Мятеж Корнилова - (реферат)

Мятеж Корнилова - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Мятеж Корнилова
    Расстановка классовых Сил накануне восстания

После июльских событий наметился некоторый спад революционной активности масс, возникли определенная растерянность и замешательство в среде леворадикальных сил. Но это продолжалось недолго. Эти процессы были как бы заблокированы дальнейшим углублением экономического, финансового ч социально-политического кризиса, ставшего, как и ранее, катализатором развития революции. К концу августа в стране уже вполне зримо стали проступать все признаки общенационального кризиса. И об этом во весь голос говорили представители и правых, и левых на Государственном совещании, разумеется, по-разному интерпретируя его причины. Экономика страны находилась на грани развала. Промышленное производство сократилось по сравнению с 1916 годом на 40%, более 700 предприятий были, закрыты и десятки тысяч рабочих оказались выброшенными на улицу. Чудовищных размеров достигла инфляция, надвигался голод. Хлебный паек на человека снизился до 150 граммов, (с июля карточная система распределения была введена и на другие основные виды продовольствия—мясо, жиры, яйца и т. д. ). Огромные трудности испытывала и армия, насчитывающая 9, 5 млн. человек, а продовольственного обеспечения хватало лишь на 7 миллионов. '

В этих условиях выступления рабочих стали отличаться большей агрессивностью и политизированностью. Они начали изгонять с предприятий предпринимателей и самочинно устанавливать рабочий контроль над производством. В деревне стал разгораться пожар “аграрных беспорядков”. Крестьяне теперь уже не ограничивались захватом земель, они стали отнимать у помещиков скот, инвентарь, грабить и сжигать барские усадьбы. Попытки использования войск для усмирения крестьян не давали желаемых результатов: они лишь. усиливали общее недовольство всех трудящихся политикой правительства и увеличивали число волнений в армии.

г См. : Свободная мысль, №. 10, 1996 г. , сВременное правительство, ослабляемое внутренними разногласиями и распрями, все больше и больше утрачивало контроль над ситуацией. Страну захлестывала волна стихии, анархии и беспорядков. Подогревали обстановку в стране слухи о готовящихся планах военных по ликвидации кризисной ситуации в стране. И слухи были не безосновательными: в конце августа произошло событие, приведшее к новому глубокому излому в развитии русской революции—мятеж генерала Корнилова.

Подготовка к путчу велась исподволь и фактически с ведома Керенского, которому импонировали многие из мер предлагаемых Корниловым для наведения порядка в стране и в армии. Но истинных целей военных он не знал. Однако у него были основания относиться к Корнилову и верхам армии с подозрением. Керенский хорошо знал о своей непопулярности и непопулярности правительства в целом в среде бывших царских генералов и офицеров-монархистов, считавших его, как и большевиков, виновными в разложении армии. Но он никак не мог отказаться от заигрывания с военными, поскольку втайне надеялся использовать их в нужный момент как ударную силу в борьбе с леворадикальными силами. Сразу же после Государственного совещания Керенский сообщил управляющему военным министерством о своем согласии с содержанием записки Корнилова и дал ему поручение разработать для ведения переговоров соответствующий план действий.

Переговоры с верховным главнокомандующим состоялись 23 августа, где стороны и договорились: о введении военного положения в столице, выделении Петрограда и его окрестностей из пределов Петроградского военного округа с передачей в подчинение Ставке, об издании закона о смертной казни в тылу и о переброске 3-го конного корпуса генерала А. Крымова, в том числе и туземной (“дикой”) дивизии Д. Багратиона ближе к столице (в район Пскова и станции Дно). Была также достигнута договоренность о реорганизации правительства путем введения в его состав угодных во

    177

енным министров с оставлением Керенского на посту премьер-министра. Соглашение состоялось, хотя каждая из сторон не раскрывала всех своих карт и вела себя настороженно, ибо в печати, публичных выступлениях политиков, частных разговорах упорно муссировалась идея об антиправительственном заговоре. В дальнейший в ход событий вмешался бывший обер-прокурор Синода В. Львов. ' 26 августа он прибыл к Керенскому, побывав перед этим в Ставке, и предъявил ему от имени Корнилова ультиматум о передаче власти верховному главнокомандующему. Керенскому и Б. Савинкову предлагалось прибыть в Ставку для переговоров о формировании нового правительства.

Керенский, до этого постоянно колебавшийся между правыми и левыми, резко повернул влево и стал действовать быстро и решительно. 27 августа Корнилова объявили мятежником, и он был смещен с поста верховного главнокомандующего. Министры-кадеты были отправлены в отставку, а премьер-министр получил долгожданные чрезвычайные полномочия.

Керенский в этот трудный час сумел преодолеть себя и обратиться к населению, ко всем демократическим силам с призывом встать на защиту революции от угрозы военной диктатуры. И он получил поддержку, в том числе и со стороны большевиков.

Корнилов не подчинился решению правительства, объявил о взятии власти в свои руки и призвал армию и население не выполнять распоряжения правительства. Генералу Крымову был отдан приказ двигаться на Петроград и выполнять поставленные задачи. В момент подхода корпуса Крымова к Петрограду планировалось организовать вооруженное выступление около 3 тысяч офицеров и юнкеров.

' По мнению специалистов, во всей этой истории есть еще много “темного” и пока что необъяснимого.

    178

В своих воззваниях и обращениях к армий, казакам и населению Корнилов так формулировал свои цели: преодоление анархии, наведение в стране и армии порядка и дисциплины, создание правительства из лиц, пользующихся доверием народа. Форму правления в стране должно было, по мнению Корнилова, определить Учредительное Собрание.

Выступление генерала Корнилова являлось акцией неповиновения и неподчинения легитимной . власти, и поэтому оно вполне правомерно квалифицируется как антиправительственной мятеж, путч.

Вечером 27 августа ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком крестьянских Советов выразили доверие правительству. Керенскому было поручено заменить ушедших в отставку министров-кадетов, которых массы воспринимали уже как пособников Корнилова, “демократическими элементами”. На этом заседании было согласовано также решение начать подготовку нового представительного органа с участием только революционно-демократических сил. Так родилась идея о Демократическом совещании.

В тот же день по решению ЦИК Советов был создан чрезвычайный орган —Комитет народной борьбы с контрреволюцией. В его состав вошли представители президиума ЦИК Советов и Исполкома Совета крестьянских депутатов (по 5 человек), представители профсоюзов, по три человека от меньшевиков, эсеров, большевиков. ' Так в трудные для революции дни впервые представители всех социалистических партий и организаций выступили единым фронтом. Именно единство всех социалистических и демократических сил и предопределило фактически бескровную победу над мятежниками.

29 августа части Петроградского гарнизона заняли боевые позиции. На защиту столицы встали рабочие, солдаты и матросы Выборга, Ревеля, Гельсингфорса и всех прилегающих районов. На предприятиях создавались отряды Красной ' Большевики обусловили свое участие в этом комитете освобождением всех арестованных по событиям 3—5 июля. При этом они всячески афишировали свое недоверие Керенскому и подчеркивали технический и информацонный характер временного блока с умеренными социалистами.

    179

Гвардии (40 тысяч человек) и специальные отряды для проведения оборонительных работ. Железнодорожники заблокировали пути. По решению ЦИК и Петроградского Совета в войска генерала Крымова были направлены группы агитаторов, в том числе и большевики, для проведения среди казаков и горцев из “дикой” дивизии разъяснительной работы. Так был создан огромный перевес сил революционной демократии. Потому и не произошло кровопролития. Агитации и блокирования железных дорог оказалось вполне достаточно. Казаки и горцы отказались стрелять в защитников столицы. Генерал Крымов, убедившись в провале мятежа, застрелился. Это было 31 августа, а на другой день в Могилеве, в Ставке, были арестованы и взяты под стражу генералы Корнилов, Деникин, Лукомский, Марков, Эрдели и др. '. Своеобразным символом победы революционной демократии над силами реакции стало провозглашение России республикой 1 сентября 1917 года.

Провал корниловского мятежа привел к резкому и существенному изменению политической ситуации в стране. Правые силы потерпели сокрушительное поражение. Кадеты, ушедшие в отставку в разгар кризиса и косвенно поддержавшие военных, были дискредитированы. Широкие массы революционных рабочих и солдат воспринимали их как соучастников корниловщины2. Народ был вооружен, Красная Гвардия, опиравшаяся на фабзавкомы и другие массовые организации, превращалась в реальную военную силу. Позиции эсеров и меньшевиков из-за их постоянных колебаний и бездействия оказались существенным образом подорванными. А большевики в этой обстановке уверенно “набирали очки”. Соотношение классовых сил менялось в их пользу. Это отразилось прежде всего на политике Советов рабочих и солдатских депутатов: в ходе борьбы с мятежниками началась бурная полоса их большевизации. 31 августа больше

' См. книги: Наше отечество. Опыт политической истории. М. , 1991, с. 372—376; Октябрьская революция. Вопросы и ответы. М. , 1987, с. 166—172. 2 Лидер кадетов П. Милюков определял позицию своей партии по отношению к Корнилову следующей формулой: сочувствие, но не содействие”. 180

вистскую резолюцию “О власти” принял Петроградский Совет', 5 сентября — Московский Совет, за ними последовали и многие другие Советы2. В период борьбы с мятежниками, когда в силу сложившихся обстоятельств возникло единство ведущих социалистических, советских партий, снова появилась реальная возможность мирного развития революции. Большевики моментально отреагировали на эту ситуацию. В принятой ЦК 31 августа резолюции “О власти”, руководству Советов выдвигалось предложение о компромиссе: предлагалось создать из представителей меньшевиков и эсеров (без кадетов), правительство, ответственное перед Советами, и осуществить требования народа: заключиь демократический мир, передать крестьянам помещичью землю, ввести рабочий контроль на предприятиях и т. д. При этом большевики заявили, что они не претендуют на участие в этом правительстве, не настаивают на немедленном переходе власти в руки пролетариата и оставляют за собой лишь право на свободную агитацию за свою программу. ' В течение нескольких дней после принятия резолюции большевиков руководящие органы Совета— исполком и Президиум исполкома—находились в руках эсеров и меньшевиков. И только 9 (22) сентября состоялось голосование по вопросу о доверии руководству Совета. Большинством в 549 голосов (против 414, при 67 воздержавшихся) ему было выражено недоверие. Старый состав Президиума исполкома (Чхеидзе, Цереггели, Скобелев, Чернов, Анисямов, Дан, Год) подал в отставку.

Новые руководящие органы были сформированы на многояартийной основе. Председателем исполкома Совета стал Л. Троцкий. В состав Президиума исполкома были избраны 4 большевика, 2 эсера и 1 меньшевик (протоколы ЦК РСДРП (б). М. , 1958, с. 259—260). В книге “Наше отечество. Опыт политической истории” (т. 1. М. , 1991, с. 381), называется другой численный состав Президиума—13 большевиков, 6 эсеров и 7 меньшевиков. Видимо, в этом случае речь должна идти о составе исполкома Совета, а не Президиума.

2 Начавшаяся большевизация Советов предопределила восстановление лозунга “Вся власть Советам! ”. Но его содержание стало уже иным. В. И. Ленин подчеркнул, что с середины сентября этот лозунг стал “равносилен призыву к восстанию”. (Ленин В. И. Полн. собр. соч. , т. 34, с. 388).

    181

В этот ответственный для истории русской революции момент Керенский, как глава правительства, не проявил нужной решительности и последовательности, политической воли и здравого смысла. Он делал шаги, которые как будто нарочно подтверждали распространившиеся в обществе слухи о продолжающихся его контактах с корниловцами. Так, 1 сентября было объявлено о создании Директории из 5 человек (Совет пяти), в которой кадеты отсутствовали, но было двое военных—генерал А. Верховский и адмирал Д. Вер-дёревский. Кроме них и самого Керенского, в ее состав вошли беспартийный М. Терещенко и меньшевик А. Никитин.

В тот же день Керенский подписал приказ по армии № 907, который фактически перечеркивал то, что было достигнуто в сфере демократизации армии. В частности, среди прочих пунктов были и следующие:

—упразднить все чрезвычайные органы контроля над штабами, а солдатским комитетам и комиссарам не выходить за рамки своих полномочий;

— отменить всякий контроль за военными сообщениями и передвижениями частей; —прекратить все виды политической борьбы в армии, самовольные смещения и аресты. '

Этим дело не ограничилось. Керенский объявил себя Верховным главнокомандующим, а начальником штаба назначил генерала М. Алексеева, который с симпатией относился к Корнилову и был далек от демократических взглядов. И при всем этом не было сделано ни шага в направлении решения насущных социально-экономических проблем. С упорством обреченного правительство бездействовало. И происходило это в тот момент, когда страна приближалась к краю пропасти, а возмущение и негодование народа было доведено до предела.

Итак, в конце августа —начале сентября эсеры и меньшевики были поставлены перед необходимостью ответа на нелегкий вопрос: с кем идти дальше, с кадетами и другими “цензовыми элементами”, с которыми они прошли полугодовой путь? Или же к разрыву с ними и переходу к более радикальной политике и сотрудничеству с большевиками? 1 См. : Отечественная история, 1994, № 2, с. 22.

    182

Единства в среде умеренных социалистов по этому вопросу не было. Эсеро-меньшевистские лидеры правого и центристского направлений упорно доказывали необходимость коалиции если не с кадетами, то с другими буржуазными представителями, приверженными демократическим принципам. Выступали они и за . поддержку Керенского и Директории, по крайней мере до Демократического Совещания.

Идею коалиции отвергали меньшевики-интернационалисты и левые эсеры. В конце концов умеренные социалисты одержали верх. 2 сентября ЦИК Советов отклонил большевистскую резолюцию “О власти”. Было решено поддержать Керенского и возвратиться к вопросу о власти на Демократическом Совещании. Отказавшись от сотрудничества с большевиками, умеренные социалисты вновь продемонстрировали верность своим мировоззренческим установкам и традиционную для русских социалистов всех оттенков нетерпимость к инакомыслию, Это имело трагические последствия для дальнейшего развития русской революции, ибо, как говорил Ленин, только союз большевиков с эсерами и меньшевиками и переход всей власти к Советам сделал бы гражданскую войну в России невозможной. ' Бесспорно и то, чти на поведении лидеров эсеров и меньшевиков сказалась и боязнь утраты ими ведущих политических позиций в связи с быстро развернувшимся процессом большевизации Советов. И политически и психологически они оказались не готовыми к роли оппозиции, что, разумеется, не может служить для них оправданием.

Утратив решающие позиции в большинстве Советов, эсеро-меньшевистские лидеры встали на путь их подмены посредством создания другого представительного органа, который, по их замыслу, должен был 'придать власти облик законности и создать правительство, способное обеспечить созыв Учредительного Собрания в ближайшее время.

Таким органом и стало так называемое Демократическое совещание, “сконструированное” ими без всеобщих выборов. На этом совещании, по словам его организаторов, бы

    ' См. : Ленин В. И. Поли. собр. соч, с. 34, с. 222.
    183

ли представлены все общественно-политические силы страны, интересы “всей демократии”. Однако нормы представительства определялись таким образом, чтобы обеспечить своим сторонникам большинство делегатских мандатов. Так, городским думам и земствам, где влияние меньшевиков и эсеров было еще достаточно сильным, предоставлялось соответственно 300 и 200 мест, Советам— 230, а профсоюзам— 100 мест. Демократическое совещание работало с 14 по 24 сентября (27 сентября —5 октября). Среди делегатов преобладали умеренные социалисты: 532 эсера (в том числе 71 левый эсер), 172 меньшевика (из них 56—левых, интернационалистов) и 134 большевика. Были на совещании представители народных социалистов и беспартийные. '

С первых дней работы на совещании развернулись острые дискуссии, суть которых очень точно и четко сформулировал меньшевик Либер. Совещание, по его мнению, должно было сделать выбор: или провозгласить власть Советов, или же высказаться за коалицию если не с кадетами, то с буржуазными “цензовыми элементами”. Единства в среде умеренных социалистов и на сей раз не было. Правое крыло эсеро-меньшевистского блока (Церетели, Авксентьев, Гоц) выступало за создание коалиции. Меньшевики-интернационалисты и часть эсеров из числа левых и центристов (Мартов, Спиридонова, Чернов) отстаивали идею создания демократического, практически однородного социалистического правительства, опирающегося на Советы и другие демократические организации. Не было единства и в среде большевистского руководства. Каменев в своем выступлении на совещании фактически склонялся к тому, что предлагали Мартов, Чернов и другие. Иной была позиция Троцкого. Он призывал к разрыву с буржуазией и к передаче всей власти Советам.

' См. : Наше отечество, Опыт политической истории. М. , 1991, с. 379. 184

О разногласиях в среде революционной демократии и социалистов свидетельствовали и итоги голосования 19 сентября. За коалицию с “цензовыми элементами” высказались 766 делегатов, против 688, воздержалось 38. ' После различного рода согласовании и уточнений совещание согласилось на участие в правительстве (в индивидуальном порядке) деятелей из числа кадетов, если они не скомпроментировали себя в деле Корнилова. 2

Третье коалиционное правительство было окончательно сформировано 26 сентября, и возглавил его снова Керенский. В состав правительства, наряду с социалистами, “независимыми” и беспартийными, вошли четыре представителя партии кадетов: А Коновалов—заместитель главы правительства и одновременно министр промышленности и торговли, М. Кишкин—министр государственного призрения, С. Смирнов — министр государственного контроля, И. Карташов —министр исповеданий. Большевики протестовали против одобрения нового состава правительства и заявляли, что только 2-й съезд Советов, назначенный на 20 октября, будет правомочен создать подлинно народное правительство. В соответствии с заранее разработанным планом 20 сентября (3 октября) Демократическое совещание приняло постановление о создании постоянно Действующего, вплоть до созыва Учредительного собрания, представительного органа—Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Стремление некоторой части делегатов совещания придать Предпарламенту некоторые законодательные функции и сделать правительство ответственным перед ним не увенчались успехом. Он был наделен лишь консультативно-совещательными функциями. Более того, было решено пополнять его состав буржуазными (“цензовыми”) элементами. ' См. : Октябрьская . революция. Вопросы и ответы. М. , 1987, с. 185. 2 См. : Верт Н. История Советского государства. 1900—1991. М. , 1992, с. 99. 185

В Предпарламент входили 475 членов, назначаемых Временным правительством по представлению общественно-политических организаций в соответствии с установленными пропорциями. Его председателем был избран эсер Н. Авксентьев. Большевистская фракция в Предпарламенте первоначально насчитывала 53 человека. У большевиков не было единства по вопросу об отношении к Предпарламенту. На заседании ЦК РСДРП (б) 21 сентября (4 октября) Каменев, Зиновьев, Ногин и др. (всего 8 человек) высказались за активное участие в его работе. Эта позиция вполне соответствовала их взглядам на идею социального партнерства социалистов, на перспективы русской революции. Ленин, Троцкий и еще 7 человек выступали за бойкот Предпарламента.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать