Присоединение Кавказа к России - (контрольная)

Присоединение Кавказа к России - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    Введение.

Какое доселе волшебное слово –Кавказ! Как веет от него неизгладимыми для русского народа воспоминаниями; как яркая мечта, вспыхивающая в душе при этом имени, душа непобедимая ни пошлостью вседневной, ни суровым расчетом! Есть ли в России человек, чья семья несколько десятилетий назад не принесла бы этому загадочному краю жертв кровью и слезами, не возносила бы к небу жарких молитв, тревожно прислушиваясь к грозным раскатам богатырской борьбы, кипевшей вдали? ! Снеговенчанные гиганты, и жгучие лучи полуденного солнца, и преданья старины, проникнутые глубочайшим трагизмом, и Лихорадочное геройство сынов Кавказа–все это воспето и народом, и вещими выразителями его миросозерцания, вдохновенными светочами русской идеи, - нашими великими поэтами. Кавказ для нас не может быть чужим: слишком много на него потрачено всяких сил, слишком органически он связан с великим русским мировым признанием, с русским делом.

Ввиду множества попыток (большей частью небескорыстных) сбить русское общество в между племенных вопросах, необходимо установить раз и навсегда жизненную, правильную точку зрения на русское дело вообще. У людей одинаково искренних могут быть различные точки зрения. Одни считают служение русскому делу борьбы за народно-госурарственное существование и процветание борьбою, не стесненною никакими заветами истории, никакими нормами нравственности или человечности; они считают, что все чужое, хотя бы и достойное, должно быть стерто с лица земли, коль скоро оно не сливается достаточно быстро и бесследно с нашею народно- государственною стихией. Этот взгляд я назвал бы германским, а не русским. Он противоречит мировому идеалу России и подрывает одну из надежнейших основ ее духовного, а стало быть, и политического могущества. Другие впадают в противоположную крайность: они готовы поступиться всем русским в пользу того, что нарушает наше единство, подтачивает нашу государственную силу, да и само по себе представляет явление отрицательное. Это взгляд“школы”непротивленцев с мнимонациональною программой, истинными руководителями, или закулисными вдохновителями которой являются, конечно, не русские люди. Такое непротивление инородным обособляющимся злым силам, даже в тех редких случаях, когда оно бескорыстно, возможно лишь в ущерб жизненности русского патриотизма и нисколько не оправдывается обычным в таких случаях рассуждением на тему о том, что мы– великий и сильный народ. Великий народ –и потому прикажете дозволять, кому вздумается посягать на хлеб детей наших, на жизненные силы меньшей братии, подвергать поруганию наши святыни и давать обособляющимся инородцам ездить верхом на слабых и уступчивых носителях русского дела? ! Доколе будут отождествлять понятие великого с понятием глупого, слабого и беспринципного? !

Правильна, справедлива и, вместе, практична толь нижеследующая, третья точка зрения. Великий и сильный не глядит на жизнь сонными очами, а во благовремении водворяет жизненную правду, Развивает свою собирательную или единичную личность, во всеоружии заветных преданий прошлого и“ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Великий и сильный не довольствуется шаблонами и кличками, прикрывающими понятия ложные, расплывчатые или пестрые. Он обязан сжать усилием ума ленивую расплывчатость, разобраться в красках и оттенках пестрой картины. Если доселе пестрый Кавказ является мучительной загадкой для наших образованных классов, то, значит, они не велики и не сильны, они не вполне освободились от рабства чужих слов и понятий, от гнета упомянутой выше и, увы, типично русской ленивой расплывчатости. Недавнее возникновение и, главное, независимое от посторонних фальшивых и лукавых влияний на развитие Русского Собрания подтверждает правоту моих слов, а вместе с тем сверкает ярким лучом надежды на близость лучших дней, на подъем русской прозорливости, русской вдумчивости и духовной силы.

Наши солдаты, а за ними и народ, назвали Кавказ “погибельным”, потому что покорение его было сопряжено с невероятным сопряжением героизма и тяжкими жертвами. Но на эти жертвы народ наш не скуп: мертвые срамы не имут, и подвиги увенчаны славой. И“погибельность”Кавказ приняла иную форму, быть может, роковую, а может быть, и полезную в итоге, раскрыв внутренние язвы нашей жизни, немощи нашего духа, ошибки и грехи нашей окраинной политики, даже смутность и неустойчивость государственно-национального миросозерцания у многих русских людей, как служивых. Так и берущих на себя смелость влиять на общество посредством печати.

Кавказ –огромная академия со всевозможными естественными лабораториями, открывающая исследователю и наблюдателю широкое поприще для самостоятельных выводов. Особенную ценность представляет он для социолога и, в частности, для представления государственной науки, столь мало распространенной, – увы! –даже в наших правящих классах, которым пора бы сознательнее относиться к своим обязанностям перед родиной и государем, а не смотреть на жизнь с точки зрения 20-го числа. Явления жизни и человеческие характеры на Кавказе чрезвычайно выпуклы, даже когда они, вместе с тем, сложны. Особенный интерес представляет сплетение, а иногда и полное совпадение вопросов национальных с социально-экономическими. Этой особенностью кавказкой жизни обусловливается немалая трудность управления краем и контроля над работой местных органов власти, то взаправду, то притворно не понимающих практического значения своеобразных основ тамошнего общественного склада и быта.

    Цель работы.

Цель данной работы, выделить основные причины, препятствующие объединению народов России и Кавказа. Проблема Кавказа это, прежде всего национальная проблема и если сейчас не найдется решение этого недоверия, то не найдется никогда.

1. Социально – экономическое и политическое развитие народов Северного Кавказа и Закавказья. Кавказа

В 20 веке Чечня вошла отсталой окраиной царской России. Население единственного промышленного города Грозного составляли в основном русские. В Грозном было  несколько примитивных нефтеперерабатывающих заводов, небольшие предприятия по металлообработке, обслуживающие нефтяную промышленность, и полукустарные предприятия пищевой промышленности.

С 20-х годов, сразу после окончания гражданской войны, начался период бурного развития экономики Чечни. Приток квалифицированных специалистов из городов и республик СССР обеспечил восстановление и расширение в кратчайшие сроки  ранее действовавших предприятий, строительство новых. Развитие республики обеспечивалось капитальными вложениями, которые возрастали из пятилетки в пятилетку. Значительная их часть была направлена в промышленность,   транспорт и связь, в социальную сферу. Коренным преобразованиям подверглось и  сельское хозяйство. Центр обеспечивал Чечню современной сельхозтехникой. В результате, Чечня быстро наверстала большую дистанцию, отделявшую ее от уровня развитых в экономическом отношении районов России.  Важнейшим итогом хозяйственных преобразований в Чечне стало ее разностороннее индустриальное развитие. К 30-м годам Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе. Она занимала второе место по добыче нефти в бывшем СССР.

К 1990 году в Чечне насчитывалось 194 промышленных предприятия. Объем промышленной продукции республики к 1991 году по сравнению с 1913 годом вырос более чем в 120 раз! Хозяйство республики было  связано с экономикой многих регионов Российской Федерации, впоследствии - со странами СНГ. Производственный процесс предприятий  Чечни был тесно увязан с деятельностью российских предприятий в различных городах. Структура народного хозяйства Чечни была интегрирована в экономику Российской Федерации и ориентирована  на общесоюзный, российский и зарубежный рынок.

Основными органами политической власти были комитеты. Особый междуведомственных орган, учрежденный в 1845 правительством России в связи с ведением на Кавказе общероссийской управления. Ему предшествовал ряд временных контрактов по разработке и введению на Кавказе граждан управления. В дальнейшем стал постоянным органом, руководящим гражданской деятельностью царской администрации на Кавказе. В состав Кавказского комитета входило: военный министр, министр финансов, государственного имущества, юстиции, внутренних дел. В 1882 после ликвидации Кавказского наместничества учреждения нового административного устройства на Кавказе. Кавказский комитет был ликвидирован.

    Закавказья

К началу советского периода, экономика среднеазиатских народов была представлена в различных сочетаниях. С советский период в результате земельно-водных реформ 20-х годов и последующей коллективизации сельского хозяйства формально была установлена та же система та же система земельных отношений, что и в других регионах СССР в основе которых была государственная земельная собственность и право колхозов и совхозов на бесплатное землепользование. Кооперативная собственность, как и везде в рамках колхозного строя, оказалась фактически разделенной между государством, самими колхозами и различными структурами аграрного комплекса. Со временем крупномасштабного государственного освоения целинных земель Казахстана превратился в один из главных аграрных регионов СССР. К 1991 голу площадь сельскохозяйственных земель в республике составляла 197, 8 миллионов га. из которых 35, 5 млн. га. (18 % всех земель пашни Союза) приходилось на пахотные земли, а 152, 2 млн. га. ( 79. 5 % ) на пастбища. Среднегодовая посевная площадь в конце 80-х начало 90-х годов равнялось примерно 25 млн. га. и 90 % - 95 % занималась под зерновые что составляло более 20 % площади зерновых Союза и давало примерно 12 % зерна. Казахстан был и остается нетто-экспортером зерна, что придает ему особое значение в экономическом пространстве СНГ.

В Закавказье наблюдается сравнительно низкий уровень развития индустриальных элементов производительных сил сельского и агропромышленного комплекса. Из стран бывшего Союза он на последнем месте по несельскохозяйственных отраслей. Низкий уровень развития системы транспортировки, хранения переработки является причиной аграрных потерь урожая. Отставание по технической оснащенности сельского хозяйства (1 комбайн примерно на 200 га. посевной площади) обусловливает сильную зависимость Закавказья при уборке урожая зерновых от поставок сельхозтехники и притока сезонной рабочей силы из России. В Закавказье на социальный облик особое влияние оказала монокультура хлопка. В конце 80-х годов под хлопчатник было занято более половины посевной площади 51. 7 % по данным 1983. На регион приходило около 90 % хлопчатника, производимого в СССР и 15 % мирового производства. За 1980– 1988 посевы хлопчатника возросли то 1000 до 1900 тыс. га. Быстрыми темпами развивалась энергетика. Главный вид топливных ресурсов –нефть, газ. (Азербайджан, ССР) добыча которых составляет 20. 2 млн. т. 55 млр. м3 .

Необходимость экономических и социальных преобразований очевидна далеко не для всех политических руководителей республики бывшего советского Востока. Но в любом случае, чтобы стабилизировать их экономику и социальную жизнь, необходимо преодолеть ресурсопожирающую тенденцию развития аграрной экономики, сформировать её оптическую структуру и активизировать всю ту огромную массу населения, которые образует реальные и потенциальные трудовые ресурсы деревни.

Основные политические движения осуществлялось организациями. Закавказский комиссариат, контрреволюционное буржуазно–националистическое правительство Закавказья, созданное 15 ноября 1917 года в Тбилиси меньшевиками, эсерами и мусульманами при активной поддержке стран Антанты. Закавказский комиссариат проводил политику отсоединение Закавказья от Советской России. Калединым главарями дагестанской и контрреволюции о совместимости борьбы против Советской власти и революционных сил Закавказья. 10 февраля в день открытия Закавказского сейма, по приказу Закавказского комитета был расстрелян митинг в Александровском саду. 26 марта 1918 Закавказский комитет был упразднен Закавказским сеймом. Контрреволюционный орган государственной власти в Закавказье. Состоял из депутатов, избранные в Учредительном собрание, и представителями буржуазно политическими партиями. Под давлением оккупантов федерация, государственное противоречие между националистическими партиями распалась на изолированные буржуазные республики–Азербайджан, Армения и Грузия. 20 мая 1916 Закавказский сейм объявил себя распущенной.

    2. Причины продвижения России на Кавказ.

Начало движения России в сторону Кавказа относится к раннему периоду истории Русского государства, ко времени царствования Святослава, то есть к концу X века. Разгромив хазар, владения которых в то время простирались на многие части Кавказа и юго-восточные степи теперешней европейской части России, Святослав добрался до ясов и косогов, живших по предгорьям Кавказа к востоку от Азовского моря, победил их и, таким образом, занес русскую границу на самую Кубань, где потом появляется русское Тмутараканское княжество. Но затем, в удельный период, Русь далеко была отодвинута от берегов Азовского моря. Начало сношений России с Кавказом относится к концу XV столетия.

Впервые активное действие со стороны России по отношению к Кавказу проявилось при Петре I. Стремясь открыть торговый путь в Индию, для чего стать владельцем Каспийского моря, Петр предпринял поход в 1722-1723 гг. и покорил прикаспийские провинции, уступленные, однако, после его смерти снова Персии. Наступление России на горный Кавказ вызвало в среде горцев-мусульман движение мюридов— борцов за веру. Под руководством вождя — имама — мюриды вели против неверных (христиан) священную войну — газават. В 1834 г. имамом был провозглашен Шамиль, создавший в Дагестане и Чечне сильное теократическое государство. В 1830-1840 гг. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, жестокий гнет приближенных имама постепенно разлагали имамат изнутри. В 1859 г. войска Шамиля были окончательно разбиты, а сам он попал в плен. Завершилось присоединение Кавказа к России в 1864г. 3. Основные этапы присоединения народов Кавказа к России.

Первый этап, начавшийся с середины XVI в. , продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства.

Второй этап, длившийся почти весь XVIII век, знаменует собой начало открытой военной экспансии России на Северный Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а затем и Екатерины II, доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских общин России, в 1785 году в Чечне началось мощное национальное движение под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается  вооруженная борьба чеченского народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял попытку объединения северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Однако реализовать эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.

Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.

Третий этапприсоединения приходится на первую половину ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг. ) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий.

1828 год стал поворотным в Кавказской войне. Борьба отдельных горских общин Чечни и Дагестана за независимость вступила в новый этап. В Дагестане началось движение мюридизма (религиозно-политическое движение, направленное против немусульман), вскоре перекинувшееся в восточные районы Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль и Ташов-Хаджи возглавили газават - священную войну правоверных мусульман против неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.

В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения.

На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями.   Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.

Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.

В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. В этой связи уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией. То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать