Архитектура Москвы ХХ века - (реферат)

Архитектура Москвы ХХ века - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Архитектура Москвы ХХ века
    Содержание:
    Вступление.
    Модерн в архитектуре 20 века
    Конструктивизм

Сталинский неоклассицизм , Социалистический реализм и послевоенная архитектура.

    Московское метро
    Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.
    Заключение
    Вступление.

В искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вмете в одно время. Но все же можно выделить основные направления и , относящиеся к ним , постройки. Например , самое характерное архитектурное сооружение для стиля модерн -”Метрополь”, а для стиля национальной романтики- Ярославский вокзал. Об этом я и попытаюсь рассказать в своем реферате, анализируя здания , построенные в 20 веке и относя их к основным развивающимся стилям в это время.

    Модерн в архитектуре 20 века

Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.

Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание , казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.

Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России. “Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.

Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” - работы художника А. Головина.

Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.

Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Собственно и “Метрополь” задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которые по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Но “Метрополь” отнюдь не единственный памятник архитектуры модерна, хотя, несомненно, лучший. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Творец этого замечательного здания - Ф. Шехтель - воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.

Стремясь к выявлению в пластике планировочных и конструктивных основ здания, модерн выдвинул широкую эстетическую программу. В поисках острого, подчас экстравагантного образа, он не чуждался даже гротеска. Сторонники нового стиля разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, капризно искривленных текучих линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы. Модерн в России имел несколько течений и прошел сложный путь развития. Новый этап в творчестве Шехтеля, нашедший выражение в архитектуре здания банка Рябушинского, был отмечен эстетикой рационализма, выдвижением на первый план ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций, в основе которых лежит плоскость, линейно-графическое начало.

Этой работой Шехтель открыл принципиально новый художественный эффект, контраст больших стеклянных плоскостей и светлого глазурованного кирпича. Нашим современникам, привыкшим к стеклу и бетону, как к материалу зодчества, трудно оценить смелость приемов Шехтеля; для своего времени они были поистине новаторскими. Ясная геометрически строгая архитектура здания, похожего на гигантский кристалл, внесла собственное мощное звучание в ансамбль. Дом Рябушинского - это доказательство, что стиль модерн растет “изнутри”, сочетая в себе все самое различное в одно целое.

Архитектура сосредотачивается на создании какого-то своего особого комфорта. Особняк Рябушинского стал своего рода переходным этапом в стиле модерн, от пластичных форм к более геометризированным.

Этот стиль предпочитало Московское купечество, поскольку дома построенные в стиле модерн выглядили особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. Поэтому Шехтель являлся также архитектором дома московского купечества, возведенного в 1909 г. Он демонстрирует изысканную красоту целесообразности. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Скругленные пилоны, облицованные блестящим глазурованным кирпичом, плавные линии венчающего здания карниза, точно угаданные пропорции придают зданию особые элегантность и выразительность. Благодоря новаторству Шехтеля, сделавшего стиль модерн более геометричным и нашедшем красоту самой конструкции, выделился отдельный стиль-конструктивизм

    Конструктивизм

Конструктивизм, в переводе с латыни, - построение. Это искусство возникло в рамках поздней “конструктивной” стадии стиля модерн. Последователи конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни. Они выдвинули лозунг “производственного искусства” и внедрили его в жизнь. Были провозглашены новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре утверждали функциональность, технологичность архитектурных форм. Эти принципы были реализованы в теории и на практике братьев Весниных, Гинзбурга, Мельникова. В 1925 году была создана творческая организация ОСА, представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, внедряли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов. Если в первых сооружениях преобладал массив, то к 1930 году стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, симметричная композиция зданий развертывалась по горизонтали. Общественно признание получили многие сооружения конструктивистов.

Среди арбатских домов выделяется своей необычностью особняк в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927-1929 годах известным архитектором К. Мельниковым.

Виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами. Господству прямых углов в жилом доме Мельников противопоставил круг. Фантастически смелая и необычная форма в виде двух врезанных друг в друга бетонных цилиндров с оконными проемами, образующими орнаментальный узор, заключает в себе удобную квартиру в трех уровнях. Зодчий исходил из того, что цилиндр предоставляет наибольшую площадь здания, сокращая до минимума поверхность стен без прямых углов. Все в этом экспериментальном доме было необычно и удивительно - от конструкции до интерьеров и их освещения.

На рубеже 1920-1930-х годов наметился разрыв между творческими идеями конструктивизма и возможностями их реализации, что вело к засилью однообразных, упрощенных построек. Постепенно оживились течения в архитектуре и декоративном искусстве, которые ориентировались на использование наследия прошлого. Функционализм и сугубая утилитарность архитектуры подвергались суровой критике. К середине 1930-х годов конструктивизм уступает место неотрадиционализму (пролетарской классике). Идея конструктивизма несли черты социальной утопии, мыслившие проектирование новой Среды, как революции в общественном бытии и в сознании людей. Но конструктивизм не стал развиваться дальше, теперь вперед вышел неотрадиционализм. Он не обладал единой теоретической программой. Это направление объединяет все стилевые течения, тем или иным образом обращенные к тому или иному историческому стилю (постройки Щусева и Покровского, возрождавшие стили русской архитектуры 17-18 веков). Интерпретация классической традиции архитекторами 20 века включает в себя такие различные направления, как неоампир, неоренессанс, советский неоклассицизм 1930-1950-х годов. Наиболее сильно из перечисленных направлений развивался неоклассицизм.

Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.

В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами “большой формы”, поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово. Для этого используются такие качества большой формы, как масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументального искусства: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве. Область современного монументального творчества тяготеет к широкой палитре средств, участвующих в художественном преобразовании Среды. Монументальная скульптура, как правило, увековечивает исторические события, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам, и это определяет характер ее пластического решения, масштаб и композицию. Монументальная скульптура создается из прочным материалов (гранит, бронза, сталь), устанавливается на открытых пространствах. Большое значение для восприятия имеют активный силуэт и обобщенная трактовка образов. Как самый яркий пример, можно привести памятник В. И. Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Социалистический реализм объединяет не одно, а несколько направлений, которые сформировались на социально-политический основе. Соцреализм стал направлением в какой-то степени стартовым, в том смысле, что оно дало жизнь таким движениям, как примитивизм, авангард.

Авангард, в переводе со французского, означает “передний край”. Авангард - это прежде всего подчеркнутое начинание, поиск в искусстве. На разных этапах авангардные искусства сменяли друг друга: в начале 20 века возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм; в 1920-30-х годах эта роль перешла к сюрреализму; после 2 Мировой Войны (в конце 1940 - 1950-х годов) на первый план вышли новые течения абстрактного искусства. В 1960 - 1970-х годах выдвигаются различные формы акционизма, концептуальное искусство (течение этого периода называют неоавангард). У авангарда нет четко определенных границ: его завершение относят к 1920 году (когда были выдвинуты его основные идеи), ко времени появления неоавангарда или постмодернизма. Но и к концу 20 века не исчез интерес к варьированию принципов авангарда.

В период Второй Мировой войны искусство и все человечество переживают глубочайшую драму - нашествие фашизма. Эмиграция художников, архитекторов из стран, захваченных нацистами, определила еще одну линию в искусстве 20 века искусство сопротивления фашистской агрессии. Самый тяжелый урон в годы войны понесла архитектура. Ее история в эти годы - это история разрушений и гибели городов и архитектурных памятников.

Архитектуру 30-х годов, периода ВОВ и послевоенную архитектуру 2-ой половиныХХ века принято выделять в эпоху “ссталинской архитектуры” иногда “тоталитарной архитектуры” . Также она получила название “архитектуры 50-х годов”, по периоду ее основного расцвета.

В ней снова проявляются черты конструктивизма. Архитектура этого времени не получила собственного стилевого определения. Весь этот период можно назвать Социалистическая Утопия как архитектурная реальность. Граница этой архитектурной эпохи определяется политическим курсом государства, который в лозунгах звучал как “построение социализма в отдельно взятой стране”. Эта архитектура, лишенная логики, естественности. Кажется, здание возводится лишь ради своих гипертрофированных карнизов, арочных проемов, порталов, колоннад. Эта архитектура отличается парадоксальной непоследовательностью и противоречивостью. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается удивительно обдуманно, преследующей в своем содержании сугубо практические, а не отвлеченные цели.

Едва ли какая из архитектурных эпох была столь же функционально устремленной, как “сталинская”, во всяком случае, в своей попытке непосредственно воздействовать на поведение и образ жизни человека эта архитектура не уступает предшествующему ей конструктивизму. Говоря об этой архитектуре, нужно учитывать ее мифогенную природу, как некую реальность и безусловность - вне зависимости от того, являются ли объекты реальными сооружениями или только проектами. Более того, архитектурные проекты обладают даже большей степенью действительности, чем реальные сооружения.

Курс на “построение социализма в отдельно взятой стране” был взят пленумами ЦК ВКП(б) 1928 года. Результатом этого стал небывало разросшийся контроль государства над всеми процессами в стране. Государство становится всевидящим, всезнающим. Социализм из “общего будущего” трансформируется в образ “государственного”. Государство теперь стремится приобрести образно-эмблематическую наглядность. Такой эмблемой становится его столица. На Москву возложена миссия изображать строительство новой жизни. Сразу обнаружилось, что “современная архитектура” - конструктивизм - для этой роли не годится. У конструктивизма при всем его “супрематизме”, тяга к городам на рессорах и неспособность решать надчеловеческие задачи. Масштаб и образ новой столицы могли выразить только воплощение власти. Новую эпоху в архитектуре Москвы можно назвать “архитектурой наркоматов”. Громадные здания наркоматов уже начинают доминировать в облике довоенной России. На проекты объявляются масштабные конкурсы, отводятся ключевые места столицы. Согласно замыслу, центр столицы - Кремль - должен быть сооружен гигантским зданием госаппарата, они должны были олицетворять главные устремления рабочих и крестьян: курс на индустриализацию (наркомат тяжелой промышленности), курс на коллективизацию (наркомат земледелия), на борьбу с внутренним врагом (наркомат внутренних дел). Главное в этом ряду здание наркомтяжпрома так и не было воплощено в реальность, хотя конкурс на его проект был уникальным - пример мегапространственного развития - оказал влияние на пространственное развитие Москвы. Зданию было отведено пространство на Красной площади на месте ГУМа, его энциклопедические масштабы сделали бы находящийся рядом с ним Кремль игрушкой это единодушно демонстрируют разные проекты Весниных, Леонидова, Мельникова, Фомина.

Недалеко от Кремля появляется огромное здание СТО (совета труда и обороны, теперь - Госдума), на Берсеневской набережной вырастает гигантский жилой квартал Дома СНК и ЦИК (“Дом правительства”).

Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы. Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой: повернутыми вспять реками, ставшими цветущими садами пустынями, новым природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МВТУ), издательство (“Правда”, с 1992 года “Пресса”) стремится предстать архитектурным воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии в иерархии власти.

Государственная Библиотека имени Ленина - это первый библиотечный комплекс советской Москвы. Он создан на основе достижений науки своего времени. На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы. Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить в архитектурных формах новое социальное содержание.

Комиссия под председательством комиссара народного просвещения А. В. Луначарского приняла проект архитекторов В. Щука и В. Гельфрейха, в ту пору убежденных сторонников классицизма. Этот проект выделяется среди других прежде всего удачным градостроительным решением. Соседство библиотеки с Кремлем и известными творениями русских зодчих В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. И. Желярди и О. И. Бове (бывший дом Пашкова, здания московского университета и манежа) предъявляло совершенно определенные требования: проектируемое здание должно было органично войти в живописную панораму города. Автором этого проекта это удалось. Библиотечный комплекс тактично соседствует со своим архитектурным окружением. Здание библиотеки монументально и масштабно. Обширная терраса с широкими парадными лестницами охватывает колоннады, в строе которых можно угадать уверенный почерк создателей знаменитых пропилеев у Смольного в Ленинграде. Главный вход акцентирован черным полированным гранитом колонн и высоким аттиком с надписью и скульптурами. Нижний ряд этих скульптур выполнен по рисункам В. Гельфрейха, верхний - В. Щуко.

Вертикальный строй всего сооружения подчеркивает его элементы: ленточные окна-щели книгохранилища, пилоны фасадов, идущие почти на всю высоту здания, завершающие их скульптуры. Раскрытию идейного содержания замысла способствует монументально-декоративная скульптура. Между пилонами фасада разместились бронзовые барельефы с изображениями учёных, писателей, мыслителей. Среди них Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь. Комплекс библиотеки выполнен в сдержанном цвете: светлый мрамор пилонов контрастирует с покрытой патиной бронзой барельефом, и в то же время сочетается с серым цветом гранита лестницы террасы, черной полированной облицовкой колоннады главного входа.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать