Реформы Ивана Грозного - (реферат)
p>Таким образом, видно, что в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна.

    Реформы:
    Избранная Рада

Как было сказано выше, в 1545-1547 годах было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул“царя”.

Последовательные неудачи попыток различных “боярских партий”навсегда утвердиться у верховной власти. Недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола. Недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером“Избранная Рада”. “.... Выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада”. [31 Ключевский В. О. , “Русская история”, стр. 483. ] Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

Итак, на политическую авансцену времен “Избранной Рады”выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев. Помимо них в“Избранную Раду”вошли князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.

Мнения ученых расходятся вопросу о целях данного кружка и о людях, в него входивших.

Платонов утверждает, что это была компания бояр, объединившихся с целью овладеть московской политикой и править ей по-своему, то есть“Избранная Рада” выражала интересы входивших в нее людей. “.... Частный кружок, созданный временщиками для их целей, и поставленный ими около царя не в виде учреждения, а как собрание“доброхотающих” друзей”. [32 Платонов С. Ф. , Очерки, стр. 104] Другая группа ученых, в частности Зимин и Смирнов, считает, что данная группа бояр выражала интересы дворянства и дальновидных кругов боярства. “Избранная Рада .... явилась проводником дворянских интересов”. [33 Смирнов, “Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века”, стр. 160-162]

Всего десятилетие суждено было существовать “Избранной Раде”. Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Возникла“Избранная Рада” не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало. Исходя из этого, я считаю, что “Избранная Рада”носила продворянский характер. Выражать собственные интересы это объединение не могло, так как изменения, проведенные в государстве в 1550 годы слишком значительны, чтобы быть побочным продуктом деятельности, направленной на собственное процветание. Следовательно, как я думаю, вторая группа историков более верна в своих суждениях.

“Избранная Рада”разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова. Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от“сил”, “обид”, “продаж” бояр при решении дел о землях и холопах и других “многих дел”, а бояре же рассматривались источником “сил”, “обид” и “продаж”. Следовательно, реформы 50х годов носили продворянскую окраску. “Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских

злоупотреблений” [34 Скрынников Р. Г. , “Иоанн Васильевич Грозный”, стр. 147. ]. В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

    Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты–сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства–первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора– “Собор Примирения”. На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Впрочем, обе эти категории населения и в дальнейшем не играли на соборах большой роли. Появление сословно-представительной монархии означало, что теперь все важнейшие разрешения будут санкционированы представителями господствующего класса. Необходимо указать значение термина “Земский Собор”. Соловьев в этом термине видел признак противостоящей царю “силы народа” [35 Соловьев С. М. , Сочинения, стр. 446]. По определению Черепнина, Земский Собор является “сословно-представительным органом единого государства, созданный в противовес феодальному праву” [36 Черепнин Л. В. , “К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России”. ]. На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть“подписывались под Судебник”. Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник. Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличено “пожилое”; усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено подавать в холопы детей боярских; введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Таким образом, в середине XVI века в России начала закрепляться сословно-представительная монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника.

    Ограничение кормлений и изменение органов управления

Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, начатая еще при Елене Глинской, и создание взамен их принципиально новых органов местной власти. Это повлекло за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства.

Не смотря на изменения, проводимые Еленой Глинской, система кормлений с тех времен сильно не изменилась. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

“Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее было решено заменить иными формами управления” [37 Платонов С. Ф. , “Полный курс лекций по русской истории”, стр. 117. ]. Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами“.... уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным”. [38 Исторический архив, М. , 1956 год, Т. 7, стр. 295-296. ]Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя. Эти меры можно отнести к попытке придать кормленщикам характер местных правителей в государственном смысле слова и в этом направлении изменить их судебно-административную деятельность. За ней же вводился строгий надзор, который подавлял их бесчинства.

“Средством этого ограничения служил двойной надзор за их действиями, шедший сверху и снизу”. [39 Ключевский В. О. , “Русская история”, стр. 84. ] Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Дальнейшая судьба кормлений - спорный вопрос, и ученые расходятся в своих мнениях.

Так ученый Скрынников считает, что данный институт власти отменен не был. Поборы кормленщиков не были запрещены, а стали более упорядоченными в пользу кормленщиков, так как покушение на доходы первостатейной знати, по-видимому, вызвало противодействие с ее стороны. Правительству пришлось приостановить начатую реформу и вместо отмены кормлений заняться, регламентацией“кормленных”поборов, а в дальнейшем, возможно, происходит возвращение к кормлениям во всей стране в 1555-1556 годах из-за победы над Казанью. Необходимость массовых наград после взятия Казани повлекла широкую раздачу кормлений практически по всем уездам.

Но совершенно другое мнение имеют Ключевский и Платонов, которые считают, что кормления были отменены. Этот вопрос был решен около 1555 года, и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. “ .... в грамоте .... 15 августа 1555 года, .... царь говорит, что он велел “во всех городех и волостех учинити старост излюбленных.... ”, которые умели бы их рассудить в правду, а также сумели бы собрать и доставить в государеву казну оброк, установленный взамен наместничьих поборов” [40 Ключевский В. О. , “Русская история”, стр. 95. ]. В этом вопросе я присоединяюсь к мнению Скрынникова, так как его точка зрения более соответствует действительности. Ведь знать не могла терпеть запрещение своих доходов. Однако“демократические” элементы все-таки продолжали существовать. Одним из элементов попытки отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением, и все ученые единодушны в этом (Ключевский, Рыбаков, Платонов, Сахаров, Карамзин). “Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом” [41 Ключевский В. О. , “Русская история”, стр. 92. ]. “Решено было постепенно отменить все “кормления”и предоставить местному населению право выбирать самим своих управителей и судей” [42 Платонов С. Ф. , “Учебник русской истории”, стр. 137]. Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления.

Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.

Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах становлением целого ряда центральных ведомств - приказов и разрастанием функций канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование новых центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу. Становление представительных институтов на местах имело оборотной стороной усиление контроля со стороны центра. Это не могло не повлечь перестройки московских учреждений, что диктовалось также разрастающимися государственными потребностями.

Происходящая централизация власти привела к появлению новой структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Территориальная дробность местного управления соединялась еще с его ведомственной сложностью. “В Дворцовой тетради 1552-1562 годах записано до 50 больших и дворовых дьяков, возглавлявших главнейшие приказы или избы” [43 Скрынников Р. Г. , “Иоанн Васильевич Грозный”, стр. 158. ]. В результате преобразований создается огромный бюрократический аппарат, который, конечно, нельзя считать положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность и целенаправленность. Также считают и большинство историков.

“Они совершались в одном строго определенном направлении: определение прав кормленщиков, доклад, введение земских заседателей в суд кормленщиков.... - все это были, по-видимому, последовательные моменты одного процесса.... ” [44 Ключевский В. О. , “Русская история”, стр. 97. ]. Такие грандиозные изменения, которые практически заново создавали новую структуру власти, требовали подкрепления в существовавшем тогда законодательстве, а оно, которое существовало в тот период времени, было создано еще Иваном III. Следовательно, оно было устаревшим, не соответствовала новой системе управления и была помехой для проведения дальнейших изменений. Поэтому по предложению государя сонм бояр рассмотрел и дополнил Уложение Ивана III согласно новым потребностям России.

Летом 1550 г. был принят царем и Думой Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права, полностью соответствовавший нуждам времени.

По мнению ученых, спорным вопросом является, были ли преобразования основаны на праве или происходили просто по воле царя. Большинство историков утверждают, что реформы основывались на праве и отличались правовой направленностью. “.... царь предложил .... грамоты уставные, .... дабы чиновники не могли действовать самовластно и народ не был безгласным” [45 Карамзин Н. М. , “История государства Российского”, стр. 486. ]. Скрынников же имеет совершенно отличную точку зрения. “Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века было.... отсутствие у них законодательной в основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал и деятельность” [46 Скрынников Р. Г. , “Иоанн Васильевич Грозный”, стр. 159. ]. Несмотря на мнение Скрынникова, я считаю, что реформы были основаны на праве, проводились в соответствии с ним, образование системы управления происходило в соответствии с законодательством. Преобразования отличались строгой целенаправленностью, а все изменение структуры власти происходило комплексно и выражало интересы населения и, возможно, мелкого дворянства. Однако эти реформы привели к образованию новой структуры, отличающейся бюрократизмом, который вряд ли является положительным результатом.

    Изменение церкви. Культура в 50-е годы

Одобрив Судебник, Иван провел в Москве Собор Слуг Божьих. Собор, который утвердил все постановления Иоанна.

Вслед за законодательной реформой, последовали изменения в церкви, также одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение было предназначено для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества. Собор провел ряд мер, которые принесли положительный эффект. Принимаются меры, ограничивающие права церкви, воспитываются“грамотные”служители церкви, также проводятся изменения самой службы, ее унификация. Потому что внутри самой церковной организации существовали различия в составе“святых”и не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система внутреннего распорядка.

“ .... многие постановления Собора были полезны для церкви и

имеют свое несомненное достоинство. Таковы его определения о заведении училищ при церквах, об учреждении старост для надзора за благочинием духовенства, защите судебных прав клира, мысль об исправлении церковных книг, об истреблении соблазнительных пороков духовенства, суеверий и зловредных обычаев народных” [47 Толстой М. В. , “История русской церкви”, стр. 374]. Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства, хотя для этого еще не пришло время. Чтобы утвердить новое отношение государства к церкви, создается ряд трудов, проповедовавших новые выгодные идеи.

Например, появившаяся в 50 г. Валаамская беседа, проповедовала идею о несовместимости монашеского жития с владением населенных земель отвергая претензии духовенства на участии в государственном управлении. Решения, принятые в 1551 году на Стоглавом соборе, сделали его наиболее знаменитым. Налицо - комплексность реформ, тесное взаимодействие с церковью, тенденция к единству.

Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается обогатить культуру России и “просветить” ее с помощью западной культуры. Это были годы реализации грандиозных замыслов. “Иоанн .... предложил .... вывести оттуда в Москву не только ремесленников, художников, аптекарей, типографщиков, но и людей искусных в древних и новых языках - даже феологов! ” [48 Карамзин Н. М. , “История государства Российского”, стр. 484]. Из этой выдержки видны обширные планы Ивана Грозного обогащения культуры с Запада, которым, к сожалению, не удалось исполниться полностью, так как столкнулись с политикой Ганзы и Ливонского ордена, боявшегося нашего просвещения. Но многие из приглашенных в Россию были ей полезны в деле гражданского образования. В результате развивается публицистика, иконопись и другие виды искусства.

“Настала неповторимая, но краткая пора расцвета русской публицистики” [49 Скрынников Р. Г. , “Иоанн Васильевич Грозный”, стр. 147. ]. Наступает период усиленного развития культуры России, во всем обусловленный политикой проводимой государем, хотя из противодействия со стороны различных противников государства, он был очень краток. Реформы церкви обуславливались укреплением самодержавия и интересами государства, таким образом, они были необходимы, ведь тогда церковь играла огромную роль во всех областях жизни страны и без изменения ее не возможны дальнейшие преобразования.

    Дипломатические и торговые контакты

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать