Место истории Древнего Египта в мировой истории - (реферат)

Место истории Древнего Египта в мировой истории - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    План.

I. Введение... Место истории Древнего Египта в мировой истории. II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II. 2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II. 3) Военные походы Рамсеса II.

III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.

    Введение.

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на камне изображения - это магические знаки, " -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу " , - предполагал историк Плутарх , живший на рубеже I и II веков [1 А. Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи . стр. 33]. Писали о египетских иероглифах и Апулей , и Геродот , и многие многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к заветной цели , многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь , который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусства .

Как уже было сказано выше , интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории , традициях "Страны Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы .

Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии , но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию , расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией , а через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться , прочитав эту книгу . Еще одно издание - работа Н. Петровского и А... Белова " Страна Большого Хапи " . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых , конкретно показаны центры культуры Древнего Египта , жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых , нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом , так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества , показывают романтику научных исследований . Творческий подвиг ученых , положивших начало египтологии , и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии . В первой и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней культуры . На страницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова , связь которых с Египтом была несправедливо забыта . Должную оценку нашли и заслуги многих других русских ученых , таких как Норова , Сенковского , Рафаловича , Голенищева и Стасова . В конечном итоге работа египтолога Н. С. Петровского и литератора А. М. Белова в увлекательной и доступной форме раскрывает нам не только историю великого народа , но и этапы изучения этой истории .

Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия . Рамсес II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам время поселения израильских племен в Египте ( время Иосифа ) и притеснение потомков Израиля в стране фараонов ( время Моисея ) . Существует мнение , что в основе этих библейских рассказов лежат , скорее всего , многочисленые предания ханаанского населения Палестины , неоднократно проникавшего в Египет . Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских племен времен первых фараонов девятнадцатой династии .

Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И. А. Стучевского " Рамсес и Херихор " . Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии . В книге подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих высказываний . Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других исследователей , занимавшихся данной проблемой , что создает наиболее полную картину , позволят нам придерживаться того или иного суждения или сформировать свое .

Мною использована и работа Иммануэля Великовского " Рамсес II и его время " . Книга написана очень просто и доступно . Единственной трудностью, возникшей при работе с этим произведением , было отсутствие его издания на русском языке , и пришлось переводить книгу с английского языка . Ценность этого издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные обзору библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских документов . Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу . В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою курсовую работу .

    Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд , одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами . Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах . Но в целом , в экономическом плане Египет процветал , без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II . На всех этих вопросах я остановлюсь ниже.

Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317 - 1251 гг. до н. э. ) Рамсеса II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества Египта . В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на севере и на юге странах и навязывать им свою волю .

Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных храмов и святилищ . Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии . В соответствиии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы , " детьми великих богов мироздания" [2 И. А. Стучевский . Рамсес II и Херихор . стр . 101]и поэтому являлись объектами религиозного почитания . Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II , прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами . Особого развития обожествление Рамсеса II достигло в Нубии . В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II , совершающего поклонения самому себе как богу . Ученый Б. А. Тураев писал : " Рамсес II выступает богом с такими притязаниями , как никто из его предшественников . Его не стесняет несравнимость божества . " [3 И. А. Стучевский . Рамсес II и Херихор . стр . 101] Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле , в Нубии . Храмы Абу-Симбел , высеченные в хрупком песчаннике , были сооружены три тысячи двести лет тому назад . Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров , глубина - шестьдесят пять метров . У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II . Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище . Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона , расположив их у ног Рамсеса II . Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью . Можно себе представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра , длина уха - сто шесть сантиметров , ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра , ширина рта один метр десять сантиметров . Поразительно сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба [4 А. Белов Н. Петровский . Страна Большого Хапи . стр . 115]. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона . Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки , все было пронизано этой идеей . В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности : когда храм , расположенный на западном берегу Нила , освещается первыми лучами солнца , гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней . Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона . Образ Рамсеса II вообще господствует в храме : над входом высечено его скульптурное изображение , в первом помещении потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя ; в культовой молельне наряду со скульптурами Амона , Птаха , и Ра- Гора- Ахути есть статуя самого Рамсеса Великого .

Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля . На восточной стене , по обе стороны от входа , помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных , направо от входа - ливийцев , налево нубийцев . Правая , северная стена занята грандиозными скульптурными картинами , повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами , в том числе здесь показана и знаменитая битва при Кадеше . На левой , южной стороне развернуты эпизоды войн с ливийцами и нубийцами . На последней , западной стене видны итоги победоносных походов Рамсеса II : царь приводит пленных к богам , направо от прохода в следующие помещения -хеттов , налево- нубийцев , в соответствии с тем , какие войска изображены на примыкающих северной и южной стенах .

Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам , но не менее величественный храм его жены .

На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчанника высечена "брачная стела" Рамсеса II . Она воспроизводит текст документа , разосланного в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах . Надпись эта не избежала повреждений . Резчику , высекавшему в Абу--Симбеле текст " брачной стелы " , не хватило места для ее полного воспроизведения . Он высек только сорок одну строку , несмотря на то , что постепенно уменьшал размеры иероглифов . В конце концов ему пришлось дойти до края скалы и остановиться , не завершив повествования . Надпись долго подвергалась влиянию непогоды , пока ее совершенно не засыпало песком . Поэтому неудивительно , что немецкий ученый Р. Лепиус , первый взявшийся за изучение стелы в 1843-1844 годах , списал только восемнадцать строк , так как нижняя часть стелы погребена под песками . Лишь в конце прошлого века французский египтолог Э. Буриан скопировал , хотя и несовершенно , всю надпись .

Первые двадцать строк текста " брачной стелы " содержат длинное вступление с обычными славословиями и похвалами Рамсесу II . Далее следует подробное описание битвы фараона с хеттами , в результате которой впоследствии и был заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом я расскажу ниже . На " брачной стеле " кроме текста сохранилось еще рельефное изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображение следующего за ней Хаттушиля , ее отца .

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах . Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов . Говорят , что в лунные ночи впечатление еще более усиливается благодаря " таинственности неожиданных эффектов светотени " [5 А. Белов Н. Петровский . Страна Большого Хапи . стр . 115]. Храм не был построен при каком-то одном фараоне . Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра . Храм постоянно перестраивался , иногда даже разрушались целые залы , чтобы на их месте построить новые , еще более грандиозные . Своеобразные ворота к храму образуют пилоны - две монументальные башни с наклонными стенами . Они были построены в XIII веке до нашей эры . Перед пилонами стоят огромные двадцатипятиметровые обелиски , покрытые иероглифическими надписями . Обелиски высечены из асуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый .

Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным , то великолепные изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение . Здесь запечатлено грандиозное сражение , произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке до нашей эры при Рамсесе II . Это многофигурная композиция , в которой древний мастер отлично передал напряжение боя , неукротимый порыв наступающих и отчаянное сопротивление оборонявшихся . Над бесчисленными воинами и боевыми колесницами высится могучая фигура фараона , который на картине раз в десять больше простых смертных . На пилонах начертана целая поэма о битве при городе Кадеше , прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя - Амона-Ра . А рядом стоят шесть огромных статуй победителя хеттов - Рамсеса II . Такое нагромождение грандиозных обелисков , статуй , пилонов с ярко раскрашенными картинами , залитыми лучами солнца , должно было ошеломлять зрителя , вселять в него восхищение и внушать робость перед могуществом всесильного фараона . Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса II Рамессеума - в западной части Фив дала М. Э. Матье в своей работе , посвященной искусству Древнего Египта : " Храм Рамсеса II , созданный зодчим Пенра и известный под названием Рамессеума ( древнее название " Дом миллионов лет Рамсеса - Мериамона во владении Амона " ), намного превосходил по масштабам и монументальности оформления святилище Сети I . К сожалению , и здесь нам не известны ни фасад всего ансамбля , ни способ соединения его с Нилом , так как территория перед храмом в настоящее время занята полями . Если исходить из того , Рамсес III явно пытался построить свой заупокойный храм .... по образцу Рамессеума , можно предположить , что и перед последним возвышались грандиозные ворота с башнями и находился бассейн , откуда шел канал к Нилу . " [6 И. А. Стучевский . Рамсес II и Херихор . стр . 82] В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II , обнесенную кирпичной стеной , служит гигантский пилон из песчанника . За пилоном находится первый двор . Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом , так как требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая , южная сторона двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца . Пенра блестяще разрешил стоящую перд ним задачу , оформив фасад дворца в виде портика с двойной коллонадой , а противоположную , северную стену дворца - одним рядом колонн , перед которыми , однако , стояли ассирические колоссы царя . Западная стена дворца не имела колонн , она была ограничена следующим , сравнительно невысоким пилоном , к проходу которого вела лестница , так как второй двор был расположен выше первого . С каждой стороны лестницы стояла гигантская гранитная статуя Рамсеса II , около двадцати метров в высоту . Сохранившийся колосс является величайшей монолитной скульптурой и весит около одной тысячи тонн . Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами , содержавшими две огромные композиции : битву с хеттами при Кадеше и праздник Мина , во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый сноп , открывая жатву всей стране . Из портика во дворец вели два входа , расположенные по обе стороны "окна явлений " . Через небольшие вестибюли посетители попадали в приемный зал с шестнадцатью колоннами , занимавший центральную часть здания . В каждой из боковых стен зала , кроме двери из вестибюля , была еще дверь , ведшая в личные комнаты царя . В глубине зала , прямо напротив " окна явлений " был проход в четырехколонный тронный зал . Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмя отдельными комплексами , по пяти комнат в каждом .

Второй двор Рамессеума был оформлен иначе , чем первый , так как он служил подходом к зданию заупокойного царского храма . Здесь портики шли вдоль всех четырех стен , но оформление их было решено различно : боковые портики ( северный и южный ) имели по два ряда колонн в форме связок папируса , с гладкими стволамии капителями ; с востока , вдоль пилона был возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними ; вдоль западной же стороны двора , перед входом в храм , возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы . Гипостиль , большой зал дворца с тесно поставленными колоннами , был расположен во всю ширину здания и занимал площадь в тысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн . В Рамессеуме гипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений . За гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений . Основное лежало на центральной оси здания и состояло из трех последовательно расположенных восьмиколоных залов , средние проходы которых служили , таким образом продолжением большого гипостиля . Далее находилась главная молельня храма , посвященная , вероятно , Амону и царю , потолок которой поддерживался четырьмя четырехгранными столпами . Назначение остальных комплексов не вполне установлено , но , по некоторым данным можно предположить , что два южных были предназназначены для культов Сети I и и бога Осириса , а один из северных , с открытым двором , - для солярного культа . Возможно , что за святилищем Осириса были устроены сокровищницы храма . Все помещения были богато декорированы . Потолки , как всегда , изображали небесный свод : на потолке центрального гипостиля были изображены священные коршуны с распростертыми крыльями , а на синем фоне перекрытий по бокам сияли желтые звезды . Ососбенно интересен был потолок первого колонного зала центрального культового помещения , покрытый символическими изображениями созвездий . На стенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед Рамсеса II , то то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов . Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек . Огромное место занимали кладовые . Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения , сгруппированные в особые , тщательно охранявшиеся комплексы , которые почти вплотную окружали храм с севера , запада и юга . Они имели различное назначение и соответственно различное оформление . Наиболее важным был , по-видимому , комплекс , занимавший северо-западный угол Рамессеума . Перед ним был устроен портик с двадцатью восьмью колоннами , в западном конце которого находилось каменное возвышение с навесом . Из портика были двери в двенадцать кладовых , а посередине - вход в длинный узкий зал с тридцатью четырьмя колоннами, расположенными в два ряда . Возможно , здесь размещалось управление кладовыми .

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать