Раннегреческая тирания - (реферат)
p>Тирания была переходной властью, обеспечившей, наилучшим образом свержение аристократии и расширение социальной базы греческого полиса, так как она шла под знаменем восстановления исконной "демократической" царской власти и сумела объединить под своей властью и мелкое крестьянство, и наиболее передовые городские элементы. Однако, как только власть аристократии была сокрушена, городские элементы стали ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений.

    Тирания в Сикионе.
    Внутренняя политика.

Наиболее ранняя и самая продолжительная тирания была в Сикионе, установление тирании датируется 670 г. до н. э. , а ее низвержение - 570 г. до н. э. , таким образом она продлилась сто лет.

Об этой тирании очень мало сведений. Наиболее блестящим представителем династии Орфагоридов был Клисфен. Его деятельность шла в значительной мере на пользу городскому классу. Он решительно боролся с аристократией. Здесь, как и во всех дорийских странах, население делилось на три дорийских филы: Гилеев, Диманов и Памфилов. Но в эти филы здесь была включена только аристократия, вся остальная часть населения, считавшаяся потомками ионийцев, в эти филы не входила. Клисфен образует из этого остального населения четвертую филу и дает ей название "Архелаев" т. е. "владык народа", тогда как три аристократические филы он издевательски переименовывает в "свинятников", "поросятников" и "ослятников". Он запретил состязания рапсодов, прославлявших Аргос и аргивян и отменил культ Адраста, которого почитали аргивяне, как первого сикионского царя. Жертвы, приносимые Адрасту и празднования в честь этого героя, он "передал" другому герою - Меланнипу, ярому врагу (в мифах) Адраста. Трагические хоры в честь Адраста были переданы Дионису. Запрещает он культ общегреческого героя Геракла, заменяя его культом другого Геракла - критского бога.

    Внешняя политика.

Во внешней политике роль Клисфена была весьма значительной. Он сблизился со знатным афинским родом Алкмеонидов и пытался вместе с этим родом приобрести влияние в Дельфийском святилище. Когда по постановлению пилейской амфиктионии Дельфы объявили войну соседнему городу Крисе, взыскивавшему пошлину с паломников, на помощь Дельфам и на защиту интересов международной торговли явились афинян Алкмеон и Клисфен со своими войсками и флотом. Криса была разрушена. Несколько позже Клисфен выдал свою дочь Агаристу за сына Алкмеона, Мегакла. Вот пожалуй и все сведения которыми я обладаю о тирании в Сикионе.

    Тирания в Коринфе.
    Правление Кипсела.

Вторая, по длительности нахождения тиранов у власти, является тирания в Коринфе, там власть тиранов сохранялась более 70 лет (около 657 - 580 гг. до н. э. ). Приход к власти первого тирана Кипсела, родоначальника новой династии Кипселидов, был связан с низвержением знатного рода Бакхиадов. Период тирании в Коринфе характеризуется борьбой с родовой аристократией, усилением торгово-ремесленного класса, активным градостроительством и возвышением его на международной арене. В этот период Коринф достиг наивысшего пика своего развития в экономической и политической жизни.

Кипсел пришел к власти довольно традиционным способом - заручившись поддержкой демоса. Он был сначала полемархом и в этой должности показал себя другом народа; например, он выпускал на поруки содержавшихся под арестом должников, а если не являлись поручители, то сам ручался и отказывался от следовавшей в его пользу доле штрафа. Этим он расположил к себе народ и с помощью его захватил власть в 657 г до н. э. Став тираном, он в первую очередь начал борьбу с родовой аристократией. Им были изгнаны знатные роды аристократов, в том числе и род Бакхиадов, захвативших в свои руки всю власть в государстве; конфискация их имущества дала в руки властителей большой земельный фонд: имущество это было, как можно заключить из источников, использовано для наделения землей беднейшего населения - крестьян, освобожденных от зависимости. Суды знати были заменены судами по территориальным округам, был издан закон против праздности. Нам известно, что уже около 650 г. до н. э. Коринф принял евбейскую монетную систему, господствующую на Эгейском море, несмотря на то, что во всех прочих государствах Пелопоннеса и в Афинах в это время была в ходе аргосско-эгинская монетная система, введенная аргосским царем Фидоном. Так как аргосская монета (статер) была в 4/3 раза тяжелее евбейской, то коринфяне разбивали евбейский статер не на две драхмы, как в Аргосе и в Эгине, а на три; четыре коринфские драхмы равны эгинскому статеру. В Коринфе, таким образом, могли свободно обращаться монеты обеих систем. Не вполне ясно, какие цели преследовал закон о запрещении иметь много рабов; некоторые объясняют это как закон против роскоши; другие предполагают, что закон имел в виду предоставление возможности работы городской и сельской бедноте путем уменьшения рабов.

При Кипселе началась активная колонизационная деятельность Коринфа на западном побережье Греции (в районе Амбракийского залива); в качестве правителей колоний Кипсел ставил своих сыновей. Эта новая политика сразу же вызвала осложнение с населением Керкиры, которое, отстаивая свою политическую независимость, вступило в борьбу с Коринфом.

Таким образом, можно сказать, что Кипсел подготовил почву для своего сына Периандра, правившего с 627 г. до н. э. до 585 г до н. э. , и основной задачей которого было усилить международное значение Коринфа. Именно при нем Коринф достиг наибольшего развития в экономической и политической экспансии.

    Правление Периандра.
    Внешняя политика.

Борьба Керкиры кончилась ее подчинением Коринфу. На отношениях зависимости была основана колония Потидея на полуострове Халкидике, куда еще в V в. до н. э. коринфяне посылали гармоста - должностное лицо, отстаивающее интересы своего города. Колонизационная экспансия Коринфа преследовала две цели: добиться преобладания Коринфа в торговле с западными районами путем создания военных постов на морском пути из Греции в Южную Италию и Сицилию; обеспечить постоянные сношения с Иллирией, откуда в Коринф поступало серебро, необходимое прежде всего для чеканки монет. Из Потидеи в Коринф, кроме хлеба, поставлялся строительный лес, необходимый для мореплавания и торговли. Кроме того, Периандр поддерживает хорошие отношения с Афинами и роднится с одним из знатнейших афинских родов - с Филаидами. В центрах греческого международного объединения в Дельфах и Олимпии - Коринф играет большую роль и приносит в эти храмы богатые приношения.

О том, какое большое международное значение имела династия Кипселидов и какой популярностью они пользовались у современников, говорит ряд факторов: Периандр, наряду с его современниками - Солоном Афинским, Питтаком Митиленским, Хилоном Спартанским, Биантом из Приены и др. , считается одним из семи мудрецов, которые, согласно легенде, якобы собирались вместе и вели беседы по вопросам нравственности; когда разгорелась война между афинянами и Митиленой за Сигей в Троянской области, обе стороны выбирают третейским судьей Периандра. Кроме того, он находился также в близких отношениях с милетским тираном Фрасибулом1.

    Внутренняя политика.

Большое международное значение имела и строительная деятельность Периандра, привлекавшая а Коринф большое количество иностранцев. Он группировал вокруг своего двора выдающихся поэтов и музыкантов (например, при его дворе жил поэт Арион из Мефимны на Лесбосе).

Коринф времени тирании был уже большим городом: окружность его территории составляла 10 км.

В результате проведенных раскопок в Коринфе был обнаружен, примерно в 1 км. к югу от города, гончарный район (керамик), расположенный у ручья, рядом с залежами хорошей глины. В раскопках преобладают фрагменты посуды конца 8 в. и особенно 7в. до н. э. (так называемая протокоринфская и коринфская керамика). Археологи обнаружили гончарные мастерские, печи и гончарные круги. О торговых связях Коринфа свидетельствуют находки коринфской керамики в Южной Италии, Этрурии и Сицилии, а в VI в. до н. э. и в Испании, а также в Халкидике, на островах Эгейского моря и Причерноморье. В небольшом святилище богини Геры, расположенном у одной из двух гаваней Коринфа на северо-западном побережье, найдено много предметов, указывающих на торговые связи Коринфа также с Египтом, Сирией и Кипром.

В период тирании Коринф становится не только крупным керамическим центром, но и центром металлообработки (панцири, шлемы, мечи, бронзовые рельефы для украшения храмов, металлическая посуда и др. ), кораблестроения и текстильного ремесла. Коринфу приписывается изобретение триеры, быстроходного военного корабля, вместимость которого достигала 50 - 60 тонн. В VII в. до н. э. , по приданию, в Коринфе был изобретен якорь.

В узком месте коринфского перешейка (всего 6 км. ) была проложена деревянная дорога для перевоза товаров из восточной гавани в западную и наоборот. Одновременно проводились работы по благоустройству города. Чтобы предотвратить скопление в городе разорившихся землевладельцев, им было запрещено селиться в городской черте. Кроме того, аристократия группировалась в особых родовых организациях, считая себя потомками чистокровных дворян, а народные массы потомками эолийцев. Периандру приписывалось уничтожение общественных трапез, т. е. по-видимому, совместного общественного питания представителей родовой знати. Согласно преданию, уничтожена была и древняя система общественного воспитания юношей, преследовавшая лишь военные цели.

При Периандре Коринф начинает чеканку собственной монеты; за право провоза товаров через гавани Коринфа и за перевал товаров из одной гавани в другую впервые начинает взиматься пошлина.

Многие предпринимаемые реформы Кипселидов приводили к усилению торгово-ремесленного класса. Этот слой стал ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений. И чтобы Коринф мог стать крупнейшим торговым центром необходимо было прежде всего уничтожить тиранию. Что и произошло, после свержение власти преемника Периандра Псамметиха, власть захватили крупные купцы и землевладельцы, и была установлена власть торговой олигархии. Доступ к власти определялся имущественным цензом.

    Тирания в Афинах.
    Попытка установления тирании Килоном.

Первая попытка установить тиранию в Афинах принадлежала Килону. Наиболее полно эта попытка описывается в "Истории" Фукидида. Он рассказывает о Килоне в связи с требованием лакедемонян изгнать из Афинского государства лиц, виновных в кощунстве по отношению к богине Афине. Вот как он это описывает: " В течение этого времени пелопоннесцы отправляли к афинянам посольства с жалобами, чтобы, в случае отказа в чем-либо, иметь возможно более основательный предлог к войне. Так, прежде всего лакедемоняне потребовали от афинян через своих послов изгнания виновных в кощунстве против богини. Кощунство состояло в следующем: был афинян Килон, победитель на Олимпийских состязаниях, человек древнего знатного рода и влиятельный; он женился на дочери мегарянина Феагена, в то время бывшего тираном в Мегарах. Когда Килон вопрошал Дельфийского оракула, тот дал ему прорицания захватить афинский акрополь во время величайшего праздника Зевса. Килон получил от Феагена войско, подговорил своих друзей и, когда наступили Олимпии, празднуемые в Пелопоннесе, захватил акрополь с целью сделаться тираном; празднество это он считал величайшим Зевсовым праздником и имеющим ближайшее отношение к нему. Как к победителю на Олимпийских состязаниях. Имел ли в виду оракул наибольший праздник в Аттике или в каком-нибудь ином месте, Килон в то время об этом не рассуждал, да и оракул не открывал этого. Дело в том, что и у афинян за городом бывают Диасии, называемые величайшим праздником Зевса Милостивого, причем от имени всего народа приносятся не крупные жертвенные животные, но местные жертвы. Килон, пологая, что он правильно понял изречение оракула, приступил к делу. Узнавши об этом, афиняне всем народом устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у акрополя, начали осаждать его. Осада тянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставивши девяти архонтам сторожить Килона и давши им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время большая часть административных функций принадлежала архонтам, между тем соумышленники Килона терпели во время осады крайнюю нужду от недостатка хлеба и воды. Поэтому Килон и брат его тайком бежали, остальные (из них многие уже умерли от голода), будучи в стесненном положении, сели у алтаря на акрополе, в качестве молящих о защите. Когда афиняне, на которых возложена была охрана, увидели, что осужденные умирают в священном месте, они предложили им удалиться, причем обещали не причинять им никакого зла. Но когда они вывели их от туда, то всех перебили; кроме того, они лишили жизни еще несколько человек, усевшихся на пути подле алтаря Почтенных богинь. Отсюда и сами убийцы и потомство их получили названия нечестивцев и величайших преступников перед богинею. Этих нечестивцев изгнали тогда и афиняне, а в последствии потомков их изгнал и лакедемонянин Клеомен при помощи восставших афинян; живущие были изгнаны, а кости умерших вырыты из земли и выброшены. Однако оставшиеся в живых изгнанники в последствии возвратились, и род их до сих пор существует в государстве "1. Таким образом, первая попытка установления тирании в Афинах оказалась неудачной. Относится она к 640 г. до н. э. Но ровно через восемьдесят лет в Афинах была свергнута родовая аристократия и установлена тирания, во главе которой стоял Писистрат, правивший с 560 до 527 г. до н. э. (с перерывами) .

    Тирания Писистрата.
    Первое "пришествие" Писистрата.

Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышения Писистрата началось с войны за остров Саламин, где он показал себя блестящим полководцем. Остров Саламин, принадлежавший Мегарам, был огромным препятствием для развития афинской торговли в Эгейском море - он закрывал выход из афинской гавани. На короткое время афинянам удалось завладеть им, но после Килоновой смуты и связанного с этим ослабления Афин он был снова потерян. После возвращения Солона из странствования в Афины началась активная агитация за новый поход на Саламин. Эта экспедиция была организована торговой партией паралиев, к которой принадлежал Солон. Во главе отряда был поставлен Писистрат, который в это время был еще в дружеских отношениях Солоном. Ему удалось кроме захвата Саламин овладеть и гаванью Мегары Нисею, что ставило Мегары в экономическую зависимость от Афин.

Подобное положение привело к затянувшемуся противостоянию между Мегарами и Афинами. После долгой борьбы обе стороны решили обратиться к посредничеству наиболее влиятельного тогда греческого государства - Спарты. Спартанский суд присудил Саламин Афинам, а Нисея должна была быть возвращена мегарцам. Походу на Саламин предшествовало принятие закона, по которому, в случае завоевания, земля на острове будет передана во владения эти добровольцев. Издание этого законы было предпринято для поднятия духа у отправлявшихся туда пятисот воинов. До нас дошло постановление о саламинских клерухах, в котором запрещается поселенцам сдавать землю в аренду: "Постановил народ: разрешить саламинским клерухам жить в Саламине постоянно. Разве что они окажутся не в состоянии исполнять повинности гражданские и военные; в других же случаях им не (разрешается) сдавать свою землю в аренду. Если клерух будет жить там, а землю сдаст в аренду, то пусть заплатит в казну и арендатор, и сдающий в аренду (столько-то драхм) штрафа. Пусть взыскивает архонт; а если не взыщет, подвергнется ответственности"1. Его целью было воспрепятствовать новому разорению крестьян и скоплению их земли под видом аренды в руках богачей одновременно это обеспечивало военную мощь клерухов. Для Писистрата подобное положение дел было выгодно, так как он являлся лидером самой беднейшей партии Афин - диакрийцев: " Этих партий было три: одна - паралийцев с Мегаклом, сыном Алкмеона, во главе, которые, по-видимому, преимущественно добивались среднего образа правления; другая - педиаков, которые стремились к олигархии, ими предводительствовал Ликург; третья - диакрийцев, во главе которой стоял Писистрат, казавшийся величайшим приверженцем демократии. К этим последним примкнули, с одной стороны, те, которые лишились денег, отданных взаймы, ввиду стесненного положения; с другой - люди не чистого происхождения вследствие страха. Это видно из того, что после низвержения тиранов афиняне произвели пересмотр гражданских списков, так как многие пользовались гражданскими правами противозаконно. Все эти партии имели прозвания по тем местам, где они обрабатывали землю "2.

Успех Писистрата, несомненно, усилил позиции диакриев. На это не могла спокойно смотреть аристократическая партия и для устранения политического противника было организовано покушение на Писистрата. Но по мнению Аристотеля, Писистрат сам нанес себе раны : " Он (Писистрат) сам нанес себе раны и под предлогом, будто это было делом его политических противников, убедил народ дать ему телохранителей "1. Но независимо от тог, был ли это хорошо спланированный обман или действительно на Писистрата было совершено покушение, народ был глубоко возмущен, и партия диакриев решила перейти энергичной политике. Представитель этой партии, Аристион, выступил в народном собрании с предложением дать охрану Писистрату. Против этого предложения выступил Солон, сказав: " что одних он (Писистрат) превосходит умом, а других мужеством; умом превосходит тех, кто не знает, что Писистрат стремится к тирании; мужеством тех, которые знают это, да молчат "2. Но к словам его не прислушались и предложение Аристиона было принято.

Для охраны Писистрата был выделен отряд вооруженный дубинами, характерным крестьянским оружием; такие же "дубиноносцы" поддерживали тиранию и в Сикионе. С помощью этих "дубиноносцев" Писистрат захватил в 560 г. до н. э. акрополь и " управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании "3.

    Второе "пришествие" Писистрата.

Однако, Писистрат продержался у власти недолго. Паралии, во главе с Алкмеонидами, и педиэи, включавшие в себя весь цвет афинской аристократии, всех "потомков богов", всех "владетельных князей" в отдельных демах, соединившись вместе, оказались такой силой, которой не мог противостоять Писистрат. Ему пришлось бежать из Афин в 555 г. до н. э. Его имущество конфисковано и куплено с торгов одним из наиболее знатных Каллием, близким к кругам Солона и Алкмеонидов.

Но, союз паралиев и педеев просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группировками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь паралиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистраром: " На двенадцатый же год после этого (изгнания Писистрата), наоборот, сам Мегакл, поставленный в безвыходное положение своими противниками, завел переговоры с Писистратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устроил его возвращение на старинный лад и слишком простым способом "1. После этого было организовано триумфальное вступление Писистрата в Афины: " В Пеанийском деме была одна женщина, по имени Фия, ростом в четыре локтя, без трех пальцев и весьма красивой наружности. Нарядив эту женщину в полное военное вооружение, они велели ей встать на колесницу и, показав ей, как она должна держаться, чтобы производить впечатление как можно более прекрасной, поехали в город, а вперед предварительно послали герольдов. Последние, придя в город, говорили как им было приказано, речи приблизительно такого рода: "Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата: его сама Афина почтила больше всех людей и вот теперь возвращает в свой Акрополь". Это повторяли они, проходя через разные места. Тотчас же по селам распространилась молва, будто Афина возвращает Писистрата; да и в городе население готово было верить, что эта женщина есть сама богиня; поэтому молились на нее и принимали Писистрата "2. Третье "пришествие" Писистрата.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать