Восстание Жакерия - (реферат)

Восстание Жакерия - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Восстание Жакерия
    ВВЕДЕНИЕ

Тема восстания Жакерия в исторической литературе представлена очень широко. на сегодняшний день можно выделить три несколько направления, по которым ведутся исследования. Прежде всего, изучается вопрос о положении сервов, их освобождения от серважа, образование новых форм держаний, увеличение феодальных повинностей. Отдельно исследуется вопрос о самом крестьянском восстание. Рассматриваются причины, ход, последствия народного бунта.

В сохранившихся источниках (“Кутюм Бовэзи”, “Большие французские хроники”, “Хронограф французских королей” и др. ) содержатся сведения о восстании и жизни крестьян в этот период. Документов много, они разновременно, разнородны по форме и нередко противоречивы, во всяком случае, по-разному освещают одни и те же явления (например, имущественные права вилланов). Поэтому для наиболее правдивого освещения Жакерии необходимо сопоставление и сравнительный анализ источников.

Наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день остается проблема крестьянских восстаний. Народные бунты являются острейшим проявлением классовой и социальной борьбы в период развитого феодализма.

Исходя из актуальности проблемы, можно выделить ряд задач данной работы. Прежде всего, в данной работе затрагивается вопрос о социальной структуре крестьянства XIII–XIV вв. В связи с этим встает вопрос как изменилось их положение после их освобождения, какие перемены произошли в общинной организации. Кроме того, касаясь этих вопросов, нельзя не остановиться на структуре французских сеньориях и сеньориальных эксплуатациях крестьянства.

Другая задача данной работы является рассмотрения причины возникновения волнений на этапах развития феодализма, формы борьбы, основные типы крестьянских восстаний во Франции в XIII– XIV вв.

Что касается самого восстания Жакерия, то здесь можно обратить внимания на ряд небольших вопросов: причины, события и последствия.

Таким образом, круг исследуемых вопросов достаточно обширен и поэтому не претендует на детальное изучение всех проблем.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ

Главными источниками по политической истории Франции XIII – XIV вв. являются хроники, особенно многочисленные начиная с XIV в. В связи с постепенным объединением страны вокруг Иль-де-Франса с его столицей –Парижем, вырастает значение королевских хроник, составлявшихся в Сен-Дени. провинциальные местные хроники отодвигаются на задний план; хотя в период Столетней войны наблюдается некоторое их возрождение.

О восстании Жакерии упоминаются в “Больших французских хрониках” за период с 1350–1380гг. Они составлялись уже не в Сен-Дени, а непосредственно при королевском дворе и под руководством Карла V. Автором этой части был канцлер и ближайший советник короля Пьеро Д’Ормемон, который пересмотрел и заново отредактировал прежний текстовой французский свод. Характер сделанных им изменений полностью соответствует той политической обстановке, которая сложилась во Франции на первом этапе Столетней войны. Он выступает как враг восставших парижан и крестьян, как ревностный защитники господствующего класса и феодального государства. Его подробный рассказ о восстании Этьена Марселя и краткое сообщение о Жакерии не только тенденциозны и полны чувства классовой ненависти к народу, но и дают в целом искаженное представление об этих восстаниях.

События бурных 50-х годов XIV вв. лучше всего изложены в “Хрониках Жана де Венет” (около 1307–около 1370). Это замечательное произведение, стоящее особняком не только среди французских, но и европейских хроник XIV в. Автор родился в крестьянской семье в деревне Венет, затем стал монахом и приором королевского монастыря в Париже. В своих произведениях он остался другом крестьянства и записал многие народные легенды и предания.

Его латинская хроника была начата в 1345г. Она охватывает 1340 –1368гг. и вся пронизана ненавистью к жадному и разбойному дворянству. Очень ценны в этой хроники страницы, посвященные мужественной борьбе французского народа против иноземных захватчиков и особенно Этьена Марселя и Жакерии. Автор почти во всем оправдывает восставших (порицая лишь жестокость) и с гневом обрушивается на господствующий класс. Благодаря его ярко выраженным симпатиям к народу мы имеем многие ценные сведения, рисующие тяжелейшие положения крестьянства накануне Жакерии и жестокую расправу над жаками после подавления восстания.

Очень ценный материал по истории Жакерии содержится в “Нормандской хронике” и в “Хронике первых четырех Валуа”.

Первая из них была составлена около 1372г. неизвестным по имени нормандским рыцарем, участником военных действий в Нормандии; она охватывает период с 1337–1372гг. и содержит точные и детальные сведения по истории войны о Жакерии и парижском восстании. Автор писал по слухам, но, поскольку Жакерия разразилась в пограничной с Нормандской области и задела отчасти и саму Нормандию, данные, приводятся в хронике, в целом точные. В “Хронике первых четырех Валуа” описаны события за 1327–1393гг. Она составлена, вероятно, в конце XIV в. , также в Нормандии рыцарским клириком, приближенным архиепископа, и представляет собой, по сути, историю Нормандии, но автор был хорошо осведомлен о военных действиях, парижском восстании и особенно о Жакерии. Его рассказ об этом крестьянском восстании является наиболее подробным из всех дошедших до нас известий. Автор указывает на связи жаков с Этьеном Марселем и на царскую идеологию крестьян. Он не чернит восставших и не клевещет на них, как другие хроникеры.

Особый интерес представляют документы, относящиеся к Жакерии и восстанию тюшенов в Лангедоке. Главная их часть состоит из грамот помилования, выданных правительством, амнистированным участникам восстаний. В этих грамотах, составлявшихся на основе подданных в королевские суды прошений, роль амнистированных просителей всегда выставлена в благоприятном свете и поэтому к тексту грамот следует подходить сугубо критически. Но вместе с тем они сообщают множество важных подробностей о датах и местах событий, об участниках, отдельных эпизодах, речах, выступлениях.

Только по этим источникам можно проследить территориальное распространения восстаний, их длительность, местные особенности, характер требований крестьян. Намело сведений об этих и других, крестьянских и городских восстаниях содержится в городских регистрах и в администрационной переписке королевских чиновников.

    ИСТОРИОГРАФИЯ

Отечественная историография по истории восстания Жакерии богата трудами общего характера. Однако и в этих трудах вопросы положения французского крестьянства и само восстания освещены достаточно полно.

В дореволюционной России историей восстания систематически не занимались. Вплотную данной проблемой стали заниматься уже в советское время. Существует ряд работ, которые непосредственно посвящены восстанию. Это книги В. Ф. Семенова “Жакерия”, А. Д. Грацианского “Французская деревня XIII–XIV вв. и Жакерия”. В этой же книге рассматривается и другой вопрос о крестьянах этой эпохи, об общине, об эволюционном развитии деревни. Другие работы посвящены аграрным вопросам Северной Франции и о общинных землях во французской деревни.

Но из-за отсутствия достаточной литературы мы используем в данной работе учебную литературу–“История крестьянства в Европе”, “История Франции” и “История Европы с древнейших времен до наших дней” по которым можно проследить изменение в социальной структуре крестьянства, изменения в крестьянских держаниях. В “Истории Франции” один из разделов посвящен изложению вопроса о классовой борьбе в период развитого феодализма.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

В начале XIV века Франция переживала период экономического подъема во всех областях своего хозяйства. В городах росло количество жителей. Увеличивалось число ремесленников. Так, по налоговым спискам 1328г. в Париже и соседнем с ним городке Сен-Марселе подымным налогом было обложено уже 61098 “очагов”. Преодолевалась обособленность изолированных прежде районов. Города, расположенные на Сене, Луаре, Марне, Уазе, Сомме, находились уже в постоянном торговом сношении друг с другом. Отдельные области Северной Франции начинали специализироваться на производстве определенных продуктов для продажи. Норм– на производстве сукна, развитие скота, добычу соли и железной руды. Шампань – на производстве сукна, полотна и вина. В начале XIV века постепенно складывался внутренний рынок Франции. Главными предметами крестьянского производства на рынках и ярмарках были уже не предметы транзитной торговли, а продукты местного производства. Увеличивалось расслоение внутри цехов.

Цеховые мастера отделялись от подмастерьев и учеников и начинали занимать по отношению к ним особое, привилегированное положение.

Подмастерья стали объединяться в особые союзы-братства и вести борьбу с цеховыми мастерами за свои права. Одновременно с расслоением внутри цехов выделялись из их числа более богатые цеха суконщиков, меховщиков и золотых дел мастеров. Эти цеха подчинялись своему влиянию менее богатого цеха. В стране продолжалась внутренняя колонизация. Шло интенсивное освоение новых земель расчистка лесов под пашню.

Вводились новые сельскохозяйственные культуры – гречиха и рис –развивалось садоводство, связанное с культурой цитрусовых деревьев, а также виноградство в разных частях страны. Повсеместно росло поголовье скота. До XIII века основным видом крестьянского держания продолжало оставаться сервильное держание. Сервы составляли большую часть французского крестьянства. Однако постепенно число сервов стало уменьшаться, в связи с начавшимся процессом освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Освобождение сервов выражалось в увеличении различных повинностей, которые они были обязаны сеньору в силу своей личной зависимости. Уплатить выкупные платежи сразу же были наиболее имущие крестьяне.

Указом 1315г. король Людовик X предписывал штрафовать тех крестьян, который отказывался платить выкуп за освобождение. Крестьяне пытались освобождаться от личной зависимости бегством от сеньоров в еще не обжитые места. Сами сеньоры стремились привлечь крестьянских переселенцев на неосвоенные земли. Новые поселенцы назывались “гостями” (“госпитами”), а их держателя– “гостизой”. Положение госпитов было значительно легче, нежели положение сервов. Другим видом свободного держания к началу XIV века явилась “цензива”–небольшой участок земли, которое присоединялось сеньором к крестьянскому держанию на основе особого договора между собственником земли и “цензитарием” (лицам, получившие цензину).

Со второй половины XIII века сервильные держания начали постепенно заменяться цензивами. Сеньоры по-прежнему оставались собственники земли. На крестьянских держаниях продолжали лежать всевозможные повинности.

К концу XIII века королевский домен охватил уже большую часть территорию Францию. Король Филипп IV, правивший в 1285-1314гг. , пытался еще более увеличивать свои владения. В результате династического брака Филиппа IV к территории Франции присоединились богатые и обширные земли графства Шампани. Однако попытка Филиппа IV красивого расширить королевский домен за счет Фландрии– не удался.

Крупным событием внутриполитической истории Франции в начале XIV века является созыв общефранцузских Генеральных штатов. Они состояли из представителей трех сословий. Генеральными они назывались потому, что во Франции существовали еще местные собрания сословий– штаты, собиравшиеся отдельно в южных и северных областях страны. Французское духовенство считалось первым сословием. Сеньоры – ко второму сословию. Горожане получили наименьшее – третье сословие. Крестьянство в Генеральных штатах представлено не было. Каждое из трех сословий заседало в Генеральных штатах, представляло собой особую палату и решало дела отдельно.

Постепенно главной функцией Генеральных штатов стало –выдача разрешения французскому королю на сбор новых налогов. Созыв Генеральных штатов вошел в практику управления государством. Французское королевство приобрело форму монархии и сословным представительством.

В 30-х г. XIV века, нормальное развитие Франции было прервано Столетней войной с Англией (1337-1453гг. ), приведшей к массовому уничтожению производственных сил, убыли населения и сокращению производства и торговли. На французский народ обрушились тяжелые несчастья– длительная оккупация Франции англичанами.

    ФРАНЦУЗСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО XIV – XV ВВ.
    Социальная структура крестьянства

Вплоть до начала XIV в. главенствующим критерием социального статуса крестьянина во французской деревне была его принадлежность к той или иной правовой категории. Крестьянин более высокой юридической категории намного чаще оказывался более зажиточным и уважаемым внутри своей деревни, чем крестьянин низшей юридической категории. Однако это положение изменяется и ведущим социальным признаком оказывается имущественный статус.

К концу XIII в. существовали несколько состояний серважа. Одни из сервов так принадлежали сеньорам, что они могли распоряжаться всем их имуществом, имели право лишать их жизни и т. д. С других сеньоры не могли ничего требовать, кроме выполнения повинностей. В некоторых областях Франции, например в Бовэзии, с сервами обращались более человечно. Им разрешалось уходить и служить другому сеньору, при условии “платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного”. Другие источники повествуют о том, что сервы в районе Бордо “признали, что они и их наследники являются … людьми, подчиненными произвольной талье от госпожи…”.

Развитие товарно-денежных отношений в условиях Франции приводило к ликвидации барской запашки и укреплению системы мелких чиншевых держаний. Связь сельскохозяйственного производства с рынком осуществлялась исключительно через крестьянские хозяйства.

В силу этого крепостная зависимость (серваж) стала экономически нецелесообразна. Освобождение сервов началось еще в XII в. , а продолжилось вплоть до XIV в. Феодалы, постоянно нуждавшиеся в денежных средствах, охотно шли на выкуп сервами их личной свободы.

Юридически это во многих случаях оформлялось отпускными грамотами, выдаваемыми отдельными лицам или целым деревням, в которых определялось условия и сроки выкупа сервами их личностных повинностей. Так в грамоте Епископа Гвидо Отенского от 1225г. , можно узнать, что “… мы навеки освободили поместье наше от всяких чрезвычайных поборов и от тальи, при условии, чтобы ежегодно в воскресенье, когда поетсяLetare Iherusalem, каждая семья, которая сможет платить, давала нам… по 15 солидов. А те семьи, которые упомянутых 15 солидов заплатить не смогут, будут облагаться по нашему усмотрению и нашему требованию”.

Издавались и особые законодательные акты. Так, в 1315г. Людовиком X был издан ордананс, согласно которому крепостные двух королевских бальяжей освобождались за выкуп от серважа. “ Выкупу подлежали такие повинности, как брачный и посмертный поборы и произвольная талья. Выкупные платежи вносились сразу, или раскладывались на определенный срок в виде дополнительной ренты сверх поземельной. “Люди же Абонвиля и всякий, кто держит или будет держать землю или (другое) владение в селении Абонвиль и его территории, будут (сообща) платить аббату и братии монастыря или их уполномоченному чинши, кои они привыкли платить за свои владения, (также) десятины, шампар и (нести) извозную повинность, по две барщины в год, (последнее, впрочем) лишь те, кто имеют лошадей, … а также прочие повинности…”.

Выкупив эти повинности, серв становился свободным человеком –вилланов. Он мог свободно вступать в брак и наследовать отцовское имущество, не подвергался произвольному обложению.

Как держатель господской чиншевой земли, он был обязан вносить поземельный оброк и выполнять другие вилланские повинности. До подлинной свободы, однако, было еще далеко. Крестьяне оставались сословно неполноправными и находились под судебной властью сеньоров.

Процесс освобождения французского крестьянина растянулся на несколько столетий. Наиболее интенсивно он протекал в конце XIII– первой половине XIV в. К XIV в. положение сервов –там, где эта категория сохранялась, обнаруживается ряд новых черт, обусловленных военно-политическим и демографическим кризисом и феодальной реакцией. Повсеместная нехватка рабочих рук побудила сеньоров прекратить “коллективные” освобождения крестьян. Получить освободительную грамоту удавалось теперь лишь отдельным сервам и за большой выкуп. В ряде провинций Центральной и Восточной Франции графы и герцоги пользуются усилением своей власти, чтобы воспретить на территории данного графства (или герцогства) переход сервов из сеньории в сеньорию и обеспечить возврат беглых. Личные повинности–формарьяж, мэнморт, шеваж, неабонированная талья, которые в прошлом несли все крестьяне, ныне превращаются здесь в отличительную особенность сервов и взимаются особенно строго.

Вследствие всего этого серваж XIV в. приобрел как бы новый облик: он подразумевал особо тяжелые ограничения и повинности и резче противопоставлял сервов всем другим зависимым крестьянам. Просуществовал новый серваж сравнительно недолго.

Социальную структуру крестьянства стало все в большой мере определять его разделение на различные имущественные прослойки.

В середине XIV в. и во второй его половине глубина расслоения и доля малоземельных в ряде мест временно сократились, так как убыль населения и обилие пустующих земель расширили среднюю прослойку, особенно в малоплодородных и удаленных местностях, где спрос на землю был ниже.

Сохранилась и упрочнилась во Франции XIV – XV вв. деревенская община. Как и в XII –XIII вв. , она по-прежнему регулировала сроки полевых работ, пользование общинными угодьями, порядок выпаса скота по стерне и на паре. Сокращение угодий и обострение нехватки пастбищ даже увеличивали необходимость в общинных сервитутах. Роль общины выросла и в связи с ее участием в раскладе налогов, взимание которых становилось все более регулярным.

Однако численное разрастание деревенских общин и расширение их функций совмещались с возраставшим хозяйственным обособлением отдельных домохозяев. В Северной Франции такие домохозяйства часто бывали, невелики по размеру и представляли собой обычно малые семьи, включавшие родителей и их неженатых детей. В Южной Франции в областях “реальной тальи”, где при наследовании действовало правило майората, преобладали “неразделенные крестьянские дворы, объединявшие несколько поколений и боковых родственников”. Соответственно эти различиям в Северной Франции был особенно многочисленный слой крестьянской бедноты, пополнявший ряды батраков и поденщиков. Этот слой существовал, разумеется, и на Юге. Но сила родственных уз и традиций нераздельности домохозяйства придавали его использованию патриархальные черты, которые долгое время препятствовали превращению рабочей силы в товар и перерождению средневекового найма в буржуазный.

Структура французской сеньории и сеньориальная эксплуатация крестьянства в XIII– XIV вв.

Об сеньориальных хозяйствах этого времени можно узнать из сохранившихся документации– “счетные книги”, приходно-расходные записи –позволяют яснее представить бюджеты сеньорий. Они располагают рядом сведений о формах сеньориального хозяйства, об использовании в нем аренды и найма, о зарплате батраков, ценах на сельскохозяйственные продукты, масштаб их сбыта, об ипотеке, кредите и т. д.

Сеньориальные хозяйства пережили значительные изменения за небольшой промежуток времени. Внешние факторы вовлекли за собой перестройку сеньориальных хозяйств. Ярче всего она видна на примере крупных церковных сеньорий. Еще в XII–XIII вв. зерновое домениальное хозяйство здесь, хотя и сократилось, но не исчезло. В XIII в. оно велось обычно под надзором сеньориальных министериалов силами наемных батраков. В XIV в. церковные землевладельцы стали вовсе отказываться от собственного хлебопашеского хозяйства. К этому их побудили рост заработной платы батраков и пастухов и относительное падение хлебных цен. Сохранив домениальные поля в своем владении, церковь, однако, передавала их– в первую очередь наиболее плодородные и расположенные близко от городов – в срочную аренду – a ferme. Арендаторами в XIV – XV вв. чаще всего выступали зажиточные крестьяне –“пахари”, нередко выполнявшие функции министериалов и ведавшие в прошлом организацией господского хозяйства. Многие из них сохранили функции сержантов, мэров, прево и продолжали брать на откуп сбор поступлений с крестьянских держаний.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать