Россия в тихоокеанском регионе в начале 20-го века - (курсовая)

Россия в тихоокеанском регионе в начале 20-го века - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В БАССЕЙНЕ ТИХОГО ОКЕАНА,
    РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.
    ВВЕДЕНИЕ.
    - Актуальность темы;
    - Значение темы;
    - Раскрытие темы в литературе.

Я выбрал данную тему, поскольку интерес к ней и ее актуальность не ослабевают и до настоящего времени в плане взаимоотношений между Россией и Японией, претензий последней к нашим Курильским островам.

Знание прошлого позволяет понять процесс становления агрессивной политики международного империализма, позволяет более действенно разоб лачать виновников военной опасности, дает возможность более активно вести борьбу за мир и безопасность народов.

Конец XIX - начало XX вв. были ознаменованы острейшей борьбой ве ликих держав за "последние куски неподеленного мира или за передел кусков, уже разделенных". То в одном, то в другом районе планеты возника ли конфликты и войны. В результате столкновения захватнических устрем лений царской России и милитаристической Японии возникла русско-японская война 1904-1905гг. Большую роль в ее развязывании сыг рали империалисты США и Англии, которые играли двойственную политику по отношению к Японии и России, пытаясь всячески ослабить своих конкурен тов на Дальнем Востоке с тем, чтобы самим хозяйничать в Юго-Восточной Азии. В конфликте России с Японией были заинтересованы и германские им периалисты, приступившие к осуществлению широкой экспансии в различных районах земного шара.

История русско-японской войны 1904-1905гг. привлекала внимание многих исследователей. Создана обширная литература, требующая анализа и критического рассмотрения. Наибольшее количество различных трудов было выпущено в России.

Опыт русско-японской войны 1904-1905гг. внимательно изучался и за рубежной историографией. Интерес к этой теме объяснялся в первую оче редь тем обстоятельством, что западные страны, принявшие участие в обострении противоречий между Россией и Японией, вынуждены были следить за ходом войны и ее последствиями. Дело в том, что со времени фран ко-прусской войны 1870-1871гг. и русско-турецкой войны 1877-1878гг. до начала XX столетия не велось войн крупного масштаба, которые требовали бы участия значительных сил армий и флотов. Отсюда изучение и обобщение опыта первых войн эпохи империализма, в том числе, русско-японской, долж ны были в известной мере способствовать освоению военными кругами стран Западной Европы тех новых явлений и тенденций в развитии спосо бов и форм вооруженной борьбы, которые проявились в ходе этих конфлик тов.

Советская историография русско-японской войны прошла большой путь в своем развитии. Важно отметить, прежде всего плодотворную археологи ческую деятельность советских историков. Были изданы ценные сборники документов и мемуарных произведений. Из числа главнейших научных проб лем истории русско-японской войны наибольшее внимание было уделено изучению происхождения и характера этой войны. Советские историки пока зали сложный характер международных отношений того времени: острейшую борьбу великих держав за господство на Дальнем Востоке, приведшую к во енному столкновению двух империалистических соперников - Японии и царской России. Достижения советских ученых обобщены в капитальном тру де, охватывающем историю международных отношений на Дальнем Востоке с XIV века до 1945г. Наряду с проблемой происхождения войны изучались вопросы развития военного искусства (монограмма Н. А. Левитского). Воен ные действия на морском театре рассмотрены в работах П. Д. Быкова и В. Е. Егорьева. Много внимания советские историки уделяли изучению от дельных событий войны. Освещалась оборона Порт-Артура, Приморья, Сахалина и Камчатки.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
    Внешняя политика России в бассейне Тихого океана:

- Исторический очерк взаимоотношений России со странами Дальнего Востока.

- Дальневосточная политика России до середины 90-х годов конца XIX в.

- Столкновение интересов России и Японии. Активизация дальне восточной политики России после японо-китайской войны.

- Рост японского милитаризма. Русско-японские интересы в Корее. - Территориальный раздел Китая великими державами. Роль западных государств в обострении русско-японских отношений.

- Попытки мирного урегулирования противоречий. Русско-китайские переговоры.

    - Курс японских милитаристов на войну.
    - Русско-японские переговоры накануне войны.
    - Роль западных держав в развязывании войны.
    Русско-японская война 1904-1905гг. :
    - Начало войны.
    - Оборона Порт-Артура. Ляоян.
    - Падение Порт-Артура.
    - Битва под Мукденом.
    - Цусима.
    - Решение сторон заключить мир.
    - Портсмутский мир. Итоги войны.

Итак, я приступаю к раскрытию основных вопросов данной темы. В России интерес к Дальнему Востоку стал проявляться с XVIIве ка, после вхождения его в состав Сибири. На вновь присоединенной терри тории было введено общерусское законодательство. Однако крепостного права там не существовало и поэтому огромные массы трудового населения двинулись из центральных районов страны на восток. В 1639г. русские впервые вышли к берегам Тихого океана. К началу XVIII века их влияние распространилось на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В первой по ловине XVIII века владениями России стали Аляска и Алеутские остро ва. Не менее важное значение имели заселение и освоение земель Дальнего Востока, лежавших в бассейне Амура и Уссури. Огромную роль в этом сыгра ли экспедиции В. Пояркова и Е. П. Хабарова, осуществленные в первой поло вине XVII в. Аборигены этих мест, у которых не было государствен ности, приняли русское подданство. Однако дальнейшее продвижение русских было приостановлено вследствие враждебных действий маньчжурской ди настии Цин, захватившей власть в Китае. Положение России в то время было весьма трудным. Страна готовилась к войне с Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Выделить необходимые силы для обороны своих на Даль нем Востоке она не могла. В 1689г. русское правительство вынуждено было пойти на заключение Нерчинского договора, по которому уступило Цинско му Китаю значительную часть земель в Приамурье. В дальнейшем длительная война России с Турцией и Швецией за возвращение своих исконных терри торий, а затем борьба с наполеоновской агрессией отвлекли внимание русского самодержавия от Дальнего Востока. К середине XIX века на восточных окраинах России сложилась такая обстановка. Во владения Российского государства входили все Тихоокеанское побережье, омываемое Беринговым, Охотским и Японским морями, Аляска, Алеутские и Курильские острова, Сахалин. Но еще требовалось окончательное урегулирование воп роса о границе с Японией. Важно было добиться возвращения земель в При амурье, захваченных Цинским Китаем. Решение этих задач осложнялось растущей экспансией в районе Дальнего Востока западных держав: Анг лии, Франции и США.

До середины 90-х годов XIX в. дальневосточная политика России была сдержанной и взвешенной. Россия не вмешивалась во внутренние дела Ки тая, не принимала участия в так называемых "опиумных" англо-франко-ки тайских войнах 40-60-х годов, положивших начало закабалению Китая иностранным капиталом. Воздерживаясь от участия в интервенции и вмеша тельства во внутренние дела Китая, русское правительство приняло ряд мер для упрочнения своих границ в Приамурье. В 1849г. экспедиция Г. И. Не вельского исследовала Татарский пролив, впервые установив островной ха рактер Сахалина. Она также имела большое значение для изучения устья Амура и обеспечения интересов России. Успехи, достигнутые русскими при освоении Амурского края, закреплялись Айгунским договором (1858г. ). За тем согласно Пекинскому договору (1860г. ) Россия по праву возвратила себе Приамурский край, еще в XVII в. составляющий неотъемлемую часть Российского государства. Присоединение Приамурья и Уссурийского края явилось центральным событием дальневосточной политики России в тот пе риод.

В 70-х годах XIX в. особенно большую активность на Дальнем Востоке начинает проявлять Япония. Ее развитие как капиталистической страны на чинается с момента происшедшего в 1868г. "обновления Мейдзи"(реставра ция власти императора). C усилением внешней экспансии японских капита листов укрепились позиции военщины в государственном аппарате. Плацдар мом для осуществления далеко идущих захватнических планов японского капитализма в Восточной Азии должна была стать Корея. Она проводилась под флагом "содействия"корейцам в их освободительном движении, напр вленном против Китая. Агрессивную политику Японии поддерживали Англия и США.

Таким образом, в конце XIXв. объектом империалистических устремле ниний Англии, США и Японии становятся Корея и Маньчжурия - территории, непосредственно граничащие с Россией. Это не могло не вызвать беспо койства у царского правительства за свои дальневосточные окраины. С 1893 по 1903г. дальневосточную политику России во многом определял ми нистр финансов С. Ю. Витте. В ноябре 1892г. он представил Особому совеща нию министров докладную записку, в которой изложил обширную программу на расширение и укрепление позиций русской буржуазии на Дальнем Восто ке. Большое внимание уделялось строительству Транссибирской железнодо рожной магистрали от Челябинска до Владивостока, протяженностью более 7 тыс. верст, начатому в1891г. Эта дорога для русского капитализма, ровно как и для царизма, имела огромное экономическое, политическое и страте гическое значение. С вводом этой дороги открывались большие возможности для привлечения русского и иностранного капитала к разработке недр Си бири. Дорога сулила большие выгоды и русским помещикам, т. к. обеспечивала сибирской пшенице выход на внешний рынок. Как писал Витте, это выдвигало Россию на первое место "не только как посредника в торговом обмене", но и как "крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к на родам Азиатского Востока". Строительство дороги имело также большое по литическое значение, ибо позволяло расширить приток крестьянского насе ления в Сибирь и тем самым ослабить недовольство в деревне, укрепить самодержавно-помещичий строй. Учитывались и стратегические интересы России. Эта дорога позволяла защитить дальневосточные владения от воз можной агрессии и в свою очередь угрожать соседним странам. Понимая, что Транссибирская магистраль значительно усилит мощь России на Дальнем Востоке, Англия, США и Япония поспешили начать аг рессивные действия еще до окончания ее строительства. В 1894г. Япония развязала войну против Китая и в ряде сражений разгромила его армию и флот. Быстрый успех Японии изменил соотношение сил на Дальнем Восто ке. Создалась прямая угроза русским интересам на Дальнем Восто ке. Царское правительство было встревожено ходом событий. 30 марта 1895г. ,т. е. еще до заключения Симоносекского договора, было созвано Особое совещание министров для обсуждения создавшегося положе ния. Выступивший на нем министр финансов С. Ю. Витте сказал, что настоящая война направлена против России. "Если мы теперь допустим японцев в Маньчжурию, - отметил он, - то для охраны наших владений.... потребуется сотни тысяч войск и значительное увеличение нашего флота, т. к. рано или поздно мы неизбежно придем в столкновение с японцами". Предложив предъявить Японии ультиматум об оставлении Южной Маньчжурии, он зая вил: "Нам выгоднее решиться на войну теперь, ибо иначе России придется в будущем нести гораздо большие жертвы". Совещание единогласно решило "сначала дружелюбным образом" посоветовать Японии не занимать Южную Маньчжурию. В случае отказа предполагалось заявить японскому прави тельству, что Россия оставляет за собой свободу действий и будет посту пать сообразно своим интересам. В апреле 1895г. был заключен граби тельский Симоносекский мирный договор, навязанный Японией Китаю, по ко торому последний отказывался от суверенитета над Кореей, уступал Японии Ляодунский полуостров с портами Артур и Даляньвань, острова Тайвань и Пэнхуледао и должен был выплатить огромную контрибуцию (400 млн. руб. ). Военные успехи японцев на Азиатском континенте вынуждали царское правительство выделять на укрепление своих вооруженных сил на Дальнем Востоке значительные средства. В октябре 1895г. С. Ю. Витте писал военному министру А. Н. Куропаткину: "Недавнее столкновение между Китаем и Японией без сомнения имеет своим последствием совершенное изменение нашего политического положения в Восточной Азии, и в настоящее время не существует уже более гарантии полного спокойствия, которым мы там пользовались до последней японо-китайской войны".

После японо-китайской войны царизм активизирует свою дальне восточную политику. В интересах помещиков и капиталистических монополий правительство Николая II включается в борьбу империалистических держав за раздел Китая. В результате выступления против захвата Японией Ляо дунского полуострова Россия приобрела значительное влияние в Пеки не. При ее содействии китайское правительство для выплаты контрибуции Японии смогло получить у французских банков заем в 400 млн. франков. С этой же целью был организован французский синдикат банкиров, разместив ший заем под гарантией русского правительства. По получении контрибуции японские войска покинули Ляодун и Вэйхайвэй, которые они захватили в качестве залога. Предоставление займа Китаю при посредничестве России было использовано французскими банкирами для расширения своей деятель ности в Китае. Французские банкиры приняли участие в организации Кийского банка. В 1895г. был утвержден его устав. В русско-китайском бан ке 3/8 акционерного капитала находилось в руках Петербургского между народного банка, возглавляемого тесно связанным с Витте банкиром А. Ю. Ротштейном. 5/8 капитала владела банковская группа, которая обычно занималась размещением русских займов на парижском денежном рын ке. Несмотря на то, что в Русско-китайском банке преобладали французские капиталы, решающую роль в нем играли представители русского ми нистерства финансов во главе с председателем правления князем Э. Э. Ух томским пять царских чиновников, назначенных министром финансов, который являлся фактическим распорядителем банка.

В 1895г. железнодорожное полотно Транссибирской магистрали было доведено до Читы. Возник вопрос, вести ли дорогу дальше к Владивостоку по необжитой и пустынной русской территории вдоль границы с Китаем или направить ее по кратчайшему и наиболее легкому направлению - через Маньчжурию. Второй вариант энергично поддерживал Витте, т. к. сооружение КВЖД позволяло не только выправить путь на Владивосток, но и получить широкие возможности для эксплуатации Северной Маньчжурии и укрепления политического влияния России в Китае и на берегах Тихого океана. В пра вительственных кругах России победили сторонники маньчжурского вариан та. Царское правительство вступило в переговоры с Китаем о получении концессии на строительство железной дороги через Маньчжурию. Для этого был использован приезд в Петербург на коронацию Николая II канцлера Китайской империи Ли Хунчжана. 22 мая 1896г. в Москве был подписан русско-китайский договор об обороне и союзе. Витте умело воспользовался переговорами о заключении русско-китайского оборонительного союза для получения концессии на строительство КВЖД. 27 августа 1896г. договор на постройку и эксплуатацию КВЖД был подписан. Формально концессию по лучило не русское правительство, а Русско-китайский банк. Концессия да валась сроком на 80 лет, но через 36 лет Китай мог выкупить дорогу. По договору русское правительство получило ряд крупных преимуществ. Вдоль всей линии железной дороги была установлена полоса отчуждения, где со держалось определенное количество охранной стражи. Устанавливались зна чительные таможенные льготы для товаров, ввозимых в Китай или вывозимых из Китая по этой дороге. Строительство началось в 1897г. ,а в 1901г. по КВЖД прошел первый поезд. КВЖД предоставила широкие возможности для проникновения русского капитала в Маньчжурию. К началу XX в. по ввозу капитала в Китай Россия заняла второе место после Англии.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. Япония вступила в империалистическую фазу своего развития. В конце 1895 г. японский парламент принял так называе мую программу развития народного хозяйства, которая по сути дела яви лась программой интенсивной подготовки к войне с Россией. Она была рассчитана на 10 лет (1896-1905) и предусматривала создание ряда от раслей тяжёлой, главным образом, военной промышленности, а также реорга низация и укрепление вооружённых сил страны. На выполнение военной программы ушло 90% контрибуции, полученной с Китая в 1895 г. Корея была ближайшим объектом агрессивных устремлений японского милитаризма, ко торая должна была стать удобным плацдармом для дальнейших экспансий на Азиатском материке. Захватив Корею Япония могла в любое время запереть выход из Японского моря и тем самым поставить под угрозу жизненные ин тересы России на Дальнем Востоке. Заинтересованная в свободе плавания через Корейский пролив, Россия стремилась не допустить анексии Кореи японцами, утвердить в Корее свое влияние. Агрессивную политику Японии поддерживали Англия и США.

Первое время после японо-китайской войны преобладающее влияние в Кореи имели японцы. Но их грубая колониальная политика вызвала массо вое антияпонское восстание в стране. Народные восстания против иност ранного господства вынудили правящие круги России и Японии пойти на компромисс в корейском вопросе. В Сеуле в мае 1896 г. был подписан мемо рандум, которым было зафиксировано право России иметь в Кореи свою стражу, не превышающую, однако, численность японских войск. Равенство обоих государств было подтверждено Московским протоколом от 28 мая 1896 г. Он устанавливал фактически финансовый и военный контроль России и Японии над Кореей. В результате этих соглашений русское влия ние в Корее усилилось. В 1897 г. туда прибыли русские инструкторы для организации корейских войск и русский финансовый советник для уст ройства корейских денежных дел. Это вызвало большую тревогу в Японии. Японские милитаристы открыто призывали к войне с Россией. Свои захват нические планы японский милитаризм выдавал за стремление защитить Ко рею от посягательства русского царизма.

В связи с тем, что в захватнических планах русского царизма на Дальнем Востоке на первом месте стояла Маньчжурия, царизм ради упрочне ния своих позиций в Маньчжурии готов был пойти на уступки японцам в Корее. Русские инструкторы были отозваны. С Японией в апреле 1898 г. был подписан новый протокол, обязывающий стороны воздерживаться от всякого непосредственного вмешательства во внутренние дела Кореи, но обеим сторонам было сохранено право содержать равное количество войск. Россия пошла на большую уступку Японии, обязавшись не препятствовать развитию торговых и экономических связей с Кореей. Япония не замедлила воспользоваться этим протоколом. В руках японцев оказалось 72% всего торгового оборота Кореи.

Проведение железной дороги через Маньчжурию служило агрессивным целям русского военно-феодального империализма, применившего в данном случае новейшие методы экспансии. Вслед за Германией и другими империа листическими державами, начавшими территориальный раздел Китая, Россия также подвидом аренды на 25 лет в 1898г. приобрела Ляодунский полуост ров с Порт-Артуром и Далянем. Она получила право создать в Порт-Артуре военно-морскую базу и провести железную дорогу из Порт-Артура к КВЖД. Обе дороги, КВЖД и Южно-Маньчжурская ветвь, находились в ведении Общества Китайско-Восточной железной дороги. Аренда Ляодунского полу острова с Порт-Артуром позволяла России иметь для своего Тихоокеанско го флота на китайском побережье незамерзающий порт. Это освобождало эскадру в зимний период, когда Владивостокский порт замерзал на несколько месяцев, от необходимости пользоваться японскими портами, на гостеприимство которой после выступления России против Симоносекского договора рассчитывать не приходилось. Территория, включавшая Ляодунский полуостров с прилегающими островами, под названием Квантунской области была включена в состав России. Порт Далянь, переименованный в Дальний был открыт для иностранной торговли. С приобретением Порт-Артура Россия значительно укрепила свои позиции в Северном Китае. Она могла держать под ударами своего флота важнейшие операционные направления японцев в Желтом море.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать