Тюркское влияние на этническую динамику русского народа - (реферат)

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Реферат группы студентов III курса д/о
    факультета Социальной педагогики
    Кудряшовой Е.
    Мурашиной Е.
    Поспеловой А.
    Пениной Ю.
    Шведовой Л.
    Якуниной Ю.

Тема: “Тюркское влияние на этническую динамику русского народа”

    Научный руководитель
    Климов А. Г. , Троицкая Т. А.
    Москва 1997 г.
    Обоснование.

Тема “Тюркское влияние на этническую динамику русского народа”выбрана нами неслучайно, т. к. монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а следовательно и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния. Основная тема рассматриваемого периода - борьба с монголо-татарами за выживание великорусской народности. Происходит ассимиляция тюркского этноса со славянами.

    Цель:
    выявление форм влияния на формирование русского этноса;
    выделение тюркского влияния как фактора русской культуры.
    Задачи:
    оценка теоретической проработки проблемы;
    выделение критериев и индикаторов исследуемого явления;

подведение итогов достижения цели исследования, оценка, заключение. Инструментарий:

    Ключевский В. О. “Курс лекций”.
    Энциклопедический словарь.

“Современная зарубежная социология - теория культурного обмена”. Журнал “Социологические исследования”.

    Детская энциклопедия по истории.
    Детская энциклопедия по искусству.
    “Чингис-хан” Ян.
    анализ документов;
    сравнительный анализ культурных образцов;
    методы источниковедения;
    методы классификации.
    “Монголы” - побеждающие.

“Монголы” и “татары”- названия не 2-х разных народов, а два названия одного и того же народа. Только значительно позднее название“татары”стало применяться исключительно к тюркским народностям Восточной Европы. После Возвышения Чингис-хана (Посланный небом), повелел назвать“монголами” все подчиненные ему татарские племена Центральной Азии. Слово “татар”настолько древнее, что сейчас уже трудно установить его первоначальное значение. Многие ученые доверяют объяснение из книги среднеазиатского писателя Х1 в. Махмуда Калигари: “татар” переводится как “чужак”, “иноземец”. Название “татары” сближали с греческим словом “татар” (ад), , а потому считали татар выходцами из ада. Урус, орос, урусут - так монголы называли русских.

Домашняя жизнь русских носила на себе отпечаток той религиозности, которая составляла основание всего просвещения их. Знатные и незнатные люди обоего пола были искренне набожны и благочестивы, почтительны к родителям и вообще ко всем старшим; усердно молились дома и в церкви, были глубоко преданы государю как власти, происходящей от Бога; любили отечество как страну, заключавшую в себе все, что было дорого для них с детства.

Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.

К концу ХП - началу ХШ вв. Монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (корачу). Держава Чингис-хана была поделена по десятеричному принципу. Десятки, сотни, тысячи и“тумены”(тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставить определенное количество воинов. Войско было сковано жесткой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти - сотню и т. д.

    Древнеславянское государство VI - IХ вв.
    Религиозные верования - язычество.

В языческой традиции потусторонний, загробный мир очень близок к земному (устраивались праздники на могилах умерших родственников).

    Племена верят в духов.

Береза, дуб, осина - выступали как определенный оберег (те украшения, которые делали из этих деревьев).

Кольцо - типичный оберег, который существовал у славян. При рождении на детей надевали пояс - оберег. Дух, который материализован в какой либо предмет фетишизм (был перенесен в быт крестьян в более позднее время). Чудотворные иконы, икона Божьей матери.

Волхвы, кудесники - промежуточная стадия между будущими монахами, церковниками.

Славянские божества. Наши предки получали от богов определенные действия и поступки, т. е. они ориентировались на то, как поступают боги. Боги, в честь которых устраивали праздники:

    Даждь-бог - распределял богатство.
    Рода богиня-роженица.
    Макошь - богиня плодородия.
    С 988 г. - православие.
    Описание иерархии.
    князь (назначаемый при наличие ярлыка от монголо-татар),
    земские бояре,

военно-торговые аристократы (вооруженное купечество, торговая аристократия), служивое княжеское боярство-княжеская дружина,

    средняя прослойка - рядовые дружинники, боярство,

низшая прослойка - городское и сельское простонародье (смерды, закупы), холопы (челядь) - рабы.

    Описание лингвистических структур:

Письменность основывалась на славянском алфавите, составители азбуки Кирилл и Мефодий вторая половина IX в. Существовали берестяные грамоты (Новгород). XIV в. - использование бумаги, а не пергамента. , XV в. - скоропись. В летописях писались только согласные буквы.

    Ритуальные отправления.

Самоубийцы не отпевались в церкви, их не хоронили на кладбище. Чтобы попасть в рай человек должен был заслужить праведной жизнью, соблюдать христианские традиции, догматы церкви. Умерших естественной и неестественной смертью хоронили на кладбище.

Существовал институт вдов. Вдовы (сокральная функция) окапывали поселения от набегов, перед войной.

С принятием христианства запрещено многоженство, семья должна состоять из мужа, жены и детей.

    Устойчивые образцы символы:
    старец, отец - чли старшее поколение.
    Земля-матушка, богатырь-русский воин, защитник отечества.
    Внешняя политика.

Тесное сотрудничество с Византией. Заимствование русскими культурных традиций из Византии, а так же религии. Принятие христианства сыграло важную роль в появлении сильного и независимого государства на Востоке Европы. Ордынское иго.

Попавшим под власть завоевателей, руским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Князьям и населению было объявлено , что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Бату. За ордынским ханом закрепилось название“царь”. Каждое княжество считалось теперь в первую очередь “царевым улусам” (ханским владением) и лишь во вторую - “княжеской вотчиной”(т. е. наследственным владением князя). В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все князья обязаны были явиться к Бату и получить от негоярлык- жалованную грамоту, которая подтверждала полномочия на управление княжеством. Вся территория захваченной страны делились натумены (или тьмы) - округа, способные выставить в ополчение на случай войны по 10 тыс. Боеспособных мужчин. Народ в туменах распределялся по тысячам, сотням, и десяткам. В Северо-Восточной Руси, где“старейшим”считался великий князь владимирский, завоеватели образовали 15 туменов; в Южной Руси , которая находилась под формальным главенством великого князя киевского 14 туменов. Страна облагалась колоссальной данью -выходом . Кроме “выхода”существовали экстренные выплаты - запросы. За выплатой дани следили монгольские наместники - баскаки.

Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций, кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово“таможня” происходит от названия ордынского налога “тамга” (торговая пошлина), да и само слово “деньги”пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России. Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ в. Никто на считал их потомков татарской знатью. Обычаи монголов.

Неуютно чувствовали себя русские визитеры в ханском кочевье. Все приезжавшие к Бату должны были“очиститься”от дурных помыслов и враждебных намерений, да еще и обезвредить свои подарки и подношения от возможных заклятий, наговоров и отравы. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре по пристальными взглядами хмурых шаманов гуськом проходили между двумя большими кострами. Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и его правителей. Следом между кострами вели под узцы лошадей, запряженных в повозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и швыряли в огонь - в жертву богам. Затем начинались вереницы войлочных и деревянных идолов, священных животных у стойл и коновязей. Всем им нужно было кланяться. Одна из фигур символизировала Чингис-хана, духу которого русские посетители также обязаны были отвешивать поясной поклон.

    Золотая Орда.

Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась от сибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов на севере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территории обитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общим названием кочевых жителей Золотой Орды стало слово“татары”. Кроме татар ордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары, марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владением Орды стали русские земли. Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану в Каракоруме. Как русские князья ездили к ним за ярлыками, так и сами ордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в Улусе Джучи. Однако со временем империя распалась на несколько враждующих государств- улусов. Хан Улуса Джучи Менгу-Тимур в 1266 г. Впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени главного все монгольского государя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существование Золотой Орды. Во главе западной части этого государства стоял хан из потомков Бату, на востоке правили зависившие от него наследники Орду (брата Бату). Русь непосредственно соприкасалась и контактировала с западной половиной Улуса Джучи. Сначала монголы организовали управление этой подвластной им территории в соответствии со своими привычными порядками. Завоеванные степи были распределены между братьями Бату и превратились в удельные владения. Удельные правители выставляли для ханского войска определенное количество вооруженных всадников и отчисляли в ханскую казну часть податей, собираемых с населения удела. В XIV в Золотая Орда была разделена на четыре большие провинции, которые тоже назывались улусами. Наместники этих провинций(улусбеки) являлись командирами больших армий и одновременно ведали всеми вопросами управления в подвластных районах. Всей ордынской армией командовал военачальник -беклярибек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Время от времени могущество беклярибеков (Ногая, Мамая, Едигея) усиливалось настолько, что они назначали ханов по своему усмотрению. По мере развития гос-го строя в З. О. усиливалось чиновничество. В этой части своей империи монголы взяли за образец администрацию мусульманских государств Средней Азии. В соответствии с этими образцами при хане появилсявезир, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Везир и возглавляемый имдиван(гос-ный совет) распоряжались налогами, финансами, торговлей. Именно в канцелярии дивана хранилисьдевтери - податные списки, по которым взимался “выход”(дань) с русских княжеств. Внешней политикой занимались обычно хан со своими ближайшими советниками и беклярибек. Золотая Орда долгое время была самым сильным гос-вом Восточной Европы, потому от отношений с ней зависели судьбы многих стран. С ханским двором пытались завязать дружественные контакты европейские короли и Папы римские, византийские императоры и турецкие султаны. Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - все это создавало мощь ордынской державы. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила апогей своего могущества. Рассвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (правил в 1312 - 1342 гг. ) и его сына Джанибека (1342 - 1357 гг. ). Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам. Однако сами монголы в большинстве своем оставались язычникаими-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал поклоняться Христу или Аллаху, это ни кого не задевало и считалось часным делом.

К середине XIV в. в Золотой Орде существовало более ста городов. Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движении караванов, в работе рынков, наполнении страны товарами, а казны - доходами от торговых пошлин. Другие города были основаны самими монголами. Дело в том, что в Орде становилось все больше чиновников. Они не могли кочевать в след за ханскими стойбищами. Работа над административными делами требовала спокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты не очень подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности, где хан или улусбек останавливались на зимовку. Именно таким образом появились обе столицы Золотой Орды - Сарай (слово“сарай” по - татарски означает “дворец”), основан при Бату, и Новый Сарай, который построил Узбек. Некоторые города, возникшие в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др. При Узбеке и Джанибеке Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, карквон-сараи (постоялые и торговые дворы), богатые кварталы знати и купечества, все более многочисленные поселения ремесленников превращали их в сосредоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. В XV в. , когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возникло несколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшей судьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главе государства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему земли делились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собирали подати (ясак) с зависимого населения.

    Славяне.

Инкультурация: т. е. вхождение тюрского этноса в культуру славянского этноса : ассемиляция с тюрским этносом;

    появление новых ремесел;
    массовая миграция населения;
    сокращение численности населения;
    утрата ремесел;
    в языке - заимствование новых слов;
    становление русской государственности;
    система “делегирования” правительства;
    защита Запада от монголо-татар;
    расовая дискриминация.
    Монголо-татары.
    оседлый образ жизни;
    ассимиляция со славянским этносом;
    появление ремесел;
    формирование государства (Золотая Орда);

контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса. Национольное самосознание в период монголо-татарского нашествия. Становление русского самосознания началось с древнейших времен и продолжается по сей день. Оно заключается в любви к своей земле, в уважении к делам отцов и предков, в любви к работе и делу, в служении своему народу. Особенно на формы развития самосознания влияют трудные периоды в жизни народа. Для русских людей таким периодом стало монголо-татарское иго.

У России было мощное государство равное всем другим народам - Киевская Русь. Но распри и междоусобицы разрушили это мощное государство.

Тень варварства, омрачившая горизонт России скрыла от нас Европу в то самое время, когда народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты от внешних врагов, развивалось мореплавание и торговля, возникали университеты, нравы смягчились, дворянство стыдилось разбоев, в людях зарождалось милосердие, великодушее, честь. Россия направила все свои силы на борьбу с татарами.

Нашествие Батыя могло вообще загасить последнюю искру жизни великого народа. От времен Василия Ярославовича до Иоанна Калиты, в государстве правила только сила. Грабили все кто только мог: не только чужие, но и свои, не было безопасности“ни в пути ни дома”. Выход из этого положения был один - прибегнуть к жестокости. Дмитрий установил смертную казнь, т. к. не видел другого способа устрашить преступников. Нет сомнения что жестокие казни ведут к ожесточению сердец. Во времена правления Ярослава русский человек знал побои только в драке, татарское иго ввело телесные наказания: за первую кражу -клеймили, за вину перед государством - секли кнутом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать