Русская Православная Церквь в 20-е годы ХХ века - (курсовая)
p>Тем не менее, Наркомпрос еще и в 1929 г. пытался бороться с указанной позицией Союза Безбожников. 4 апреля 1929 г. Комиссия НКП поручила комиссии в составе Крупской, Я. А. Эпштейна и К. А. Попова подготовить проект обращения ко всем отделам народного образования по вопросу об антирелигиозном воспитании. Вскоре Крупская подготовила вариант докладной записки, идеи которой кардинальным образом отличались от позиции Союза Безбожников. По мнению Крупской, безрелигиозное воспитание должно быть включено в общую систему культурного строительства. При этом особо подчеркивалось следующее положение: “Было бы однако величайшей ошибкой думать, что школа учебой может вести подлинную борьбу с религией” [86 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 4ЭЗ, л. 5об. ]По мнению Н. Крупской, лишь целый комплекс мероприятий может оказать какое либо воздействие, а насмешки над верующими детьми и учителями ни к чему не приведут.

Эти тезисы были отредактированы К. Поповым, который не внес в них каких-либо принципиальных изменений. [87В записке Попову 3 мая 1929 г. М. И. Ульянова просит его поторопиться с редактированием документов. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, п. 4. ]Вместе с тем, сама Крупская понимала уязвимость своей позиции, пыталась изменить документ в соответствии с “духом времени”. [88См. недатированную записку Крупской Попову: “Константин Андреевич, при просмотре своих тезисов по антирелигиозной пропаганде я увидела, что они никуда не годятся. Перечла еще раз статьи Владимира Ильича “Об отношении рабочей партии к религии” и переделала тезисы с начала до конца. Теперь как будто лучше вышло. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, л. 47. ]В переделанном варианте тезисов были усилены слова об обострении классовой борьбы: “Недовольные элементы стремятся влиять на массы всеми путями, в том числе и путем организации религиозных сект”. [89 Там же. л. 8. ]Чтобы придать своим идеям “легитимность” Крупская добавила в текст ленинских цитат. Однако в целом принципиальных изменений не произошло. Но эти тезисы уже не понадобились. Ситуация вокруг антирелигиозной борьбы изменилась настолько, что идеи Крупской выглядели еретическими. В 1929 г. на смену Луначарскому на руководство Наркомпросом пришел А. С. Бубнов, бескомпромиссный сторонник сталинской линии, сразу же взявший за основу установку “вождя”. В ноябре 1929 г. в Наркомпросе побывал инспектор по антирелигиозной пропаганде Главполитпросвета Ив. Пронин. Он дал критическую оценку ведения безбожной работы в Наркомате: “Состояние антирелигиозной работы в Наркомпросе, на мой взгляд, не отвечает задачам, поставленным партией и общественностью в области антирелигиозной пропаганды и воспитания”. [90 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 472, л. 17об. ] Наркомпрос, бывший ранее чуть ли не в оппозиции Сталину, под руководством Бубнова начал превращаться в надежного проводника “генеральной линии партии”. Таким образом, на протяжении 1928-29 гг. шли споры среди безбожников по вопросу об антирелигиозной пропаганде в школе. Руководство Наркомпроса в частности, Н. К. Крупская [91Нужно отметить, что среди людей имя Крупской связывалось с надеждой на продолжение той относительно умеренной линии по отношению к церкви, которая проводилась в 1925-28 гг. Сохранилось письмо Крупской жителя Ленинграда П. Н. Столпянского от 27 сентября 1928 г. : “С глубоким удовлетворение прочел Вашу статью о пропаганде безбожия. Вы кладете конец той вакханалии, которая, к сожалению, велась во многих местах, когда лекции по этому вопросу обращались в сплошной балаган и гаерство и результат получается не тот, который нужно было получить. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 496, л. 1. ]и А. В. Луначарский, считали вполне нормальной сложившуюся ситуацию, когда школа фактически оставалась нейтральной.

В то же время им противостояли руководители Союза Безбожников, которые выдвигали крайне радикальные идеи и предлагали превратить школу в один из центров антирелигиозной борьбы. Нельзя не отметить, что позиция Крупской перекликалась с идеями “правого уклона”, а Союза Безбожников–с “генеральной линией”. Победа последней означала укрепление позиций СБ и введение антирелигиозного воспитания в школе.

§2. Критика Ем. Ярославского в комсомольской печати (июнь 1929 г. ) В 1929 г. для “главного воинствующего безбожника”, как позже именовали Ярославского борзописцы, наступили нелегкие времена. Нужно было безошибочно рассчитать, на чьей стороне будет победа, чтобы не допустить роковой ошибки и не оказаться выброшенным из когорты вождей.

Забегая вперед отметим, что Ярославский прекрасно справился с “вызовом времени”. Когда его старые соратники один за другим погибали в годы репрессий, он чувствовал под ногами твердую почву. Ярославский был один из тех, кому Сталин доверил написать Библию нового времени–“Краткий курс ВКП(б)”. Благополучно переживший страшные тридцатые годы он в итоге удостоился чести умереть своей смертью и оказаться в Кремлевской стене. Однако в 1929 г. его позиции еще не были так прочны. Сталин продолжал относиться к Ярославскому с некоторым недоверием. 9 сентября 1929 г. он писал Молотову, что Ярославский “при всех своих незаурядных качествах… слаб по части политического руководства (любит плавать по волнам настроений “масс”)” [92Письма И. В. Сталина В. М. Молотову. 1925-36 гг. Сборник документов. М. , 1995 г. , с. 161. ]

Возможно, чтобы лишний раз убедить Ярославского в правильности избранной им линии, а также нанести очередной удар по “правым уклонистам”, была организована компания в комсомольской прессе с обвинением Ярославского и других антирегиозников в “примиренчестве” и т. д.

7 июня 1929 г. в “Комсомольской правде” появилась статья М. Галактионова “На поводу примиренческого отношения к религии”, подвергшая резкой критике Союз Безбожников. В то время как “рабочие массы, почуяв опасность со стороны классового врага, выступающего под религиозной оболочкой, все шире и активнее поднимаются на борьбу с религией” [93 Комсомольская правда, 1929 г. 7 июня. ], Союз Безбожников ничего не делает для активизации антирелигиозной работы. Вина этому–“ошибки идеологического руководства”. Нужно, по мнению М. Галактионова, “взять четкую классовую линию, ибо наша задача не заменять религию, а разрушать ее”. Еще более ясно высказался А. Лукин в статье “Ошибочные теории”. В полном соответствии с идеями Сталина он рассматривал религиозные организации “как орудие борьбы с социалистическим строительством всех врагов советской власти”. [94 Комсомольская правда. 1929 г. 9 июня. ]Особенно досталось Рыкову и Луначарскому: “Теория тов. Рыкова о необходимости уничтожать дурман из голов трудящихся, которые еще не расстались с религией, [95Прямой намек на уже цитировавшуюся нами речь Рыкова на XIV Всероссийском съезде Советов. ]как и теория тов. Луначарского в корне противоречит марксистской теории и всему опыту классовой борьбы”.

Были и другие статьи, однако их содержание в основном перекликается с двумя вышеупомянутыми, поэтому мы на них не останавливаемся. Критика Союза Безбожников продолжалась и после его съезда. 9 августа 1929 г. на заседании Бюро ВЛКСМ было принято постановление: “Бюро ЦК, считая правильной основную политическую линию Центрального Совета Союза Безбожников в его работе вместе с тем считает необходимым проведение более усиленной борьбы комсомола с примиренческим отношением к религии, имеющиеся в практике работы организации Союза Безбожников [96 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 9об. ]. Нельзя не отметить, что данное утверждение надумано. Мы видели, что Союз Безбожников стоял на “правильных” позициях и предлагал наиболее радикальный вариант борьбы с религией.

Ярославский в общем-то верно отметил, что “ЦК ВЛКСМ не приведет ни одного факта, ни одного случая примиренческого отношения к религии со стороны организации СБ”. [97 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 8. ]

Как нам кажется, данные статьи помимо критики “правого уклона”, должны были поставить на место членов АРК, отвечавших за антирелигиозную работу. Об этом не говорилось прямо, но критикуемые комсомольцами идеи, в общем-то, были характерны для многих ее членов.

Несмотря на эту критику, Ярославский еще пытался отстаивать свои идеи. Это особенно хорошо видно из подготовленного комиссией Политбюро под его председательством проекта резолюции об антирелигиозной пропаганде. Резолюция, хотя и упоминает об усилении классовой борьбы, все же основной упор делает на то, что “антирелигиозная пропаганда должна быть поднята на необходимую принципиальную высоту и по своему содержанию и формам, и не должна сходить с марксистско-ленинской линии в вопросах борьбы с религией”. [98 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 19об. ] Скорее всего, именно по этим причинам резолюция так и не была принята. К осени 1929 г. поражение Бухарина во внутрипартийной борьбе стало уже отчетливым. Началась коллективизация, насильственное принуждения крестьянства к вступлению в колхозы, готовились планы раскулачивания.

В этой обстановке Союз Безбожников окончательно занял просталинскую позицию, высказываясь о необходимости резкого усиления борьбы с религией с использованием любых, даже самых жестких мер. В информационном письме Союза Безбожников от 10 сентября 1929 г. сообщалась, что “антирелигиозная пропаганда в связи с хлебозаготовительной компанией должна разоблачать блок кулачества с церковниками и сектантами”. [99 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 24, л. 73. ]Эти идеи затем будут неоднократно повторяться в письмах ЦС СБ. 25 ноября 1929 г. ЦС СБ сообщал, что “нашей ближайшей и основной задачей должна стать пропаганда пятилетнего плана и разоблачение классовой роли религии и деятельности религиозных организаций, как сил, тормозящих проведение пятилетки, обслуживающих врагов рабочего класса и трудового крестьянства”. [100 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 44, л. 105. ]Союз Воинствующих Безбожников превратился в орган идеологического подкрепления коллективизации, стал одним из основных рупоров сталинских идей. Таким образом, на протяжении 1929 г. в среде антирелигиозников вновь развернулась полемика. Ярославский и другие безбожники, главным образом старые большевики, были подвергнуты резкой критике со стороны комсомольцев. Зная характер тогдашних “дискуссий”, можно смело утверждать, что эти нападки были инициированы сверху. Цель их была заставить Ярославского и других безбожников окончательно стать на позиции сталинской группы. В то же время Союз Воинствующих Безбожников принял сталинскую трактовку усиления классовой борьбы и увязки с этим всей антирелигиозной пропаганды. СВБ стал одной из надежных опор Сталина.

    Выводы по главе.

Внутрипартийная борьба 1928-29 гг. разбила и без того не бывшую однородной среду безбожников. Постепенно все более четкими становились два направления. Одно из них выступало за сохранение сложившихся методов антирелигиозной пропаганды; к нему тяготели Крупская и Луначарский. В то же время руководители Союза Безбожников заняли радикальную позицию, взяв за основу сталинские установки. Проблема была в том, что позиция “умеренных” во многом совпадала со взглядами “правых уклонистов”, что сразу же делало их идеи еретическими. В ходе инициированных сверху дискуссий “умеренные”, а заодно и колебавшийся Ярославский, подверглись резким нападкам. Победа Сталина одновременно означала и победу предлагавшегося им варианта антирелигиозной политики.

Глава 5. Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП(б) в 1928-1929 гг. §1. Кадровые изменения в АРК.

Как мы ранее проследили, в 1928 г. прежнее “партийное большинство” в руководстве ВКП(б) начало распадаться. Все более очевидным становились разногласия между Сталиным и Бухариным по важнейшим вопросам реконструкции промышленности и сельского хозяйства, дальнейшего развития страны. Эти разногласия и стремление Сталина к единовластию привели к новой внутрипартийной борьбе. По разным сторонам фронта оказались так называемое “большинство” (Сталин) и “правый уклон” (Бухарин, Рыков, Томский). Остальные члены Политбюро либо примкнули к сталинской группе (Молотов, Каганович, Ворошилов), либо занимали неопределенную позицию, лавируя между противоборствующими сторонами. Новый внутрипартийный конфликт закончился, как известно, поражением сторонников Бухарина и установлением фактически безраздельного господства Сталина в партии.

Партийные функционеры, как ранее, вновь должны были, исходя из своих убеждений, а чаще всего из желания оставаться на плаву, выбирать, на чьей стороне им находиться. Члены АРК не были исключением. Однако теперь вопрос “с кем быть? ” решался многими из них иначе, нежели ранее, в 1925-1927 гг. 13 июня 1928 г. Комиссия приняла решение просить утвердить ее новый состав. [101Нужно отметить, что в протоколах Политбюро за 1928 г. следов данного решения не обнаружено, хотя указанные изменения были, конечно, кем-то утверждены. Это говорит о том, что по сравнению с 1922-1924 гг. , когда все изменения в составе АРК санкционировались Оргбюро и затем Политбюро, номенклатурный уровень и роль АРК значительно снизились. ]При этом ряд ее членов, фактически не принимавших участие в ее работе, как бы автоматически выбыл из состава Комиссии. Помимо оставшихся членов [102 Ярославский, К. Попов, Менжинский, Красиков, Смидович, Тучков. ]АРК в состав Комиссии вошли Г. В. Чичерин (народный комиссариат иностранных дел), В. А, Ральцевич, (Агитпроп ЦК), Д. Т, Лукачевский (ЦС СБ), П. И. Лебедев–Полянский (Главлит), Я. Э. Стэн (АПО ЦК), С. М. Диманштейн (АПО ЦК), Ф. М. Путинцев (ЦС СБ), И. Н. Стуков (ЦС СБ). [103 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 14. ] Каким же образом эти изменения были связаны с внутриполитической борьбой? Г. В. Чичерин, один из старейших большевиков, не принадлежал к сторонникам Сталина. В 1923-1924 гг. он был за менее жесткую антирелигиозную политику. Более того, он выступал за возможность контакта и сотрудничества с капиталистическими странами, в то время как Сталин, наоборот, подчеркивал нарастание противостояния двух миров в результате побед социализма. [104Еще 2 ноября 1926 г. Чичерин писал Сталину по этому поводу: “… крайне неудобно в Ваших устах такие выражения как “или мы их поколотим, или они нас поколотят” о других государствах. Или мы готовим войну? Где наша мирная политика? ” См. “Знаю, что Вы не нуждаетесь в похвалах. ” Кто и зачем писал И. В. Сталину // Источник 1994. П. 6. С. 86. ]Постепенно Чичерин оттесняется от руководства советской внешней политики. Назначение в АРК, куда вошли в основном представители среднего звена управленцев, было для него явным понижением. Возможно именно поэтому Чичерин старательно игнорировал ее заседания.

И. Н. Струков, член ВКП(б) с 1905 г. , успел “запятнать” себя участием во всевозможных оппозициях. В 1918 г. он был наиболее радикальным “левым коммунистом”, призывал к немедленному прекращению переговоров с немцами и началу революционной войны. [10522 февраля 1918 г. Стуков подписал ультиматум большинству ЦК, выдвигавший требования “революционной войны”. Под этим документом были подписи других “левых коммунистов”, в том числе Бухарина, Бубнова, Яковлевой. См. : Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М. : 1992. С. 92. ]В 1920-25 гг. он был сторонником “децистов”, затем участвовал в троцкистской оппозиции, поднимая платформу 83-х. Впрочем, он сумел вовремя покаяться, остаться в партии и даже стал заместителем председателя правления Гостехиздата. [106РЦХИДНИ. Отдел Использования Документов (далее О. И. Д. ) Архив д. 14, т. I, п. 225. В 1936 г. Стуков был арестован и расстрелян. (см. : Вечерняя Москва, 1991. 13 июля). ]Он же сменил М. Костеловскую на посту редактора “Безбожника у станка” и с этого времени принимал активное участие в работе АРК. Как видим, по своим политическим воззрениям он никак не может быть назван верным сталинцем. [107Нужно отметить, что еще с 1917 г. Стуков был тесно связан с Бухариным, а в 1929 г. такой факт был не самой лучшей рекомендацией. См. : Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине: революция. История. Личность. М. : Молодая Гвардия, 1989. С. 170. ] П. И. Лебедев-Полянский также принадлежал к первому поколению большевиков (член РСДРП с 1902 г. ). В 1918-20 гг. он возглавлял Пролеткульт, сумел привлечь к сотрудничеству с ним ряд крупных поэтов и писателей–В. Брюсова, А. Блока, Вересаева, но при этом “испытывал влияние его [Пролеткульта] [108Очевидно имеется ввиду установка Пролеткульта на разрушение старой (“дворянско–буржуазной”) и создание новой (“пролетарской”) культуры, впоследствии осужденная как “левацкая”] ошибочных установок” [109 Большая Советская Энциклопедия. М, 1948. Т. 14, с 222. ]В 1928 г. Лебедев-Полянский возглавлял Главлит. Как видим, его политическая биография также небезукоризненна, и бывший выпускник Дер? ?? Университета вряд ли мог оказаться в одной команде с теми, чье образование ограничивалось в лучшем случае “Азбукой Коммунизма”.

С. М. Диманштейн (член РСДРП с 1904 г. ) с 1924 г. занимал пост заместителя заведующего АПО ЦК. О его политических позициях нам ничего не известно, но можно отметить, что он и был замечен в активных выступлениях против “правого уклона”.

Более известны политические воззрения Я. Э. Стэна –любимого ученика Бухарина, одно время преподававшего философию Сталину. В 1928 г. Стэн, как и Диманштейн, был заместителем заведующего АПО ЦК. Он известен как один из наиболее активных участников “правого уклона” и сама рекомендация АРК ввести его в свой состав говорит о том, среди каких людей ее члены искали единомышленников. [11019 июня 1937 г. Стэн приговорен Высшей Коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. См. : РЦХИДНИ. О. И. Д. Архив. д. 20, л. 17. ]

А. Т. Лукачевский был одним из самых молодых членов АРК (родился в 1893 г. ) и вступил в партию только в 1920г. Социальным происхождением он, вышедший из семьи предпринимателя, похвастать не мог. Анализ материалов, связанных с антирелигиозной борьбой во второй половине 1920-х гг. , показывает, что Лукачевский был одним из тех, кто выступал против неоправданно жесткой линии в отношении церкви. Интересен также тот факт, что в 1924 г. он был исключен из ВКП(б) как “недостаточно связанный с партией и ничем себя не проявивший”. [111 РЦХИДНИ О. И. Д. Архив, д. 7, л. 65. ]Лишь вмешательства ЦКК помогло ему восстановиться. Впоследствии этот факт мог иметь для человека роковое значение. [112В 1937 г. из Лукачевского сделали “козла отпущения” за все недостатки в антирелигиозной работе, и он был репрессирован. См. : Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М. , 1991, с. 316-317. ]

Еще одним членом АРК, принимавшим активное участие в ее работе, был Ф. М. Путинцев. Он не принадлежал к числу старых большевиков, относительно поздно (в 1920) вступил в партию, но довольно скоро сделал карьеру и уже в 1925 г. стал заведующим антирелигиозным объединением АПО ЦК. Это выдвижение, возможно, было связано с его четко занятой позицией: в 1925 г. он подписал письмо студентов-коммунистов против Троцкого. [113 РЦХИДНИ О. И. Д. Архив, д. 7 (1992 г. ), л. 86. ]Решения АРК по “сектантским” вопросам (а Путинцев считался в нем главным специалистом) показывают, что он не отрицал возможность привлечения отдельных протестантских коммун к крестьянским коллективам при соответствующем идеологическом воспитании. Таким образом, он также был солидарен с общим курсом АРК на осторожный подход к делу антирелигиозной пропаганды, а это в 1929 г. уже не приветствовалось. Неприглядным для Путинцева был и тот факт, что его отец был раскулачен и сослан в Омск. [114РЦХИДНИ О. И. Д. Архив, д. 7 (1992 г. ), л. 70. О. И. Д. Архив, д. 7 (1992 г. ), л. 86]

Новым лицом в АРК был Василий Никифорович Ральцевич, работавший в АПО ЦК и являвшейся преподавателем коммунистического университета трудящихся Востока им. Сталина. В деятельности комиссии он активного участия не принимал и вряд ли оказывал какое либо влияние на ее общий курс. [115В 1936 г. В. И. Ральцевич был осужден ОСО при НКВД СССР; в 1955 г. дело прекращено “за отсутствием состава преступления” (Определение судебной коллегии по уголовным делам в СССР от 31 июля 1995)]Кроме вышеперечисленных лиц, в АРК решением Политбюро был введен нарком внутренних дел В. Н. Толмачев. [116 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 690, п. 8. ]Если для Чичерина подобное назначение было понижением, то для Толмачева дела обстояли иначе. Только что назначенный нарком внутренних дел Толмачев сразу начал конкурировать с ОРПУ. Активное вмешательство в антирелигиозные дела, которыми раньше занималось только ОГПУ, свидетельствует о возраставшем влиянии этого ведомства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать