Местное управление в России во второй половине XVIII века - (курсовая)
p>1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ.

2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии императорского величества.

    3. В губернии учреждается правитель или губернатор.
    4. В губернии учреждается правление губернское.

5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или губернатор с двумя советниками.

    6. В губернии учреждается палата уголовного суда.

7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два советника и два асессора.

    8. В губернии учреждается палата гражданского суда.
    9. В палате гражданского суда заседает председатель один,
    два советника и два асессора.
    10. В губернии определяется губернский землемер.
    11. В губернии учреждается палата для домостроительных
    дел и управления казенных доходов и. в.

12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, один советник,

    два асессора и один губернский казначей.

13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского суда.

14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и десять заседателей.

15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или провинции. 16. Губернии и области разделяются на уезды или округи.

    17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати
    тысяч душ.
    18. В каждом уезде или округе учреждается уездный, или
    окружной суд.

19, В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружной судья и два заседателя.

20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека. 21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и заседает уездный судья и его заседатели.

    22, В каждом уезде или округе учреждается нижний земский
    суд.
    23. В нижнем земском суде заседают земский исправник

или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность уезда.

24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер присяжный один, доктор один, лекарь один,

    подлекарей два и лекарских учеников два.

25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в столице же обер-полицмейстер.

    26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда
    остаются на прежнем основании.
    27. Ратушам быть только по посадам.
    38. В городах остаться имеют городовые магистраты.

29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре ратмана.

    30. При каждом городовом магистрате учреждается городовой
    сиротский суд.
    31. В городовом сиротском суде председает городской глава

и заседают два члена городского магистрата и городовой староста. 32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного губернского магистрата.

33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и шесть заседателей.

34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с обширностью губернии обстоятельствами

разнообразных уездов , для однодворцев и прочих, о коих в 335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ, по одному суду под названием: нижняя расправа.

    35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь

заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам до их селений касающимся.

36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там учреждается и суд под названием: верхняя расправа;

и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одной верхней расправы.

37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять заседателей.

38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ общественного призрения . 39. В приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают двое заседателей верхнего земского суда , двое заседателей губернского магистрата , да двое заседателей верхней расправы ( где есть ; где же которых нет , то само собою разумеется ,

    что в заседании не будет ).
    40. В губернии учреждается по одному суду под названием
    совестный суд.
    41. В совестном суде председает судья совестного суда той

губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян.

    42. При губернском правлении и при палатах определяется

губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий уголовных дел.

43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

    45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий
    казенных дел и стряпчий уголовных дел.

46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один …

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала “Жалованная грамота дворянству” (1785 г. ).

Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу “Жалованной грамоты дворянству”. В проекте все население разделялось на три класса, первый из которых именуется “благородный”. Проект развивал положения екатерининского “Наказа” об особом статусе и предназначении дворянства.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. “О вольности дворянской”, о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей. “Жалованная грамота дворянству” (полное название “Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства”) состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи). В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи дворянина.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявились моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в. своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равный ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения. Сословное самоуправление дворянства, регламентированное

“Жалованной грамотой”, выглядело следующим образом: дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).

Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам “общественной пользы”.

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания.

Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как “вечные и неизменные”. Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, . государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений). Правовой статус городского населения, как особого сословия, начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.

В 1769 г. был- разработан проект положения “О среднем роде людей” или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники) лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

“Средний род” людей располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.

При подготовке “Жалованной грамоты городам” (которая началась в 1780 г. ) кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г. ), Устав благочиния (1782 г. ) и Учреждение для управления губернией (1775 г. ), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г. ), прусский Ремесленный устав (1733 г. ), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии. “Жалованная грамота городам” (полное название: “Грамота на права и выгоды городам Российской Империи”) была опубликована одновременно с “Жалованной грамотой дворянству” в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Это вполне согласовывалось с идеей создания “среднего рода людей”. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все городское население делилось на шесть категорий:

1) “настоящие городские обыватели”, имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III-от одной до пяти тысяч рублей);

    3) состоявшие в цехах ремесленники;
    4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население. Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и “Уставом о цехах”.

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли “общество городское” и могли собираться на собрания с санкции администрации.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова. В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы.

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты - “Сельского положения”. Документ касался положения только государственных крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

Сельское общество получало права корпорации. Сельские “обитатели” могли избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду. Предполагалось разделить все сельское население, по аналогии с городским, на шесть категорий с учетом объявленного капитала, т. е. по имущественному цензу. Две первых категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний. Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определялась. Крестьянское население подразделялось на “государственных поселян”, принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.

Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.

10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовительные пятнадцать томов Свода и. пятьдесят шесть томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать