СССР в послевоенных международных отношениях - (реферат)

СССР в послевоенных международных отношениях - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ
    CCCР В ПОСЛЕВОЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
    ОТНОШЕНИЯХ
    студента
    группы 07-101
    МОСКОВСКОГО
    АВИАЦИОННОГО
    ИНСТИТУТА
    Мартынова Владимира
    преподаватель
    Боечин
    1993@
    _
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
    3. НОВОЕ СООТНОШЕНИЕ СИЛ В ЕВРОПЕ
    4. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
    5. СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ РАЗРЫВ
    6. АПОГЕЙ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Международное положение СССР после войны, в которой он
    победил ценой больших потерь, было в высшей степени

парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры

имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового

    сообщества. Бесспорно, на Советский Союз тогда работал

своеобразный "эффект Сталинграда" как в общественном сознании,

так и среди элиты стран-союзников. Но все же соотношение сил было

для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он

извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части

Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире.

    В то же время в области военной технологии и США, и
    Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал

которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

    Таким образом, налицо было острое прротиворечие между
    видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские

руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их

    испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они
    считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым
    включение Советского Союза в международную сферу
    характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации
    возможны были два подхода: первый предполагал усилия по
    сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и
    получение передышки для реконструкции и развития экономики;

второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения

"залогов безопасности" посредством расширения сферы советского

    влияния. Эти два взаимоисключающие подхода, прредполагавшие
    противоположные восприятия "других", отражались в позициях,

дискутирующихся в партийном руководстве. Первый, защищавшийся в

1945 г. группой Жданова-Вознесенского, исходил из традиционного

    тезиса о неизбежности развития в мирное время
    "межимпериалистистических противоречий", прежде всего между

Великрбританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в

довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном

мире и препятствовать образованию "единого империалистического

фронта". Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым,

исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет

капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное

    будущее, признавал существование возможности урегулирования

отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во

    главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и
    подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.
    Из-за некоторой пассивности запдных держав второй подход,

непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов

    безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за

Ялтинской конференцией, -вероятно, при личном содействии Сталина,

полностью поддерживавшего концепцию зон влияния, ободренного

успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавшего добиться

    окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.
    В условиях все более поляризующегося мира эта политика

привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в

первую очередь вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в

Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в

свою активную фазу летом 1947г. , когда мир раскололся на два

антагонистических блока. Впрочем, усиление напряженности всегда

умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от

того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою

волю к сопротивлению. Так, СССР проявлял большую осторожность и

даже робость (Сталин признает это через несколько лет) в своей

политике по отношению к китайским коммунистам в 1945-1948 гг. ,

    полагая, что американцы рассматривают этот регион как часть
    своей сферы влияния. Натолкнувшись на твердую позицию США и
    Англии, он отказался от своих претензий на Иран и Турцию.

Напротив, поняв буквально заявление Рузвельта в Ялте о том, что

американские войска в течение двух лет будут выведены из Европы,

Советский Союз пошел на риск в Берлине и проявил непоколебимую

решимость строго контролировать, чего бы это ни стоило, режимы,

    которые он создал на своих восточноевропейских рубежах.
    Ялтинская конференция

В начале 1945 г. , когда близость победы над Германией уже не

вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете

новой политической и военной ситуации окончательно определить

основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы

    стали предметом переговоров на Ялтинской конференции

(4-11 февраля 1945 г. ), во время которой, как и в Тегеране Сталин

ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и

на доверии, которое питал к нему Рузвельт. В течение недели был

решен, чаще всего в пользу СССР, ряд фундаментальных вопросов,

    прежде всего затрагивающих принципы деятельности ООН,

учредительная конференция которой должна была открыться 25апреля

в Сан-Франциско. Советский Союз, требовавший для себя на всем

    протяжении проходивших в Думбартон-Окс предварительных

переговоров о формировнии этой международной организации 16 мест

    (по числу союзных республик), заявил, что довольствуется

четырьмя, а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия).

    Он также согласился с американским предложением о том, что
    "никакой постоянный член Совета Безопасности не может

пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он

участвует". По мнению Рузвельта, советская позиция "была большим

шагом вперед, который будет положительно воспринят народами всего

мира". В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского

Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца

    довести свой проект ООН, как важнейшего элемента нового

равновесия, реалистичного и мирного, для послевоенного мира,

советская сторона добилась желаемых результатов почти по всем

    остальным пунктам:
    =Восточная граница Польши пройдет по "линии Керзона".
    Люблинский комитет, к которому будут добавлены "другие

демократические польские лидеры в Польше и за границей", составит

    ядро будущего правительства национального единства. Это

правительство займется скорейшей организацией свободных выборов.

    Весь процесс будет осуществляться под надзором-из
    Москвы-комиссии, включающей в себя Молотова и послов США и
    Великобритании в СССР.
    =Не вызвал больших споров принцип военной оккупации

Германии. По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение

французской зоны за счет английской и американской оккупационных

    зон. Напротив, вопрос о будущем Германии, о ее возможном

расчленении, по которому имелись разногласия между Рузвельтом(за

раздел) и Черчиллем(против раздела), был передан на рассмотрение

    специальной комиссии.
    =Опасаясь возможного затягивания войны с Японией, Рузвельт

предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР

военных действий против Японии через три месяца после капитуляции

    Германии: присоединение к СССР Курильских островов и южного

Сахалина, право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта

Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии.

    =Наконец западные союзники признали обоснованность

предъявленных СССР требований по репарациям: $10 млрд. ,(половина

общего объема репараций с Германии), получение которых состояло

бы в вывозе товаров и капиталов, использовании рабочей силы.

Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия, которая работала в

    Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе.
    Вскоре после Ялтинской конференции Запад был поставлен

советской стороной перед несколькими свершившимися фактами: в

    Польше "поляки из Лондона" получили в "коалиционном
    правительстве" лишь второстепенные министерские портфели;

предусмотренные же решениями конференции выборы проведены не

были. В Румынии король Михай был вынужден создать правительство,

в котором домиинировали коммунисты. В Чехословакии Бенешу, после

    его визита в марте 1945 года в Москву, пришлось включить в
    правительство несколько коммунистов.
    На состоявшейся 17 июля - 2 августа 1945 года Потсдамской

конференции западные участники уступили совместному давлению СССР

и Польши и согласились, что польско-германская граница пройдет по

линии Одер-Нейсе. Вопрос о репарациях был решен также в пользу

СССР, который получил право вывозить не только все, что пожелает,

из своей оккупационной зоны, но и забрать четверть оборудования в

западных зонах. США и Великобритания с удивлением обнаружили

появление новых советских требований: пересмотр заключенной в

Монтре конференции о режиме черноморских проливов; возвращение

СССР Карского и Ардаханского округов, граничивших с Советской

Арменией и отошедших в 1921 г. Турции; получение военно-морской

    базы Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море.
    Лондонское совещание министров иностранных дел пяти

стран-членов Совета Безопасности ООН в сентябре 1945 года выявила

новые источники напряженности между СССР и Западом. Западные

    страны поставилм Советский Союз в известность, что они не

подпишут мирные договоры с Румынией и Болгарией до проведения там

свободных выборов. Советская сторона итолковала эту позицию как

отказ от соглашений, заключенных с Черчиллем в октябре 1944 года,

    о сферах влияния в Восточной Европе. К тому же СССР

продемонстрировал на этом совещании новоприобретенный "комплекс

великой державы", потребовав исключение Китая и Франции из всех

переговоров о мирных договорах и предоставления себе протектората

над Триполитанией с тем, чтобы, как подобает великой державе

обеспечить свое присутствие в Средиземном море. После 3-х недель

    переговоров СССР и Западные участники были вынуждены
    констатировать свое несогласие по большинству вопросов и
    договорились снова встретиться в декабре в Москве.

В Москве министры иностранных дел трех великих держав пришли

к компромису по вопросу о Болгарии и Румынии после того, как СССР

согласился на проведение там новых выборов, тем самым неявно

    признав, что предыдущие, давшие "отечественным фронтам"
    большинство в 90%, были фальсифицированы. Советский Союз

согласился также на участие "малых стран" в Мирной конференции,

    которая должна была состояться в Париже летом 1946 года.

Тем не менее несколькими неделями позже Советская дипломатия

подтвердила свое намерение решать крупные международные проблемы

только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между

Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра

Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале

1946 года Молотов в частности, заявил, что СССР-одна из двух

крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может

    быть решен без ее участия.
    Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер
    влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной
    безопасности, который отводил ООН центральное место в

урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции

в Иране, так как до этого моменте политика получения "залогов

    безопасности" приносило свои плоды.
    С 1941 года Иран находился под совместной оккупацией

Великобритании и СССР, обязавшихся вывести свои войска в течение

    шести месяцев после окончания войны. Однако Советский Союз
    высказывал явное намерение надолго обосноваться в Иране. В
    сентябре 1944 года он безуспешно пытался создать смешанную

советско-иранскую нефтяную компанию. В то же время Советский Союз

    поддерживал партию Туде, об'единявшую значительную часть
    противников режима, и сепаратистские движения Курдов и

Азербайджанцев, имея ввиду либо ослабить центральную власть в

    Тегеране и поставить ее в полную зависимость от Туде, либо
    аннексировать граничащие с Советским Азербайджаном северные

провинции. В декабре 1945 года при советской поддержке на севере

Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и

    Курдская Народная Республика. Не добившись в Совете

Безопастности, где рассматривался этот вопрос, приемлимого для

себя решения Великобритания направила дополнительные воинские

    контингенты на ог Ирана. В обмен на создание смешанной

советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился

    вывести свои войска (май 1946). В конце 1946 года Иран

денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над

    северной частью своей территории, подавив курдских и
    азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочел не
    реагировать, чтобы не втягиваться в этом районе в силовой
    конфликт с США и Англией.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта

1946 года), Черчилль произнес в Фултоне(Миссури) в присутствии

президента Трумана свою знаменитую речь о "железном занавесе".

Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не

    всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими

лейбористами, тем не менее свидетельствовала о начале нового и

важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского

    экспансионизма". Перед лицом этой опасности только твердая

политика-такая, к которой Великобритания прибегла в последующие

    недели в Иране, -имела шансы оказаться результативной.
    Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная

конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15

октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию

    германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению
    западных и советских позиций, за исключением вопроса о

репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте,

    что, по мнению американского правительства, настал момент
    передать немецкому народу ответственность за ведение своих
    собственных дел, предоставить Германии возможность обрести

самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже

заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме

никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей

оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных

предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий,

    которыу работали исключительно на СССР(после неразберихи,

созданной вывозом оборудования с немецких заводов, предпочтение

было отдано этому варианту). Хотя СССР неизменно подтверждал свою

    приверженность идее воссоединения демократизированной и
    демилитаризированной Германии, растущее несоответствие

политических и экономических структур в западных и советской

    оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.
    После провала Мирной конференции отношение между западными
    странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи,

оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в

зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению

в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский

Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов,

"чтобы помешать их использованию другими государствами в целях,

враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали

на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный

сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная

    Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную
    монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция

Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете греческий и

    турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль ,
    которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать