Восстановление в качестве одного из звеньев развития названия “русь” социального термина в значении “войско”, “рать”, “ополчение”позволяет как будто с учетом возможности существования не дошедшего до нас, созданного на древнесеверном языке источника летописного“Сказания о призвании варягов”понять суть искажений этого источника в последующей письменной традиции. Связь первоначального значения названия“русь” с понятием “войско, дружина” объясняет и летописную формулу “пояша по собе всю русь”: по моему мнению, заключается в том, что согласившийся на роль служилого князя варяжский конунг (как и позднее делали князья, приглашавшиеся в Новгород) прибыл на службу, мобилизовав все доступные ему силы, куда входила и его личная дружина, и вооруженное ополчение для похода, “русь”. Видимо, именно так понималось первоначальное место и в летописи. Позднее, когда к началу XII в. название “русь”утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие“Русь”, “Русская земля”, обозначавшее государство, возглавляемое этим феодальным строем, объединившим “великих князей” и “светлых князей” и “всякое княжье”, “великих бояр”, “бояр” и “мужей”, от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя“руси” по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в. ), при изложении “Сказания о призвании варягов” упоминание в новгородских летописях о “руси”Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную этническую интерпретацию. До определенного времени употребление слова“русь”в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений. Последние следы этой надплеменной природы военно-дружинной“руси” зафиксированы в начале XI в. “Русской Правдой” Ярослава. “Русь”как название широкого, надплеменного дружинно-торгового общественного строя, консолидирующегося вокруг князя, образующего его дружину, войско, звенья раннефеодального административного аппарата, наполняющего города“Русския земли”, безотносительно к племенной принадлежности, защищенного княжеской “Правдой роськой”, - это понятие, несомненно, восточноевропейское. Название этого по происхождению и составу своему прежде всего славянского общественного строя родилось на славяно-финно-скандинавской языковой почве, но в развитии своем полностью подчинено закономерностям развития восточнославянского общества и Древнерусского государства. В силу этих закономерностей происходило и перерастание уже в IX-X вв. социального значения в этническое: “русь” становится самоназванием не только для новгородских словен и киевских полян, “прозвавшихся русью”, но и для варяжских послов “хакана росов”, а затем посланцев Олега и Игоря, гордо заявлявших грекам: “Мы от рода русскаго”. Таковы результаты историко-лингвистического анализа проблемы происхождения названия“русь””.
Не исключено, что мы имеем здесь дело с контаминацией, своеобразным наслоением омонимичных слов разного происхождения, обозначавших изначально разные группы людей - социальные и этнические. Во всяком случае, судя по всему, именно так обстоит дело с многочисленными упоминаниямиразных народов, называемых почти или совершенно одинаково звучащими именами рос, рус, русьи т. п. , в источниках раннего средневековья: латино- и арабоязычных, греческих и древнерусских. Видимо, предстоит еще большая работа по их углубленному анализу - с учетом времени и места, к которым они привязаны, а также языка источника, их упомянувшего.
ВЕРСИЯ 6.
Оригинальную и неожиданную гипотезу еще более раннего, чем по Данилевскому, происхождения слова “Русь” предложена Параниным и развита в последствии А. Шарымовым. Эта гипотеза интересна тем, что является логическим продолжением версии Данилевского.
Загадочные летописные "две руси"
Начальные историко-географические абзацы великой "Повести временных лет", ПВЛ, известнейшей нашей летописи, посвящены (по определению Дмитрия Сергеевича Лихачева, исследователя древнерусской литературы, который перевел ПВЛ на современный литературный русский язык) "событиям всемирной истории в ее средневековом понимании": разделению Земли между сыновьями Ноя и расселению народов по их наделам. Тут читаем:
"Иафет же получил страны северные и западные....
"В Афетове же части седять русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, литва, угра, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и прусы, чудь сидят близь моря Варяжского.... Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, р у с ь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие.... "
Обратите внимание: в отрывке этом "русь" упомянута дважды и словом этим называются народы, жившие по разные стороны от Финского залива.
Первая "русь" соседит с чудью (сегодня это -- эстонцы). Мы будем называть ее для
удобства "южнобалтийской".
Вторая же "русь" соседствует с варяжскими народами. Будем называть ее "северобалтийской".
Нет сомнения, что обе руси -- и северо- и южнобалтийская были этнически родственны (иначе, с чего бы, собственно, им носить одинаковое имя? ).
Польский историк Хенрик Ловмяньский высказал в книге "Русь и норманны" любопытную мысль относительно этого имени:
"Не могло ли оно восходить к корню raud "красный", "рыжий" и указывать на какую-то особенность территории" 2. [2 Ловмяньский Х. Русь и норманны. М. , 1985. С. 187. ]
Это предположение Ловмяньского оказалось продуктивным.
Географ и историк Виктор Паранин изложил новую теорию происхождения древней Руси.
Паранин обратил внимание на бытовавшую некогда в Восточной Европе систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве. Называлась она "цветовой", а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север -- черным, восток -- синим (голубым), а запад -- белым.
Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам.
Поиск привел к прибалтийско-финским языкам. При этом оказалось, что в одном из них, карельском, нашлись дивные слова: "ruskej" -- "красный", и ряд производных: "rusko" -- "заря", "румянец"; "ruskotaa" -- "краснеть" и т. д. Никто до той поры (и до Паранина) толком над этим не задумывался.
Очевидной стала лингвистическая основа слова "русь" как ц в е т о в о г о символа ю ж н о г о элемента какой-то территориальной системы. Какой же именно?
Подсказывает "Калевала"
Для ответа на этот вопрос Паранин обратился к знаменитому эпосу карелов и финнов -- "Калевале".
Главное эпическое время его -- бронзовый век, рубеж эпохи бронзы и железа, примерно 100 год до Рождества Христова (РХ).
Основной же сюжет эпоса заключается в борьбе за обладание чудесной мельницей Сампо между героями, обитающими в южной Калевале (Вяйнеле), с жителями Похьелы (то есть Севера). По этому поводу знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье "Сампо и сейды":
"Возможно, что битва за Сампо -- не столкновение финнов и карел с лапландцами (саамами), а соперничество родственных между собой южных финно-карельских племен с северными тоже финно-карельскими племенами, веровавшими в того же верховного бога Укко, что и южане"
Обратите внимание: столкновение юга с севером, "красного" с "черным", "ruskej" с "musta"! Это -- решающее для понимания будущей судьбы этнонима "русь" положение. Что оно означает?
Во внутриплеменной борьбе южной части единого племени с северной (запечатленной в "Калевале", где борьба эта обрела вид битвы за Сампо), в борьбе "красного" с "черным", южная часть обособляется от северной -- и при этом берет себе новое имя, как раз и связанное с ее географическим положением, то есть, "южная", "красная", "ruskej" -- "русь"....
Продолжая развивать идею связи географического положения северобалтийской руси с политическим ее статусом, Паранин продолжает ее характеристику в таких словах:
"Южная ее часть, расположенная на крупном острове посреди залива, в одном из вариантов называлась Русью в силу своего положения. В Руси находился престол князей, властвовавших над варягами. Об этой Руси свидетельствукт автор ПВЛ, утверждающий, что Рюрик был из варягов, звавшихся русью.... "
Словом, Виктор Паранин вполне ясно назвал географический адрес "варяжской, северобалтийской руси". Это -- южная часть древней Карельской земли, что находится, между прочим, на территории как нынешней Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, а раньше представляла собою остров.
"Остров русов"
Остров этот давно уже был описан любознательными арабами -- путешественниками, историками и географами. Описание его дошло до нас, в частности, в книге "Дорогие ценности" (903 или 923 годы; запечатленные в ней события ученые относят к 870-м примерно годам) Абу Али Ахмеда ибн Омара Ибн Русте. Выдержки из этой книги были приведены выше в разделе посвященном гипотезе Данилевского, тем не менее несколько фраз я повторю:
"Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они (имеются в виду русы. -- А. Ш. ) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр, так что стоит человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги.
У них есть царь, называемый Хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают....
Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.... Единственное их занятие -- торговля соболями, белками и прочими мехами.... У них много поселений, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, с чужеземцами, которые ищут у них прокровительства, обращаются хорошо, как и с теми, кто часто у них бывает.... "
А вот -- еще одна характеристика русов из книги "Природа сельджуков" Тахира ал-Марвази Шараф аз-Замана:
".... И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море (на Каспий. -- А. Ш. ), нападают на их корабли и захватывают товар. Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества". Этих отрывков достаточно, чтобы читатель составил представление и о характере древних русов, и о том острове, на котором они жили. О последнем -- еще одна цитата из книги Виктора Паранина "Историческая география летописной руси": "Большинство исследователей признают сведения об острове фантастическими и не принимают во внимание, поскольку не находят реально существующего острова, который походил бы на описанный древними арабскими авторами....
А между тем, остров со всем комплексом приведенных в источниках свойств реально существует, а вернее существовал еще относительно недавно на севере Восточной Европы. Речь идет о территории, которая в настоящее время носит название Карельского перешейка и которая действительно в прошлом представляла собой остров, поскольку система Вуоксы в районе Выборга соединялась с Финским заливом....
Вуокса была одной из проток, соединяющих Финский залив с Ладогой; другой протокой была Нева, а между ними простирался остров, который и размерами, и ландшафтом, и своим географическим положением совпадает с островом Рус из арабских источников. Они служат еще одним основанием для локализации исторического ядра Древнерусского государства на территории нынешнего Карельского перешейка".
Южнобалтийская русь.
Но что же тогда -- вторая, южнобалтийская русь?
Какой народ мог претендовать на родство с северобалтийской русью и на общую судьбу их начального этнического имени?
У Паранина по сему поводу ясно высказанных предположений нет. Между тем А. Шарымов полагает, что ответ на поставленный вопрос лежит буквально на поверхности географической карты.
Южнобалтийская русь -- ни что иное, как народ, ставший позже именоваться ижорой, ижорцами.
По современным историко-лингвистическим и археологическим воззрениям, определенная часть корелы в к о н ц е, как полагают, I тысячелетия по РХ отпочковалась от основной массы и осела на берегах Невы, южнее и западнее ее, и образовала там самостоятельную этническую единицу -- племя ижоры.
Ижора и на самом деле по сию пору называет себя карелами, веря в то, что летописная корела и впрямь была ее предком. Я полагаю, правда, что переселение ижоры с "острова русов" на южное побережье Невы и Балтики могло начаться и раньше, то есть даже не позднее с е р е д и н ы I тысячелетия по РХ.
В этом свете представляется возможным выстроить довольно ясную хронологическую хему территориального и общественного развития Карельско-Ижорского региона от послеледниковой поры до рубежа I и II тысячелетий по РХ:
в послеледниковое время (около 18 000 лет до РХ) земли нынешней Карелии начинает заселять первобытный человек;
к середине I тысячелетия до РХ по мнению специалистовлингвистов складывается языковая основа карельского племени;
примерно с 100 года до РХ (то есть, с рубежа эпох бронзы и железа) растут столкновения южной и северной частей племени корелы, ставшие основой сюжета "Калевалы";
к середине первого тысячелетия по РХ южная часть корелы уже отделяется от северной -- и обретает имя "русь"; в эту же пору южный приневский и балтийский берега заселяются частью северобалтийской руси, приносящей туда имя "старшей сестры";
со второй половины I тысячелетия по РХ район Карельского перешейка и южных невско-балтийских берегов плотно заселяется и практически осваивается. Все это непосредственно характеризует процесс укоренения руси на землях Приневья.
"Две руси" сменяют имена.
Теперь естественно поставить вопрос о том, как произошло, что "две руси" по прошествии какого-то времени сменили свое общее имя на два разных -- "корелу" и "ижору".
Шарымов приводит тут еще один отывок из книги Виктора Паранина:
".... После призвания варягов во главе с Рюриком обширная страна, попавшая под их управление, стала называться Русью, что было естественно и понятно, ибо по отношению к земле варягов она занимала южное положение. Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим Рюрика, существовала страна с именем "Русь", однако вовсе не это было определяющим в наименовании земель, подчинившихся варягам, а южное направление варяжской экспансии. Позже, когда Олегом был взят Киев, название "Русь" распространилось и на Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением развития Русского государства в южном направлении строго по меридиану". Северобалтийская русь, таким образом, отдала этническое свое имя тем многочисленным племенам (преимущественно -- славянским), что жили к югу от Балтики и были со временем объединены в единое государство русами - князьями-варягами....
Такие прецеденты в истории уже встречались. В 697 году по РХ орды хана Аспаруха напали на балканских славян, основали там Болгарское царство -- и отдали новым подданным этническое имя, которое они принесли на Балканы с волжского Булгара....
Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же -- "остров русов"), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше.
Таким образом "северобалтийская русь" вновь стала "корелой" -- и имя ее зафиксировала датированная 1066 годом берестяная грамота N 590, найденная в новгородском Нутном раскопе: "Литва встала на корелу". А еще через восемьдесят лет, в 1143 году, корелу упомянула и Новгородская первая летопись.
Беда многих современных ученых в том, что они так прочно привязывают историю корелы к первому летописному упоминанию, что можно подумать, будто до 1143 года та вовсе и не существовала. Это, разумеется, недопустимая оплошность....
Имя ижоры и "возврат" его
Историки высказывают по крайней мере три предположения, откуда происходит племенное этническое имя ижоры.
Считают, что "Ингрия" может происходить от финского-карельского "Inkeri maa" ("прекрасная земля"). От этого-де имени пошло название левого притока Невы - Ижоры (Inkeri, Ingeri). Позже шведы "пристегнули" к этому имени свою, шведскую, "землю": "land". И получился топоним-гибрид: "Ingermanland" "Ингерманландия", нечто вроде "Земля прекрасной земли"....
Другие выводят Ингрию из личного имени князя: Игорь, или Ингвар. Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной историком Василием Никитичем Татищевым летописи сообщает:
"Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено (то есть, в дар, подносимый при женитьбе. )".
И Татищев, комментируя эти слова, говорит, что, вероятно, этот предел "от Ингоря (Игоря. -- А. Ш. ) Ингрией прозван". Тут историк, правда, не обращает внимания на то, что Иоаким в приведенном отрывке уже называет имя "Ижара", то есть, Ижора, она же -- Ингрия. Может, оно, все же, бытовало и раньше?
Еще одна версия связывает имя Ингрии с Ингигерд, женой Ярослава Мудрого, скандинавкой родом, дочерью шведского короля. Ей, опять-таки, в качестве свадебного подарка дана была Ладога (Альдейгьюборг по-шведски) и "все то ярлство, что к ней принадлежит", то есть и южные невские берега, где тогда жила русь-ижора. Имя "ижора" впервые встречается в русских летописях только в 1228 году. хотя еще за полвека до того "Ингрию" упомянул в своей булле папа Александр III.
Итак, "две руси" исчезли. Осталась одна, новая Русь -- Киевская. Потом она стала просто Русью, а еще позже -- Россией.
Несмотря на привлекательность гипотезы Паранина-Шарымова современные специалисты отмечают, что ностратическая теория позволяет в близких по транскрипции названиях географических объектов, расположенных в обширном евро-афро-азиатском регионе, видеть единый смысл. А это в свою очередь дает возможность, во-первых, расшифровку обширного топонимического материала осуществлять на основе языков, иногда довольно удаленных от объекта, название которого мы пытаемся осмыслить; во-вторых, расшифрованные данные или найдейнную в определенном регионе систему образования географических названий экстраполировать на другие территории. " Следует отметить, что выводы на основе положений ностратической теории представляются очень ненадежными, поскольку исключительно велика вероятность "притянутых за уши" сопоставлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном реферате мы привели описания известных гипотез о происхождении названия“Русь”. На сегодняшний день ни одну из них нельзя ни окончательно опровергнуть, ни доказать. Можно только разделить их на более и менее вероятные. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимы согласованные усилия разных специалистов: историков, географов, археологов и лингвистов - знатоков древних и современных языков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Владимир Чивилихин. “Память”. Книга 2-ая, глава 28.
“Повесть временных лет”. Часть первая. Текст и перевод М. -Л. , 1950. С. с. 205, 206 Ловмяньский Х. “Русь и норманны”. М. , 1985. С. 187
Рыбаков Б. А. “Сампо и слейды” // Новое в археологии СССР и Филяндии. Л. , 1984. С. 77. Паранин В. И. “Историческая география летописной Руси”. Петрозаводск. 1990. С. 144, С. 116-117, С. 112. Новосельцев А. П. “Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-XI вв. // Древнерусское государство и его международное значение М. , 1965. С. 397-398, С. 400. Татищев В. Н. “История российская”. Собрание сочинений. Том 1. “История российская”. Часть первая. М. , 1994. С. 110. Носовский Г. В. , Фоменко, А. Т. , журнал “Мир по русски”, декабрь 1998, статья “Русь и Рим”. Шарымов А. “О Руси, Варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском”. 1998. Данилевский И. Н. “Древняя Русь глазами современников и потомков”. (IX-XII вв. ). Аспект пресс, Москва. 1998.