Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. - (реферат)

Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

***Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н. э. ***

    Оглавление:
    1. Вступление.
    2. Эпоха Греко-персидских войн.
    3. Греция после Греко-персидских войн.
    4. Правление Перикла.

5. Социально-политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны. 6. Заключение.

    7. Список источников и литературы.
    Вступление.

Афины- столица Греции и главный город нома Аттика и Беотия. Афины- один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи , когда были небольшим поселением. В Древней Греции Афины- крупнейший экономический, политический и культурный центр, город- государство в Аттике. Также нужно упомянуть , что в Афинах существовало классовое общество.

Можно сделать вывод, что раз это классовое общество, то в Афинах со временем должно наступить обстановка социального и политического обострения. Что и случилось в 5 веке, и за чем мы попытаемся проследить.

В курсовой работе изложение будет продолжено как раз, с того момента, когда в ходе длительной и ожесточенной Пелопоннесской войны, вызванной соперничеством Афин и Спарты из- за гегемонии в Элладе, обнаружились явственные признаки разложения и упадка полисного строя. Война и сопутствовавшая ей внутренняя смута в греческих городах поколебали сложившиеся на рубеже архаики и классики систему межполисных и межгражданских отношений, поставили под сомнение незыблемость освященных традицией порядков, законов, норм морали. Но тогда же стали ясны и пагубные последствия развязанной коллизиями реальной политической жизни, поощренной сознанием несовершенства полисного государства, но ничем не связанной и не ограниченной, критической мысли софистов.

Для написания курсовой работы использовались труды Э. Д. Фролова "Социально политическая борьба в Афинах в конце 5 в. до н. э. ", "Огни Диоскуров". В этой работе опубликованы материалы, относящиеся к истории социальная и политическая борьба в Афинах во время ее высшего обострения. Во вступительной статье дается характеристика политического обострения в Афинах, история Сицилийской экспедиции, так называемый "процесс гермокопидов". В работе собраны так же паралельные свидетельства древних авторов о политической борьбе в Афинах в конце 5 века до н. э.

Монография "Огни Диоскуров" так же посвящена общественной мысли и политическим теориям древних греков в позднеклассический и ранеэллинистический периоды (5- 4 вв. до н. э. ), разработке в греческой философии и публицистике новых этнических и политических идей .

Из источников я использовала Аристотеля "Афинская полития". Издаваемый трактат Аристотеля "Афинская полития " представляет собой один из важнейших документов из истории античного рабовладельческого общества. "Афинская полития" содержит в себе богатый фактический материал, характеризующий общественное положение афинского государства до периода его разложения.

Идеолог рабовладельческого класса, - " самая всеобъемлющая голова" среди древне- греческих философов, - Аристотель не только дает описание истории афинской демократии, но одновременно развивает свои взгляды по вопросам теории государства.

А так же использовалась хрестоматия 1964 года, содержащая важные факты развития и упадка афинского общества. В ней опубликованы труды древних историков , философов и писателей, таких как Фукидид, Аристотель, Ксенофонт, Плутарх, Геродот.

    Эпоха Греко- персидских войн.

Вскоре после бурных событий 6 века до н. э. , завершившихся победой рабовладельческой демократии в Аттике, и приведших к окончательному оформлению рабовладельческих полисов в большей части Греции, афинянам вместе с другими греками пришлось защищать свою независимость в напряженной борьбе против агрессии огромной Персидской державы.

Основными источниками о Греко- персидских войнах являются сочинения Геродота, содержащие повествование о событиях до 478 года до н. э. включительно. О ходе военных действий в середине 5 века до н. э. кратко сообщает Фукидид. И так, Греко- персидские войны (500- 449 гг. до н. э. )- это войны между Персией и древне- греческими городами - государствами. После того как Малая Азия , Вавилон и Египет были завоеваны Киром II и Камбисос II , Дарий I, обладавший сильной сухопутной армией, в начале 5 века до н. э. продолжил экспанистическую политику, при проведении которой он столкнулся с малоазийскими греческими городами и полисами материковой Греции. Персы, в 514 г. до н. э. в походе против скифов овладев Геллеспонтов и завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных городов торговлю. Города, пытаясь отстоять независимость и вернуть торговлю , подняли Ионийское восстание, которое поддержали многие из греческих городов, расположенные по берегам Пропонтиды. Но наместники персидского царя жестоко подавили это восстание, а затем поставили в зависимость от персов Фракию и Македонию.

Афиняне решили вступить в войну с персами, во - первых, потому что они понимали неизбежность военного столкновения с ними, а, во- вторых, захват персами Египта, проливов, соединяющих Эгейское море с Понтом, и Фракию лишил афинян свободного провоза хлеба и строительного леса.

Поддержка восставших Афинами и Эретрией послужила Дарию I поводом для того, чтобы ввести войска в Грецию под предлогом возмездия. Персы атаковали Эретрию и взяли ее приступом. Город был ограблен и сожжен, а большинство уцелевших граждан продано в рабство. Вслед за этим персы, по совету Гиппия, прошли через пролив и высадились на равнине подле селения Марафон. Отсюда они начали опустошать соседние районы Аттики.

Когда известие о случившемся было получено в Афинах, подавляющее большинство граждан высказалось за борьбу до конца. Не взирая на враждебные отношения в далеком прошлом, совет стратегов послал всадника- скорохода в Спарту. Но те под предлогом выполнения древних религиозных обрядов эфоры обещали выслать войска только через 10 дней.

Получив неблагоприятный ответ от Спарты, афинские стратеги вынуждены были принять решение о дальнейших действиях.

"109. Мнения афинских стратегов разошлись: одни были против того, чтобы вступать в битву с персами, так как считали, что афинское войско слишком малочисленно по сравнению с мидийским, другие (и среди них Мальтиад) настаивали на том, чтобы дать бой. Итак , мнения разошлись и худшее мнение одерживало верх.

.... Надо сказать, что одиннадцатым человеком с правом голоса был афинский полемарх, избранный по жребию. В то время полемархом был Каллимарх, из Афидны. К нему -то и обратился Мильтиад с такой речью : " Теперь в твоей власти, Каллимах, или повергнуть Афины в рабство или защитить их свободу и оставить о себе такую память в веках, какую не оставлял даже Гармодий и Аристогитон. Ныне Афины подвергаются столь большой опасности, какой она не подвергались еще никогда с временем своего основания. Если Афины покорятся персам, то уже решено, какова будет участь этого города, который отдадут в руки Гиппия. Если же наш город победит, то он сможет стать первым из эллинских городов. Каким образом может это произойти и почему все это в твоей власти, об этом я и пришел тебе рассказать. Нас стратегов , десять человек, и мнения наши разделились: одни предлагают вступить в бой, другие- против этого. Если мы не вступим в бой, то я боюсь, что возникнет великий раздор, который смутит умы афинян и склонит наших граждан покориться персам. Если же мы вступим в бой еще до того, как у некоторых из афинян появятся первые мысли, то при беспристрастии богов мы сможем победить персов. Все это сейчас в твоей власти и зависит от тебя. Если ты присоединишься к моему мнению, то и родина наша будет свободна, и город будет первым во всей Элладе. Если же ты согласишься с мнением тех, которые удерживают нас от битвы, то все будет наоборот". 110. Этими речами Мильтиад склонил Каллимаха на свою сторону. Голос палемарха решил дело, и было постановлено дать бой.... "(Геродот, История, 6, 102- 117).

В сентябре 490 года до н. э. афинское войско. Состоявшее из 10000 гоплитов и некоторого числа легковооруженных воинов , перейдя горы, расположилось в виду персидского лагеря. Афинские стратеги, которые должны были командовать поочередно по одному дню, уступили руководство Мильтиаду, хорошо знавшему персидские военные приемы. Однако последний решил дать бой лишь в день своего очередного командования.

В момент, когда афиняне строились в боевой порядок, к ним на помощь подошло ополчения из небольшого соседнего беотийского городка Платей в количестве 1000 человек. Но даже и с этим подкреплением греки численно значительно уступали персам. Поэтому, чтобы не быть окруженными, Мильтиад растянул линию фронта своего войска, ослабляя центр, но усилив оба крыла. Он же приказал войнам наступать беглым маршем, чтобы не дать возможности персам засыпать их стрелами.

Гоплиты, пройдя беглым маршем значительное расстояние, атаковали строй неприятеля. В центре, где ряды греков были реже, персы и саки прорвали боевую линию. Но на обоих флангах персидские войска были опрокинуты, и это решило исход боя. Персы сбежали к кораблям и стали их спускать на воду. Афиняне преследовали врага. У кораблей загорелась ожесточенная схватка. Здесь были убиты один из стратегов и архонт Каллимах. Афинянам удалось захватить семь персидских кораблей. На поле боя осталось 6400 персидских война и 192 греческих гоплита.

Радость победителей была столь велика, что один из афинских воинов побежал с вестью по горным тропам с поля боя в Афины. Пробежав свыше 42 км. , он достиг афинской агоры и воскликнув "Радуйтесь, афиняне, - мы победили! " - упал мертвым.

Похоронив своих павших товарищей , и насыпав большой погребальный курган, сохранившейся до настоящего времени, афиняне быстро двинулись назад, к городу, так как Мильтиад предполагал, что персы сделают попытку атаковать Афины. И действительно, едва афинское ополчение достигло берега, как туда же подошел персидский флот; однако, увидев на берегу греческих гоплитов, персы не осмелились начать высадку , и ушли в Азию.

После отражения персидского нападения афинская знать, возглавленная Мильтиадом, в свою очередь, организовала карательную экспедицию против жителей тех островов, которые оказали помощь персам. Однако, потерпев тяжелый урон при нападении на остров Парос, экспедиция вернулась в Афины. За поражение Мильтиальд был отдан под суд. Но, вернувшись из похода тяжело раненым, он вскоре умер.

После гибели Мильтиальда влиятельным политическим деятелем в Афинах становится Фенистокл. Фукидид считал, что Фенистокл очень быстро вникал в сущность дела, благодаря чему мог судить о настоящем и предугадывать направление развития событий. Фенистокл считал неизбежным в недалеком будущем возобновление войны с Персией.

В течение нескольких лет после битвы при Марафоне казалось, что персы не повторят вторжения в Грецию. Они оставили без внимания нападение афинян на Парос. В 486 г. до н. э. вновь вспыхнуло восстание в Египте. Вслед за тем умер старый царь Дарий I, назначив преемником одного из своих сыновей Ксеркса (485-465 гг. до н. э. ). Прошло некоторое время, пока новый правитель Персидской державы укрепился во власти и подавил восстание в Египте (484 г. до н. э. ). Только после этого он смог обратиться к вопросу о продолжении войны с греками. Ксеркс начал грандиозные по тому времени военные приготовления. Финикияне, египтяне, киликийцы, жители Кипра, малоазиатские греки получили приказы строить корабли. Через Геллеспонт и реку Стримон сооружались мосты. По всей Фракии и Македонии стали создаваться склады продовольствия и фуража, сгонялись огромные стада скота. С 483 г. по 481 г. до н. э. строился канал через мыс Акте для того, чтобы персидский флот не подвергался опасности гибели. От всех подвластных народов были затребованы вспомогательные ополчения. Уверенный в успехе Ксеркс не скрывал своих приготовлений к нападению на греков. Когда в 481 г. до н. э. в Сардах были схвачены афинские соглядатаи, то Ксеркс не только отпустил их, но даже приказал показать им все собранные войска. Весной 480 г. до н. э. Ксеркс повел свою армию через Геллеспонт и Фракию на Грецию.

У Герадота мы можем найти подсчет количества воинов персидской армии. "60. Я не могу в точности определить, сколько войска доставила каждая народность, так как об этом не сообщает никто; всего же сухопутного войска оказалось миллион семьсот тысяч человек. Сосчитано было войско следующим образом: собрали в одно место десять тысяч человек, поставили как можно теснее друг к другу и кругом снаружи обчертили их линией; после этого десять тысяч воинов отпустили и по кругу возвели стену такой высоты, что она доходила человеку до пупа; засим вводили в огороженное пространство других воинов, пока таким образом не были сосчитаны все. По окончании счета воины распределены были по народностям. "(Геродот, История, 7, 60-83).

Несмотря на такую огромную персидскую армию Ксеркс потерпел поражение в решающей битве при Платеях, в результате чего Европейская Греция была освобождена. А попытка Ксеркса завоевать ее потерпела полную неудачу. Греки же в честь своей победы в 479 г. до н. э. сделали посвящение своим богам Аполлону в Дельтах, Зевсу в Олимпе и Посейдону на Истме.

"Следующие (из эллинов) участвовали в войне (с персами): лакедемоняне, афиняне, коринфяне, тегейцы, сикионяне, эгинцы, мегаряне, эпидарвяне, орхоменцы, флиунтяне, трезенцы, гермионяне, тиринфяне, платейцы, феспийцы, микенцы, кеосцы, мелосцы, теносцы, наксосцы, эретрийцы, халкидяне, стиряне, элейцы, потидейцы, левкадяне, энакторийцы, кифняне, сифняне, амбракийцы, лепрейцы. " (Геродот, 9, 81; Фукидид, 1, 132).

И все же персидские походы против материковой Греции были успешными лишь отчасти и кончались тяжелыми поражениями ( 492г. - Афон; 490г. - Марафон; 480г. Фермопилы, Артемсий, Саламин; 479г. - Платеи, Микале; 468г. - Евримедон; 450г. Саламин и Кипр). По условию компромиссного Каллиева мира 449- 448 г. ионийские прибрежные города получили независимость, персидский царь обязывался не вмешиваться в греческие дела, а Эгеида и побережье Малой Азии были закрыты для персидско- финикийского флота. К тому же вся торговля в Эгейском и Черном морях переходила в руки греков. В освободительной борьбе против персидского господства эллины проявили не только стойкость боевого духа и патриотизм, но и изрядную военную мощь, которая вывела их из первоначальной стадии оборонительных военных действий и позволила перейти к действиям наступательным.

Греко-персидские войны оказали большое влияние на внутреннее развитие ряда областей Европейской Греции, в первую очередь на окончательное формирование классической рабовладельческой системы общественных отношений в Аттике, где благодаря большой военной добыче, захвату массы рабов и постоянному спросу на различные ремесленные изделия, необходимые для снаряжения войск и флота, создались благоприятные условия для широкой эксплуатации рабского труда в различных областях хозяйственной деятельности.

Наконец, Греко- персидские войны принесли решительные изменения политической обстановки во всем Эгейском бассейне. Существовавшее ранее политическое преобладание Спарты и Пелопоннесского союза было подорвано в связи с колебаниями внешней политики Спарты. Афины не только заняли равное со Спартой положение в системе греческих городов- государств, но в течении середины и второй половины 5 века до н. э. стремились к установлению своей гегемонии во всей Греции.

    Греция после Греко -персидских войн.

Как я уже писала выше, Греко- персидская война принесла огромнейшие изменения политической обстановки во всем Эгейском бассейне .

Период времени от сражения на Саламине и Платеях до начала Пелопоннесской войны ( 479- 431 года до н. э. ) в исторической литературе , как уже упоминалось, принято называть "пятидесятилетием" ( по- гречески пентекотаэтия). К сожалению, этот период истории Греции не достаточно освещен источниками История Геродота оканчивается 478 годом до н. э. , а Фукидид, посвятивший свой труд Пелопоннесской войне, дает лишь небольшой экскурс в прошлое. Но этот экскурс является ценным свидетельства современника , мастерски осветившего историю афинского морского могущества и внутриполитической борьбы в Афинах в период ее наивысшего расцвета.

Для истории Афин середины 5 века до н. э. большое значение имеют творения величайших греческих поэтов- трагиков - Эсхила, Софокла и Эврипида, отразившего политические события того времени.

В 478 году до н. э. освобожденные от персидского ига греки островов и малоазийских островов, вынудив удалиться спартанцев, командовавших союзным флотом, заключили союз с Афинами, возникла новая политическая ситуация во всем бассейне Эгейского моря. Долговременная политическая гегемония аристократической Спарты, возглавлявшей сильный в военном отношении Пелопоннесский союз и поддерживавшей тесные связи с оплотом идеологической реакции - дельфийским жречеством, прекратило свое существование. Военно-политическое объединение островных и береговых полисов во главе с Афинской демократической республикой вызвало враждебную активность спартанских политических руководителей, которые попытались поставить Афинскую республику в зависимость от Спарты.

Спартанская герусия отправила во все разоренные персами греческие города, в том числе и в Афины, послов, предложили грекам при восстановлении городов не строить защищающих крепостных стен. Они выдвигали при этом следующие мотивы. Так как персы были изгнаны из Греции всеми состоявшими в антиперсидском союзе греческими городами, и в том числе войсками Спарты и Пелопоннесского союза, то постройка крепостных стен является выражением недоверия по отношению к союзникам по борьбе с персами.

Это внешне дружелюбное по существу предложение означало стремление Спарты поставить Афины под свой политический контроль , так как, обладая сильнейшим в Греции сухопутным войском, спартанцы в любое время могли бы вмешаться в политическую жизнь Афинской республики. Афиняне , главные военные силы которых еще продолжали войну с персами, не могли противостоять спартанцам в случае, если бы отказ привел к столкновению их с Пелопоннесским союзом. В этот затруднительный момент ведение переговоров со спартанцами взял на себя Фемистокл. Отправившись во главе афинского посольства в Спарту, он под разными предлогами затягивал переговоры, выигрывая время, нужное для постройки крепостных стен. Нужно упомянуть, что после нашествия Ксеркса Афины были превращены в развалины. Прежде всего нужно было восстановить крепостную стену, окружавшую город. Все афинское население от мала до велика приняло участие в этой работе и закончило ее в один месяц. Длина воздвигнутой стены равнялась 6 км. , высота 3 1\2 м. , а ширина- 2, 5 м. "Что постройка стен возводилась поспешно , - сообщает Фукидид , - можно видеть еще и теперь : нижние их слои состоят из всевозможных камней, - в некоторых частях даже не обделанные для укладки, в том виде, в каком приносили их в отдельности. В стену было вложено множество надгробных стел и обделанных для других целей камней" (Фукидид, 1, 93, 2 ). Сохранившиеся части Фемистокловой стены подтверждают точность описания Фукидида. Когда же до спартанцев дошли слухи о строительстве укреплений в Афинах, Фемистокл предложил спартанцем отправить ответное посольства для проверки молвы. Приехавшие в Афины спартанские послы были задержаны афинянами как заложники неприкосновенности Фемистокла и его товарищей, находившихся в Спарте. Когда же стены вокруг Афин и длинные стены, ведшие к морю, были построены и могли защитить город, Фемистокл прервал переговоры решительным отказом выполнить спартанское предложение. С этого времени между Афинами и Спартой возобновляется старая вражда.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать