Вопросы по истории. "Древняя Греция" - (шпаргалка)

Вопросы по истории. "Древняя Греция" - (шпаргалка)

Дата добавления: март 2006г.

    Вопросы по истории
    "Древнея Греция"
    1. Минойский Крит
    2. Развитие Эллады в гомеровское время
    3. Ахейская Эллада

4. Причины и основные направления Великой греческой колонизации 5. Роль театров в жизни граждан полиса

    6. Социально-политическая борьба в Афинах 90-80 гг.
    7. Реформы Солона
    8. Государственные органы спартанского полиса
    9. Социальная структура Спарты
    10. Тирания Писистрата
    11. Причины и первый период Персидской войны
    12. Второй период Персидской войны
    13. Афинская архэ, возникновение и структура

14. Государственные органы афинского полиса в классическую эпоху 15. Афинская демократия в Золотом веке Перикла

    16. Причины и основные события Пелопонесской войны

17. Держава Александра II (Македонского), сущность эллинизма

    1. Минойский Крит

Древнейшим очагом цивилизации в Европе является Крит. По своему географическому положению он представляет естественный форпост: гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Северную Африку. Возникшая на таком оживленном перекрестке цивилизация не могла не испытывать влияние культур Востока. На территории острова находилось несколько дворцов и небольших поселений. Центральное место среди них занимал Кносский дворец. От первого раннего дворца сохранились незначительные остатки. Он был разрушен около 1700 г. до н. э. , возможно, в результате вторжения неприятеля, на его руинах возник дворец второго периода. Обнаруженная археологическая ситуация вызвала появление теории миграций: пришельцы с севера в 1700 г. до н. э. уничтожили ранние дворцы. Кроме дворцов в последние годы были открыты также и периферийные поселения, существовавшие одновременно с ними. Они состояли из блоков домов, отделенных друг от друга узкими переулками. В каждый блок могло входить до 20 домов. Площадь поселений, открытых на Крите, составляла 15000 - 25000 кв. м и вмещала до 400 - 700 жителей. Обитатели их занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и морской торговлей. Все они расположены на невысоких холмах, у основания которых имелись более крупные постройки. Археологические находки свидетельствуют также о связях с Египтом и Малой Азией. Керамические сосуды, относящиеся к начальному периоду существования позднего Кносского дворца, украшены различными растительными мотивами. На более поздних встречаются сюжеты из животного мира, которые отличает реализм изображений.

Кносский дворец состоял из многочисленных хозяйственных и жилых помещений. Дворец не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Крите поселения и другие дворцы подчинялись Кносскому и могущественные правители его не боялись неприятельских вторжений. Дворец являлся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нужды живших в нем. На нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения.

Между народом и их богами стояли многочисленные посредники - различные должностные лица, которые ведали запасами, распределяли сырье, вели подсчет собранного, обслуживали святилище и архив. Дворец организовывал и морские торговые экспедиции - так на Крит поступали золото, слоновая кость, которых не было на острове. Таким образом, дворец выполнял универсальные функции, являясь административным, религиозным центром, главным хранилищем и мастерской, организатором торговли. Античная традиция относила время правления Миноса Первого к 1431 г. до н. э.

Мифологические сказания свидетельствуют о том, что спустя поколения после рождения богов, на Крите появилось много героев, самыми прославленными из них были Минос, Радамант и Сарпедон. Старший, Минос, стал царем острова, основав немало городов, создали могучий флот, с помощью которого подчинил множество островов. Брат его, Радамант, вершил справедливый суд. Сарпедон же отправился с войском в Азию - в Ликию, где стал правителем. Происхождение правителей Кносса мифологическая традиция связывает с Зевсом. Но верховным божеством являлась “Владычица” - Потния. Это имя приведено в таком сочетании: “Владычица лабиринта”, “Владычица хлебов”. Ритуальные игры в честь Минотавра - это отражение сказаний о прибытии родоначальницы обитателей Крита на остров. На фресках дворца сохранились изображения “Владычицы” и тех, кто поклонялся ей Верховным жрецом являлся, вероятно, представитель рода Миноса, который происходил, согласно античной традиции, от брака Зевса и Европы. Сведения табличек из Кносса фрагментарны. Более полно жизнь и функции дворца позволяют представить материалы архивов Пилоса.

    2. Развитие Эллады в гомеровское время

Гомеровский период долгое время был в истории Эллады наименее изученным из-за состояния источниковой базы.

В настоящее время этническое родство между обитателями Греции II и 1 тыс. до н. э. у многих историков не вызывает сомнений. Однако ставится вопрос о разрыве и преемственности между Микенской культурой и культурой более позднего времени. Ф. Папазогл отметил наличие резких отличий в социальной структуре ахейского и гомеровского обществ и считал, что собственно история грмюа начинается с Гомера.

Можем ли мы говорить о регрессе экономики и социальных отношений Эллады на рубеже двух тысячелетий? Прежде всего отметим, что из тезиса о прогрессивном развитии человечества не следует, что история нигде и никогда не знала преходящего регресса. Исторический процесс идет не по прямой, а по спирали; силы прогресса подчас пролагают себе путь через зигзаги конкретного хода событий. Сопоставление двух периодов позволяет отметить: Важнейшим сдвигом, обеспечившим ускоренное движение вперед, был переход к широкому использованию изделий из железа. Одно время было принято связывать появление железа с приходом дорийцев. Однако изделия из железа были известны и ранее, например, украшения. Но широкое распространение их начинается только с гомеровского периода. Это привело впоследствии к значительным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. Творцы ремесленных изделий в ахейском обществе делились на две части: тех, кто обслуживал дворец, и тех, кто работал на рядовых общинников. Не претерпела существенных изменений сельскохозяйственная техника. С уничтожением дворцов исчезают монументальная архитектура, письменность, прерываются связи со странами Востока.

На рубеже тысячелетий исчезло и государство. Результатом миграционного периода стала новая картина расселения.

Каждая из четырех древних фил состояла из трех фратрий, фратрия - из 30 родов, в каждом роду насчитывалось 30 мужчин. До некоторой степени такая численность совпадает с размерами некоторых поселений. Каждый из обитателей комы (дема), вероятно, первоначально имел надел близких размеров. Имущественные различия не были значительными. Надел (клер) обрабатывался теми, кто входил в ойкос. К VIII в. до н. э. появляются имущественные различия и выделяются из остальной массы особые группы населения. В древнейший период население Аттики делилось на три разряда: эвпатриды благородные, геоморы - земледельцы и демиурги - “ремесленники. Это лица, на которые не распространялось право владения землей, принадлежащей общине. Античная традиция приписывает начало такого деления Тесею. В действительности этот процесс являлся длительным. В отношении происхождения категории эвпатридов существует несколько мнений. Согласно одной из точек зрения сословие эвпатридов образовалось в результате сращивания пришельцев (родовой знати по положению) со старой местной знатью и противопоставления их остальному населению - геоморам. Знать обладала лучшими земельными участками. Таким образом, существовала возможность постепенного накопления этой категорией богатства, что в конечном итоге и отразилось в различиях инвентаря погребений. Из сословия эвпатридов происходили те. кто управлял общиной, они являлись толкователями обычаев, отправляли культы. Тот, кто оказался вне сферы общины, утратил свой эемельный участок, вынужден был заниматься ремеслом или торговлей или же обрабатывать землю родовой знати на основе частных обязательств. Но это не означает, что геоморы или эвпатриды не занимались торговлей. Вероятно, с происхождением демиургов связано негативное отношение к ремесленному труду. Вместе с тем общество время от времени включало ремесленников - не граждан в свою среду. Согласно одному из законов Солона права граждан были предоставлены тем из ремесленников, кто осужден у себя на родине на вечное изгнание или переселялся в Аттику на постоянное жительство вместе с семьями.

Подобным образом могло идти формирование социальных категорий и в тех областях Греции, где существовали условия для раннего развития ремесла. Необходимость защиты территории приводила к возникновению союзов ком. Примером подобного объединения является синойкизм в Аттике.

    3. Ахейская Эллада

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже 3-2 тыс. до н. э. с Севера . В начале 3 тыс. до н. э. (период халколита , или переход от камня к металлу - меди и бронзе ) культура материковой Греции ещё была тесно связана с раннеземледельческими культурами , существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии , а также в южном Поднепровье (зона “трипольской культуры” ).

В раннеэлладское время со второй половины 3 тыс. до н. э. , в Греции уже начался процесс формирования классов и государства. Два различных между собой типов поселения: цитадели типа Лерны и общинного посёлка типа Рафины. Однако развитие раннеэлладской культуры было насильственно прервано из-за передвижения племён по территории Балканской Греции , конец 3 тыс. до н. э.

Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Становление цивилизации в материковой Греции было сложным процессом . В первые века 2 тыс. до н. э. замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Культура так называемого среднеэлладского развития в целом заметно уступает культуре раннеэлладской эпохи. Лишь в конце среднеэлладского перио- да положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Подъём экономики и культу- ры , возобновился процесс классообразования. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и примитивные государственные образования. Начиная с 16в. до н. э. Греция вступила в микенский период своей истории. Временем расцвета можно считать 15-13 вв. до н. э. , существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Основными центрами культуры были дворцы. Архитектура имеет ряд особенностей , почти все дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Вся земля делилась на :

1) землю дворца , или государственную (распределялась на правах условного содержания)

землю, принадлежавшую отдельным общинам (делилась на наделы с приблизительной доходностью , остававшаяся земля сдавалась в аренду )

Основанное на принципах строжайшего учёта и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. (писцы, чиновники)

Вся территория делилась на 16 податных округов , главе которых стояли наместники-коретеры, в подчинении у них находились басилеи, управлявшие отдельными поселениями.

    Население делилось на :
    военно-жреческая знать во главе с царём и военачальником

чиновники, действовавшие на местах и в центре ( мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения )

    крестьяне и ремесленники
    рабы

Успешно совмещая занатия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья. В конце 13 в. племенной мир всего северобалканского региона пришёл в движение. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Таким образом, на рубеже 13-12 вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар от которого уже не смогла оправиться.

    Причины упадка :
    внутренняя слабость раннеклассовых отношений в целом

истощение внутренних ресурсов( материальных и людских ) в результате Троянской войны и конфликтов между ахейскими царствами и внутри правящих династий.

    4. Причины и основные направления
    Великой греческой колонизации

Рассматривая вопрос о греческой колонизации, отметим прежде всего то, что на ее развитие оказало влияние знакомство с областями Средиземноморья - Черноморья в предшествующий период. Одним из наиболее ранних направлений колонизации стало Малоазийское побережье. В течение XI-VIII вв. до н. э. происходило освоение Ионии и Эолиды. В VIII в. , вероятно, когда были исчерпаны территориальные возможности в Малой Азии, колонизационный поток направился на запад - в Сицилию, юго-западное побережье Апеннинского полуострова. Говоря о территориальных ресурсах Малой Азии, следует учитывать наличие здесь таких сильных государств, как Фригийское и Лидийское царства, что не могло не оказать влияния на процесс освоения греками побережья. В VII в. до н. э. появляются поселения эллинов в Северной Африке, Северной Эгеиде и на побережье Понта (Черного моря). Предварительное знакомство с землями, куда направлялись колонисты, происходило во время полупиратских-полуторговых экспедиций. Освоение новых земель, установление контактов с туземным населением послужили толчком к более быстрому экономическому развитию новых поселений, что в свою очередь повлияло и на развитие материковых центров - метрополий. Производство массовых товаров, предназначенных для торговли с туземцами, а также удовлетворение внутренних потребностей жителей колоний сопровождались развитием морской торговли и сельского хозяйства.

Типологически древнегреческие колонии условно можно разделить на колонии с преимущественным развитием земледелия и поселения с торговой ориентацией. Среди последних имелись колонии, расположенные на территории суверенных государств. Например, выходцами из Гераклеи, расположенной на южном побережье Понта, образован Херсонес Таврический.

Итак, одной из причин развития колонизационного движения являлось появление в обществе тех, кто лишился земельного надела; в составе поселенцев были и те, кто у себя на родине в силу каких-либо причин не мог его иметь. Таким образом, в новых поселениях смешивались выходцы из различных полисов. Великая греческая колонизация высвобождала личность из-под контроля рода, способствуя разложению родовых традиций. Во вновь созданных поселениях сосредоточивались энергичные и предприимчивые люди, утратившие связь со своим родовым коллективом, полагавшиеся только на себя. Другой причиной колонизации являлась социальная борьба, которая сопровождала процесс рождения нового вида государственности - полиса. Борьба между родовой знатью и рядовыми общинниками приводила иногда к тому, что побежденные вынуждены были покидать родину. К освоению новых земель приводила и необходимость получения сырья -железа. Многие из новых поселений возникали там, где по соседству имелись залежи железа.

Колонизационный процесс оказал большое влияние на развитие торговли и ремесла в материковых центрах.

    5. Роль театров в жизни граждан полиса

Среди литургий, которые должны были исполнять граждане, неоднократно называлась хорегия - постановка хоров, сопровождавших театральные представления. И в каждом греческом городе имелся театр. Размеры греческих театров должны были соответствовать величине гражданского коллектива, ибо все граждане и девушки до замужества имели право его посещать. Начало театральных представлений, истоки театра относятся к песнопениям в честь бога виноградарства и виноделия. Такие песнопения назывались “дифирамбами”. Корни культа Диониса - Вакха уходят в глубокую древность. Жители Фракии и Фригии, Лидии поклонялись божеству, свиту которого составляли обитатели гор, лесов - менады, вакханки, сатиры. В честь этого божества исполнялись коллективные танцы, но бог становился видимым только тогда, когда его почитатели впадали в экстаз. Со временем этот культ распространился по всей Элладе. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали свое божество, окруженное жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушавшего обычай, в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали прежде всего те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников. Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов - трагедии. Позднее, наряду с хором, появляется декламатор, задачей которого было давать пояснения по ходу представления. Так возникает диалог, а из песнопений -трагедий - рождается театр. Величайшие драматурги древности - Эсхил и Софокл - ввели в действие второе и третье лицо - актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы. Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище перенесено в каменное здание театра. Зрители, приходившие в театр, часто знали сюжеты разыгрываемых спектаклей, ибо в основе их, за небольшим исключением, лежали различные мифы, но каждый из драматургов по новому разрабатывал привычные сюжеты. Построение драмы было подчинено строгой схеме. Сначала актер исполнял пролог, затем вступал хор, после него разыгрывались различные сцены, отделенные друг от друга и комментируемые выступлением хора. Заключал представление также хор.

Как правило, здание театра размещалось на склоне холма. Скамьи для зрителей, возвышаясь уступами, полукольцом охватывали орхестру. Зрительный зал - театром - разделялся проходами на ярусы. Первые ряды предназначались для наиболее почитаемых в государстве граждан -это прокедрия. Тем, кто не имел возможности внести плату за посещение театра, выдавался специальный жетон - тессер. На орхестре - круглой площадке - выступали хор и актеры. В центре ее стоял алтарь Диониса, на котором приносили жертвы, возжигали огонь перед началом представления. Большие расстояния между сценой и последними рядами зрительного зала не позволяли увидеть мимику актера. Чтобы не только слово, но и “выражение лица” воздействовало на собравшихся в театре, актер по ходу действия менял маски - гнева, страдания, радости.

Примерно в конце IV века до н. э. появляется комедия. Термин “комедия” происходит из греческих слов “комос” –процессия, праздничное шествие, и “одэ” - песнь. Составной частью празднеств в честь Диониса являлись песни хора, обличавшие пороки, и шуточные сценки, а которых высмеивались глупый богач, хвастун-ученый, плут.

Начиная с 487 - 486 гг. до н. э. , комедии ставят на Великих Дионисиях. Известно около 40 имен комедийных поэтов, но произведения их сохранились только в отрывках. Одиннадцать комедий дошли до наших дней полностью. Это произведения Аристофана.

Критика деятельности афинских должностных лиц, приводимая Аристофаном. была настолько острой, что один из лидеров пеопода войны афинян и спартанцев - Клеон - даже пытался привлечь поэта к суду после постановки одной из его комедий. Разорение граждан, обострение противоречий между городским и сельским демосом, обличение пороков присутствовали в несложных по сюжету произведениях комедиографа. И его современники узнавали в них себя.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать