Наука и культура первой половины XIX в. - (реферат)

Наука и культура первой половины XIX в. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание
    № стр.
    1. Введение. 2
    2. Предреформенная Россия.
    2. 1 Образование и просвещение. 5
    2. 2 Успехи научной мысли. 9
    2. 3 Общественно-политическая мысль 10
    2. 4 Художественная культура 14
    3. Вывод 21
    Список литературы 23
    1. Введение.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. —важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. “Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании. ” [1 ? . ? . ? ?? ?? ?? - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? . 157] “1812 г. —эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”. [2 ? . ? . ? ?? ?? ?? ?? - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? . 157 ]

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием. Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

Однако претензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др. ). В изменившейся ситуации, в 1826 г. , Библейское общество прекратило свое существование. 1 [1? 1863 ? . ? ?? ?? ?? ? ? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ? ?? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?”. ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ? 20-? ? ?? ?? XX ? . - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? . 180]Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822). Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. “Декабристы пробудили душу у нового поколения”. 2 [2 ? . ? . ? ?? ?? ? - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ? .96 ? ?? . 158]Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии. Для общественной мысли XVIII —начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г. , осознание этой духовно интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г. , “Донесение следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над “гниющим” Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально—экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально—крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т. е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений—грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1, 5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где только можно, число умственных плотин”. Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С. Н. Голицыным—председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры “ богопознания и христианского учения” и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги “О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. “Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей”1 [1? . ? . ? ?? ?? ? - ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ( ? ?? ?? ? ? ?? ? 1824 ? . ) - ? . ? . ? ?? ?? ?? ?? ? “? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? XIX ? ?? ?” ? .70 ? ?? .]В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе. Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название “чугунного”. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название “эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”.

    2. Предреформенная Россия
    (Первая половина XIX века. )
    2. 1. Образование и просвещение.

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.

В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училищапредназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училищасоздавались для детей “купцов, ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных”1 [1 ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?”. ? .96 ? ?? . 160]. Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий”2 [2 ? . ? . ? ?? ?? ?? ?? ? “? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? XIX ? ?? ?” ? .70 ? ?? .] . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).

Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ ( Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др. ). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России. К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано “Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения”, которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того , как ланкастерские школы стали использоваться декабристами ( М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский ) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0, 7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения ( школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев ). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.

Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г. , ныне Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г. , в настоящее время- Московский государственный технический университет1 [1 1917-1989 ? ?. —? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?. ? .? .? ?? ?? ?? . - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? 162. ]им. Н. Э. Баумана). С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа— первое в стране сельскохозяйственное учебное заведение. В дореформенной России подготовка учителей для гимназий и университетов осуществлялось только в одном специальном учебном заведении—Главном педагогическом институте в Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованный в 1819 г. в университет Главный педагогический институт был вновь восстановлен в 1829 г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров по подготовке преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений сохраняли университеты. Специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было. Просвещение охватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к книге и ее распространением, и с формированием системы культурно- просветительных учреждений. В дореформенной России интерес ккнигенесомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда. Происходил рост книжных изданий (в конце 50-х годов печаталось около 2 тысяч книг), появились крупные отечественные книгоиздатели (братья И. И. и К. И. Глазуновы, С. И. Селивановский, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин н др. ). Расширялась книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России насчитывалось более 100 книжных лавок. Число периодических изданий за полвека также увеличилось более чем в 3, 5 раза (с 64 до 230 наименований), издавались общественно-литерарурные, научные, ведомственные журналы. В 20-е годы начал распространяться новый тип изданий—литературно-художественный альманах. С 1837 г. стала выходить газета “ Губернские ведомости” (до1917 г. ).

Спрос на книгу, газету, журнал усилился особенно в разночинской среде. В одном официальном документе конца 40-х годов подчеркивалось, что “газеты читаются всеми мелкими чиновниками и на Гостином дворе, и в трактирах, и в лакейских, рассыпаясь таким образом между сотнями тысяч читателей”. 1 [1 ? .? . ? ?? ?? ?? ?- “? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?”? 95 ? ?? .166 ]

В 40-е годы широкую известность получила издательская деятельность А. Ф. Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей , среди них А. С. Пушкина , Н. В. Гоголя , В. А. Жуковского , М. Ю. Лермонтова , И. А. Крылова . Упрощая оформление , увеличивая тираж , Смердин снижал розничные цены , делал книги доступными “для небогатых людей “ и тем способствовал их распространению. Смердин впервые ввел в практику книгоиздательского дела писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала “Библиотека для чтения” (с 1834 г. ), который продавался в основном в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. был довольно большим для того времени.

Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. “Они вбирают в себя все умственное движение страны, - писал Герцен, - ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико”. 1 [1 ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? . 164 ]Для журналистики 30-40-х годов характерна более четко выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике (“Москвитянин”, Северная пчела”) противостояло демократическое направление, выразителем которого в 20-е—первой половине 30-х годов были “Московский телеграф” и “Телескоп”, а в последующий период - “Современник” и “ Отечественные записки”. Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городах они стали важными культурными центрами.

Одной из форм распространения книг, периодических изданий становится почта. В середине 40-х годов было положено начало городской почте; наряду с письмами стала осуществлятся пересылка газет. В 1857 г. в России выпущены первые почтовые марки (первая почтовая марка в Западной Европе появилась в Англии в 1840 г. ). 2 [2 ? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? - ? 82 ? ?? . 1045] В этот период продолжает формироваться система культурно- просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г. , возникла идея создания в России национального музея, который должен был вести просветительную работу. Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший со второй половины XVIII в. как дворцовый музей. По широте и ценности художественных коллекций Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. С 1856 г. начал собирать произведения русской живописи П. М. Третьяков (1832-1898).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать