Реформация в Европе - (курсовая)
p>Стремление к примерению религии и разума составляет основу философских взглядов Эразма. Сейчас ясно видно, что Эразм Роттердамский был прав, считая всякое преобразование общества революционной силой вредным. Взгляды его удивительно актуальны и современны. Возможной и необходимой он считал лишь мирную пропаганду гуманистических идей, которая оказывала бы постоянное благотворное влияние на общественное развитие. Эразм был противником теократии. По его мнению политическая власть должна находиться в руках светских лиц, а роль духовенства не должна выходить за рамки моральной пропаганды. В период, когда Эразм жил в Германии, ни императорская, ни княжеская власть не могли остановить нарастающее движение народных масс и подъем оппозиционных настроений бюргерства.

Сам Эразм Роттердамский не покидал лона католической церкви, но во многих отношениях его критика нравов церкви была еще более радикальной и уничтожающей, чем критика Лютера.

    Ульрих Цвингли (1484-1531гг. )

Цвингли, отреагировавший на тот же духовный кризис, что и Мартин Лютер пришел к сходным выводам. Однако работа над ними происходила в совершенно другой обстановке: в городе-государстве Цюрихе. Цвингли испытал более сильное влияние гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм 16в. был хрстианским движением, состоявшем из людей, заинте-ресованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения.

Цвингли восхищался идеями Эразма Роттердамского. Движение Реформации, которое он возглавил в Цюрихе в конце двадцатых годов 16в. , было более непримиримым и рациональным, чем движение лютера. Цвингли отвергал догмат о физическом присутствии Христа в элементах евхаристии. В соответствии с этим внутренее убранство цвинглианских церквей было максимально упрощенным: свободное пространство с голыми побеленными стенами. Многие из его последователей были недавно разбогатевшими торговцами и ремесленниками. Их привлекала не только новая теология, но и возможность бросить вызов существующему положению вещей. Цвингли втянулся в политику швейцарских городов-государств и погиб в сражении между католическими и протестантскими кантонами.

    Контрреформация. Религиозные войны.
    Реакция католической церкви.

Несмотря на то, что Реформация охватила почти все страны Западной Европы, католической церкви удалось не только выжить, но и укрепиться в этих сложных для нее условиях. Это было бы невозможно без качественных изменений в ее жизни, без новых идей, без людей, фанатично преданных святому престолу в Риме. Католицизм упорно боролся с ересью, охватившей Европу, применяя самые жестокие меры. Но была и другая борьба. Ее смысл–в укреплении самого католицизма. И вероучение, и церковь не могли оставаться прежними. Вот почему некоторые ученые говорят о реформе католической церкви–о католической Реформации. Ее задача состояла в создании церкви, более соответствующей духу Нового времени. Папство перешло к наступлению. “Народы должны быть извечно покорны власти священников и королей, - писал папа Климент 7, - для достижения нашей цели, чтобы предупредить восстания, надо покончить с вольнодумством, колеблющем наш трон. Надо проявить силу! Превратить солдат в палачей! Зажигать костры! Убивать и сжигать, дабы очистить религию от скверны! Истребить в первую очередь ученых! Упразднить книгопечатание! .. ” Контрнаступление на реформацию вошло в историю под названием Контрреформации. В течение целого столетия– до середины 17в. –римские папы ведут открытую и скрытую борьбу с еретиками. За возвращение их в лоно католической церкви. В странах Восточной Европы им удалось справиться с Реформацией; в Западной и Центральной Европе противостояние католиков и протестантов вылилось в серию кровопролитных религиозных войн. В борьбе против Реформации папу подержали князья Южной Германии, император Священной Римской империи карл 5, его сын, король Испании Филипп 2, итальянские правители.

Папа римский Павел 3 попытался все же выяснить причины успехов реформации. Так как многие реформаторы открыто связывали свои взгляды с необходимостью очищения церкви, Павел 3 составил комиссию по изучению проблем церкви. Отчет комиссии привел папу в ужас, так как выяснилось, что многое необходимо изменить. Комиссия составила“Consilium de Emenda Ecclesia”(Рекомендации по реформе церкви) в 1537г. В этом документе содержится острая критика злоупотреблений церкви и даются рекомендации, которые в дальнейшем привели к существенным реформам. С этого времени церковь более внимательно следила за поведением духовенства и уровнем его образования. Были открыты богословские факультеты и церковные школы, священнослу-жителей обучали вести споры и дискусии.

Папа издал список книг – “Индекс”-, которые запрещалось читать прихожанам. Сюда попали не только труды лидеров Реформации, но и ученых, писателей, гуманистов.

Одним из примеров узости мышления, строгости и нетерпимости стал папа Павел 4 (1555-1559гг. ). Он был настолько же далек от гуманизма эпохи просвещения как и от протестантизма. Он насаждал свои взгляды, используя всю мощь инквизиции. Такие безжалостные методы в известной мере позволили католицизму выжить и сохраниться до наших дней. Более того, в католической церкви, несмотря на таких“духовных пастрырей” как папа Павел 4, снова возродилась преданность, рвение и чистота веры. Оставалась еще слабая надежда на воссоединение с протестантами. Некоторые католические теологи, такие, как кардинал Контарини (1483-1542гг. ), и протестанты, такие, как лютеранин Филипп Меланхтон (1497– 1560гг. ), смогли прийти к согласию по принципу “оправдания верой”. К сожалению эта инициатива не получила должного развития. Авторитет папства и церкви должен был укрепить Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545г. по 1563г. Собор, на который съехались представители высшего духовенства, резко осудил Реформацию, обвинил протестантов в ереси. Папа был объявлен вышим авторитетом в делах веры. Декларации собора по сути были антипротестантскими:

    Оправдание возможно не только верой;
    Церковная традиция почитается наравне с Библией;

Вульгата (Латинская версия Библии) объявляется единственным каноническим текстом;

    Мессу по-прежнему следует служить на латыни.

Священникам настоятельно рекомендовали налаживать самое тесное общение с вепующими. Более частыми стали исповеди и причастия, теперь священники нередко наведывались в дома верующих, вели с ними беседы. Они призывали верующих быть более активными в спасении своей души, постоянно контролировать свое поведение. Человек несет свою судьбу в своих руках, - проповедовали они, делая упор на индивидуальное спасение верующего, хотя и в лоне католической церкви. Позднее многие историки стали обвинять этот собор в крайнем консерватизме, якобы утвердившем старые взгляды. Но такое суждение неправильно. Собравшиеся на Тридентском соборе теологи и епискипы посвятили сотни часов тому, чтобы пересмотреть старые положения и выбить пыль веков из католических доктрин первородного греха, отпущения грехов и таинств. Его участники часто расходились во мнениях. И если некоторые утверждения или положения кажутся традиционными или консервативными, это лишь следствие того, что, во-первых, лучшие католические умы того времени по-прежнему находили их истинными, а во-вторых, участники собора поставили единство церкви выше личных пристрастий. Так один кардинал отказался публично высказывать свои взгляды на отпущение грехов. Позднее обнаружилось, что, по сути, он соглашался в этом вопросе с Лютером, однако не желал усугублять проблемы церкви и сохранял молчание. В годы контрреформации высшее духовенство с ужасом обнаружило, что в простом народе намного больше языческого, чем христианского. Вот где была благодатная почва для ереси! Веру в колдунов, ведьм, чудодейственные снадобья, гадание церковь решительно изгоняла. Народ не мог отличить проповедь католика от проповеди протестанта. Поэтому церковники начали огромными тиражами издавать Катехизис–ответы на вопросы о католическом вероучении. Ответы были подсказками на случай, если верующему придется вступить в спор с еретиком. Но для того, чтобы прочесть Катехизис нужно быть грамотным. И церковь открывает церковные школы для крестьян и бедных горожан. И снова помогло книгопечатание, которое хотел упразднить Климент 7.

Если раньше миряне шли в церковь, то в эпоху Контрреформации церковь пошла в мир, начала вести активную мирскую деятельность, все больше связывая себя с земным существованием людей. Неизвестно, какой была бы судьба католической церкви, если бы ей не удалось найти свой путь с небес на Землю, из вечности во время.

    Начало религиозных войн.

Континентальную часть Европы Реформация и Контр-реформация сделали похожей на лоскутное одеяло. На целое столетие она стала ареной жесточайших столкновений между католиками и протестантами. Эти столкновения получили название религиозных войн.

Для людей 16в. все “неладное”- это обязательно происки дьявола и его слуг, нарушающих божественный порядок, а потому несущих зло и мешающих людям спастись. С ними надо было вести борьбу не на жизнь, а на смерть.

По мнению протестантов-кальвинистов, предназначенные к спасению имеют успех в делах земных. Поэтому они отчаянно боролись против того, что мешало успеху в ремесле, торговле, промышленности и политике.

Протестант-лютеранин спасается верой. Сильная, крепкая вера связана с добропорядочностью и нравственностью человека, с прочностью моральных устоев в обществе. Всему этому помогает правитель, который возглавляет церковь и обеспечивает порядок в стране. “Прочный порядок – прочная мораль – прочная вера” - протестант –лютеранин стремился защитить эти принципы любой ценой. Католики видели путь к спасению через укрепление церкви, борьбу с ее врагами. А их стало множество–пол-Европы еретиков-протестантов, не говоря уже о нехристианских народах! Католики видели 2 пути борьбы со слугами дьявола: либо возвратить их в лоно католической церкви, либо истребить.

И католики, и протестанты были уверены в том, что спасется лишь часть людей, а остальные погибнут. Это сильно подогревало страсти. Перед глазами верующих постоянно возникал образ затаившегося, но вездесущего врага, пособника дьявола. Врага искали и находили везде: в католиках и протестантах, евреях и мусульманах, ростовщиках и сеньорах, в черных кошках, соседях, в красивых женщинах и безобразных старухах…

Крестьянская война в Германии (1524-1525гг. ) напугала многих князей, и они поспешили вернуться в католицизм. Те же, что оставались лютеранами, заключили в 1531г. между собой союз в городе Шмалькальдене. Император Карл 5, видя в нем угрозу раскола империи, решил расправиться с мятежными князьями. В 1546г. он начинает против них войну, которая длилась с перерывом до 1555г. , когда католики и протестанты Германии подписали Агсбургский религиозный мир, который провозгласил принцип: “Чья власть, того и вера”. Другими словами веру своих подданных определял князь. Несмотря на шмалькальденские войны, империя Карла 5 не распалась на протестантскую и католическую части, но зато была поделена между испанскими и австрийскими монархами из династии Габсбургов. В 1556г. Карл 5 отрекся от престола. В Испании, которой принадлежали Нидерланды и Южная Италия, к власти пришел его сын, Филипп 2. остальные владения вместе с императорской короной перешли австрийским Габсбургам во главе с братом Карла 5, Фердинандом 1.

    Религиозные войны во Франции.

На юге Франции широкое распространение получил кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами. Большинство из них составляли богатые горожане, недовольные постепенной утратой старинных городских вольностей и ростом налогов. Среди них было немало дворян, главным образом с юга Франции. Возглавили гугенотов близкие родственники короля– аристократы из дома Бурбонов. Королевская власть во Франции в начале шестидесятых годов 16 века была очень слабой. Поэтому большую роль в стране играли приближенные королей–герцоги Гизы из Лотарингии, а также королева-мать, Екатерина Медичи, регентша малолетнего Карла 9. Они остались верными католицизму.

В 1562г. во Франции был издан эдикт, который разрешал гугенотам иметь свои общины, исповедовать кальвинизм, но сбольшими ограничениями. Католикам этого показалось слишком много, а гугенотам–слишком мало. Напряжение в стране росло. Поводом к вспыхнувшей войне послужило нападение герцога Гиза на молящихся гугенотов в местечке Васси. В течение первых десяти лет кровопролитной войны были убиты Француа Гиз и Антуан Бурбон–руководители противоборствующих сторон. От войны устали все. Католики и протестанты решили прекратить распрю. Примирение предполагалось осуществить на свадьбе сестры короля, Маргариты Валуа, с сыном Антуана Бурбона–Генрихом Наваррским. Протестанты к тому времени получили право занимать государственные должности и стали влиятельной силой при дворе. Они разрабатывали план войны с Испанией. Все это очень взволновало Екатерину Медичи, так как ослабляло ее влияние на сына-короля. Екатерина убедила его, что протестанты готовят заговор. Король решил прямо на свадьбе расправиться с гугенотами.

В ночь на 24 августа 1572г. по сигналу – удару колокола –католики бросились уничтожать гугенотов, приехавших на свадьбу со своими семьями. Жестокости не было предела. В Париже, в канун дня святого Варфоломея, было вырезано несколько сотен гугенотов, среди которых много женщин и детей. В историю это событие вошло как Варфоломеевская ночь. Всего же во Франции в то время убили 30 000 гугенотов.

Под страхом смерти король заставил Генриха Наваррского перейти в католицизм. Впоследствии тот бежал и возглавил гугенотов на юге Франции. Война вспыхнула с новой силой.

В 1585г. католики создали свою организацию –Католическую лигу во главе с Генрихом Гизом. Но новый король Франции, Генрих 3, посчитал это личным оскорблением и объявил главой лиги себя. Парижане в мае 1588г. открыто выступили на стороне Гизов, поэтому король был вынужден обратиться за помощью к Генриху Наваррскому. Когда Генрих Гиз заявил о своих правах на престол, король приказал убить его. За это убийство король сам поплатился жизнью.

С его смертью, в 1589г. , закончилась династия королей Валуа. Началось пятилетие жестоких гражданских войн. Этим воспользовалась Испания. По приглашению католической лиги в Париж были введены испанские войска. Король Испании Филипп 2 и папа хотели возвести на французский престол испанского принца. Французские католики и протестанты объединились против внешнего врага. Королем Франции был провозглашен Генрих Наваррский– Генрих 4 Бурбон (1589 –1610гг. ). В 1593 году он вновь перешел в католицизм, произнеся знаменитую фразу: “Париж стоит мессы”. В 1594г. Париж открыл ворота своему законному королю. Генрих 4 разбил войска Филиппа 2. Теперь ему необходимо было вновь объединить страну, тем более, что за 30 лет гугенотских войн Франция была разорена, участились восстания крестьян и городских низов.

В 1598г. Генрих 4 издал Нантский эдикт. Католицизм оставался государственной религией Франции, но гугеноты получили возможность исповедовать кальвинизм и иметь свою церковь. Гарантией слова короля были 200 крепостей, оставленных гугенотам. Они получили также право занимать государственные должности. Нантский эдикт явился первым в Европе примером установления веротерпимости. Государственное интересы, единство и покой в стране оказались выше религиозных споров. Однако в 1685г. король Людовик 14 аннулировал его, и сотни тысяч гугенотов были вынуждены спасаться бегством.

    Нанатский эдикт, 1598 год.

“Генрих, милостью божьей король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться–привет. Этим вечным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и повелели следующее:

Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии, противное их совести…

Мы разрешаем также всем, придержи-вающимся названной религии, продолжать исповедовать ее во всех городах и подчиненных нам местах, где она была введена и нечколько раз публично отправлялась…

Чтобы тем лучше объединить желание наших подданных… и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать все общественные должности… и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия…”

    Тридцатилетняя война.

В первой половине 17 века в Европе разгорелась война, которая получила название тридцатилетней (1618–1648гг. ). Война началась внутри Священной Римской империи как религиозная. Позднее в нее вступили в другие государства–Дания, Швеция, Франция, Голландия и Испания, преследовавшие свои интересы. Поэтому ее считают последней религиозной и первой общеевропейской войной. Тридцатилетнюю войну условно можно разделить на несколько периодов. В разные периоды в войне участвовали разные страны, и успех оказывался то на той, то на другой стороне.

Начало в войне положили кровавые события в Чехии, принадлежавшей австрийским Габсбургам. Император решил объявить чешским королем своего племянника–воспитан-ника иезуитов и гонителя протестантов. 23 мая 1618 года возмущенные чешские дворяне-протестанты выбросили из окон Пражского замка королевских наместников. Так началось восстание. Восставшие в надежде на помощь Протестантской унии–союза немецких князей-протестантов, избрали королем Чехии главу унии, Фридриха Пфальцского. Протестанты нанесли поражение войскам Габсбургов. Однако осенью 1620г. страна была занята силами Католической лиги– объединения князей-католиков. После событий в Чехии войска Габсбургов стали продвигаться в Среднюю и Северную Германию, чтобы разгромить войска Протестантской унии. Князей-протестантов поддерживали Дания и Швеция, стремившиеся овладеть южным побережьем Балтийского моря, а также Франция и Англия, желавшие ослабить империи австрийских и испанских Габсбургов.

Все тяготы войны легли на плечи немецкого народа. Наемные армии в погоне за богатой добычей разрушали и грабили города и деревни, издевались над мирными жителями и убивали их.

Выдающимся полководцем тридцатилетней войны был Альбрехт Валенштейн (1583 –1634гг. ). Он предложил создать наемную армию, независимую от Католической лиги, члены которой опасались усиления власти императора. Вленштейн набрал на свои деньги 20 000 наемников, предполагая в дальнейшем содержать их за счет грабежей и поборов с населения занимаемых областей. Полководец придерживался принципа“война кормит войну”. Вскоре Валенштейн разгромил датчан и их союзников и вторгся в Данию. Датский король запросил мира, который и был подписан в 1629 году в Любеке. Католические князья были недовольны властолюбием полководца, его стремлением к созданию сильного централизованного государства в Германии. Они добились от императора отстранения Вленштейна от командования и роспуска созданной им армии. Однако вскоре в Германию вторглась армия шведского короля Густва-Адольфа, который был талантливым полководцем. Он одерживал победу за победой и занял Южную Германию. Император был вынужден обратиться за помощью к Валенштейну, который вновь возглавил армию. В ноябре 1632г. , в битве при Лютцене, шведы одержали победу над войсками Вленштейна, но в сражении погиб Густав-Адольф. После гибели короля-полководца Валенштейн начал переговоры с противником. Император, опасаясь его измены, в 1634г. отстранил Валенштейна от командования. Вскоре он был убит заговорщиками.

После смерти Валенштейна война продолжалась еще 14 лет. Чаша весов перевешивала то в одну, то в другую сторону. В войну вмешалась Франция, которая заключила союз с Голландией и Швецией. Кардинал Ришелье пообещал немецким князьям военную и финансовую помощь. В 1642-1646гг. шведы наступали в Германии; Франция и Голландия овладели Эльзасом и одержали победы в Южных Нидерландах над испанцами–союзниками австрийских Габсбургов. После этого стало ясно, что империя проиграла войну, и 24 октября 1648г. в Мюнстере и Оснабрюкке был подписан мирный договор, получивший название Вестфальского. Он заложил основы нового порядка межгосударственных отношений в Европе.

Были признаны равноправными католическая и протестантская церкви и закреплен принцип: “Чья власть, того и вера”. Вестфальский мир сохранил раздробленность Германии. Страны-победительницы Франция и Швеция - расширили свои владения за счет владений австрийских и испанских Габсбургов. Увеличилась в размерах Пруссия; официально была подтверждена независимость Голландии и Швейцарии.

    Общество Иисуса и иезуиты.

В 1540г. , по разрешению папы Павла 3, был учрежден новый монашеский орден – “Общество Иисуса”, более известный как иезуиты. Его называли орденом без монастырей, и в этом очень важное отличие его от предшественников. Иезуиты не отгораживались от мира толстыми стенами, они жили среди верующих, участвовали в их повседневных делах и заботах.

Основателем ордена стал испанский дворянин Игнасио Лойола (1491-1556гг. ). Когда он, тринадцатый ребенок в семье, выбрал военную карьеру, никто не удивился: таков обычный путь испанского дворянина. Но в 30 лет он был тяжело ранен в обе ноги. В полузабытьи ему привидился апостол Петр, который сказал, что будет сам его лечить. В то время заканчивалось строительство собора святого Петра, резиденции римских пап. Игнасио увидел в явлении апостола знак свыше, призывающий его на помощь церкви и святому престолу, и он решил начать жизнь духовного проповедника. В 33 года он сел за школьную парту, а в последствии получил университетское образование.

В ордене иезуитов царила железная дисциплина. Он скорее напоминал военную организацию. Во главе ордена стоял генерал–Игнасио Лойола. Иезуит должен быть в руках своего начальника как труп, который можно как угодно переворачивать, говорил Лойола, как шар из воска, из которого можно делать все, что угодно. И если начальник прикажет совершить грех иезуит должен, не задумываясь, выполнить приказ: за все в ответе начальник. Своей главной задачей иезуиты считали воздействие на умы людей. Для этого все средства хороши, полагали они. Коварство и интриги иезуитов очень скоро стали общеизвестными.

Некоторые иезуиты не носили монашеской одежды и вели светский образ жизни, чтобы удобней было пробираться в любое общество и добиваться там влияния. Иезуиты даже организовывали убийства монархов. Так в 1610г. был убит французский король Генрих 4, собиравшийся выступить на стороне немецких протестантских князей против католика императора Габсбурга. Борясь с ересями иезуиты часто направляли деятельность инквизиции.

И все же не это определяло их роль и значение. Английский историк Маколей писал об иезуитах: “Даже их враги должны были признать, что они не имели себе равных в искусстве направлять и развивать молодые умы”. Основная их деятельность проходила в созданных ими школах, университетах, семинариях. Четверо из каждых пяти членов этого ордена были студентами и преподавателями. К моменту смерти Лойолы, в 1556 году, в ордене насчитывалось около 1000 человек, а в Европе–33 учебных заведения, которые контролировали иезуиты. Среди иезуитов было много талантливых, высокообразованных преподавателей, и к ним тянулись юные умы и души. Во всех странах иезуиты старались проявлять уважение к обычаям и традициям населения.

Иезуиты действовали в Польше, Венгрии, Ирландии, Португалии, Германии и Венеции, а также какое-то время в Московском государстве. В 1542г. они добоались до Индии, в 1549– до Бразилии и Японии, в 1586 – до Конго, а в 1589 году закрепились в Китае. В Парагвае 150 лет существовало государство, созданное иезуитами. В нем проживало 150 тысяч индейцев гуарани, а по площади оно более чем в 2 раза превосходило Португалию. Жизнь здесь строилась на принципах христианской морали и добродетели. Иезуиты создали письменность гуарани, в типографиях печатали учебники, богословские сочинения, труды по астрономии, географии. Индейцы строили и расписывали храмы, поражая иезуитов глубиной христианских чувств. Предельная честность и порядочность святых отцов, их организаторский талант, стремление жить во благо индейцев снискали им искреннюю любовь и преданность гуарани.

    Заключение.

В странах, где победила Реформация церковь оказалась в большой зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических государствах, вследствие проведенной секуляризации потеряла свою экономическую мощь. Все это облегчало развитие науки и светской культуры.

В результате Реформации вся Европа стала расколотой на две части. Католическая церковь перестала быть церковью всей Западной Европы. Из нее выделилось самостоятельное мощное религиозное направление– протестантизм – третье направление в христианстве. Протестантизм выработал функционирующую сегодня в сознании миллионов людей особую этику–этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратности, бережливости, педантизма, т. е. бюргерских добродетелей, вошедших в плоть, кровь и повседневный быт стран Западной Европы и Нового Света.

Становившаяся все более влиятельной буржуазия получила “дешевую”, простую и удобную религию, отвечавшую интересам этого класса. Такая религия не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени для молитв, паломничествак святым местам, других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т. д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Такая религия вполне устраивает современного делового человека.

    Разделение европейского христианства после Реформации.
    Список литературы:
    1 “Религиозные традиции мира”. Москва. изд. Крон-пресс
    1996г. том 1.
    2 “Всемирная история”. Москва. 1997г. том 10.
    3 “Христианство”. Янг Джордж. Москва. 2000г.
    4 “Культурология для технических вузов: учебное
    пособие”. Ростов на Дону. 2001г.
    5 “Культурология: учебное пособие для вузов”.
    Д. А. Силичев. Москва. Изд. Приор 1998г.
    6 “Детская энциклопедия”. Москва. Изд. Академии
    педагогических наук РСФСР . 1961г. том 7

7 “БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ” Москва. Изд. Советская энциклопедия. 1975 г. 22 том

8 “СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ” Москва. Изд. Советская энциклопедия. 1969 г. 12 том

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать