Рязанский кремль - (реферат)

Рязанский кремль - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Реферат
    по истории
    на тему:
    “РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ”
    РАБОТА
    АСТАХОВОЙ МАРИИ
    УЧЕНИЦЫ 9 “Б” КЛАССА
    СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1
    Учитель Сбытова А. М.
    НОВОМИЧУРИНСК
    2001 год
    План:
    Успенский собор;
    Архиерейский дом;
    Высокий уровень древней культуры рязанского края;
    История возникновения Переяславля Рязанского;

Слияние независимой Рязанской Епископской кафедры с Борисоглебским собором; Правление Дмитрия Донского;

    Пятнадцатый век-век расцвета Переяславля;
    Переименование Успенского собора в Христорождественский;
    Постоянное переконструирование Успенского собора;
    Древний собор XV века Архангельский;
    Большое влияние родственных связей с Москвой;
    Расцвет искусства Рязани в семнадцатом веке;
    Архиерейский двор;

Новый Успенский собор, его строительство, индивидуальность; Иконостас Успенского собора;

    Колокольня Успенского собора;

Спасский монастырь после пожара перестроен в Богоявленскую церковь; Сохранившийся от Спасского монастыря Спасо-Преображенский собор –1702 г. Гостиница знати, впоследствии превратившаяся в кельи;

    Церковь Святого Духа;

Большая научная, культурно-просвятительная работа музея и их сотрудников; Литературные источники.

    В

настоящее время в кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. [1 Рязанские достопримечательности Кварцов В. И. Москва (1973г. ) стр. 95]Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: успенский собор (конец XVII в. ) и колокольня (XVIII-XIX вв. ) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.

К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля, относящиеся к XV веку– последнему периоду расцвета Рязанского княжества:

Христорождественский собор (XV-XIXвв. Бывший Успенский) и Архангельский (XV XVII вв. ) дошли до наших дней с большими изменениями.

За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом (XVIIв. ), Певческий и Консиерейский корпусы(XVIIв. ), хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (XVII- XIX вв. ), амбары (XVII в. ). К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий (XVII- XIX вв. ) древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с XIV века, а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь святого Духа (XVII в. )–все, что осталось от монастыря того же названия основанного еще в XV веке. Многие сооружения кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.

Частые войны, набеги степных кочевников, пожары, сильно опустошили рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластики, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. [2 История родного края Молченкин и др. Москва (1981г. ) стр. (64-66)]Они находятся на территории кремля в краеведческом и художественном музеях, а так же в других крупных музеях страны. Шедевры ювелирного искусства из Старой Рязани–“княжеские бармы" (XI-XII вв. ), хранящиеся в оружейной палате Московского кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края.

В настоящее время в музеях Рязанского кремля можно познакомиться с культурой и с искусством Переяславля Рязанского, начиная с его основания и кончая современной Рязанью.

[3Художественные достоинства Старой Рязани. Монгайд В. Т. Рязань (1879г. ) стр. 106]Переяславль Рязанский был заложен черниговским князем Олегом Святославичем –внуком Ярослава Мудрого. Изгнанный в конце XI века вместе с братом Ярославом из черниговской земли, Олег Святославич вынужден был отправиться в расположенные вдоль Оки муромо-рязанские земли, доставшиеся ему в наследство. Освоение их вызвало сильную борьбу, особенно за Муром–один из главных городов на важном торговом пути к камским болгарам. В 1095 году Изяслав, сын Владимира Мономаха, взял Муром и в нем посадника князя Олега. В связи с этими событиями впервые в Начальной летописи под 1096 годом упоминается Рязань (Старая Рязань), в которую Олег Святославич пошел к брату Ярославу за помощью. На пути из Старой Рязани во Владимир Олег Святославич создал для себя новый опорный пункт–крепость Переяславль Рязанский. По началу она представляла собой небольшую укрепленную территорию в центре северной части кремлевского холма. Здесь находился двор князя Олега и его дружины, обнесенный по видимому, деревянным частоколом.

Южнорусское происхождение основателя Переяславля Рязанского отразилось на названии города и рек его окружающих (Переяславль, Трубеж, Лыбедь, Дунайчик). После 1097 года Олег Святославич возвращается в свою “законную” вотчину, в Чернигов, а в Рязани (старой) и Муроме, остается Ярослав– родоначальник рязанских и муромских князей. [4 Гордость земли Рязанской. Челинский М. Ф. Москва (1984г. ) стр. 50-51]Летописных сведений о заложении города не сохранилось. Но в архивах Рязани в XIX в. были найдены любопытные записи об истории заложения Переяславля Рязанского. Наиболее интересна запись, сделанная полууставом в конце XVI века на листе следованной Псалтири в 1562 году. В ней говорится, что Переяславль Рязанский был “заложен” в 1095 году у церкви Николы Святого на берегу Озера Быстрого, не раз упомянувшегося в книжных грамотах XV века. Однако когда закладывался “город”, церкви Николы Святого еще не было, так как она могла быть построена только после перенесения образа Святого Николы “от Корсуни на Рязань в лето 6733 году”, то есть в 1225 году по новому стилю. Упоминание же автора записи XVI века об этой церкви является уничтожением исторического места закладки “города”, понятным его современникам.

В начале XIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро-Суздальским княжествами, в Переяславле возникла необходимость сооружения новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова “град Переяславль заложил у озера”, то есть освятил закладку. Новая крепость была большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955-1957 гг. экспедиция А. Л. Монгайта, проводимая здесь археологические исследования, обнаружила культурный слой XII века, свидетельствующий о наличии в кремле поселения еще в домонгольское время.

[5 Плат из Старой Рязани. Доргевич В. П. С. -Питербург (1871г. ) стр. 15]Старая Рязань после разорения ее татаро-монголами в 1237 году пыталась отстроиться стольным городом княжества. Частые набеги татар и особенно нападение их в 1288 году заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор. В конце XIII века, произошло важное политическое событие в княжестве –отделение Рязани от Черниговской епархии в создание независимой Рязанской. Епископская кафедра была перенесена в Борисоглебский собор “старого острога” Переяславля. Некоторые исследователи рязанских летописей предполагают, что “старый острог” в XII- XIII веках был самостоятельной крепостью и назывался Борисов Глебов городок, который впоследствии слился с Переяславлем. Местонахождение епископской кафедры в непосредственной близости к Переяславлю несомненно, способствовало его возвышению. Например, известно, что в 1300 году в Переяславле происходил какой-то съезд князей. А в 1301 году московский князь Даниил, опасавшийся своего “восточного соседа”, “приходил ратью на Рязань и бился у града Переяславля. ” Он взял в плен рязанского князя Константина, который позднее был казнен в Москве. Окончательно значение Переяславля как столицы Рязанского княжества утвердилось с середины XIV века, особенно в княжение Олега Ивановича (умер в 1401 году), носившего титул “великого”. [6 Рязанский Кремль. Лохинский Д. Н. Рязань (1988г. )]Кремль Переяславля в XIV веке, как и в XIII, занимал северную часть плато. Границы его определяются древними монастырями: на юго-западе с XIV века существует Спасский монастырь и на северо-востоке с XV века–Духовской. Южная часть кремлевского холма по-прежнему была занята посадом. За ним на южном краю плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города распространился на другой берег реки. Здесь же пересекались дороги из Москвы. Владимира, Старой Рязани и Пронска. Развитие торговли способствовало подъему экономики и росту города.

[7 Рязань путеводитель. Денсов С. -Питербург (1980г. ) стр. 98 ]После Куликовской битвы (1380 г. ) авторитет московского князя Дмитрия Донского сильно возрос, а Рязань потеряла свое влияние на дела княжества в верховьях Оки. В связи с этим в 1382-1385 годах разгорелась ожесточенная борьба между Москвой и Рязанью. В летописях под 1385 годом сообщается, что к рязанскому князю Олегу Ивановичу по просьбе Дмитрия Донского было отправлено мирное посольство “ во главе с игуменом Сергием, которому удалось, наконец, помирить князей. Мир был закреплен в 1386 году свадьбою дочери Дмитрия Донского Софьи с сыном князя Олега Федором. В дальнейшем вся история Рязанского княжества шла по линии развития родственных связей с Москвой, что способствовало его усилению. [8 Рязанские достопамятности Кварцов В. И. Москва (1973г) стр. 96]О каменном строительстве Переяславле Рязанском XIV века ничего не известно. Археологи до сих пор обнаруживают только деревянную застройку. Мало что известно и об искусстве этого периода, почти полностью уничтоженном частыми войнами с татарами и Литвой.

XV век –век расцвета Переяславля и дальнейшего его укрепления. Размеры крепости в это время достигли современных границ кремля. Земляные валы, стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединивший полноводные в то время реки Лыбедь с Трубежом. В XV веке на громадных земляных валах стояли деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений–западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет высоту около 18 метров от дна рва.

Наиболее ранее здание кремля – старый Успенский собор начала XV века –неоднократно перестраивался и дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX века– с громоздкими завершениями в “русско-византийских”формах. Старым собор стали называть после сооружения рядом с ним нового Успенского собора в конце XVII века. В XVIII веке старый собор был переименован в Христорождественский. О его древности свидетельствует белокаменная кладка, впервые обнаруженная Н. Н. Ворониным на апсидах. При последних ремонтных работах белокаменная кладка стен и цоколь, характерный для храмов XV века, были освобождены от штукатурки.

Старый собор служил усыпальницей рязанских князей. Он был построен до 1427 года, когда первым в нем был похоронен Федор Ольгович. Анализируя старые описи, остатки кладки в натуре и учитывая возросшее влияние Москвы, можно предположить, что строители рязанского Успенского собора XV века подражали московскому Успенскому собору 1326 года. Они возвели храм четырехстолпным, крестовокупольным, одноглавым, с тремя апсидами и, возможно, с тремя притворами. Дальнейшие археологические исследования помогут это выяснить. Первая известная нам перестройка Успенского собора в Рязани происходила в 1598-1606 г. В описи же 1598 года значится: “…пред епископии вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятые Богородицы каменная новая сооружает ее архиепископ Митрофан…” с приделом Федора Тирона.

[9 Родной край. Пилатов А. С. Рязань (1983г) стр. 5]Затем храм возобновлялся московским архитектором “каменных дел подмастерьем” Ю. К. Ермоловым в 1651 году. Другая переделка собора производилась в 1670-х годах. Но все перестройки XVI-XVII веков не изменили основных размеров храма. Он по-прежнему имел в длину и ширину по шести саженей. Сохранившиеся до 1753 года внутренние столбы собора и каменные гробницы князей, начиная с Федора Ольговича, дают основание считать, что собор начала XV века в XVI-XVII веках не изменил своей основной архитектурно-планировочной схемы и что в описи 1598 года “новой” церковью назвали старую возобновленную в новом стиле. Из описания 1638 года узнаем, что церковь в это время была пятиглавая и имела три рундука–крыльца без папертей. Коренная же перестройка собора была осуществлена в 1753 году, когда разобрали внутренние столбы, над стенами свели новые своды, перестроили трапезную. При этих работах каменные гробницы были разбиты и заменены деревянными. В 1776 году новые своды опять обрушились и окончательно уничтожили княжеские гробницы.

Через 50 лет, в 1826 году, старый Успенский собор, так как он был “низок, темен и стеснен пределами”, перестроили по проекту архитектора Стефенгагена. В это время его стены подняли на два с половиной аршина, с западной стороны пристроили четырехколонный портик, северный и южный входы оформили четырьмя спаренными по две колонны, над четвериком возвели новое завершение в виде ротонды, увеличили окна. О том, каким стал собор в это время, можно судить по рисунку Рязанского кремля, выполненному с натуры М. Бровкиным в 1863 году. [10 Художественные достоинства Старой Рязани Монгайд В. Т. Рязань (1879г. ) стр. 108]Найденный в архиве чертеж 1873 года “Проект на замену старого ветхого купола новым” дает представление о переделках памятника в XIX веке. Темным тоном на чертеже выделена кладка 1873 года. Штриховой показаны сохранившиеся стены нижней части старого Успенского собора. Из чертежа так же видно, что именно в это время при утверждении проекта на плане карандашом наметили расширить западный портик за счет разбираемых боковых, то есть существующий теперь восьмиколонный портик составлен в 1873 г. из колонн, сделанных по проекту Стефангагена в 1826 году. Позднее, очевидно к 800-летию Рязани (1895г. ), в соборе пробили новые окна в первом ярусе. С такими изменениями собор дошел до нашего времени–ширина его по-прежнему равна шести саженям, а белокаменная кладка имеется не только в апсидах, но и в боковых стенах четверика.

[11 Плат из Старой рязани. Дергевич В. П. С. Петербург (1871г. ) стр. 17] Другой древний собор XV века –Архангельский –был княжеской домовой церковью и служил усыпальницей рязанских архиереев. В отличие от старого Успенского собора он сложен из крупного кирпича. Неоднократные пожары заставили древних зодчих почти полностью залицевать поверхность стен новым кирпичом. Одновременно перекладывались отдельные детали (окна, порталы, корзины). Это создало большие трудности для правильной датировки памятника.

Однако в западной трети южного фасада собора сохранился след древней килевидной закоморы и узкое щелевидное окно, которые уцелели потому, что в начале XVI века к этому участку стены была пристроена каменная колокольня. О древности собора говорит так же глубоко ушедший в землю цоколь, повторяющий рисунок в верхней части цоколя старого Успенского собора. К сожалению, перестроена верхняя часть собора: над крещатыми столбами выложены новые подпружные арки, своды и барабан. Снаружи изменили конфигурацию почти всех апсид и надложили верх четверика. Но, несмотря на это, Архангельский собор сохранил типичные признаки архитектуры XV века.

Он представляет собой небольшой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами, которые сначала имели белокаменные перспективные порталы с полукруглыми площадками перед ними. Барабан и поддерживающие его посредством системы арок и парусов крещатые столбы сдвинуты к востоку и не совпадают с наружными лопатками. Последние тоже сдвинуты к востоку, но меньше, чем внутренние столбы. Все это создает впечатление, что барабан находится на центральной оси здания. Центричность его подчеркивалась и утраченным после пожара 1647 года пирамидальным верхом собора. Первоначально за рядом закамор выше располагались угловые кокошники и еще один ряд их находился у квадратного постамента барабана.

Интересно отметить, что в Архангельском соборе, так же как и в старом Успенском, в XVI веке были одинаковые полы из керамических плиток, выложенных звездами. Найдены плитки только с коричневой поливой. Аналогичные полы в XVI веке, но в три цвета, были в Архангельском соборе Московского Кремля. [12 Гордость Земли Рязанской Челинский М. Ф. Москва (1984г. ) стр. 60-62]Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 года, от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Солигалича В. Х. Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора (своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру четверика надложил новый карниз с закоморами. В это же время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.

С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К. Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце первой четверти XIX века. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864–1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего полаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин строил белокаменный портал в ложнорусском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.

Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал художник Н. В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им, имеется в барабане главы.

Древний иконостас Архангельского собора не сохранился, но несколько икон из него конца XV века–начала XVI века находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила “Чудо в Хонях”, “Троица”, “Благовещение” и конца XVII века “София Премудрость Божия”.

Древние детали памятника, выявленные при исследованиях, позволили провести фрагментарную реставрацию его.

Почти все другие постройки кремля в XV веке были деревянные. Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусства и строительства, но и к большому подчинению Москве. Уже в середине XV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале XVI века она еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и городов княжества по завещанию князя Федора “третьего” перешла к Москве. Великий князь московский стал именоваться и князем рязанским. В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переяславля Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в жизни Переяславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. Остатки белокаменного подвала палат Ионы обнаружены при раскопках 1961 года в центре Архиерейского двора. В 1792 году губернский архитектор Иван Сулакатщев составил план “архиерейского дома”. Палаты Ионы с хозяйственными помещениями на этом плане показаны в виде длинного корпуса, расположенного почти параллельно существующим теперь Архиерейским палатам. Этот несохранившийся корпус отделил парадный двор от хозяйственного и конюшенного. Двор епископа Ионы в последствии был расширен и плотно застроен. От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме археологических остатков белокаменного подклита палат Ионы и части белокаменной церкви Иоанна Предчети (подплет и фрагменты первого и второго ярусов). Последние вошли в постройку нового храма Иоанна Предчети XVII века в Архангельском доме. [13 Плат из Старой Рязани. Дергевеч В. П. С. -Петербург (1871г. ) стр. 21]XVI век для искусство Рязани был, пожалуй, самым ярким и плодотворным, несмотря на тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков в 1611 году.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать