIII Съезд КПСС. Массовый выход из партии.

    АВГУСТ: Вступил в силу Закон о печати.
    СЕНТЯБРЬ: Особые полномочия для Президента.

ОКТЯБРЬ: Нобелевская премия для Президента. Продовольственная помощь для народа. НОЯБРЬ: Программа "500 дней" нача

    лась, но быстро завершилась.

ДЕКАБРЬ: IV Съезд народных депутатов СССР. Отставка Шеварднад зе, инфаркт Николая Рыжкова. Избрание вице-президентом

    Геннадия Янаева.
    1991

ЯНВАРЬ: Трагедия в Литве. Новый премьер Валентин Павлов начина ет с обмена денег.

ФЕВРАЛЬ: Постановление о совместном патрулировании. Выступление Бориса Ельцина. Митинг на Манежной площади.

    17 МАРТА: Референдум сказал "да".
    2 АПРЕЛЯ: Новые цены.

МАРТ-АПРЕЛЬ: Внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. 19 АВГУСТА: Победа демократии.

    ----------------
    "ВМ" 6 марта
    О степени доверия москвичей различным органам власти:
    Да 50/50 Нет Не знаю
    Я Ф Я Ф Я Ф Я Ф
    1. Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 10
    2. Кабинет министров СССР -- 11 -- 18 -- 53 -- 18
    3. ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 16
    4. ВС РСФСР 47 40. 5 24 26. 5 16 19 13 15
    5. МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10
    ----------------
    "МК" 23 февраля

Поголовье скота сократилось на 15%, к маю на 40%. Не засеяно 4 млн га озимых, не вспахано 13. 5 млн га зяби. Остановлено 500 заводов и фабрик легкой промышленности. Павлов обещал повышение цен на 60%.

    ----------------
    "МК" 18 апреля
    Популярность политических лидеров:
    октябрь апрель
    + ? - + ?
    М. С. Горбачев 61 25 24 34 21 45
    В. С. Павлов 22 30 48 - -
    Б. Н. Ельцин 73 18 9 70 15 15
    15 И. С. Силаев 55 34 11 - -
    ----------------- "ъ" Рост потребительских цен с 1985 года:
    1985 100%
    1986 103%
    1987 106%
    1988 111%
    1989 116%
    1990 125%
    1991янв 134%
    1991фев 153%
    1991март 176%
    1991апр 300%
    1991май 311%
    1991июнь 348%
    1991июль 410%
    1991авг 493%
    ------------------
    "АиФ"
    На территории СССР количество преступлений в 1990 по срав

нению с 1989 возросло на 16. 3%, достигнув 1. 336 тыс. , из них тяжких более 250. 000. Число преступлений против личности воз росло на 10% (умышленных убийств - 14. 979 (15. 4%), тяж ких те лесных повреждений - 39. 673 (11. 4%), изнасилований - 14. 443 (2. 7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на 19. 8%, квартирных краж - на 24. 3%.

    Раскрываемость преступлений - 45. 4%. В 1990 году нераскры

тыми осталось 684. 739 преступлений, что на 25% больше, чем в 1989 г.

    Количество зарегистрированных преступлений за январь-фев

раль 1991 года увеличилось на 24%. Каждое второе убийство предумышленное. Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1. 5 раза выше, чем среди 25-28-летних.

    ---------------
    "АиФ"

За январь-февраль 1991 г. 5%-налог составил сумму 931. 5 млн. руб. Данные по республикам (млн. руб):

РСФСР - 582. 2 Украина - 15. 1 Белоруссия - 82. 2 Узбекистан

62. 4 Казахстан - 66. 5 Азербайджан - 7. 3 Молдова - 55. 9 Кыр

    гызстан - 36. 4 Таджикистан - 4. 2 Армения - 2. 3 Туркмения
    17. 0
    ---------------
    "АиФ"
    Средняя чистая зарплата - 220 руб (1989).
    --------------
    "АиФ"
    На проведение референдума - 118. 000. 000 руб.
    --------------
    "АиФ"
    Эмиссия денег в СССР:
    1988 - 11. 5 млрд. руб.
    1989 - 18 млрд. руб.
    1990 - 25 млрд. руб.
    1991 - 50 млрд. руб. (по оценкам экономистов).
    -------------
    "РабТрибуна"
    Итоги референдума:
    76% - ДА
    22% - НЕТ
    2% - ?

Да: РСФСР- 71. 3% Украина - 70. 2% Белоруссия - 82. 7% Узбекистан - 93. 7% Казахстан - 94. 1% Азербайджан - 93. 3% Таджикистан

    96. 2% Киргизия - 94. 6% Туркмения - 97. 9%
     2Список используемой литературы:
    1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
    2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991
    3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991
    4. "Перспективы", апрель 1991
    5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991
    6. Материалы XVII Съезда КПСС
    7. "Страницы истории советского общества", 1989
    8. Н. Верт "История Советского Государства"
    ***

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать