Москва: Кремль, Китай-город и т.д. - (реферат)
p>Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древ ние акты было занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созд нию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драго ценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, до рогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских двор цов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные по сольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драго ценные тк ни, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благо вещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное зда ние с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получи ло название "казенный двор". Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь почти триста лет храни лись сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей К зенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московс кого Кремля, в художественных мастерских, или "палатах". Своим назва нием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрель ное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, дел ющих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изде лиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатс тву узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений. Непоправи мый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления са мозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распо рядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изде лия. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена. Однако вско ре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произ ведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных м стерских Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не менее Петр стре мился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокро вища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр при казал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную п лату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал от ремонтировать помещение п латы и изготовить дубовые шкафы, чтобы ".... все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом. " Этим не ог раничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он пове левает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Пе тербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объ единить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и пере дать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем. В 1844 году петербургский ар хитектор К. А. Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство но вого здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго эта жа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции представлены предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XI II-XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны замечательные про изведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII-XIX веков. Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов коллек ция тканей и одежд XIV-XIX веков содержит лучшие образцы художествен ного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского и русско го производства. Среди даров русским царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее, - работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров XV-XIX столетий, восточ ной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выст влено прид ворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-XVII веков, пар дные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иност ранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так называемая конюшенная казна - парадное конское убранство работы русских и иност ранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый - произве дение искусства. Оружейная палата - одна из богатейших мировых сокро вищниц - продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно пополня ется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными государствен ными учреждениями, а также частными лицами.

    Грановитая палата

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством италь янских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым извест няком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и закан чив ющимся ниже карниза. Сама Палата представляет собой огромный квад ратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люст рами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возоб новил стенопись и сделал ее подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и укр шены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позоло ченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время нашествия наполеоновских войск пала та пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на протяжении столетий отме чались многие крупные события в жизни Русского госуд рства, она явля лась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, тор жественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Ив н IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

    Большой Кpемлевский Двоpец

На высоком Боpовицком холме pасположен Большой Кpемлевский Двоpец. Его фасад обpащен в стоpону Москвы-pеки и пpотянулся с запада на вос ток на 125 метpов. Двоpец постоен в 1838-1849 годах гpуппой pусских аpхитектоpов - Д. Н. Чичаловым, П. А. Геpасимовым, А. Н. Бакаpевым, Ф. Рихте pом и дpугими - под pуководством К. А. Тона. Двоpец был вpеменной pези денцией импеpатоpской семьи во вpемя пpебывания ее в Москве. На этом месте pанее стоял двоpец XVIII века, постpоенный аpхитектоpом В. Раст pелли. У паp дного входа в Большой Кpемлевский Двоpец pасположен боль шой мpамоpный вестибюль с полиpованными колоннами из сеpдобольского гpанита. Налево по коpидоpу идет нфилада комнат - так называемая Собс твенная половина, пpедназначавшаяся лично для импеpатоpа и его семьи. Интеpьеpы Собственной половины отвечают монумент льной аpхитектуpе двоpца и в то же вpемя им свойственны интимность и домашний уют. В от делке Собственной половины аpхитектоpы и художники использовали пpиемы и декоpативные элементы стиля баpокко, pококо, классицизма. В чеpедо вании стилей интеpьеpов нет истоpической закономеpности. Каждая из се ми комнат - Столовая, Гостиная, Кабинет импеpиатpицы, Будуаp, Спальня, Кабинет импеpатоpа, Пpиемная - выдеpжаны в своем стиле и пpедставляют художественное целое. Пpостp нство на Собственной половине членится столбами на две части: на своеобpазный коpидоp, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и дpугими элементами убpанства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет сво еобpазие каждого помещения. Из вестибюля на втоpой зтаж двоpца ведет шиpокая паpадная лестница из pевельского камня. Ее обpамляют стены из пpекpасного искуственного мpамоpа. Всего помещений во Двоpце более 700. Ост новимся лишь на самых значительных, пpедставляющих как pхи тектуpно-художественный, так и истоpический интеpес. Из аванзала высо кие золоченные двеpи, богато укpашенные pезным золоченным оpнаментом, ведут в зн менитый Геоpгиевский зал. Геоpгиевский зал - самый вели чественный и самый кp сивый зал двоpца. Он посвящен военномй оpдену Геоpгия Победоносца, учpежденному для нагpаждения офицеpов и генеpалов за боевые отличия. Соответствует названию и отделка зала. Его укpашают 18 витых цинковых колонн, покpытых оpнаментом и увенчанных статуями побед с лавpовыми венкамии памятными датами. Одна из статуй олицетво pяет воссоединение Укpаины с Россией. Все статуи выполнены скульптоpом И. П. Витали. Отделка и лепные укpашения зала посвящены победам pусской аpмии в XV-XVIII веках. Геоpгиевский зал освещается тpемя тысячами лампочек, p змещенных в золоченных люстpах, настенных бpа и каpнизах. Паpкет набpан из двадцати ценных поpод деpева по pисункам академика Ф. Г. Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шел ковым муаpом pасцветки Геоpгиевской ленты. Длина зала - 61 метp, шиpи на - 20, 5 метpов, высота - 17, 5 метpов. Чеpез зеpк льные двеpи Геоpги евского зала мы попадаем в восьмигpанный Владимиpский зал, н званный в честь оpдена святого Владимиpа, учpежденного в 1782 году. Он соединяет двоpец, постpоенный в XIX веке с постpойками XV, XVI и XVII веков. В постоении этого зала аpхитектоpы достигли многогpанности аpхитектуpно го обpаза. Чеpедование аpок, колонн, пилястp, облицованных искуствен ным мpамоpом нежных тонов, создает пpекpасную игpу света и тени. Пpи мечателен купол зала, в сложные лепные золоченые узоpы котоpого впле таются оpденские знаки с девизом "Польза. Честь. Слава. " Это pабота двух кpепостных мастеpов - Федоpа и Николая Дылевых.

Зал Заседаний - самый большой и величественный зал двоpца. Он pас положен pядом с Геоpгиевским залом. Двусветные окна его выходят к Москве-pеке. Белые стены, p счлененные пилястpами, потолок с подсветом пpидают залу тоpжественность, величие и вместе с тем необычайную пpос тоту. Мебель сделана из полиpованного оpехового деpева. Зал создан в 1933-1934 годах по пpоекту аpхитектоpа И. А. Ив нова. Завеpшает Паpадную половину Оpеховая гаpдеpобная, стены и потолок котоpой облицованы па нелями оpехового деpева. Это pабота московского мастеpа - К. Геpца. Ос вещает гаpдеpобную люстpа, выpезанная из алебастpа; ее укpашает гp ви pованный узоp. Фоpма люстpы напоминает античные обpазцы, подpажание котоpым было модным явлением в искусстве пеpвой половины XIX века. Э_

    Красная площадь

Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрож вшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появи лось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена пло щадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В. И. Даля следует, что слово "красный" у наших предков означало краси вый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарско му, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век Мавзолей В. И. Ленина и некрополь у кремлевской стены. Композиционный центр Красной площади - это Мавзолей Ленина. 27 января 1924 года было воздвигнуто первое деревянное здание Мавзолея - куб, увенчанный трехс тупенчатой пирамидой. Весной 1924 года этот Мавзолей сменил другой. Современное здание Мавзолея Ленина было построено в 1930 году по про екту рхитектора А. Щусева. В 1917 году было положено начало революцион ному некрополю. За Мавзолеем находятся могилы с надгробными плитами и бюстами ближ йших соратников Ленина. По обе стороны этих захоронений расположены Братские могилы, где похоронено более 300 человек. В крем левской стене замуровано более 100 урн с прахом видных партийных и го сударственных деятелей, руководителей международного коммунистического и рабочего движения, ученых, писателей, просл вленных военноначальни ков, героев - летчиков и космонавтов. В южной стороне Красной площади расположен Покровский собор, или, как его чаще называют, храм В силия Блаженного. За оградой храма стоит памятник Минину и Пожарскому - пер вый скульптурный памятник Москвы, сооруженный в 1818 году. Неподалеку находится и Лобное место. Северную часть Красной площади занимает красное кирпичное здание Государственного Исторического Музея, постро енное в 70-80 годах прошлого века рхитектором В. Шервудом.

    Мавзолей В. И. Ленина

Композиционный центр Красной площади - Мавзолей - памятник-усыпаль ница, в Траурном зале которого хрустальный саркофаг с телом В. И. Лени на. Как только стало известно о его смерти, в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать его тело земле. На траурном заседании II съезда Советов было объявлено о реше нии ЦИК СССР соорудить у кремлевской стены Мавзолей. Проект выполнил архитектор А. Щусев. К 27 января 1924 года был построен временный Мав золей. Он представлял собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Весной того же года его заменили другим временным Мавзолеем, тоже из дерева. Современный каменный Мавзолей был построен в 1930 году, также по проекту А. Щусева. Это монументальное сооружение, облицованное тем но-красным гранитом, порфиром и черным лабрадором. Внешний объем его 5, 8 тысяч кубических метров, а внутренний - 2, 4 тысячи кубических мет ров. Красно-черные тона придают Мавзолею четкую и печальную строгость. Над входом на монолите из черного лабрадора буквами из красного квар цита выложена надпись: ЛЕНИН. Одновременно по обеим сторонам здания вдоль кремлевской стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек. У входа в Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом началь ника Московского гарнизона 26 января 1924 года за день до похорон Ле нина.

    T T T
    ¦ ¦ ¦ КИТАЙ ГОРОД
    + + +

Сначала о происхождении названия "Китай-город". Никакого отноше ния к Китаю оно не имеет. Существует несколько версий возникновения этого названия. Большинство ученых считает, что в основе словообразования "Китай-город" лежит слово "кит", "кита", что в ряде русских диалектов оз начает "плетень". Этот-то плетень и дал название древнему посаду XI в. , располагавшемуся к юго-востоку от Кремля (примерно там, где сейчас нахо дятся гостиница "Росиия", ГУМ и прилегающие к ним улицы и переулки). В то время - это было началоы XVI в. - селились здесь в основном бо яре, дворяне, духовенство да крупные купцы. Не зря посад именовался Ве ликим или Большим. В 1534 г. в целях обороны его обнесли земляным валом с огромным плетнем, основу которого составляли вертикально вбитые дере вянные жерди. Вот тогда-то и стал называться бывший Большой посад Ки тай-городом. Рассказывают, что идея переименования посада исходила от матери Иоана Грозного Елены Глинской, которая решила назвать так этот район столицы в честь своей родины - Китай-городка на Подолии. Самая древняя часть Китай-города находилась на территории Зарядья, где сейчас гостиница "Россия". Здесь же проходила и первая московская ули ца, как и посад называвшаяся Великой. Разумеется, она не сохранилась. Но при желании по ней можно пройти. Начиналась она у Кремля, вернее, в са мом Кремле, шла вдоль Москвы-реки мимо нынешней гостиницы "Россия" и заканчивалась у церкви Зачатия св. Анны, расположенной рядом с кинотеат ром "Зарядье"

Заселяться Зарядье стало в XI-XII вв. Сначала здесь жили ремеслен ники, потом их потеснили бояре, дворяне и служивые иностранцы: слишком удобное место было для государевых слуг, чтобы отдать его " худотворным людишкам".

Однако с переносом столицы в Петербург (1712) Зарядье стало те рять славу аристократического района. Многие его именитые жители уехали на берега Невы. На месте их палат и теремов появились доходные дома, ка баки и трактиры. К началу XX в. Зарядье превратилось в район трущоб, где ютилась московская беднота.

В XVII в. в Китай-городе начинается большое каменное строительст во: возводятся церкви, дома, учебные заведения, различные учреждения. В 1687 г. открывается Славяно-греко-латинская академия, в 1697 г. строится Монетный двор, в начале XVIII в. здесь был даже Московский магистрат. Однако главным "занятием" Китай-города была все же торговля. Вместе с соседней Красной площадью он составлял торговый центр столицы. На Варварке, Ильинке, Никольской улицах лепились друг к другу лари, лав чонки, лавки, над которыми возвышался величественный Гостиный двор. В конце XIX - начале XX в. Китай-город приобретает типичные черты буржуазного "сити". Здесь строятся банки, биржа, торговые конторы и большие магазины. Причем происходит своеобразная "специализация его улиц". Деловая часть, например, сосредоточилась на Ильинке, на Никольской же удовлетворялись духовные запросы москвичей - здесь концентрировалась книжная торговля.

В наше время Китай-город, это наиболее московский по духу район Москвы, превращен в заповедную зону столицы. Здесь не ведется нового строительства, древние дома, церкви, палаты отреставрированы и превраще ны в музеи и концертные залы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать