Типы и формы государства - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Введение
Сегодня , пожалуй , нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство –это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции– управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального и административно-территориального устройства , политический режим.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве
Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) –естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества–закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Формация –исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний –социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства –исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство–организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств–защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства –результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников–помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государстваприходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государствавозникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство–орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права –это высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально –освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности )– экономическая основа этих государств. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развитияпо мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально –экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально– экономического развития общества. Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма–ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки: Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государствопредставляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
Социалистическое государство –это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подходк типологии государств до последнего времени был единственным . Типом государства называется “совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно–экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”1 . “Исторический
1Основы теории государства и права , М. , 1982. С. 23
тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно– экономической формации 1. Тип государства определяется экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. 2 Так , Г. Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа3. “Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип–это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом. Английский ученый А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над
1 Теория государства и права . М. , 1985. с. 82
2 Теория государства и права . М. , 1985. с. 41
3 Еллинек Г. Указ. соч. с. 210
эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально–экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наукаклассифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия. 1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка , - налицо демократия , если нет– автократия . 2
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р. Макайвер . Он делит все государства на два типа :
Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство. 3
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие. 4
Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Форма государства –сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий неограниченное право 2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права . Кембридж. 1946г. 3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г. 4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г. Форма государственного правления позволяет уяснить :
Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию–положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти . Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику. Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления . Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже IV– III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции. В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной. Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы–общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально–государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он–высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх–свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники. Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
Страницы: 1, 2