Новейшая история США - (реферат)
p>Нужно также отметить, что несмотря на консервативный нажим конгресс в своих внешнеполитических действиях не нарушает традиционных норм сотрудничества с администрацией в этой сфере. Например, даже в законопроекте о санкциях по сотрудничеству с Ираном в ракетной области содержится традиционная клаузула, позволяющая администрации отменить действие закона в отношении той или иной организации по "соображениям национальной безопасности". По мнению Белого дома, предлагаемая формула слишком жестко ограничивает его действия, но она, тем не менее, в тексте законопроекта присутствует.

Строя свои отношения с Соединенными Штатами, Россия должна учитывать особенности ситуации "разделенного правления" и, соответственно, в большей степени принимать во внимание фактор конгресса в американской внешней политике.

В этой связи нужно признать, что голословное отрицание существования проблемы не дает ожидаемых результатов. Пока Россия придерживалась такой позиции по вопросу о ракетном сотрудничестве с Ираном, это лишь способствовало усилению позиций консерваторов и антироссийских сил в конгрессе. Признание же Москвой существования этой проблемы позволило, с одной стороны, американскому президенту предпринять упреждающие действия, а с другой, и нам самим присмотреться к некоторым действиям, которые, возможно, не всегда соответствуют высшим интересам страны.

На поведение республиканского большинства (да и демократического меньшинства) в конгрессе США значительное влияние оказывают действия и заявленные позиции российских законодателей. В Капитолии крайне негативно оценивается затягивание Думой ратификации договора СНВ 2. Для того, чтобы попытаться установить сколько-нибудь конструктивные отношения с конгрессом, безотлагательное ускорение этого процесса становится совершенно необходимым. Совершенно очевидно, что активная роль, которую конгресс стремится играть по вопросам внешней и военной политики, обусловливает потребность для российской стороны расширять контакты с этим органом. Закономерно, что такие связи поддерживают между собой соответствующие законодательные органы. Но, к сожалению, в Государственной Думе еще не сформировалось свойственное демократическим странам (в том числе и США) осознание того, что внешняя политика - это особая область, общее достояние страны, которое ни при каких обстоятельствах не должно становиться разменной картой в любой внутренней политической игре. Поэтому позиции представителей исполнительной и законодательной властей перед лицом международных партнеров не должны вступать в противоречие, даже если они и не являются до конца идентичными. В этом смысле Думу вряд ли можно рассматривать как важный канал установления конструктивных отношений с конгрессом.

Совет Федерации в силу ряда причин занимает по проблемам внешней политики довольно пассивные позиции, если исключить некоторые местные интересы. В принципе связи этой палаты с сенатом США могли бы быть активнее и это было бы полезно, если осуществлять их станут члены палаты, чувствующие ответственность за всю страну.

Контакты по законодательной линии вовсе не должны исключать или ограничивать связей с обеими палатами конгресса США исполнительной власти РФ или лиц, отражающих ее позицию. Важно, чтобы такие связи осуществлялись с ведома, а, возможно, и по согласованию с исполнительной властью США. Осуществлять их могут официальные лица или делегации, влиятельные общественные деятели, ученые или академические организации. Целью таких контактов в конгрессе должно быть разъяснение позиции и интересов России, нахождение взаимоприемлемых позиций, установление деловых и дружественных отношений.

Укрепление контактов с конгрессом США необходимо не только как возможность отстаивать собственные позиции, но и как путь к правильному пониманию того, что происходит в Капитолии и как это может сказаться на двусторонних отношениях. При нынешней расстановке политических сил в Вашингтоне это приобретает особую важность.

    3. Экономика США
    С

ША - наиболее развитое в экономическом отношении государство мира. Однако если в первые послевоенные десятилетия их лидирующее положение в мировой экономике было бесспорным, то в дальнейшем экономический подъем в странах Западной Европы и "экономическое чудо" Японии несколько изменили ситуацию.

     В мировом хозяйстве экономика США занимает лидирующее положение. Взятый в 80-х годах курс на интеграцию американской экономики в мировое хозяйство успешно реализуется. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1, 5 триллиона долларов в год. Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций.

         

Опираясь на свою экономическую мощь, США все более настойчиво пытаются перестроить мировую торговую и валютно-финансовую систему на своих принципах (усиление сильных за счет гибели слабых, устранение различных защитных и регулирующих национальных мер). Используя могущество своих банков, США смогли с наибольшей выгодой использовать общую тенденцию к повышению роли международного кредита. Доходы крупнейших американских банков от заграничных операций сегодня примерно равны их внутренним доходам и составляют одну из важных статей поступлений платежного баланса США. В месте с тем, международный кредит становится все более важным инструментом политического и экономического давления США на другие государства.

         

Способность экономики США постоянно развивать научно-технический прогресс является главной причиной существования так называемого разрыва между США и другими капиталистическими странами. Естественно, что важная роль при этом отводится обеспечению материально-технической базы науки. Частные и государственные капиталовложения в материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в США составляют около пяти миллиардов долларов, а расходы на научное оборудование и материалы в промышленности - свыше 10 миллиардов долларов. Научных приборов ежегодно выпускается на сумму более 7 миллиардов долларов, которые наряду с мощными компьютерами сосредотачиваются в университетах страны.

         

Основную роль в экономике США играет промышленность, особенно металлургия, машиностроение и приборостроение, электронное и электротехническое, нефтяная, химическая, автомобильная и авиационная.

     Основой экспортной экспансии США составляют машины и оборудование (на долю США приходится около 20% мирового экспорта наукоемкой продукции). Лидирующее место в деловом мире принадлежит компаниям "Microsoft", "General Motors", "IBM", "FORD MOTORS" и другим. Большое значение в экономике США имеет агропромышленный комплекс, который включает отрасли, выпускающие средства производства для сельского хозяйства, само сельскохозяйственное производство и отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельхозсырья и произведенной из него продукции. Причем, доля экспорта сельскохозяйственной продукции США неуклонно растет, что может привести к перепроизводству продукции. В связи с этим произошло сокращение фермерских хозяйств с 2, 4 миллиона до 2, 1 миллиона. Наряду с этим произошел процесс укрупнения оставшихся ферм и уже сейчас 13, 8% крупных хозяйств дают более 70% всей товарной продукции, в то время как доля остальных ферм не превышает 9%.

         

Основными экспортными товарами являются: промышленное оборудование, самолеты, автомобили, электронное оборудование, военная техника, химикаты, каменный уголь, кукуруза, соевые бобы.

         

Основные внешнеторговые партнеры: Канада, Япония, Мексика, страныЗападной Европы.

         

В экономической и социальной жизни страны важную роль играет также транспортный комплекс. Протяженность сети железных дорог составляет в США около 265000 км. , автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта приходится около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т. п.

         

Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего. Важнейшим направлением повышением качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок "только в срок", с подачей грузов подвижного состава с точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах.

         

Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной производственно-транспортной системы, охватывающую всю экономику, что существенно повышает эффективность последней.

    4. Население США
    Н

аселение Америки первоначально сформировалось за счет массовой иммиграции главным образом из Европы и ввоза негров-рабов. В этнический спектр входит коренное население Америки - индейцы, эскимосы, алеуты, а также испано-язычные народы.

     Население Соединенных Штатов по данным от января 2000 года составляет 274, 2 млн. человек.

     Средняя плотность населения около 28 человек на один квадратный километр. Если же подразделить население на группы по расовым признакам, то белые составляют 83, 4% населения (среди них особенно выделяются диаспоры ирландцев, итальянцев, евреев, русских, поляков, украинцев), африканцы (в основном потомки рабов, завезенных с Африканского континента в XVIII веке) - 12, 4%, азиаты и жители тихоокеанских островов - 3, 3%, американские индейцы (коренные жители Соединенных Штатов) - менее 1%.

     Наиболее плотно заселена восточная часть страны, где в некоторых районах плотность населения превышает среднюю цифру по стране в 10-14 раз. Наибольшая плотность - 374 человека на 1 квадратный километр - в штате Нью-Джерси. В горных штатах Кордильер плотность населения колеблется от 2 человек на 1 квадратный километр (Вайоминг) до 12 человек на 1 квадратный километр (Колорадо). На Тихоокеанском побережье плотность населения вновь высокая и достигает 64 человек на 1 квадратный километр в Калифорнии. Наименьшая плотность населения - на Аляске (0, 3 человека на 1 квадратный километр).

     В соответствии с Конституцией США официальные переписи населения проводятся раз в десять лет в основном с целью определения представительских квот в палате представителей конгресса США. Первая официальная перепись населения была проведена в 1790 году. Очередная перепись населения должна была состояться в 2000 году.

     Язык - английский (государственный), около 32 миллионов жителей США пользуются также вторым языком, самым популярными среди них являются испанский, китайский, русский, польский, корейский, вьетнамский, португальский, японский, греческий, арабский, хинди, урду, идиш, тайский, армянский, навахо.

    5. Религия в США
    Х

арактерной чертой для США является высокая степень религиозного плюрализма, который постепенно складывался с самого начала появления американского государства.

     Он проходил под влиянием все новых и новых переселенцев, приезжавших в Новый мир из разных стран Европы, также миссионеров, проповедовавших самые различные конфессии. И хотя религия по Конституции США является частным делом граждан, однако, этот принцип всячески нарушается государством, ибо правительство содержит капелланов в Конгрессе, в армии, в тюрьмах, на флоте.

     Церковная собственность не облагается налогами, а президент при вхождении в свою должность принимает клятву на Библии. Почти 91% американцев отождествляют себя с тем или иным религиозным направлением, а на вопрос: "Верите ли вы в бога? ", 98% отвечают - "Да". Это во многом объясняется тем, что в отличие от большинства стран Европы, в США практически отсутствует массовый атеизм. Однако столь высокая религиозность американцев носит во многом формальный характер, ибо опросы показывают очень слабый уровень знаний о религии.

     К основным религиозным направлениям в США принадлежит протестантизм. Протестанты составляют 57% населения страны; в южных штатах их 74%, в средне западных - 63%. Подавляющее большинство черных американцев - протестанты (82%).

     Самым крупным направлением протестантизма в США является баптизм (20% населения).

     По численности приверженцев ко второму направлению протестантизма методизму относятся 9% американских граждан.

     Баптистские и методистские церкви - это основные религиозные направления американского фермерства.

     К лютеранам относятся 7% населения США. Это в основном потомки немецких и скандинавских иммигрантов.

     Не столь многочисленны другие направления американского протестантизма: епископальная церковь - 3%, пресвитериане - 2%, объединения Церковь Христа 2%. Другие, более малочисленные направления протестантизма, тем не менее, играют значительную роль в религиозной жизни США - квакеры, меннонисты, пятидесятники и д. р.

     Католицизм исповедуют 28% населения США. В основном это потомки католических стран Европы, а также испано-язычные иммигранты, приток которых из стран Латинской Америки особенно усилился в США в последнее время.

     Иудаизм исповедует около 2% населения. Особенностью американского иудаизма является преобладание неортодоксальных модернистских форм иудаизма "реформизма", "реконструкционизма" и "консерватизма". Из крупных религиозных общин иудаистская - самая богатая и образованная.

     Православные также играют в США значительную роль. В стране имеется 26 отдельных независимых православных церквей, разделяющихся по этническому признаку.

     В последнее время в США наметилось проникновение различных восточных религий, особенно мусульманства. Мусульманство приносится эмигрантами и распространяется среди части черного населения США.

     Есть также эмигрантские общины различных направлений буддизма, индуизма, синкхизма. Буддистские и индуистские течения значительное распространение получили в среде американской интеллигенции.

    6. Государственное управление в США
    С
    ША - президентская республика.

     В рамках действующей конституции, вступившей в силу 4 марта 1789 года и дополненной в дальнейшем 26-ю поправками, главой государства является президент (с 20 января 2000 года - Джордж Буш (младший).

     Президент и вице-президент избираются двухступенчатыми выборами сроком на 4 года. Президентские выборы проводятся в високосный год. Срок пребывания на посту президента ограничен 8 годами. В случае отстранения президента со своего поста, его смерти или отставки вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.

     Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей.

     В состав сената (100 членов) входят по 2 сенатора от каждого штата, избираемые прямым равным голосованием сроком на 6 лет. Каждые два года сенат обновляется на треть.

     Палата представителей (435 членов) избирается прямым равным голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 2 года.

     Сенат может быть инициатором любых законопроектов, за исключением финансовых, которые могут исходить только от палаты представителей. Он может отменить или изменить любой законопроект, внесенный палатой представителей. Сенат ратифицирует международные договоры, заключенные президентом, и утверждает сделанные им назначения.

     Контроль за назначением должностных лиц в правительство является прерогативой сената. Сенат утверждает назначение руководителей правительственных ведомств, дипломатических представительств, членов Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения высших чинов вооруженных сил и дипломатической службы. Сенат не утверждает назначения на посты в аппарате Белого дома.

         

Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главнокомандующим вооруженными силами США. Президент назначает кабинет министров (правительство) с согласия сената.

       

  Штаты имеют свои законодательные и исполнительные органы власти, структура и компетенции которых определяются конституциями штатов. Законодательными органами штатов являются двухпалатные законодательные собрания. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок 2 или 4 года.

         

Выборы президента и вице-президента являются косвенными: в день выборов американские избиратели голосуют не за президента и вице-президента, а за членов коллегии выборщиков. Кандидаты в члены коллегии выборщиков выдвигаются единым списком комитетами политических партий каждого из 50 штатов и округа Колумбия до дня президентских выборов. Комитет каждой из участвующих в выборах партий может выдвинуть в своем штате такое количество выборщиков, которое будет соответствовать числу сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, избранных от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий своих представителей ни в одной из палат конгресса, имеет право избирать трех выборщиков. Таким образом, общее число членов коллегии выборщиков составляет 538 человек. Для того чтобы президент и вице-президент США считались официально избранными, требуется большинство голосов выборщиков. Если голоса равны, то в силу вступает XII поправка в Конституции США (принята в 1804 году), согласно которой решение о будущем президенте США передается в палату представителей, избирающих президента из числа двух (возможно, трех) кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей. В этом случае каждый штат будет располагать лишь одним голосом, то есть для победы кандидату достаточно будет получить 26 из 50 голосов. После решения вопроса об избрании президента США палата представителей аналогичным образом решает и вопрос о вице-президенте.      

Официально избранными новые президент и вице-президент считаются после формального оглашения результатов голосования в коллегии выборщиков (или в палате представителей) на совместном заседании обеих палат конгресса США. Последние президентские выборы, состоявшиеся 7 ноября 2000 года, показали несовершенство двухступенчатой системы выборов в США, приведшей на этот раз к серии судебных разбирательств.

      

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать