Процессы ведьм - (реферат)
p>Указывая на подобные шабаши, в своей книге "Sorciore", Мишле видит в них протест крестьян - вассалов против притеснений феодалов: рабство вело к распущенности.

В современной науке процессы ведьм трактуются по разному. Наиболее интересную позицию занимают исследователи, считающие процессы ведьм казнями душевнобольных. Другой интересный подход– ведовские процессы как геноцид против женщин. Рассмотрим доводы обеих сторон.

    ГЕНОЦИД ПРОТИВ ЖЕНЩИН

Итак, позднее средневековье. В недрах феодального общества развиваются города с их денежными хозяйствами и тенденцией отделения от сельской местности. "Городской воздух делает человека свободным": кто прожил в городе один год и один день, избегает крепостного права. Из деревни в города бегут даже те, у кого из-за бедности нет шансов стать гражданином. В деревне тоже постепенно начинает преобладать денежное хозяйство, рушатся старые устои и исчезает опека феодалов над своими крестьянами.

В городах же не только расцветает свободомыслие, но и зарождается новый класс буржуа, который все больше и больше вытесняет господство феодалов. Для женщин, как всегда во время переломных процессов в обществе, открываются шансы жить более независимо. Женщины принимают участие в подъеме городов и зарождении буржуазии: руководят ремесленным производством и торговлей, причем не только шелком - типичным женским товаром, но также пряностями. В Кельне, где, законное положение женщины как гражданки складывалось очень благоприятно, они могли руководить даже ремесленным производством брони и лат и торговать металлом. Таким образом, женщины постепенно освобождаются от экономической опеки мужчин; формируются некое подобие делового сотрудничества, в котором мужчина все же играет доминирующую роль. Несмотря на формально узаконенное положение, которое ставило женщин в подчинении своих мужей, женщины ведущих сословий уже в позднем средневековье могли занимать очень высокое положение, хотя и не без ограничений. Женщины по-прежнему не имеют политических прав и остаются в стороне от городского самоуправления, но тем не менее имеют возможность вносить свой духовный и политический вклад в жизнь общества. Именно в это время появляются весьма полезные, по-светски написанные и по-современному понятные медицинские книги Хильдегарды фон Бинген. Женщины (Адельхайд и Феофано) в течение нескольких лет управляют империей, а тысячи дворянок управляют владениями в отсутствие мужей или в период регентства своих несовершеннолетних сыновей.

Сведений о жизни простого народа гораздо меньше. Например, принято считать, что у представителей низких сословий был высокий уровень рождаемости. Но это не более чем легенда, придуманная исключительно для того, чтобы сгладить существенные расхождения в сведениях и завуалировать одну из главных причин преследования ведьм. На самом деле численность населения в Европе росла очень медленно, приблизительно 1300 человек в год, потому что еще с давних времен, как доказывают сообщения "Генеалогического общества" и письменные источники средневековья, женщины располагали широкой палитрой предохранительных средств. К тому же в 14-м веке численность населения сильно снизилась из-за свирепствовавшей оспы. Во второй половине столетия помещики и городские буржуа вплотную столкнулись с проблемой нехватки рабочей силы.

Вскоре после этого началось повальное сжигание женщин. Охота на ведьм была не борьбой с ересью, а целенаправленной деятельностью по установлению тотального контроля над женщиной. Под маской охватившего Европу безумия скрывались экономические интересы и холодный расчет. Во-первых, требовалось вывести женщин из общества и устранить их как опасных конкуренток для мужчин-ремесленников и купцов. По одному только доносу у женщин сначала отбирали состояние, а затем выгоняли из страны или уничтожали. Во-вторых, дворянские и церковные землевладельцы испытывали острую нужду в дешевой рабочей силе. Чтобы обеспечить требуемый прирост населения, необходимо было лишить женщину возможности контролировать свою репродуктивную функцию, превратить ее в смиренного поставщика детей, неспособного противостоять своей биологии и своему мужу. Так, один из просветителей и государственных деятелей раннего Нового времени Жан Боден (1530-1596) утверждал, что недостаток рабочей силы является результатом широкого применения мероприятий по контролю рождаемости. Боден считает, что для благополучия государства все средства хороши. По его мнению, в деле преследования ведьм можно было вообще отказаться от правового ведения процесса. Заботясь о благе государства, Жан Боден собственноручно выносил приговоры ведьмам. При этом он беспощадно мучил подозреваемых в колдовстве, даже детей, заявляя: "Ведьма, которая умирает в костре всего только за 30 минут, еще хорошо отделывается".

Таким образом, основной задачей процессов против ведьм было искорененение знания о контрацепции посредством уничтожения всех его носительниц. "Молот ведьм" так описывает "колдовство", в котором обвиняли ведьм и ведуний: "они могут предотвратить зачатие в утробе матери и кроме этого: изменяют сердца людей.... задерживают роды и способствуют преждевременным родам". Поставить женщину на колени через страх перед уничтожением, через унижение, через чувство вины за свою женскую природу - вот задача, которую решали "отцы церкви", утверждавшие, что "женщина, если она вообще способна мыслить, думает только о зле". В этих словах заключено запрещение всякой самостоятельности и равноправия женщин. Они должны были быть поставлены под полный контроль, как принципиально злые существа, живущие инстинктом и в сговоре с дьяволом. Такой выдающийся противник ведьмовских процессов, как фон Шпее, позже будет защищать женщин от упреков в зле, ссылаясь на их слабость! Но тоже лишь для того, чтобы прийти к тому же выводу: женщины должны подвергаться контролю, и если бы в них не было нужды для продолжения рода, можно было бы предложить их истребить совсем.

Потребовалось несколько столетий истребления мудрых женщин, сведущих в медицине и искусстве врачевания, чтобы в ходе этой репрессивной селекции добиться полного изменения женщины. После тушения последних костров в 18-м веке, многообразие форм общественной жизни женщины сузилось до одной-единственной задачи - быть "хранительницей домашнего очага", производящей в год по ребенку. Самостоятельность женщин, их самосознание, их сексуальные потребности стали считаться аномалией, явлением непорядочным.

Процессы против ведьм были одним из самых ужасных событий в истории Европы и Америки. По свидетельству очевидцев, некоторые районы Франции и Германии были буквально опустошены, количество сожженных или замученных достигало десятков тысяч. Неизвестно, кто больше верил в могущество дьявола - безжалостные инквизиторы или их несчастные жертвы, под чудовищными пытками и при отсутствии даже подобия защиты признававшиеся в самых невероятных преступлениях. И если еретики умирали, твердо зная, за что они идут на костер, то "ведьмы", среди которых большая часть была просто больна нервными расстройствами, сгорали в полном неведении относительно мотивов и состава своего "преступления".

Показательно, что испанская инквизиция, отправившая на костер множество еретиков и евреев, не принимала к рассмотрению обвинения в колдовстве, считая их "плодом болезненного воображения доносчика", а в США последний процесс по обвинению в колдовстве был в конце XIX века.

Под подозрение попадали почти все женщины. И те, кто выглядел слишком безобразной, и те, кто блистал необычайной красотой, и те, кто отличался острым умом. Нельзя было никак и ничем выделяться из толпы, хотя это еще ничего не гарантировало: все, что совершалось женщиной под пытками, как правило, толковалось против нее.

Приведу в качестве примера наблюдения иезуита Фридриха Шпе, описанные в его трактате "Cautio criminalis" (1631):

"Если обвиняемая вела дурной образ жизни, то, разумеется, это доказывало ее связи с дьяволом; если же она была благочестива и вела себя примерно, то ясно, что она притворялась, дабы своим благочестием отвлечь от себя подозрение в связи с дьяволом и в ночных путешествиях на шабаш.

Если она обнаруживает на допросе страх, то ясно, что она виновна: совесть выдает ее.

Если же она, уверенная в своей невиновности, держит себя спокойно, то нет сомнений, что она виновна, ибо, по мнению судей, ведьмам свойственно лгать с наглым спокойствием.

Если она защищается и оправдывается против возводимых на нее обвинений, это свидетельствует о ее виновности; если же в страхе и отчаянии от чудовищности возводимых на нее поклепов она падает духом и молчит, это уже прямое доказательство ее преступности....

Если несчастная женщина на пытке от нестерпимых мук дико вращает глазами, для судей это значит, что она ищет глазами своего дьявола.

Если же она с неподвижными глазами остается напряженной, это значит, что она видит своего дьявола и смотрит на него.

Если она находит в себе силы переносить ужасы пытки, это значит, что дьявол ее поддерживает и что ее необходимо терзать еще сильнее.

Если она не выдерживает и под пыткой испускает дух, это значит, что дьявол умертвил ее, дабы она не сделала признаний и не открыла тайны". Чтобы попасть в руки инквизиторов, женщине нужно было всего ничего: чтобы кто-нибудь назвал ее ведьмой и заявил, что ее образ является ему и мучает его. В большинстве случаев показания у женщин добывались под пыткой. Причем разница в казни заключалась только в том, что раскаявшуюся ведьму сперва обезглавливали или душили, а потом сжигали, а "упорствующую" просто сжигали живьем, предварительно калеча, отрезая конечности и вырывая куски мяса раскаленными щипцами.

На Руси колдуньи также подвергались преследованиям. Так, в 1024 году в Суздальской области было убито несколько старух, потому что кудесники утверждали, будто бы те стали причиной голода. В 1227 году новгородцы сожгли 4 волхвов, а в 1415-м такая же участь постигла 12 "вещих женок". В 1497 году Иоанн III приказал утопить баб, приходивших с зельем к великой княгине Софии. А Князь Воротынский в царствование Иоанна IV подвергся пытке по подозрению в сношениях с ведьмами.

    Казни душевнобольных.

Несмотря на религиозное оживление, Западная Европа вступила в один из самых мрачных периодов своей истории, когда воинствующая церковь стала напрягать все бывшие в ее распоряжении средства для сохранения своих прав и всей полноты материальной и духовной власти. Началась борьба феодальной теократии с нарождающимся капитализмом.

Поворотным пунктом, с какого началось это кошмарное время, принято считать буллу (послание или манифест) папы Иннокентия VIII, в которой предписывалось разыскивать и привлекать к суду людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть демонов. Два доминиканских монаха, Яков Шпренгер и Генрих Инститорис, опираясь на папскую буллу, как на юридическую санкцию своих действий, стали энергично истреблять ведьм. В 1487 г. они опубликовали свой "Молот ведьмы" Malleus male-ficarum, - названный так потому, что в нем перечислялись все способы, как опознавать, изобличать и сокрушать этих зловредных женщин. Несомненным доказательством виновности служило "чистосердечное" признание обвиняемых, которое добывалось почти всегда, так как никто не мог выдержать изощренных пыток, пускаемых в ход в застенках святой инквизиции. На судебных следствиях задавались неизменно одни и те же вопросы; молва о многочисленных признаниях и покаяниях расходилась из уст в уста; самые невероятные вещи, в силу многократного повторения, начинали казаться достоверными фактами; всеобщее напряжение, жуть и страх, настойчивость обвинений и постоянство признаний - все это создавало атмосферу повышенной коллективной внушаемости и способствовало широкому распространению так называемых демонологических идей. Были деревни, где не оставалось ни одной женщины; когда приезжал инквизитор, все без удержу доносили друг на друга, чтобы этим путем уцелеть самим. Матери доносили на четырехлетних детей; дети погибали на кострах. Несколько примеров будет достаточно, чтобы дать представление об этих процессах ведьм. Магдалина Круа созналась, что она 30 лет находилась в преступной связи с дьяволом, похожим на отвратительного негра. Она была настоятельницей монастыря и всякий раз, когда она удалялась в келью для греха с демоном, другой нечистый дух принимал ее внешний облик и ходил по монастырю, так что отсутствие ее проходило незаметно. Монашенка-подросток Гертруда, 14 лет, признавалась, что жила и живет с демоном, производит падеж скота и вызывает бесплодие у женщин. Француз-священник Труазешель, приговоренный к смерти в 1571 г. , но амнистированный за выдачу сообщников, открыл, что во Франции, по самому приблизительному подсчету, не менее трехсот тысяч колдунов и ведьм. Многочисленные женщины в Германии, Франции, Швейцарии, Англии, рассказывали о том, какому разврату научил их "нечистый", как он пробирается к ним на супружеское ложе, не стесняясь присутствием мужа; описывались все его анатомические признаки, козлиный запах, свойства его семени, холодного, как лед. Подробными и красочными описаниями изобиловал "Молот ведьм".

Трудно решить, каков был истинный процент душевнобольных среди всех этих ведьм и колдуний, где кончалось суеверие дрожащего за свою жизнь невежественного человека и где начиналось сумеречное состояние истерической женщины или помешательство, охватывавшее сразу значительные группы людей, целые села, города. История сохранила нам несомненные доказательства многочисленных приговоров над душевно-больными людьми. Вот некоторые примеры. В 1339 г. один испанец, объявивший себя братом архангела Михаила, был сожжен на костре в Толедо. Доктор Торальба в 1530 г. признался на суде, что у него в услужении находится некий дух или "гений", и за такое пользование нечистой силой был посажен в тюрьму на 3 года, после чего выдал письменное обязательство в отказе от услуг демона. Но особенно поучителен следующий случай. Анна Кезерин перестала ходить на свадьбы, не посещала знакомых, все молилась, постилась и плакала. По словам мужа, не было никаких причин для такой безысходной печали. Дело окончательно выяснилось, когда 12 человек ведьм и колдунов перед тем, как взойти на костер, показали, что Анна Кезерин также ведьма. Ее арестовали, посадили на цепь, допрашивали и, разумеется, она в конце концов призналась во всех предъявленных ей обвинениях. Только перед казнью на исповеди Анна Кезерин отреклась от всего и потом, умирая, слезно просила, чтобы после нее больше никого не жгли на костре. 20 сентября 1629 г. в гор. Нейбурге, около моста, с нее сняли голову, тело сожгли и пепел бросили в воду.

Вероятно, наиболее благодарным материалом для инквизиторов были депрессивные больные с идеями самообвинения. Параноики также нередко представляли черты, которые могли подать повод к демонологическим подозрениям. Не подлежит также сомнению, что нередко сами больные (например, с бредом преследования) выступали в роли неутомимых доносчиков и яростных обвинителей. Надо полагать, что и сексуальные извращения нередко подавали повод к таким судебным делам. Были беспощадные инквизиторы, одно имя которых наводило на людей трепет - Пьер де-Ланкр, Воден. Интересно отметить, что современником последнего был знаменитый Монтень, который в своих "Опытах" писал о ведьмах и колдунах следующее: "Эти люди представляются мне скорей сумасшедшими, чем виноватыми в чем-нибудь. Но до чего высоко нужно ставить свое мнение, чтобы решиться сжечь человека живьем! ". Находились люди, которые могли сказать нет инквизиции. Агриппа Неттесгеймский, который, будучи в 1518 г. генеральным адвокатом города Меца, спас от смерти молодую крестьянку, обвиненную в колдовстве. Корнелий Агриппа еще и по другой причине должен быть отмечен в истории: он был учителем Иоганна Вейера, энергично боровшегося против инквизиции.

В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Впрочем, число казней разнилось в зависимости от времени и места проведения процессов. Порой лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток. А иногда судьи выносили более мягкие приговоры.

Кому же удавалось освободиться? Не вдаваясь в подробности, можно выделить три группы людей, участь которых была различна.

Назовем сначала тех, кого суд освобождал еще до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Большинство из них попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.

В другую группу входили мужчины и женщины, которых оправдывали за недостаточностью доказательств. Однако обретенная ими свобода была призрачной, ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, а может быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидать свой дом и двор им воспрещалось.

К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Для них, в особенности для женщин, изгнание часто было равнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми, скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.

Тем не менее изгнание из страны было достаточно мягким приговором, если вспомнить судьбу тех, кому суждено было по окончании жестоких пыток принять мучительную смерть. Счастьем бывало для них, если "княжеской милостью" их предварительно удушали или обезглавливали. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я "Каролины": "Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем".

Общее число жертв "охоты на ведьм" оценивается различными источниками от 100 тысяч до 2 миллионов. Существует версия, что настоящих ведьм среди казненных не было, поскольку многие из них спали с инквизиторами.

Ведовские процессы подорвали религиозное самосознание Европы и способствовали распространению атеизма, соединявшего в своей критике религии христианскую веру и веру в ведьм.

Журнал “Религии”N2 от 2002 назвал его одним из десяти значительных событий тысячелетия наряду с расколом 1054 года и Реформацией.

Отзвуки процессов ведьм слышны и по сей день. Потомки оговоренных и уничтоженных“ведьм” и “колдунов”призывают пересмотреть историю, реабилитировать осужденных. Множество фильмов, романов и пьес посвящены страшным событиям тех дней. Люди не забыли ведовских процессов, и в наше время в городах Европы и Америки устраиваются театрализованные представления-процессы, главная их задача– призвать к терпимости.

    ЛИТЕРАТУРА
    “КАТОЛИЦИЗМ. СЛОВАРЬ АТЕИСТА” М. “ПОЛИТИЗДАТ” 1991
    “ЖЕНЩИНА+” СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ N3 ОТ 1998

Я. КАНТОРОВИЧ “СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ О ВЕДЬМАХ” М. “ЗАХАРОВ” 2001 Ю. КАННИБИХ “ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ. КАЗНИ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ” Р-н-Д “КНИГА” 1993 “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ВЕДЬМЫ И ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ” ПОД РЕД. Л. ГРИГОРЬЕВА М. “АВАНТА+” 2000 “ЗАЧАРОВАННЫЙ МИР. КОЛДУНЫ И ВЕДЬМЫ” М. “ТЕРРА” 1991

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать