Новое предпринимательство во второй половине XIX - (курсовая)
p>В 1861 - 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В этот период во главе военного министерства был поставлен высокообразованный и прогрессивных взглядов граф Д. А. Милютин. Сначала он добился сокращения сроков службы до 12 лет, затем отмены телесных наказаний в армии. До этого времени срок службы в армии длился 25 лет. При этом сроке службы человек, попав в солдаты, практически на всю жизнь отрывался от своей среды; бедные семьи лишались своего кормильца, который, можно сказать, навсегда уходил от своего хозяйства, от своей семьи. В 1866 г. под руководством Д. А. Милютина была реорганизована система военного управления: в стране впервые были образованы 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В 1867 г. была осуществлена реформа военно-учебных заведений: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии для среднего и высшего командного состава. При Петре I все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, остальные - по рекрутскому набору. Законами XVIII в. дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы и рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупиться от солдатской службы, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения. А в это время в государствах Западной Европы, по примеру Пруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в "вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении. Поэтому завершающей реформой в военном деле было введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Она распространялась на все мужское население, достигнувшее 20-и летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до 1, 5 лет, а для имевших высшее образование - до полугода. В связи с сокращением численности армии на действительную службу призывалось не более 20 - 25% лиц призывного возраста. Все лица мужского пола с 21 до 41 года должны были состоять в одном из 4-х разрядов вооруженных сил страны: регулярная армия и флот, иррегулярные войска, запасные войска и ополчение. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы. Обучающиеся в высших и средних учебных заведениях получали отсрочку, а окончившие их могли поступить в армию вольноопределяющимися на сокращенный срок и по отбытию его увольнялись в запас офицерами, если сдавали соответствующий экзамен; в противном случае получали низший чин. Новая система комплектования войск, по самой идеи своей, должна была привести к глубоким переменам в военных порядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего на себе не простую сословную повинность, как было раньше, а священный гражданский долг защиты Отечества. Кроме военной выучки солдат учили грамоте (и притом, что немаловажно, бесплатно) и старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и понимание своего солдатского дела. В конце XIX в. , вслед за военной реформой, происходило перевооружение русской армии - и в первую очередь замена гладкоствольного (стрелкового и артиллерийского)оружия нарезным и скорострельным. Таким образом, святая святых самодержавия - его вооруженные силы - начали жить по нормам буржуазного права и буржуазных порядков. Реформа облегчила тяготы податных сословий в воинской повинности, открыла бесплатные возможности для повышения грамотности народа (солдат обучали грамоте), усилила тягу к среднему и высшему образованию (благодаря льготным срокам службы) в тех слоях общества, которые раньше, даже имея возможность его получить, не очень стремились к этому. Появилась возможность проникновения в офицерскую среду недворян, что упрощало кастовость офицерского корпуса. Преображающаяся армия, несмотря на незавершенность военной реформы, все же победила в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. , освободив балканские народы от многовекового ига Оттоманской империи. Реформы в сфере образования.

Социальное и экономическое развитие страны не обеспечивалось существовавшей системой народного образования. Низкий уровень грамотности основной части населения и нехватка образованных специалистов в государственном аппарате и народном хозяйстве диктовали необходимость перемен. Реформы народного образования были неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х годов. 14 июня 1864 г. принимается "Положение о начальных народных училищах". Этим "Положением" создавались, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. 19 ноября 1864 г. был утвержден Устав гимназий и прогимназий. Этим уставом средние учебные заведения - гимназии - разделялись на классические и реальные с 7-ми летним сроком обучения. Создавались такие прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные училища готовили специалистов для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. Обучение было платным и довольно высоким. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х годов - около 600. К началу 60-х годов в университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. В 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. Были открыты новые университеты в 4-х городах России, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический институт в Риге и др. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов. В 1858 г. появились женские гимназии, однако поступать в университет женщинам было запрещено (их допускали туда только на правах вольных слушательниц). В 60 - 70 годы были созданы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. Резко возросло число периодических изданий (1860 г. - 230) и наименований книг (1860 г. - 2058). В 1864 г. насчитывалось около 300 типографий, а в 1894 г. - 1315. "Временные правила по делам печати" от 6 апреля 1865 г. отменили предварительную цензуру периодических изданий, оставив за цензурой право через суд закрывать издания в случае нарушения "Правил". В 1897 г. средний уровень грамотности населения составлял 21, 1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29, 3%), чем среди женщин (13, 1%). К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален. После 1881 г. в сфере просвещения произошли весьма негативные изменения (о них речь пойдет ниже). Что же касается всех осуществленных реформ, то какие бы "изъяны" (ограниченность, непоследовательность и пр. ) не усматривались в реформах 60 - 70-х годов, это были поистине "великие реформы", имевшие огромное значение для социально - экономического и культурного развития России. 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Еще раньше, 4 апреля 1866 г. студент Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. вообще на его жизнь покушения шли одно за другим: в него стреляли на улице, подготовили взрыв полотна железной дороги под его поездом, даже устроили взрыв в одной из зал Зимнего дворца в Петербурге. Тогда еще никто не знал, что все эти покушения исходят из одного малочисленного революционного кружка "Народной воли"; всем казалось, что действует какая-то таинственная многолюдная организация. На престол вступил сын Александра II, Александр III. Главной целью своей деятельность император Александр III считал утверждение самодержавной власти и государственного порядка, поколебленного революционным движением при его отце. Цель эта должна была достигаться прежде всего твердым подавлением всяких революционных выступлений, а затем пересмотром законов и учреждений, созданных в эпоху великих реформ Александр II. Борьба с "крамолой" завершилась полным успехом, революционное движение было подавлено. На очереди был пересмотр узаконений времени Александр II. В 80 - 90 годах после временного поражения революционных сил верховная власть Александр III проводит ряд реакционных мер, именуемых в исторической литературе "контрреформами", так как эти меры ставили своей целью ограничить действие реформ 60 - 70 гг. Сторонники реакционного политического курса требовали пересмотра проведенных при Александре II реформ. Первыми жертвами реакционного курса печать и образование. В 1882 г. были изданы новые "временные правила о печати", устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Министерство просвещения, внутренних дел, юстиции и Синод получили право закрывать газеты и журналы. В 1883 - 1884 гг. прекратили существование все радикальные и многие либеральные журналы. Сильное беспокойство обер-прокурора Синода Победоносцева Ю. П. вызывали библиотеки и читальни, и потому с 1888 г. Министерству просвещения было поручено пересмотреть каталог книг, разрешенных доля выдачи читателям. 5 июня 1887 г. министр просвещения И. Д. Делянов опубликовал позорный циркуляр ("о кухаркиных детях"), в котором открыто говорилось о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Новый Университетский устав 23 августа 1884 г. , текст которого был подготовлен редактором "Московских новостей" М. Н. Катковым (ярый идейный сторонник реакционного политического курса), фактически уничтожил автономию университета. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались, для них была введена особая форма. В 1886 г. срок военной службы для имеющих высшее образование увеличивался до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое. Правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских (элитных). В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России создавались 2200 "земских участков" (не путать их с земскими учреждениями 1864 г. ) во главе с земскими участковыми начальниками - исключительно из местных потомственных дворян. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. Дворянство переживало после крестьянской реформы тяжелый экономический кризис. Его хозяйство пошло в расстройство с потерей дарового крестьянского труда. Правительство Александра III рядом мер стремилось всячески поддержать упадавший класс. Дворянам было предоставлено преобладание в земствах. Был учрежден "Дворянский земельный банк" для выдачи дворянам ссуд под залог их земель на очень льготных условиях. К таким мерам относится учреждение в уездах уже упомянутых земских участковых начальников. Они заменяли собой мировых судей и в то же время получили большую административную власть над крестьянскими обществами. Земский начальник осуществлял надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, вмешивался в решения волостного суда, отстранял от должности сельских старост и волостных старшин, если они почему-либо оказались ему неугодны, мог подвергать телесным наказаниям, аресту и содержанию в "холодной", а также штрафовать любого крестьянина, отменять постановления сельских и волостных сходов. Постановления и решения земских начальников считалась окончательными и не подлежали обжалованию. Фактически была создана полная бесконтрольность действий земских начальников. Следующими актами реакции явились контрреформы местного Управления. В 1890 г. было издано новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", направленное на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. В 1892 г. вводится новое "Городовое положение", по которому значительно урезались избирательные права городского населения путем увеличения имущественного ценза для избирателей. Резко сократилось число избирателей так, что, например, в Москве и Петербурге правом выборов в городские думы могли воспользоваться всего 0, 7% их жителей. Были предприняты попытки реакции, ограничить судебную систему, введенную в 1864 г. В общем, в либеральные учреждения 1860-х годов было введено немало ограничений, сообщавших всей деятельности императора Александра III строго охранительный и реакционный характер. Однако, в начале 90-х годов стала складываться иная социально-политическая обстановка в стране, и некоторые задуманные контрреформы (например, пересмотр судебной реформы и общего законодательства о крестьянах) так и не были проведены. Более того, в обстановке общественно-политического подъема в стране в начале 90-х годов правительству Александра III на практике не удалось реализовать и те реакционные меры, которые были изложены в законах, изданных в 80 - начале 90-х годов. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять объективный ход истории. Осуществление реформ в конце XIX -начале XX века привело к быстрому росту экономики и существенным изменениям в ее структуре. Самым ярким проявлением этих изменений, служившим одновременно и источником роста многих других отраслей, стал бум железнодорожного строительства. Достаточно сказать , что к 1861г. в необъятной Российской империи было построено всего лишь 1687 км железных дорог. * В первое десятилетие после реформы 2/3 капиталов было вложено в железнодорожное строительство. Только с 1861 года по 1881 год, за 20 лет, было построено 20865 км железных дорог. Еще больший размах железнодорожное строительство приобретает в последующие десятилетия. В итоге в 1913 году, перед первой мировой войной протяженность железнодорожной сети России достигла 71, 9 тыс. км. Россия по этому показателю вышла на второе место в мире, уступая лишь США. Таким образом, за 50 лет после начала реформы было построено более 70 тыс. км. железных дорог. Их общая длина выросла за это время в 45 раз. Таких темпов и абсолютных размеров роста не знала в то время ни одна другая страна мира. В результате железнодорожного строительства была создана коммуникационная сеть в центре страны, тесно связанная с Прибалтикой, южными и западными районами страны. Было осуществлено громадное строительство великой Сибирской железной дороги, соединившей Европейскую Россию с Тихим океаном, а также строительство Закаспийских железных дорог, соединивших Среднюю Азию с Россией. Огромный размах работ по созданию железнодорожного транспорта потребовал развития ряда других производств. Это относилось прежде всего к черной металлургии, топливной промышленности. Выплавка чугуна в России после реформы развивалась весьма быстро. В 1861 году она составляла 0, 3 млн. т. , в 1905-м возросла до 2, 7 млн. , в 1913-м до 4, 6 млн. а за 50 лет общий объем чугунолитейного производства увеличился более чем в 15 раз. Значительно выросла в конце XIX в. добыча каменного угля. Только с 1861 по 1881г. она увеличилась в 15 раз, и в 1913г. составила 35, 9 млн. т. ______________________________________________________________________________ * Статистические данные в настоящей главе взяты из книги Г. П. Черникова "Предприниматель - кто он? " - М. , 1992 г. , и книги А. Д. Кузьмичева, И. Н. Шапкина "Отечественное предпринимательство" - М. ,1995 ______________________________________________________________________________ Хотя общий уровень развития машиностроения. России был относительно более низким, но по сравнению с западными странами все же и в этой области в конце XIX и начале XX века происходят большие изменения. Суммарная продукция российского машиностроения в 1913 году оценивалась в 218, 5 млн. руб. , что было в 14 раз меньше аналогичных показателей США, в 6-Германии, в3, 5 раза - Англии. Но все же Россия в 1913 году по машиностроению заняла пятое место в мире. Особенностью индустриального развития России в конце XIX -начале XX века были высокие темпы роста легкой промышленности. После 1861 года особенно выросла текстильная промышленность, которая была славой и гордостью России. Только за 1861-1881 годы производство тканей в стране увеличилось в 3 раза. Крупная машинная индустрия победила мануфактурное производство. Ткацкие фабрики вытеснили кустарное ткачество. Показательны данные о переработке русскими фабриками хлопка. В 1861-1870 г. г... объем переработки составил 37 тыс. т. , а в 1901-1912 гг. - уже 369 тыс. В 1913 г. производство хлопка- волокна достигло 223 тыс. т. Это означает, что за 50 лет после 1861 года показатели хлопчатобумажной промышленности увеличились в несколько десятков раз. Быстрыми темпами развивались также отрасли пищевой промышленности и промыслы, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья. Среднегодовые сборы зерновых в 50 губерниях европейской части России выросли с 1864-1866 по 1883-1887 годы в 1, 7 раза. В 1913 году было собрано 86 млн. т. зерна. Для сравнения : в 1922 было собрано 50, 3 млн. т. , в 1940- 95, 6 млн. т. , а в 1997 намечается собрать порядка 75 млн. т. т. е. меньше чем в 1913 г. За 50 лет после 1861 г. изменилась структура промышленного производства. В дореформенной России значительно преобладали производства и промыслы, связанные с предметами народного потребления. К 1914 г. на их долю приходилось приблизительно 2/3 стоимости промышленного продукта и только 1/3 обеспечивали предприятия тяжелой промышленности. Важно подчеркнуть также огромный рост оборотов внутренней и внешней торговли России. Объем внешней торговли в 1913 составил 2894 млн. руб. , что ставило Россию на 5-е место в мире. Резко возросла сумма российских ценных бумаг- в 1910 году она достигла 11, 62 млрд. рублей. В результате 50-летнего пореформенного развития Россия достигла уровня среднеразвитой капиталистической страны, которая уступала ряду стран по показателям производства на душу населения, но по удельному весу в мировой промышленной продукции вышла на пятое место в мире. На ее долю, по подсчетам специалистов, приходилось 2, 6 % мировой промышленной продукции. Доля Франции составляла 6, % Англии - 12, 1%, Германии-15, 3 % и США -38, 2%. Таковы были впечатляющие результаты воздействия Великой реформы на экономическое развитие России. Они являлись и следствием, и показателем активности российских предпринимателей. 3. Основные направления реформаторской деятельности Столыпина На административно-бюрократическом небосклоне в царствование Николая II лишь два человека были значительно выше по всем параметрам по сравнению с монаршим окружением. Звездой первой величины был крупнейший деятель пореформенной России Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) и на порядок менее яркий, но все же волевой, смелый и неглупый Петр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911). П. А. Столыпин происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, обладавшей крупными поместьями в разных губерниях России, получил блестящее образование (окончил Виленскую гимназию и физико-математический факультет Петербургского университета, где кроме физики и математики, с увлечением изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию). По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден в достижении цели, но мог пойти на компромисс. Историки отмечали блестящие ораторские способности Столыпина: его речи, произносимые в Госдуме, были исполнены силы, темперамента, образности и производили большое впечатление на "правых" и "левых" депутатов. В апреле 1906 г. он назначается министром внутренних дел (до этого был губернатором Саратовской губернии, где "прославился" жестоким подавлением крестьянских бунтов). После разгона 1-ый Госдумы в начале июля 1906 г. назначается председателем Совета министров. Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, на то, чтобы Россия заняла достойное место среди наиболее развитых держав. Полемизируя с противниками государственности, Столыпин свою речь на заседании 2-ой Госдумы 10 мая 1907 г. закончил словами: "Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия! ", ставшие крылатыми в тогдашней России. Суть программы Столыпина, как главы правительства, кратко выражена в его словах "сначала успокоение, а потом реформы". Они означали в первую очередь подавление революционного движения в стране - "наведение порядка" как необходимого условия проведения реформ. С именем Столыпина связано, главным образом, проведение реформы крестьянского надельного землевладения, вошедшей в историю под именем "столыпинской аграрной реформы". Как известно, аграрный вопрос в России был в то время самой злободневной проблемой. То, что его необходимо решать в самое ближайшее время, понимали правители всех рангов. Но каким образом? В Петербурге столкнулись две точки зрения. Одну выражал министр внутренних дел В. К. Плеве (в 1904 г. был убит террористом), другую - министр финансов С. Ю. Витте. Первая сводилась к сохранению крестьянской общины как "опоры порядка" в деревне, во всемерной поддержке разорявшегося крупного дворянского землевладения, государственная защита его от расширявшегося крестьянского движения. Иное решение крестьянского вопроса предлагал С. Ю. Витте. Он считал, что эта первостепенной важности проблема, затрагивавшая и разорявшихся помещиков, и вечно полуголодных крестьян, вполне может быть решена на основе личной инициативы капиталистической предприимчивости самих сельских хозяев. Витте решительно возражал против сохранения общинного землевладения, выступал за частную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя хозяином, чтобы его уравняли в правах с другими сословиями. Все должны стать равноправными собственниками: крестьяне - клочка земли в несколько десятин, помещики - колоссальных латифундий в сотни, а то и тысячи десятин. Витте предлагал также активизировать деятельность Крестьянского банка, расширив выдачу банковских ссуд для всех желающих и способствовать переселению крестьян на неосвоенные земли. Предложения, выдвинутые Витте, получили поддержку большинства членов "Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности" (на местах было создано 82 губернских и областных и 536 уездных и окружных комитетов этого совещания). Однако, царь не одобрил предложения Витте, а утвердил проект В. К. Плеве. В споре Витте с Плеве Столыпин еще в 1902 г. , будучи Гродненским губернатором, стал на сторону Витте, а не своего шефа. Уже на первом заседании Гродненского комитета 16 июля 1902 г. Столыпин выступил с речью, в которой изложил план переустройства экономики губернии. По мнению Столыпина "главнейшими факторами улучшения экономических условий губернии вообще и сельскохозяйственной промышленности в частности следует считать расселение крестьян на хутора, переход от так называемого шнурового пользования земельными наделами к хуторскому хозяйству, устранение чересполосности земель, разверстывание сервитупов и меморативный кредит". В этом выступлении была заложена основная идея его последующих экономических преобразований: реформа всей экономики через реформу сельского хозяйства. Она включала в себя целый комплекс мероприятий, но стержнем всех будущих преобразований была аграрная реформа. В основе ее лежала идея разрушения крестьянских общин. Столыпин считал основной причиной кризиса российского сельского хозяйства существование крестьянской общины, связывающей руки деловым и инициативным хозяевам. В отчете Саратовского губернатора П. Столыпина за 1904 г. , подготовленном для Николая II, автор назвал шесть основных причин, породивших экономический кризис губернии: 1) общинный строй крестьянского хозяйства;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать