Музейное дело в Вятской губернии - Кировской области в 1918-1940 гг. - (диплом)
p>Сбор музейных предметов для музея революции шел очень медленно. Не было помещения, штатных работников. Губком партии вынужден был послать во все укомы письма с просьбой прислать документы в обязательном порядке. На местах, как например, в Халтурине это требование поняли буквально так, что необходимо изымать материалы из музея и высылать в губернский центр. Соответственно Халтурнский Уком обратился к Губкому с требованием разъяснить данное письмо. Если все будет передано в музей революции, то что покаывать в уездном музее? Гцубком партии дал разъяснение, что посылать только дубликаты, копии и т. д. Но несмотря на письма Губкома, музеи отвечали, в основном, отказами. Так, малмыжский музей ответил, что ценных материалов нет. Уржумский музей предложил только копию с фото Елкина, да и то при согласии лиц, сдавших ее в музей. В первых числах июля 1927 года музею было отведено помещение в Доме политпросвещения по адресу: ул. Ленина, 82/17. С 1 августа

1927 года губернский музей революции был включен в государственную сеть[xxiii] и открыт для посетителей. [xxiv]Ликвидация Вятской губернии, с вхождением ее территории в Нижегородскую область повлекли за собой ликвидацию Губмузея и передачу его функций музею местного края. Музей революции вошел в состав музейного объединения.

    Как же развивались музеи в уездах ?

До революции в уездах Вятской губернии имелся ряд музеев. Это: Сарапульский и музей Кукарский родиноведческие музеи. Губерния включала 11 уездов, но Вятский уезд примыкал к городу Вятке, Елабужский уезд после революции отошел к Татарской АССР, Сарапульский и Глазовский уезды– к Удмуртии. О том, как рождались уездные музеи, подготовка к открытию которых была начата в разгар гражданской войны, а потом велась в условиях тяжелейших 1921– 1922 года мы и попытаемся разобраться. До сих пор нельзя достоверно указать точную дату создания Слободского музея. Так в буклете“Слободской краеведческий музей”, сотрудник Слободского музея В. В. Шихов пишет: “.... Слободской краеведческий музей имеет двух создателей (имея в виду С. М. Луппова и В. В. Лебедева) и две даты рождения.... ”Но может ли музей, никогда не закрывавшийся, иметь две даты рождения? Что скрывается за этими словами? Если две даты основания, то есть принятия местными властями решений о создании двух различных музеев, то полностью согласен. Если имеется в виду две даты его открытия для посетителей, то такого просто быть не может.

Районная газета “Ленинский путь” 17 мая 1961 г. поместила статью бывшего директора С. М. Ружевского “Слободскому музею 40 лет”. Уже в самой этой статье имеются противоречия. В своих воспоминаниях автор допускает ряд ошибок. В начале статьи он пишет: “Музей был создан в 1920 г. В. В. Лебедевым. Ему помогали С. М. Луппов, Н. И. Янкевский, Б. А. Платунов и т. д... .. ”Дав первоначальное название музея, как художественного, автор тут же пишет, что“музей был открыт в мае 1921 г. в бывшем доме купца Шулакова, что на ул. Советской (сейчас здание гостиницы) и размещался в 8 комнатах. В его составе были отделы природы, истории, промышленно– экономический и художественный”, то есть в этом случае четко говориться об одном основателе –В. В. Лебедеве, но опять же фигурируют две даты: 1920 (создание) и 1921 (открытие).

Но, что скрывается под словом “создание”не ясно. Давайте обратимся к протоколам, отчетам и другим документам Слободского УОНО, Вятского ГубОНО, как структурного подразделения комитета по делам музеев и охране памятников (Губмузей), хранящихся в фондах государственного архива Кировской области (ГАКО).

9 марта 1919 г. на заседании коллегии Слободского уездного отдела народного образования было принято решение о создании в г. Слободском уездного музея родного края, подобного губернскому. Была утверждена смета на создание музея 24 марта УОНО послало письмо в ГубОНО с данным сообщением и просьбой выделить штаты новому музею. [xxv]На заседании 23 марта члены коллегии единогласно приняли решение о том, чтобы обратиться в ГубОНО с просьбой выделить на создание музея 10000. [xxvi]Отсутствие средств, а самое главное опытных работников, задержало начало работ по созданию музея вплоть до 1920 года. На заседании коллегии УОНО 23 мая 1919 года было решено создать в г. Слободском художественную студию. Утвержден состав студии, ее заведующим утвердили Сергея Михайловича Луппова, преподавателя ИЗО школы 2 ступени. В Уставе студии было записано, что студия планирует создание своего художественного музея. [xxvii]В ноябре 1919 г. студия перешла непосредственно в подчинение и финансирование отделу изобразительного искусства Наркомпроса. [xxviii]Может быть именно это и сыграло главную роль в скором создании и открытии именно художественного музея в Слободском. Основу этого музея составили 30 картин, привезенных С. М. Лупповым в ноябре 1919 года из отдела ИЗО Наркомпроса. [xxix]29 ноября заведующий художественной студией отчитывался перед членами на общем собрании о поездке в Москву и привозе кистей, красок, а главное, картин. В это время в Слободском проходила отчетная выставка работ местной студии. 18 января 1920 г. собралось заседании комиссии по присуждению премии лучшим работам. На этом заседании присутствовал вятский художник А. Деньшин. Он предложил передать в создаваемый музей с выставки 2 работы (С. М. Луппова и Ф. К. Шмелева) по 2500 руб. Каждую. А кроме того ускорил работы по созданию музея. Принимается решение об утверждении предложения А. Деньшина и создании музейной комиссии. [xxx]В начале марта 1920 года под музей было выделено помещение на втором этаже в бывшем доме Платунова на ул. Советской, состоящее всего из 3–х комнат. [xxxi]Но наличие, даже еще только на бумаге данного помещения повлияло на судьбу музея. 27 марта 1920г. Губмузей зарегистрировал Слободской художественный музей и выделил штаты на его содержание. Заведующим музеем назначен Сергей Михайлович Луппов. Исполнял он эти обязанности наряду с заведованием художественной студией, ее живописной мастерской. Первоначально, дата открытия музея была определена на 4 июля 1920 года. [xxxii]Но, как было сказано через несколько дней после названия дня в листовке, выпущенной УОНО в Слободской типографии“Открытие Слободского художественного музея не состоявшееся 4 июля (ввиду недостаточной информированности населения) назначается на 13 июля 1920 г. в 6 часов вечера в присутствии представителей губернского музея. Адрес музея угол Советской и Платуновской”. На открытие музея приехали из Вятки зав. Губмузеем архитектор И. А. Чарушин и заведующий областным музеем местного края, член коллегии Губмузея А. С. Лебедев. [xxxiii]В отчете Слободского УОНО и ГубОНО о своей работе с 1 по 14 июля записано следующее: “Открыт художественный музей”. [xxxiv]

12–13 ноября 1920 года Вятский областной музей провел конференцию работников музейного дела. На данной конференции выступил В. В. Лебедев. В своем выступлении он сказал, что в Слободском открыт художественный музей, который у публики не вызвал сочувствия, так как весь его состав 30 картин футуристического направления. Именно на этой конференции В. В. Лебедев и привел впервые мнение некоторых местных начальников, что“фунт гвоздей дороже вашего художественного музея”. Кроме того он сказал, что из – за развернувшейся борьбы за помещение, музей временно закрыт[xxxv]. Что же происходило в эти годы с организацией родиноведческого музея? Для активизации работы по его созданию в сентябре 1920 г. была образована специальная музейная комиссия. Возглавил ее Всеволод Владимирович Лебедев, перешедший на эту работу из библиотеки специально инструктором по музеям подотдела внешкольной работы.

В списке учреждений, подведомственных внешкольному подотделу УОНО на 24 декабря 1920 г. записано следующее: “1. Слободской художественный музей, угол Советской и Платуновской, зав. С. М. Луппов, проводятся лекции, выставки, пояснения в залах. 2. Музей местного края, Ленина и Вятская, зав. В. В. Лебедев. Проводится сбор материалов. 3. Сельско–хозяйственный музей уездного земотдела, Ленина и Кузнечной, зав. Катаргина Александра Владимировна, проводятся объяснения пользования сельхоз. Машинами, семенами, удобрениями. 4. Школьный музей при 9– й Сов. Школе, Новая, 105, прокат учебно – наглядных пособий”[xxxvi]То есть музей местного края не открывался, штатов не было. Соответственно, самостоятельным его считать нельзя.

20 января 1921 г. на коллегии Губмузея был заслушан отчет о работе Слободского музея. С. М. Луппов сказал, что в настоящее время музей выселен из помещения и все его вещи находятся в сарае. В целом 1921 год выдался для страны тяжелым, шло массовое сокращение культпросвет учреждений. Вероятнее всего, именно это поэтому на заседании коллегии Губмузея 20 января 1921 г. было предложено объединить в Слободском открытый художественный музей и создающийся музей истории местного края. [xxxvii]Уже 30 января 1921 г. проходило объединительное собрание музеев г. Слободского. В решении было записано о создании объединенного правления, единой экспозиции. Уже 8 февраля 1921 г. Губмузей утвердил решение собрания о слиянии двух музеев в один с прежним названием“научно – художественный музей”. Под этим названием он существовал до 1927 г. В апреле 1921 г. объединенный музей получает помещение. Объединенному музею был передан дом бывший Кропачева по ул. Гоголя. Открытие новой экспозиции состоялось 2 мая 1921 г. Заведующим музея в это время был уже В. В. Лебедев, вскоре переехавший в Вятку. В отчете Губмузея за 1922 г. написано что Слободской научно–художественный музей был переведен в другое помещение. Он имеет отделение в с. Анкушино. [xxxviii]

Таким образом, у Слободского краеведческого музея имеются две даты основания: 9 марта 1919 г. и 23 мая 1919 г. , когда были приняты решения о создании музея местного края и художественной студии. Кроме того, выявлена дата включения Слободского музея в государственную сеть–20 марта 1920 г. , датой же открытия музея для посетителей следует считать 13 июля 1920 г. Все происходящее в дальнейшем, в том числе и 2 мая 1921 г. , следует считать открытием новых экспозиций, переездом в другие помещения, но никак не днем открытия музея для посетителей. Основателем же музея можем считать В. В. Лебедева.

“Люди работали тогда не отдыхая, - писал В. В. Лебедев, - крепко закручена была в каждом воля. ”

В. В. Лебедев сумел выпустить два краеведческих сборника о работе музея. В первом из них он доказывал, что советский музей–это исследовательский орган, изучающий природу и культуру местного края, объединяющий местные общественные силы для развертывания воспитательной и образовательной работы, для помощи в реорганизации школьного дела[xxxix]. Излагалось новое понимание роли музеев в советском строительстве, новый подход к их организации.

В дальнейшем музей работал успешно. В 1924 году он значительно расширился, в нем имелось 1700 музейных предметов, большая коллекция местных птиц, гербарий местной флоры. В 1926 году посещаемость доходила до 5482 человек. После В. В. Лебедева с 1922 года заведовал музеем краевед С. Л. Ружевский, сотрудником– лаборантом был Н. А. Оглобин. С 1925 по 1931 год заведующим музеем работал Н. Г. Лапин, участник гражданской войны, много сделавший для улучшения деятельности музея. Позже, в 1934–1936 гг. , он был научным сотрудником ижевского краеведческого музея, а после Великой Отечественной войны– директором, а затем хранителем картинной галереи в Челябинске. Хотя общество краеведов в Советской России создано было еще в 20 –х , тогда же появилось и отделение в Вятке, но активная деятельность Центрального Бюро Краеведения приходится на середину двадцатых. Так в октябре 1926 года на заседании Центрального бюро краеведения В. В. Лебедев сделал доклад о краеведении в гор. Слободском Вятской губернии. Он отметил, особое оживление работы после местной школьной конференции, где стояли вопросы не только о краеведении в школьном преподавании, но и о краеведении вообще. Начаты были библиографические работы, музею удалось получить средства на организацию экспедиции по этнографическому изучению населения. [xl]

Подобно тому, как рождался Слободской музей, в такой же обстановке, такими же силами самоотверженно работавших молодых культпросветработников, комсомольцев и учителей были организованы и остальные уездные музеи.

В первое десятилетие после революции наиболее содержательную работу, кроме Слободского музея, вели Малмыжский, Халтуринский (Орловский) и Яранский музеи. Малмыжский музей считался тогда самым из уездных музеев богатым в губернии по количеству имевшихся коллекций. /6100 предметов и библиотека в 4500 томов/. Богатства музея сложились весьма своеобразно. В дореволюционном Малмыже имелись любители– коллекционеры. Один из них – Новиков – коллекционировал минералы и кости допотопных животных –мамонта, носорога. Уроженец слободы Ильинской Малмыжского уезда, этнограф и археолог С. К. Кузнецов с 1876 года собирал коллекции древностей, национальной народной одежды, записей преданий и местного фольклора. [xli] Кроме того, в Малмыже с 1893 года работал открытый земством кустарный музей. Начало краеведческой работе в Малмыже положил М. Г. Худяков. Уроженец Малмыжа, казанский студент, ученик и друг С. К. Кузнецова, он в 1916 году опубликовал самостоятельные работы: “Исторический очерк города Малмыжа”, “Древности малмыжского уезда”. В Малмыже он считается “летописцем” города и района. Старейшина вятского краеведения Н. А. Спасский называл его “талантливым, многообещающим”. В 1919 –1925 гг. М. Г. Худяков заведовал отделом в Казанском центральном музее, активно участвовал в казанской печати. С 1925 года он в Ленинграде, работал научным сотрудником в государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова–Щедрина, затем в государственной академии истории материальной культуры. В 1935 году получил звание доктора исторических наук. В 1937 году талантливый ученый стал жертвой необоснованных репрессий. [xlii]

В 1918 году в Малмыже возникло историческое общество, организованное М. Г. Худяковым. Оно взяло под охрану местные коллекции, на основе которых и был создан малмыжский музей. Большую роль в создании музея сыграл энергичный инструктор музейного дела И. А. Машковцев, окончивший в 1920 году музейные курсы в Вятке. Он привлек к работе старого мирового судью О. А. Забудского, человека высокой культуры, знавшего европейские языки. Совместными усилиями И. А. Машковцева, М. Г. Худякова и О. А. Забудского музей был открыт в марте 1921 года.

О. А. Забудский заведовал музеем до 1927 года. Его сменил брат М. Г. Худякова Иван Георгиевич. [xliii]

Подробное описание богатств и экспозиций музея дал М. Г. Худяков в статье “Музеи Малмыжского края”, помещенной в “Казанском музейном вестнике” /1922, № 1/. Музей вел массовую работу среди населения, руководил краеведческой деятельностью учителей в школе, выпустил 12 номеров рукописного журнала“Труды Малмыжского музея”. Посещаемость музея по сведениям 1927 года доходила до 4000 человек в год. В числе актива музея работала В. А. Четырбок, которая позднее, в 1934– 1941 гг. Была научным сотрудником Кировского областного музея. В июле 1921 года М. Г. Худяков познакомился в селе Новой Тушке с замечательным сельским музеем, созданным учителем А. И. Янкиным и написал о нем статьи в Казанском“Вестнике просвещения” и в “Казанском музейном вестнике”. Они привлекли внимание Центрального бюро краеведения и в 1923 году доклад А. И. Янкина о работе сельского музея был заслушан в ЦБК. [xliv] А. И. Янкин, учитель Ново – Тушинской школы 1 ступени, в1919 –1920 учебном году задумал организовать школьный музей, но потом решил поставить дело шире и устроить деревенский музей, чтобы привлечь к его работе все население села, а не только школьников. Крестьяне заинтересовались его начинанием, включились в собирание музейных экспонатов и в апреле 1921 года музей открылся. В музее числилось до 500 предметов, размещенных в шести отделах: историческом, этнографическом, природоведческом, педагогическом и сельскохозяйственном. Этот музей можно считать 1-м губернским школьным музеем. 13 июля 1921 года в Новой Тушке состоялась 2 уездная конференция по музейному делу Малмыжского уезда, в которой приняли участие представители Малмыжского, Тушкинского, Казанского музеев. Здесь– то М. Г. Худяков и познакомился с А. И. Янкиным. “Пламенный энтузиаст, горячо преданный своему делу, всецело поглощенный мыслью о пользе народной”, - писал потом М. Г. Худяков о Янкине.

Кроме краеведческой работы А. И. Янкин был начинателем разных общественных дел. : организовывал в селе кружок самообразования, пожарную команду, ставил любительские спектакли и сам в них участвовал. В 1922 году он переехал с музеем в село Рожки, преподавал в школе 1–й ступени. Школьники под его руководством изучали историю окрестных деревень, быт народностей уезда, историю города Малмыжа. Он проводил с учащимися экскурсии в природу и по историческим местам района.

В 1923 году музей переехал в с. Старую Тушку; А. И. Янкин числился членом корреспондентом ЦБК и в 1927 году опять докладывал об опыте своей работы. Количество экспонатов музея дошло до 2000. Работало общество по изучению местного края, состоявшее из крестьян. Общество издавало рукописный журнал“Музейные проблески” и стенную газету “Наша деревня”. Журнал “Краеведение” отметил, что “Музейные проблески” дают “драгоценный краеведческий материал”. Сельский музей был включен в музейную сеть республики. В апреле 1928 года зав. Малмыжским уездным музеем И. Г. Худяков выступал с докладом на заседании Ленинградской группы президиума ЦБК. В постановлении по его докладу музей А. И. Янкина был признан показательным музеем волостного масштаба. [xlv]

    В 1929 году А. И. Янкин перевел музей в с. Шурму.

Группа малмыжских выдающихся краеведов 1920 –х годов, с большой любовью работавших на пользу родному краю - замечательное явление в истории краеведения. Талантливый ученый М. Г. Худяков, молодые культпросвет работники И. А. Машковцев и И. Г. Худяков, старый интеллигент О. А. Забудский и неутомимый пропагандист краеведения учитель А. И. Янкин все силы отдавали увлекшему их делу - познанию края и вовлечению народа в его познание. Халтуринский музей возник 21 сентября 1917 году как музей образования, но по решению Орловского уездного исполкома 8 июня 1918 г. стал городским музеем по истории и природе уезда и вошел в государственную сеть... 20 февраля 1919 года обновленный музей был открыт для посетителей. Особенно широко развернулась его работа, когда с 1925 года музеем стал заведовать украинец В. Ф. Северновский, до того, в 1923–1925 гг. Заведовавший музеем в городе Советске. В г. Халтурине о нем осталась добрая память. Он собрал богатейший музейный фонд, развернул интересные экспозиции о природе Вятского края, об историко–революционном прошлом района, о С. Халтурине, о сельском хозяйстве и промышленности района, открыл художественную галерею. Музей называли“подлинно крестьянским”, настолько он был популярен среди крестьян. В нем проводились лекции и выставки по вопросам сельского хозяйства. В базарные дни, когда в город съезжались крестьяне со всего района, в музее выступали с популярными беседами врач и агроном. В 1925 году музей посетили 43799 человек. [xlvi] В 1926 году стало действовать Халтуринское уездное бюро краеведения. В уезде работали краеведческие кружки в селах Шалегове, Истобенском и при школах. Ими руководил В. Ф. Северновский. Он старался благоустроить музей и территорию музейного двора и парка, разбил прекрасный цветник, вычистил пруд, проложил аккуратные дорожки.

Яранский центральный музей был создан 1 декабря 1918 г. путем слияния земского кустарно–промышленного и местных музеев образования. Эта дата также является датой вхождения музея в государственную сеть. Инициаторами слияния музеев явились первые яранские комсомольцы во главе с учителем Г. И. Осиповым, возглавившим вскоре Яранский музей. Потом музеем заведовал А. А. Артемов, он в 1924 г. был членом–корреспондентом Центрального бюро краеведения. При музее в активе состоял М. А. Лагунов, ставший в последствии одним из лучших общественных и культурных деятелей Яранска. Фонд из 3000 предметов был размещен в 8 экспозициях, в музей приходили на экскурсии, имелся показательный сад, огород, велось кролиководство для наглядного ознакомления населения. По богатству собранных в музее архивных материалов он был объявлен уездным архивом. Устраивались сельскохозяйственные выставки, из которых одна была особенной. Она показывала в 267 экспонатах неурожайный голодный 1921 год. В 1925 г. А. А. Артемов провел 28 лекций–бесед по всем отделам музея. В 1923 г. музей посетило 11677 чел. , из них 4207 крестьян; в 1925г. – 10311 посещений, из них 80 процентов – крестьяне; в 1927г. – 16519 посещений. Активно работал в Яранске кружок местной школы взрослых. Он регулярно выпускал содержательный рукописный журнал“Наш край”. [xlvii]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать