Брусиловский прорыв - (реферат)
p>В 1816 году Галатис прибыл в Петербург и встретился с Каподистрией. Он рассказал министру иностранных дел в России о существовании "Филики Этерия" и попросил его стать во главе этого общества. Каподистрия, как министр Александра I доложил ему о разговоре с Галатисом, но он испытывал противоречивые чувства во время доклада как греческий патриот. Александр I хотел, чтобы Каподистрия проник с помощью Галатиса в секреты тайной организации. За Галатисом была установлена слежка, из-за его собственных непродуманных действий. В феврале 1817 года он был арестован, но его дальнейшему нахождению под арестом противостоял Каподистрия. Как патриот он понимал, что данные, рассказанные Галатисом на допросах, могут повредить национально-освободительному движению, хотя сам Каподистрия был против революционных методов борьбы. 27 февраля 1817 года Галатис был освобожден и переправлен в Кишинев. Но Каподистрия решил переправить его в более безопасное место Османской империи. По мнению Каподистрии, вина Галатиса состояла не в принадлежности к революционной организации, а в предании огласке факта ее существования. Каподистрия советовал распустить организацию и ждать дальнейшего хода событий, которые произойдут с Грецией. В связи с делом Галатиса, при содействии Каподистрия, царская полиция не произвела какого-либо расследования деятельности греческого революционного общества в России. Представления о "Филики Этерия" у полиции были неточными и расплывчатыми.

"В марте 1817 года Галатис прибыл в Кишинев под наблюдением Г. Левендиса. Встреча Левендиса с Галатисом имела далекоидущие последствия для "Филики Этерия". [29 Новичев А. Д. "Политика России на Балканах 1801-1812", Л. , 1963, стр. 84] Георгис Левендис, уроженец Пелопоннеса, был ревностным греческим патриотом. Имея крупное состояние, он тратил значительные суммы на просвещение Греции. Левендис проявил интерес к человеку, который был связан с освободительным тайным обществом. Левендис не препятствовал Галатису в вербовке греков и вскоре сам вступил в общество.

Патриотическая деятельность самого Левендиса дала сильный толчок деятельности "Филики Этерия" в Молдавии и Валахии. Это способствовало усилению потенциала национально-освободительного движениея, способствовало объединению угнетенных народов Османской империи для борьбы за освобождение, как то предполагал Ригас Велестинлис.

"Русское консульство в Яссах во время управления им Левендиса в апреле-июне 1817 года, фактически превратилось в штаб-квартиру "Филики Этерия". [30 Станиславская А. М. "Россия и Греция в конце XVIII - начале XIX века", // "История СССР", 1960, № 1, стр. 86]

Левендис активно учавствовал в деятельности тайного общества, он первый начал действовать по линии установления сотрудничестива между "Филики Этерия" и революционными силами других балканских народов. Особенно важно было то, что в общество был вовлечен предводитель сербских повстанцев Карагеоргия. Но после возвращения из Бессарабии в Сербию он был убит. Его смерть нанесла большой удар по планам греко-сербского сотрудничества в общей освободительной борьбе. "Много бейпокойства у Левендиса было из-за неосторожных действий Галатиса. В Яссах он вел революционные проповеди прямо на улицах, Каподистрия позаботился о выдворении Галатиса из Ясс". [31 Там же, стр. 89] Осенью 1818 года Галатис отправился в Стамбул. Он встал на путь шантажа, угрожая выдать "Филики Этерию", если ему не дадут деньги. Руководители общества вынуждены были принять в отношении него решительные меры. Галатис был отправлен в Грецию и там в декабре 1818 года он был убит этеристом Димитропулосом. Такая смерть Галатиса не должна зачеркивать его определенного вклада в деятельность общества. Помимо прочих заслуг, он первым начал вербовку в общество в Дунайских княжествах, что способствовало расширению и объединению национально-освободительного движения народов Балкан. Это привело к тому, что в 1818 году Молдавия и Валахия превратились в важный очаг деятельности греческих революционеров.

Накануне революционного выступления 1821 года в рядах "Этерии" сформировалось три течения, которые имели разные взгляды на вопрос о поддержке государств восстания и участия в нем народных масс:

    Ё буржуазно-демократическое направление;

Корнями оно уходило к обществу Ригаса, а затем развивалось по руководством Н. Скуфаса. Испытывало влияние Французской революции и стремилось опираться в восстании на народные массы. После смерти Скуфаса этим течением руководил Анагностопулос, Колокотронис и др. Деятели данного течения ориентировались на поддержку России;

    Ё консервативно-компромиссное направление;

Состояло из консервативной части буржуазии, которая с одной стороны желала революции, а с другой боялась участия в ней народных масс. Консерваторы хотели употребить революцию для воплощения в жизнь своих интересов. Они заигрывали с англичанами и тоже надеялись на поддержку европейских правительств. Активными деятелями этого направления были фанариоты - Маврокордатос, Карадзас, Орладос и др.

    Ё реакционное направление;

Состояло из феодальных элементов. Они выступали против любой перемены, которая бы затронула их интересы. Подыгрывали национально-освободительному движению изнутри, стремились сорвать организацию восстания. Получается, что они были за засилье турецких пашей в Греции. Между этим течением и консерваторами были серьезные разногласия, которые во время восстания привели к вооруженным столкновениям. Деятели этого течения были - Заилис, Нотарас и др. Объединяло эти течения надежда на помощь в восстании европейских держав, а отличало их отношение к участию народных масс в восстании и отношение к самому восстанию.

В конце 1818 года в состав руководящего комитета "Архи" входило семь человек: Э. Ксантос, А. Цакалов, П. Анагностопулос, стамбульский купец П. Секерис и его брат А. Секерис, московский купец А. Комизопулос, ученый и просветитель А. Газис. Работа "Архи", особенно перед восстанием, была окружена величайшей тайной.

Руководящий комитет общества в сентябре 1818 года принял решение официально просить Каподистрию войти в его состав. Руководители "Филики Этерия" надеялись, что с приходом Каподистрии к руководству обществом нейтрализуется деятельность оппозиции в организации.

Переговоры было поручено вести Э. Ксантосу. В 1820 году он встретился в Петербурге с Каподистрией.

"Каподистрия по-прежнему оставался противником революционных методов борьбы за освобождение Греции, но также он оставался и греческим патриотом, иначе встреча его с Ксантосом вообще бы не состоялась". [32Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение 1821 ", М. , 1976, стр. 66]

Ксантос в общих чертах рассказал Каподистрии о греческом революционном обществе, особо отметив об увеличении численности в псоледнее время. Ксантос попросил Каподистрию лично возглавить восстание или сообщить самый подходящий, по его мнению, план действий и наиболее стоящего руководителя. Каподистрия посоветовал ничего не предпринимать, пока не произойдет благоприятный для Греции поворот в европейской политике, так как своими силами они не в состоянии будут освободиться. Он отказал в помощи Ксантосу, и миссия Ксантоса оказалась безрезультатной.

Таким образом Каподистрия, как греческий патриот и как министр иностранных дел России, был постоянно осведомлен о деятельности тайного революционного общества чуть ли не с начала его основания. Как министр, он мог бы способствовать прекращению деятельности общества, но как патриот он нейтрализовывал проблемы, связанные с деятельностью общества в России или в Греции.

"Филики Этерия" проделали большую работу по подготовке восстания материальную, моральную и организационную. Руководителям общества нужно было не надеятся на помощь правительств других держав, а направить все организационные способности на объединение борющихся народов в самой Османской империи. Может на это ушло бы больше времени, но международное положение Греции усилилось бы в связи с самостоятельным освобождением от Османского господства. Но возможно, что те же европейские государства воспрепятствовали самостоятельному освобождению Греции или сами начали бы помогать ей, чтобы добиться влияния на Балканах. Особенно это было выгодно России.

    2. 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ

Деятельность Иоанна Каподистрии была тесно связана с освободительной борьбой греческого народа против турецкого ига, за национальную независимость своей страны. Он был связан проблемами движения со многими его участниками. И хотя не во всем поддерживал методы и взгляды своих соотечественников, всячески старался им содействовать.

И. Каподистрия родился 31. 01. 1776 года на о. Корфу в старинной аристократической семье. Учился он в университете в Падуи (Италия). В соответствии с заключенной 21 марта 1800 году между Россией и Турцией конвенцией, из бывших венецианских владений в Ионическом море была создана Республика Семи Соединенных Островов. Каподистрия стал активным деятелем этого первого в новой истории самостоятельного греческого государства. "В 1803 - 1806 гг. он занимал пост государственного секретаря республики". [33 Советская историческая энциклопедия. Т. 4, стр. 753]Здесь Каподистрия получил первые практические уроки дипломатии. Для него островная республика стала и первой школой патриотического воспитания. 3 марта 1804 года Александр I подписал указ о пожаловании государственного секретаря Республики Каподистрии. Когда же по Тильзитскому договору Ионические острова были переданы Франции и Республика прекратила свое существование, Каподистрия получил приглашение поступить на русскую службу. В 1809 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в министерство иностранных дел. Начав свой путь скромным чиновником, Каподистрия через 6 лет становится статс-секретарем и вместе с Нессельроде с 1815 по 1822 гг. возглавляет МИД России. Возвышение Каподистрии было связано, помимо его личных заслуг, с неопределенными либеральными настроениями, проявившимися у Александра I.

Главная задача, которая была поручена Каподистрии, состояла в содействии развитию торговых связей России с другими странами. Но впоследствии задачи его как политического деятеля усложнялись.

В октябре 1814 года Каподистрия по указанию царя прибыл в Вену. Здесь он с большим исскуством содействовал осуществлению царской программы послевоенного устройства Европы (после войны с Наполеоном). В 1815 году ему были поручены заключительные мирные переговоры с Францией. От имени России Каподистрия подписал Парижский мирный договор от 20. 11. 1815 года. В январе 1816 года министр вернулся в Петербург.

Дух компромисса был характерен для политической деятельности Каподистрии. Формирование его мировоззрения происходило во многом под воздействием философии эпохи Просвещения. Некоторые современники называли его "более философом, чем государственным деятелем". Как многие европейские аристократы того времени, Каподистрия был напуган социальными и политическими потрясениями, которыми ознаменовалась история Европы конца XVIII - начала XIX веков. "Революцию вообще он считал большим злом и бедствием для общества". [34Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение 1821", М. , 1976, ст. 71] Однако Каподистрия отдавал себе отчет в необратимости тех изменений, которые принесла Французская революция. Он сознавал также угрозу новых революционных взрывов и считал, что их можно предотвратить или во всяком случае, отдалить посредством политики сочетающей "законные интересым монархов с правами народов". [35 Зак Л. А. "Монархи против народов", М. , 1966, стр. 29]Ближе всего к политическим взглядам Каподистрии в современной ему Европе была английская конституционная монархия. Вслед за Монтескье он сильно идеализировал политическую систему Англии.

В целом взгляды Каподистрии можно охарактеризовать как конституционно-монархические, но он признавал и закономерность существования уже сложившихся республиканских форм. Это профвилось в его подходе к швейцарским и ионическим делам.

Административная компетенция статс-секретаря Каподистрии охватывала не только внешние отношения, но и некоторые важные вопросы внутреннего управления. В его ведении, например, находилось управление Бессарабией, имевшей после присоединения к России в 1812 году особый статус. Также он был советником и по польским делам.

"На всех ступенях своей необычной карьеры в России - и как сверхштатный секретарь русской миссии в Вене, и как чрезвычайный посланник в Швейцарии, и как статс-секретарь по иностранным делам - Каподистрия не переставал быть патриотом Греции и в первую очередь своей ионической родины". [36Станиславская А. М. "Россия и Греция в конце XVIII-начале XX веков", "Политика России в Ионической республике 1798-1807" М. , 1976, стр. 103] Каподистрия будучи русским дипломатом, стал одновременно и "доверенным в делах" Греции при русском правительстве.

    ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ
    НА ПРОБЛЕМЫ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Будучи сотрудником МИДа России, Каподистрия получил доступ ко всем материалам, касавшимся русской политики в Греции, а позднее играл первостепенную роль в ее осуществлении. Все это способствовало расширению его кругозора, ввело в курс важнейших проблем греческогообщества, расширило рамки его политического мышления до общегреческого масштаба. Важным свидетельством этого качественного сдвига явилась завершенная Каподистрией в 1811 году "Записка о нынешнем состоянии греков". В своей записке Каподистрия делает попытку анализа социальной структуры современного ему греческого общества. Он делит его на четыре "класса":

    · собственников и дворянство;
    · купцов и моряков;
    · работников и людей, знающих только военное искусство;
    · духовенство и ученых.

Однако в этой схеме действительные классовые различия оказываются сильно стертыми.

"Каждый из классов, на которые Каподистрия подразделяет греческое общество, оценивается им не только с социальной, но и с моральной точки зрения. Главное внимание уделяется при этом патриотическим качествам". [37Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение в 1821", М. , 1976, стр. 89]

Оценивая в целом взгляды Каподистрии в "Записке", следует отметить, что будущий правитель Греции весьма серьезно изучал греческие проблемы и составил для себя цельную картину современного ему греческого общества. В его работе едва ли не впервые в истории греческой общественно-политической мысли, сделана попытка социальной дифференциации греческого общества. Правда, разделение это весьма неточно.

В записке, возможные освободительные выступления в Греции рассматриваются исключительно как результат внушений иностранных держав. Вопрос о возможности проявления греками самостоятельной политической инициативы не ставится. Этот взгляд деятелей умеренного толка, сформировался под влиянием исторического опыта 15 - 18 столетий, когда освободительные выступления в Греции организовывались и направлялись европейскими державами.

Первостепенным фактором решения греческого вопроса Каподистрия считал политику европейских правительств и в первую очередь России. От России он ждал политической инициативы, которая приведет к освобождению Греции. Это были уже несколько отсталые взгляды на данную проблему.

Идеей провиденциализма пронизана и весьма важная для оценки мировоззрения Каподистрии записка - "Соображения о способах улучшения участи греков", написанная в апреле 1819 года во время пребывания на о. Корфу. Каподистрия призывал в ней греков взаимно помогать друг другу в соответствии с евангельскими принципами, улучшать этим постепенно судьбу своих соотечественников и готовить их таким образом к великим преимуществам нравственной и христианской цивилизации. За этой туманной формулировкой скрывалось грядущее освобождение Греции от османского ига. Каподистрия временно предлагал грекам обратить свои усилия на нравственные совершенствования. Перспектива освобождения Греции, свя ее судьба, связывались у Каподистрии с церковью. Он говорил, что только церковь может быть колыбелью ее будущего. Здесь же утверждалось, что духовное влияние духовенства станет основой возрождения нации. К 1819 году, как видно, Каподистрия стал воинствующим сторонником церкви.

В "Записке" 1819 года Каподистрия оставался греческим патриотом, верившим в конечное освобождение своей родины. Возможность того, что Греция должна претерпеть кризис, то есть вступить в вооруженную борьбу за национальное освобождение, не исключалось в ней.

Таким образом, высокое положение на русской службе не мешало Каподистрии высказывать, в определенных рамках, самостоятельные суждения по греческим проблемам. Но он был искренне убежден, что Греция еще не созрела для освобождения, что восстание будет иметь для нее гибельные последствия. Убеждение это основывалось на недооценке внутренних сил и возможностей греческого народа и преувеличении роли внешнего фактора в развитии борьбы за национальное освобождение.

    ИОНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАПОДИСТРИИ

Каподистрия в 1811 - 1815 гг. настойчиво повторял русскому правительству, что Ионическая республика должна быть восстановлена. Он исходил из новых военно-политических факторов, которые, по его мнению, могли бы способствовать решению ионической проблемы.

"В 1807 году, после вторичной оккупации Ионических островов французскими войсками, Республика прекратила свое существование. Ионические острова были объявлены частью французской империи, а их жители - поддаными императора". [38 Фадеев А. В. "Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX века", М. ,1958, стр. 21]Республиканские учреждения были ликвидированы. Административная власть ионического сената к апрелю 1810 года была территориально ограничена островами Корфу и Паксосом. К этому времени пять остальных Ионических островов (Закинф, Кефаллиния, Итака, Китира, Левкас) были заняты англичанами. Свою компанию за восстановление Ионической республики Каподистрия начал еще до войны 1812 года. Мотивировал он свои действия и убеждения необходимостью сохранения и упрочения русского влияния среди православного населения Османской империи.

В начале 1815 года переговоры в Вене о политическом статусе Ионических островов вступили в решающую фазу. С открытыми притязаниями на острова, поддержанными Англией, выступила Австрия.

Возможная передача Ионических островов Австрийской империи, серьезно обеспокоила Каподистрию, прежде всего с точки зрения интересов его родины и греческого национального движения. С точки зрения интересов России, существенного значения не имело, отойдут ли острова к Англии или Австрии, поскольку и с той и с другой державой у России в период Венского конгресса были достаточно натянутые отношения.

Для того, чтобы сорвать планы англо-австрийской дипломатии, Каподистрия решил добиваться отсрочки обсуждения Ионического вопроса. Конгресс быстрее завершал работу из-за правильно выбранной тактики Каподистрии. Линия поведения Каподистрии в Ионическом вопросе на Венском конгрессе получила полное одобрение Александра I.

Переговоры об Ионических островах вновь возобновились в августе 1815 года. Окончательный текст русско-английского договора об Ионических островах, подписанный 05. 11. 1815 г. в Париже, предусматривал создание под протекторатом Великобритании "свободного независимого государства Соединенной области островов Ионических с собственным торговым флагом". [39Достян И. С. "Россия и балканский вопрос. Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX века", М. , 1972, стр. 34] Этот договор носил лишь декларативный характер. Британское господство не только ущемляло экономические интересы населения островов, но и задевало его национальные чувства. Выход им дала начавшаяся в марте 1821 года греческая революция.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать