Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова - (реферат)

Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РЕФЕРАТ
    на тему:
    "Становление личности
    в эпоху Петра I
    на образе А. Д. Меньшикова"
    Выполнила:
    Тэемур Светлана,
    ученица класса 11б,
    школы № 120
    Проверила:
    Солдатова Е. П.
    отличник народного
    образования,
    учитель I категории
    - 2
    План:
    Характеристика эпохи Петра I.
    Широкий показ жизни всех слоев и классов России.
    Изображение жизни страны в период борьбы за власть.
    Борьба нового со старым в масштабе всей нации.
    Победа Петра.
    Сторонники петровских преобразований.
    А. Д. Меньшиков:
    а) социальное положение; разные версии;
    б) уход из дома;
    в) знакомство с Петром;
    г) служба у Петра.
    Значение образа Меньшикова.
    - 3

Тема моего реферата - "Становление личности в эпоху Петра I по роману А. Н. Толстого "Петр I "". Раскрыть эту тему мне хочется на примере А. Д. Меньшикова - ближайшего соратника и друга Петра I.

"Эпоха Петра I, - писал А. Н. Толстой, - это одна из величайших страниц истории русского народа. По существу, вся петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое существование, за свою независимость". *1В теме Петра I А. Н. Толстой, по собственному признанию, искал "разгадки русского народа и русской государственности", стремился показать, как, благодаря петровским преобразованиям, "русский народ отстоял свою независимость". Писатель понимал, что величие и сила народа, его национальный характер глубже и ярче всего проявляются в критические периоды исторического развития нации. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко понять его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер"*2, - писал А. Н. Толстой. Одной из таких эпох и было, по его мнению, время Петра I.

Грандиозна по историческому масштабу, широте размаха и охвату событий, по разносторонности и полноте изображения картина петровской эпохи, нарисованная в романе А. Н. Толстого "Петр I ". Роман охватывает все классы общества в их живом взаимодействии. Крестьяне, землекопы, стрельцы, раскольники, бояре, солдаты, придворные - многоликая и многоцветная толпа как бы воскресает во всей своей колоритности, во всем многообразии, богатстве красок эпохи. Для неугомонного и жизнелюбивого таланта Толстого будто бы и не было препятствий, неизбежных при создании широкой эпизодической картины. Писателю хватило изобразительной щедрости на сотни "проходящих эпизодических персонажей".

Содержание романа охватывает три с лишним десятилетия. Россия показана снизу доверху в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил, в кипении политических страстей. Возникает целостный образ нации в жизни ее "верхов" и "низов". Драматически быстро развиваются события, затрагивающие самые различные социальные слои и бытовые уклады допетровской и петровской эпох.

Роман переносит читателя из глухой и нищей деревушки на боярский двор и в царские палаты, на поле сражений под Нарвой, в раскольничьи скиты, из старой Москвы в новую столицу Петербург. Массовые сцены народной жизни являются у Толстого не только историческим фоном. Они раскрывают истоки, питающие силы и

*1) Петров С. М. "Исторический роман в русской литературе", Москва, 1961 г. , стр. 178, "Издательство министерство просвещения РСФСР".

*2) Павленко Н. И. "Петр I и его время ", Москва, "Просвещение", 1989 г. , стр. 35. - 4

слабость политических лагерей, борьба которых изображена в романе. В самой композиции "Петра I " нашел отражение ход русской истории в петровскую эпоху. Персонажи романа - неповторимые, своеобразные индивидуальности. Писатель создал новый художественный образ Петра, который вошел в семью популярных героев, созданных нашей литературой, и его соратников.

Содержание произведения перерастает пределы узко исторического жанра. Роман одушевлен стремлением осветить великие и трудные пути, которыми наша родина шла к славе и могуществу.

Центральная идея произведения А. Н. Толстого - идея мощи великого русского народа, непреоборимости его созидательного духа.

В романе Толстого Петр I - прежде всего крупнейший национальный деятель. Все мысли и воля его сосредоточены на преобразовании отсталой России, чтобы она могла противостоять врагам и смело занять подобающее ей место в ряду великих держав мира.

По признанию самого Толстого, "в "Петре I " воплощены лучшие черты советского исторического романа". *1Совершенство художественной формы, тонкая психологическая характеристика героев сочетаются с широким воспроизведением исторической эпохи.

На прошлое писатель смотрит не безучастными глазами "дьяка, в приказах поседлого", для которого нет ни правых, ни виноватых, ни близких, ни далеких. Мы все время чувствуем его страстное, живое отношение к происходящему. Одни герои Толстого будят в нас сочувствие и ощущение близости, другие же, напротив, отталкивают, кажутся чужими и далекими.

В романе 200 действующих лиц, и каждое из них не только художественно индивидуализировано, но и раскрывает различные стороны, уклады, социально-политические интересы, черты борющихся сил той эпохи. Обстоятельства и закономерности социально-экономического и культурно-политического развития России начала XVIII века раскрыты в личных судьбах основных персонажей романа.

С первых же страниц романа писатель вводит нас в атмосферу русской жизни конца XVII века. Повествование начинается изображением быта крестьянской семьи Бровкиных. Здесь читатель в первый раз встречается с основными героями, которым в дальнейшем предстоит жить и действовать одновременно с Петром. Художник создал целостную картину России - от императорского дворца до убогой крестьянской избы, затерявшейся в лесной груши.

Во вводных главах романа дана широкая картина страны. Придворные интриги бояр при царевне Софье расшатывали государство.

*1) Щербинина В. "А. Н. Толстой", Санкт-Петербург, 1987 г. , стр. 30 - 5

В Москве, в сотнях уездов, раскинутых на необъятной земле, - бесправие, холопство. От поборов изнемогал посадский люд.

В первой книге романа народная среда представлена бунтующей стрелецкой массой. Там изложена борьба за власть, борьба в верхах, между боярскими группами, показаны ученические шаги Петра, поиски им исторической опоры, того рычага, с помощью которого можно было бы повернуть Русь к новой жизни. Вторая часть романа более "монументальна". "Монументальность, - писал Толстой, - имела своим источником широко развернутое изображение строительства молодой России". *1 Здесь уже идет борьба нового со старым в масштабе всей нации. В ней всесторонне прослеживается возникновение молодой России, показаны те испытания и трудности, которые пришлось преодолевать молодому Петру.

В третьей книге возникает яркий образ молодой России, победившей в борьбе. А. Н. Толстой предполагал здесь осветить культурную жизнь эпохи. Писатель показал первые шаги придворного театра.

Три книги романа воссоздают три важнейших периода в петровской эпохе, три исторические коллизии. Уверенно и свободно ведет нас писатель по дорогам прошлого. В романе "Петр I" нет и следа мучительной смятенности, характерной для первых исторических произведений А. Н. Толстого. Из царства трагических теней писатель перенес нас в красочный и объемный мир, населенный реальными людьми. В романе изображена эпоха от самого начала.

Дворцовые распри и боярская косность ослабляли страну. Назревала угроза нападения сильно вооруженных соседей. Наглядно характеризуют общее положение сборы дворянского ополчения на войну с крымским ханом, угрожающим югу России. Указы воеводы Голицына, грозящие опалой, разорением, не достигали цели. Писатель хорошо показал, что черты характера Петра складываются в драматическом взаимодействии с противоборствующими общественными силами эпохи. В первый раз мы видели Петра при очередной расправе стрельцов со сторонниками Нарышкиной. Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике. Природная энергия и пытливость Петра долгое время сдерживались мыслями о том, что он царь гонимый, что ему угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников. Ненависть к самолюбивому боярскому зазнайству, возникшая в юности, в дальнейшем приобретает исторический смысл: быт темных боярских палат, их косность, чванливость становятся для Петра синонимом отсталости.

Для того, чтобы получить полное представление о романе "Петр I",

    *1) Павленко Н. И. "Петр I и его время", стр. 45
    - 6

необходимо обратить внимание на изображенную автором борьбу двух противоположных сил: прогрессивных, поддерживающих Петра, и консервативных, отстаивающих старинный, дореформенный уклад жизни; отметить победу нового над старым.

Ожесточенная борьба за власть кипит в Москве между двумя боярскими группами: Милославских и Нарышкиных. Толстой показывает ее драматические перипетии, достигая порой изумительной концентрации событий, как, например, в эпизоде возвышения и падения князя Хованского. Оба борющиеся лагери воплощали в себе интересы старого, феодального боярства. Толстой сумел провести исторические грани между двумя враждебными боярскими группами. Они представляют собой допетровскую Русь. Победили сначала Софья и Милославские. "И все пошло по-старому. Ничего не случилось". *1 Но вот одолели Нарышкины, "выбили из приказов одних дьяков с подьячими и посадили других. Перемен особых не случилось". *2И Нарышкины получают такую же оценку, как и Милославские: "Ждать от них нечего".

Толстой выразительно показывает консервативность и традиционность близких к Петру "верхов" старой Руси. Пришлось ломать не только врагов, но и друзей. В романе не два лагеря, не две партии, а три. И третья - петровская - равно противостоит первым двум, в историческом смысле одинаково представляющим старую, "упиравшуюся" Русь.

Прогрессивный характер петровских реформ, их историческое значение для развития России А. Н. Толстой показывает в общем подъеме жизни страны. По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной лишь личной волей Петра. Вся русская земля, все сословия, все классы были против реформ Петра, он один восстал против всей страны.

В изображении Толстого Петр I - выдающийся государственный деятель, чьи мысли и воля направлены на уничтожение отсталости России, на превращение ее в могучую державу. В романе нет идеализации реформ Петра, нет абстрактного возвеличения самой личности Петра. Историческая необходимость появления Петра была раскрыта в начале романа в картине всеобщего захудания и недовольства. Писатель в дальнейшем четко раскрывает классовое содержание того государства, которое возглавил Петр I.

Преодолев недостатки своей первоначальной трактовки "Петра I", А. Н. Толстой рисует его в окружении талантливых и преданных ему

*1) Демидова Н. А. "Роман А. Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г. , стр. 129

*2) Демидова Н. А. "Роман А. Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г. , стр. 128

    - 7

людей, уверенных также в необходимости реформ. Теперь это уже не одинокий и всем чужой царь - трагический неудачник. Его окружают сторонники начатого им дела: "птенцы гнезда Петрова" - медведоподобный, грозный и жестокий Ромодановский, Репнин, Долгорукий, Апраксин, Головнин, хитроумный и скрытный дипломат Толстой, думные дворяне и дьяки Виниус, Емельян украинцев, "человек дальнего и хитрого ума" Прокофий Возницын, благородный Шереметьев, выходцы из "низов" - Меньшиков, даровитый плут Шафиров, Ягужинский, Силеев; купцы Демидов, Бровкин, Шорин, Свешников; иностранцы - умный и веселый дебошан Лефорт, ученый Брюс, суровый и прямой Гордон. Каждый из них имеет свое лицо, склад ума и характера, но всех их сближают с Петром черты предприимчивости, энергичной деятельности, практичности, приверженности к новому. Это новые люди, они не похожи на ленивых, вялых тугодумов - бояр Буйносовых и Лыковых. Их различное социальное происхождение и прошлое показывают, что петровские реформы поддерживались большинством нации, являлись общенациональным делом. Образы "птенцов гнезда Петрова" в романе занимают одно из первых мест. Особое место и роль во всех начинаниях Петра и в его жизни играет друг Петра, любящий его, как брата, А. Д. Меньшиков.

Всех людей, занимавшихся эпохой Петра I, интересовал вопрос: "Каково же было происхождение человека со столь пышным титулом, уступавшим только царскому? " Существует множество версий о социальном положении А. Д. Меньшикова. По одной из версий Меньшиков родился в Москве от весьма незначительных людей. Будучи подростком, лет 16, он, подобно многим другим, продавал пирожки. Отец Меньшикова "был крестьянин, получавший пропитание от продажи блинчиков, пирожков и различной еды". *1

Иные сведения о предках Меньшикова сообщают источники официального происхождения, где сказано, что Меньшиков происходил "из фамилии благородной литовской, которого мы, ради верных услуг в нашей гвардии родителя его и видя в добрых поступках его самого надежду от юных лет, в милость нашего величества восприяти и при дворе нашем возрасти удостоили". *2

Давно известно, что чем меньше в тексте фактов и больше общих слов, тем легче скрыть истину. Приведенная выше фраза из диплома оставляет простор для домыслов и вопросов, а также ответов на любой вкус. В самом деле, что скрывалось за расплывчатым понятием "верные

*1)ПавленкоН. И. "Полудержавный властелин", Москва, "Современник", 1988 г. ,стр. 109 *2)Павленко Н. И. "Полудержавный властелин", Москва, "Современник", 1988 г. , стр. 111

    - 8

услуги", будто бы оказанные родителем А. Д. Меньшикова; на каком поприще проявил себя отец Александра Даниловича: административном, военном, придворном? Много лет спустя Александр Данилович предпримет попытку расшифровать смысл "верной услуги" - она состояла в том, что отец якобы раскрыл заговор Федора Шакловитого. Однако на страницах четырехтомного розыскного дела фамилия Меньшикова даже не упомянута.

Разноречивость версий, подчас содержавших явный налет фольклора, свидетельствует, с одной стороны, об интересе современников к карьере Меньшикова, а с другой, подтверждает факт, что и для них, современников, в происхождении и возвышении князя было немало загадочного.

Все факты происхождения Меньшикова проливают в какой-то мере свет на характер князя. Он пускался во все тяжкие, чтобы удовлетворить свое неуемное тщеславие. Происхождение Мечникова помогает постичь еще одну его особенность - ненасытную тягу к богатству. Человек, подобно ему, выбившийся из нищеты, быстро познавал цену богатству, прелесть роскоши и не стеснялся в выборе средств для приобретения того и другого. Вместе с тем надобно помнить: "кем бы ни были предки А. Д. Меньшикова, торговал ли он сам пирожками или нет, существенного значения не имело, так как он, влившись в ряды новой знати, став светлейшим князем, безоговорочно служил интересам этой знати". *1

Прошлое оставляло у него лишь неприятное воспоминание, создавало своего рода комплекс социальной неполноценности в общении с родовитыми людьми, впрочем, легко преодолеваемым при жизни Петра, поскольку рядом с царем были и сын конюха, и сын сидельца в лавке купца, и сын пастора, а супруга царя, будущая императрица, в прошлом была прачкой.

На мой взгляд, очень интересно в романе описывается эпизод ухода Меньшикова из дома и первая встреча с Петром. Жизнь у Алексашки была тяжелой. В романе очень занимательно вводится образ Алексашки Меньшикова. Он встречается с Алешкой Бровкиным на улице, когда Алешка сбежал от купца. Алексашка привел Алешку к себе домой. Они залезли на печку, и здесь А. Н. Толстой дает нам некоторую информацию о жизни маленького Меньшикова. Алексашка рассказывает о себе очень немного. Он говорит, что мать у него умерла, а отец собирается жениться, и Алексашка очень боится мачехи. Здесь мы можем наблюдать, как Алексашка и Алешка строят свои первые планы.

Алексашка уже знает весь распорядок в доме и говорит, что сейчас его позовут молиться, а потом будут пороть. Он воспринимает все как

*1) Павленко Н. И. "Полудержавный властелин", Москва, "Современник", 1988 г. , стр. 15

    - 9

должное и говорит обо всем очень спокойно. Алексашка терпел побои, но когда его "выдрали без пощады" и он "едва приполз на печь", он решает сбежать, и через несколько дней они с Алешкой убегают из дома. Толстой настолько все ярко и красочно описывает, что все картины, кажется, оживают. Мне отчетливо представлялась и изба с печью, и бедный измученный Алексашка, и Алешка, подносивший ему воду и кашу с молоком. Алексашка сказал, что никогда не вернется домой, ему лучше умереть в канаве. Здесь, в этом эпизоде, я увидела ненависть к отцу, вечно пьяному и злому человеку, а также зачатки зарождавшейся дружбы, дружбы крепкой, на долгие годы. Во взаимоотношениях между этими мальчиками мы наблюдаем заботу друг о друге, помощь и сочувствие друг другу. Они вместе ушли и бродяжили вместе.

Алексашка с Алешкой убежали очень рано, еще засветло. Читая, я представляла, какое было утро и настроение у мальчиков. А. Н. Толстой так выразительно описывал сцены, что можно было понять состояние природы: утро было сырое, тихое. Мальчики брели по улицам, дошли до Боровицких ворот. Алексашка предупреждает Бровкина, чтобы тот шел тише, так как тут царь. По дороге они видели много ужасного. Как раз в это время начинались казни стрельцов, и картины, которые они видели, - людей, висящих на столбах, действительно ужасны. Это, конечно же, отложило отпечаток на их дальнейшую жизнь. Между мальчиками наблюдалась разница и в воспитании, и в характерах. Алексашка был более любопытный. Ему без разницы, "дадут ли по затылку, обругают: до всего ему дело было.... "*1И как повествует автор, лез сквозь толпу к лавкам, заговаривал с купцами, приценивался, отпускал шуточки. Алешка же, разинув рот, только успевал бегать за ним. Из чего можно сделать вывод, что Алексашка был более смелым, общительным, решительным. Увидев толстую богатую женщину, Меньшиков начал выпрашивать подаяние. В этот день они наелись пирогов, пили горячий, на меду, сбитень. Но тут стрельцы несли избитого до полусмерти купца, в котором Алешка признал человека, что дал ему два медовых пирога. Вокруг купца столпилось много народу. Алексашка и Алешка пробрались к саням. Алешка держался за кушак Меньшикова, чтобы не потеряться. Народ начал расходиться, и на площади остались только Алексашка и Бровкин, а еще сани и избитый человек.

Мальчики помогли ему дойти до дома. По дороге они узнали, что зовут этого человека Федька Заяц. Алешка и Алексашка остались у него и стали торговать пирогами. Федьке Зайцу Меньшиков понравился, потому что в руках у него все горело, и все - с шуточками. Пироги у Алексашки расхватывали сразу. Мальчикам жилось хорошо. За весну они отъелись на пирогах. Однако Федька вскоре обленился: сидел целый день на крыльце, глядя на кур и воробьев. Полюбил грызть орехи. К

    *1) А. Н. Толстой "Петр I", Москва, "Просвещение", стр. 28
    - 10

нему начали приходить мысли о том, что ребята воруют деньги. Он стал расспрашивать обо всем, придираться, лазить у них по карманам и за щеки, когда пересчитывал выручку. Он плохо спал, все думал: "Должен человек воровать - раз он около денег! " И Заяц решил застращать мальчиков. Однажды, когда Алешка с Алексашкой пришли к ужину веселые и отдали выручку, и "придрался - копейки не хватает.... Украли! Где копейка? "*1Он сильно избил Алешку с Алексашкой. Затем он велел подавать ужин. Заяц ел щи со свининой, куриные пупки на меду с имбирем. Алексашка сразу же решил уйти, а Алешке было жаль бросать сытую жизнь. Конечно, ему хотелось жизни без битья, "но где ж такую найти". Уже в раннем возрасте в характере Алексашки наблюдается рвение к такой жизни, где бы его не унижали; наблюдается в нем нежелание подчиняться кому-то, терпеть обиды. Итак, мальчики решили убежать от Зайца. Вернее, решил Алексашка, а Алешка просто не хотел отбиваться от товарища. Здесь мы опять видим в Алексашке решительность, чувство справедливости, умение постоять за себя. Алешка был против этого, но бросать товарища не захотел. В этой части романа мальчики показаны в то время, когда начинается борьба нового со старым. Вот-вот должен был произойти переворот, и весь народ был разделен на две части: сторонников Нарышкиных и сторонников Милославских. Толпы людей собирались около дворца, в том числе, тут были и Алешка с Алексашкой. В толпе им было то жутко, то весело. Они глядели на дворец с чувством страха, так как сюда не то что бы простой человек вошел, сюда даже бояре входили, оставляя коней во дворе, и, снимая шапки, шли во дворец и "месили грязь". В толпе мальчиков чуть не раздавили. Алексашка повис, вцепившись руками и ногами, на пузатом столбе крыльца. Алешке было очень страшно, но он не отставал от друга.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать