Невский проспект - (реферат)
p>Здание пассажа на Невском, занявшее большой участок между Невским и Большой Итальянской улицей, построено в 1846—1848 годах по проекту архитектора Р. Желязевича. Галерея под стеклянной крышей протянулась более чем на 180 метров. В первом, втором и подвальном этажах располагались магазины, третий, последний, этаж занимали квартиры. Но пассаж привлекал не только магазинами —здесь имелись также бильярдные, “анатомический музеум”, “механический театр”, “кабинет восковых фигур”, разнообразные панорамы и диорамы, кондитерские и рестораны. В бельэтаже той части здания, которая была обращена к Большой Итальянской, находился концертный зал, в котором выступал цыганский хор и устраивались музыкальные вечера. Пассаж на Невском быстро приобрел популярность у петербургской публики.

В конце 1850-х годов, когда резко возрос интерес к материалистическим теориям, в концертном зале пассажа устраивались публичные лекции на естественнонаучные темы, а также лекции, посвященные новейшим достижениям науки и техники. Большим событием культурной жизни Петербурга были вечера в пассаже, организованные Литературным фондом—так сокращенно называли “Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым”, созданное в 1859 году. Первый такой вечер состоялся в пассаже 10 января

1860 года. С чтением своих произведений выступили И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, В. Г. Бенедиктов и другие. Вечер вызвал огромный интерес петербуржцев, зал был полон. Известнейшие русские литераторы впервые воочию предстали перед публикой.

     

В 1899—1900 годах пассаж перестраивался по проекту архитектора С. Козлова. Здание выросло на один этаж и стало четырехэтажным. Огромные стеклянные витрины в первом и втором этажах придали ему новый облик. Частично изменилась и внутренняя планировка, но концертный зал был сохранен.

В 1904 году театр “Пассаж” сняла В. Ф. Комиссаржевская. Великая русская драматическая актриса пользовалась огромной популярностью в широких демократических кругах. Особенно любила ее молодежь.

В созданный Комиссаржевской Драматической театр пришли работать Е. П. Корчагина-Александровская, другие выдающиеся актеры, режиссеры Н. А. Попов, Н. Н. Арбатов. Новый коллектив начал свою жизнь 15 сентября 1904 года трагедией “Уриэлъ Акоста” немецкого драматурга Карла Гуцкова. 10 ноября того же года здесь состоялась премьера пьесы М. Горького “Дачники”. В здании пассажа Драматический театр Комиссаржевской давал спектакли в течение двух сезонов, а в 1906 году переехал на Офицерскую улицу (ныне улица Декабристов). В наши дни в пассаже размещается Петербургский государственный драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (вход в него с Большой Итальянской улицы). Театр родился в героическое и трудное для нашего города время, и, хоть получил название—Ленинградский государственный театр, ленинградцы 'тогда называли его иначе: “Блокадный театр”. Этот единственный работавший в осажденном фашистами городе драматический театр был открыт 18 октября 1942 года пьесой К. Симонова “Русские люди”.

Следующий за пассажем дом на Невском —угловой. Проспект пересекает Садовая улица, которая начинается от Марсова поля и тянется на запад—через Сенную площадь и кварталы доходных домов, через окраинный район старого Петербурга Коломну, заканчиваясь недалеко от устья Невы. В этой части города вы побываете в течение третьего дня пребывания в Петербурге.

На углу Невского и Садовой, наискось от пассажа, — здание со скругленным углом —Российская национальная библиотека. Здесь стоит на короткое время отклониться от прямого маршрута и. повернув направо, пройти по Садовой улице квартал, чтобы увидеть одно из старейших зданий Петербурга. Напротив Гостиного двора, в глубине сада, отделенного от улицы чугунной оградой со старинным барочным рисунком, вы увидите главный корпус дворца М. И. Воронцова, российского вице-канцлера середины XVIII века. Дворец построен в 1749—1757 годах по проекту Ф. -Б. Растрелли. В 1810 году здесь разместился Пажеский корпус. Среди его воспитанников—будущие декабристы П. И. Пестель, В. П. Ивашев, П. Н. Свистунов. Здесь учился известный поэт пушкинской эпохи Е. А. Баратынский, позднее—ученый и революционер П. А. Кропоткин. Сейчас в этом здании находится Петербургское суворовское военное училище.

Теперь можно опять вернуться на Невский проспект и продолжить путь. Облицованное гранитом здание на углу Невского и Малой Садовой выделяется среди соседних домов оригинальным обликом—скульптурой, огромными витражами, обилием металлических художественных деталей. Здание построил в 1902—1903 годах для Торгового дома братьев Елисеевых архитектор Г. В. Барановский. Он был автором многих сооружений в стиле модерн. Среди них здание Географического общества в Демидовом переулке, буддийский храм на Приморском проспекте.

На первом этаже здания находится гастрономический магазин, который петербуржцы всегда традиционно называли и называют “Елисеевский”, принадлежавший известной петербургской торговой фирме братьев Елисеевых. В городе на Неве очень живучи старые, исторические названия, они передаются от одного поколения к другому. В этом же здании размещается Петербургский академический театр Комедии имени Н. П. Акимова. Выдающийся режиссер и талантливый художник, Акимов много лет руководил этим театром. Отсюда открывается вид на площадь Островского (бывшую Александрийскую), раскрытую в сторону Невского проспекта. Почти вся площадь занята сквером. В центре сквера—памятник Екатерине II. Величественная бронзовая императрица окружена фигурами выдающихся деятелей екатерининской эпохи. Это замечательный русский мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов, великие полководцы А. В. Суворов и П. А. Румянцев, поэт Г. Р. Державин, И. И. Бецкой, которого мы уже не раз вспоминали, Е. Р. Дашкова, сыгравшая огромную роль в развитии русской культуры, первая в России женщина-академик. А. Г. Орлов-Чесменский возглавлял русскую эскадру в победоносных Наваринском и Чесменском сражениях с турецким флотом: в знак признания его заслуг императрица даровала ему право присоединить к своей фамилии наименование “Чесменский”. А. А. Безбородко и Г. А. Потемкин—крупнейшие российские государственные деятели, а среди них тонкий политик, Р. А. Потемкин осуществил присоединение к России Крыма (Тавриды—как в XVIII веке называли Крым), за что был удостоен титула светлейшего князя Таврического.

Памятник Екатерине II был открыт в 1873 году. Проект памятника принадлежит художнику М. О. Микешину, в его разработке принимали участие архитекторы Д. И. Гримм и В. А. Шретер. Статуя Екатерины II выполнена М. А. Чижовым, скульптуры государственных деятелей и полководцев XVIII века создал А. М. Опекушин. В годы Великой Отечественной войны ленинградцы сделали все, чтобы спасти памятники города от вражеских бомбиснарядов. Вокруг памятников укладывали мешки с землей и песком, а сверху все это обшивалось досками. Так были спасены Медный всадник, памятники Николаю 1 и Екатерине II и многие другие.

С северной стороны площадь Островского ограничивают здания Российской национальной библиотеки. Это название Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина получила по указу президента Б. Н. Ельцина сравнительно недавно. Начало формированию ее фондов положило богатейшее книжное собрание польских аристократов братьев Андрея и Иосифа Залусских, вывезенное после взятия Варшавы в 1794 году русскими войсками под командованием А. В. Суворова. По указу Екатерины II началась работа по созданию первой общедоступной библиотеки в России. В Петербурге— крупнейшем культурном центре России —существовало немало библиотек: Библиотека Академии наук, библиотеки Медико-хирургической академии, Академии художеств. Вольного экономического общества, закрытых дворянских учебных заведений. Богатейшие книжные собрания имелись у многих частных владельцев. Вспомните, например, библиотеку Н. Г1. Румянцева. Однако все они, разумеется, не были общедоступными. В 1795 году приступили к постройке здания для библиотеки. Строительство велось но проекту архитекторов Е. Т. Соколова иЛ. Руска и было завершено в 1801 году. Новое здание со скругленным углом украсило место пересечения Невского с Садовой улицей. Первым директором Императорской Публичной библиотеки был назначен А. Н. Оленин, крупнейший русский археограф и этнограф, имя которого уже упоминалось. Его соратниками по дальнейшему пополнению и развитию библиотечного фонда стали крупные деятели русской культуры—историк А. И. Ермолаев, выдающийся специалист в области славянской филологии А. X. Востоков, проработавший в Публичной библиотеке почти тридцать лет. Столько же лет отдал библиотеке И. А. Крылов, здесь служил Н. И. Гнедич, переводчик гомеровской “Илиады”, В. С. Сопиков—настоящий подвижник библиотечного дела, много сделавший для развития русской библиографии. Этот список славных имен можно было бы продолжить. В 1814 году Публичная библиотека открыла свои двери для читателей. Никаких ограничений в допуске в ее читальные залы не существовало; допускались все, кроме “непристойно одетых”.

В 1828—1834 годах по проекту К. И. Росси на площади был сооружен новый корпус Публичной библиотеки, фасад которого, украшенный статуями античных ученых, писателей, философов, увенчан скульптурой богини мудрости Ми-нервы. Авторы скульптурного убранства здания—В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, С. И. Гальберг, Н. А. Токарев, М. Г. Крылов. Значительно позднее со стороны площади был пристроен еще один корпус. В середине и второй половине XIX века в Публичной

библиотеке трудились видный историк и археограф А. Ф. Бычков, В. В. Стасов и многие другие деятели отечественной . науки и культуры. В наши дни Российская национальная библиотека—одна из крупнейших в мире. Ее фонд свыше 25 миллионов единиц хранения. Библиотеке уже давно стало тесно в старых помещениях, и сейчас для нее строится на Московском проспекте еще одно здание. В той ' части города вы побываете на третий день вашего знакомства с Петербургом.

С южной стороны ограда отделяет от площади сад у Аничкова дворца. Основную роль в архитектурном облике площади играет здание Александринского театра (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, замыкающее площадь с запада. Сооружение К. И. Росси отличается гармоничностью пропорций, стройностью, величием. Над колоннадой, окружающей все здание, на главном фасаде—квадрига Аполлона, выполненная по модели скульптора С- С- Пименова. Театр получил название Александрийский в честь жены Николая 1.

Торжественное его открытие состоялось 31 августа 1832 года трагедией Крюковского “Князь Пожарский” и балетным дивертисментом. Первое время на александрийской сцене ставились не только драматические спектакли, но также оперные и балетные. Весной 1836 года здесь впервые увидела свет рампы комедия П. В. Гоголя “Ревизор”. Позднее на сцене Александрийского театра впервые были осуществлены постановки пьес А. Н. Островского “Не в свои сани не садись” и “Гроза” и почти всех пьес И. С. Тургенева. Здесь ставились спектакли по произведениям Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В. Сухово-Кобылина, А. К. Толстого, А. П. Чехова.

С Александрийским театром связано не одно поколение блестящих русских актеров. На его сцене играли Е. С. Семенова, В. Н. Асенкова, В. А. Каратыгин, М. Г. Савина, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов. Здесь работал режиссером В. Э. Мейерхольд. И сегодня театр продолжает творческие поиски и плодотворную работу. После того как вы обойдете площадь, пройдите за театр. Перед вами—самая короткая и самая, пожалуй, удивительная улица Петербурга. Она носит имя Зодчего Росси. Из длинной череды зодчих, строивших северную столицу России, только двое увековечены в названиях улиц. Один из них Ф. -Б. Растрелли (его именем названа площадь перед Смольным монастырем), второй— К. И. Росси. В 1828—1834 годах К. И. Росси создал грандиозный архитектурный ансамбль, который включает площади Александрийскую и Чернышеву (ныне площади Островского и Ломоносова) и соединяющую их Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси). Улица Зодчего Росси сформирована двумя однотипными зданиями; протяженность фасада каждого— 220 метров. Ширина улицы и высота зданий одинаковы —22 метра. Удивительная гармоничность облика этой небольшой улицы делает ее уникальной.

Здание на левой, четной стороне улицы Зодчего занимает всемирно известная Академия русского балета. Она носит имя замечательной танцовщицы А. Я. Вагановой. Основание академии положено в 1738 году, когда была создана Театральнаяшкола. ,позже преобразованная в хореографическое училище. А. Я. Ваганова преподавала здесь в течение многих лет. Петербург—родина русского балета. Из стен Хореографического училища вышли А. И. Истоми А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. В. Ф. Нижинский, Г. Уланова, Н. М- Дудинская, К. М. Сергеев и другие звезды балета.

С петербургским хореографическим училищем связана деятельность знаменитых балетмейстеров М. И. Пети М. М. Фокина я других.

Пройдя улицу Зодчего Росси, вы окажетесь на площади Ломоносова. Центральная ее часть занята круглым сквером. Полукруглую форму площади придает главный фасад 1 монументального здания, возведенного Росси для Министерства народного просвещения. Центральная часть фасада, подчёркнутая четырьмя парами колонн, стоящих на высоком колене, прорезана двумя проездными арками. Сквозь неё видна перспектива улицы Ломоносова, Гостиный двор, купол Казанского собора. В небольшом сквере в центре площади стоит бюст М. Ломоносова, установленный в 1892 году.

В архитектурный ансамбль площади входит и дом № по набережной Фонтанки, построенный по проекту Росси (г участии И. И. Шарлеманя). Здесь находилось Министерш внутренних дел. где служили И. С. Тургенев, А. И. Герц М. Е. Салтыков-Щедрин. В настоящее время это здание занимает типография имени Володарского Государственного издательско-полиграфического комплекса “Лениздат”.

Рядом на набережной Фонтанки —современное пяти этажное здание, построенное в 1964 году архитектора С. И. Наймарком и В. Ф. Хрущевым. Это Дом прессы. Здесь находится комплекс “Лениздат”, редакции газет “Санкт-Петербургские ведомости”. “Смена”, “Вечерний Петербург” и других. Чтобы не слишком уклоняться от маршрута, обратите внимание за Домом прессы лишь на здание Петербургского академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Нельзя, побывав в Петербурге, не увидеть этот театр, который в течение почти четырех десятилетий был, пожалуй, наиболее посещаемым из всех петербургских театров. С 1956 года главным режиссером Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ)— так до недавнего времени назывался этот театр —был Г. А. Товстоногов. Благодаря его талантливому руководству БДТ стал одним из лучших драматических театров страны, получил известность за рубежом. Здание построено в 1876—1878 годах, автор проекта —архитектор Л. Ф. Фонтана. До революции здесь размещался Малый театр А. С. Суворина. После победы Октябрьской революции по инициативе М. Горького, при содействии А. В. Луначарского, М. Ф. Андреевой, А. А. Блока был создан Большой драматический театр, который по мысли его организаторов должен был стать театром “героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии”. Новый театр начал свою деятельность в феврале 1919 года. В его труппу вошли выдающиеся актеры Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, М. Ф. Андреева, В. В. Максимов. Начав с произведений классики, театр одним из первых в стране обратился к образам современников. С Большим драматическим театром связаны имена выдающихся советских актеров. Среди них Е. В. Александровская, В. Т. Кибардина, В. П. Полицеймако, П. Б. Луспекаев, Е. 3. Копелян, К. Ю. Лавров, В. И. Стржельчик. От здания театра хорошо виден силуэт моста через Фонтанку, на который вы, конечно, обратили внимание, как только вышли на площадь Ломоносова. Четко очерчены арки пролетов моста. Живописный облик придают ему четыре гранитные башни. Мост Ломоносова (бывший Чернышев)—один из семи однотипных каменных мостов через Фонтанку, сооруженных в 1780-х годах, замечательный памятник русского мостостроения. Из них сохранилось только два, остальные перестроены. Второй такой мост— Старо-Калинкин — расположен значительно ниже по течению Фонтанки. Когда-то эти мосты были разводные и в башнях находились подъемные механизмы.

Вы можете вернуться на Невский или по улице Зодчего Росси, или по правому берегу Фонтанки. Застройка набережной в этой ее части в основном сохранила характер и масштаб первой половины XIX века. Прекрасными образцами архитектуры классицизма являются дома № 33, 41 (архитектор Л. Руска) и № 33 (архитектор Х. -Г. Паульсен).

В доме № 35 жил писатель, музыкальный критик, философ князь В. Ф. Одоевский. Он был одним из организаторов Русского музыкального общества. Литературно-музыкальные вечера у Одоевского посещали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка.

Противоположный берег Фонтанки, застройка которого многоэтажными доходными домами велась во второй половине XIX—начале XX века, представляет интересные образцы архитектуры жилых домов. В стиле модерн построен в 1910— 1912 годах бывший доходный дом графа М. П. Толстого (дом № 54). Автор проекта —архитектор Ф. И. Лидваль. Необычна для доходного дома анфилада трех прекрасно оформленных проходных дворов, соединенных высокими арками.

В перспективе Фонтанки становится виден один из самых красивых мостов Петербурга—Аничков. Еще в 1715 году по линии “Большой першпективной дороги” через Фонтанку был сооружен первый— деревянный —мост. Работным батальоном, который строил мост, командовал подполковник М. О. Аничков. Отсюда и произошло название моста. Он не раз перестраивался, а название оставалось прежним. Тот облик, который Аничков мост имеет сегодня, он приобрел в середине XIX века. Четыре скульптурные группы, установленные по углам на гранитных постаментах, созданы скулыггором П. К. Клодтом. Изображения этих групп, многократно тиражированные на открытках, в альбомах, вам несомненно хорошо знакомы. Клодтовские кони входят в число своеобразных символов города на Неве.

Фонтанка была когда-то южной границей города. У Авичкова моста находилась так называемая Аничкова за-стява, где проверяли документы приезжих, взимали с них пошлину. В середине XVIII века въезду в Петербург особую торжественность придавал Аничков дворец. Происхождение его названия то же, что и у названия моста. Дворец сооружен по проекту архитекторов М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф. -Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила его графу А. Г. Разумовскому. Аничков дворец являлся композиционным центром дворцово-паркового ансамбля, сложившегося на углу Невского и Фонтанки. Главный его фасад обращен в сторону Фонтанки, от которой к входу был прорыт подъездной канал с ковшом.

В начале XIX века дворец перешел в собственность дворцового ведомства. Подъездной канал и ковш за ненадобностью были засыпаны. На их месте архитектор Д. Кваренги в 1803—1805 годах построил ансамбль из двухэтажных корпусов торговых рядов вдоль Невского проспекта и набережной Фонтанки. Первые этажи этих торговых рядов представляли собой открытые арочные галереи.

Вскоре в корпусах разместилась администрация императорского Кабинета —учреждения, ведавшего имуществом императора- В связи с новым назначением корпусов архитектор Л. Руска заложил в них аркады, и здания приобрели тот вид, в котором дошли до нашего времени.

В 1937 году Аничков дворец гостеприимно распахнул двери перед ленинградскими школьниками. Здесь был открыт Дворец пионеров—ныне это Дворец творчества юных. Множество кружков художественной самодеятельности, технического творчества, спортивных и других привлекают сюда детей и подростков со всего города

За мостом, на углу Невского и Фонтанки, —здание, архитектурный облик которого заставит вас вспомнить Строгановский дворец. Это дворец князей Белосельских-Белозерских, построенный в 1847—1848 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером. С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эклектика. В это время архитекторы прибегают к более разнообразным композиционным решениям, используя в творчестве элементы различных “исторических” стилей, стилей прошлого— готики, барокко, восточной архитектуры. А. И. Штакеншнейдер —один из видных представителей раннего периода эклектики. В облике построенного им дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте отразились черты и особенности барокко середины XVIII

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать