Тверская улица - (реферат)
p>Не торопитесь идти дальше. Наш рассказ о памятниках Тверской площади еще не закончен! В городе Ярославле есть интересная традиция—городские власти вывешивают на домах одну под другой несколько табличек с названиями, которые носила данная улица или площадь в разные эпохи. Если сделать то же самое у нас, то под современным (оно же самое старое) названием “Тверская площадь” надо будет подписать “Советская”, а еще ниже— “Скобелевская”. О Советской мы уже сказали, а вот, откуда Скобелевская? Так площадь называлась в 1912? 1918 годах, когда здесь на месте Долгорукого стоял памятник одному из наиболее популярных в старой России военачальников—генерал-адьютанту Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, более известный как “памятник Белому Генералу”. М. Д.  Скобелев отличился во время среднеазиатских операций в семидесятые годы прошлого столетия (там и снискал у местных прозвище Белого генерала), но настоящую любовь среди не только своего, но и других славянских народов снискал, командуя отрядом, а затем дивизией во время русско-турецкой войны за освобождение Болгарии в 1877-78 г. г.

По признанию современников, это был истинно народный памятник. 10 июля 1907 года на заседании Городской Думы гласный Н. А.  Шамин напомнил, что 25 июня исполнилось 25 лет со дня смерти М. Д.  Скобелева и предложил как то увековечить память о любимом герое в городе, где он скончался. Среди предложений были открытие музея, наименование учебных заведений, учреждение именной стипендии и, наконец, сооружение памятника. По поводу памятника были серьезные сомнения, т. к. в городе до сих пор не было даже монументов героям войны 1812 года, да, к тому же М. Д.  Скобелев не являлся постоянным жителем Москвы, шансов собрать средства по подписке, казалось, мало. Тогда сторонники сооружения решили подключить военное ведомство, и это решило дело. Начальник Николаевской Академии Генерального штаба в Петербурге генерал-майор Д. Г.  Щербачев возглавил специально созданный Высочайше утвержденный комитет. Далее между думцами и военными возникли разногласия по поводу выбора места для монумента. Военные настаивали на Тверской площади, напротив здания Московского Генерал-губернаторства. Думцы протестовали, считая, что это слишком стесненное место и предлагали свои варианты: или возле Трехсвятительской церкви у Красных ворот, в которой отпевали М. Д.  Скобелева, или возле Плевенской часовни, что позволит постепенно сформировать там целый мемориал, посвященный дружбе славянских народов. Император Николай II разрешил спор, наложив на докладе Военного министра резолюцию: “В Москве на Тверской площади”. По условиям объявленного проектного конкурса композиция памятника должна была включать конную статую генерала на постаменте с барельефами из боевой жизни генерала и надписями. На лицевой стороне предлагалась надпись “Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. 1843 - 1882”, а на обратной—слова из напутствия М. Д.  Скобелева солдатам под Плевной: “Напоминаю войскам, что скоро и нам может предстоять боевое испытание: прошу всех об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, что требует от нас долг присяги и честь имени русского”.

Победителем конкурса, на который было представлено 27 проектов, оказался скульптор-любитель, отставной подполковник Петр Александрович Самонов. В августе 1910 г. проект стоимостью 150 тысяч рублей был утвержден к исполнению. Автор памятника изобразил боевого генерала в момент атаки, на вздыбленном коне, взмахнув шашкой тот увлекает в атаку бойцов. Справа от статуи была помещена группа фигур, изображавших защиту знамени от басурман во время среднеазиатских походов, а слева—группа бойцов, идущих на турок во время Балканской войны. Постамент изображал крепостной бастион, преодолеваемый атакующими.

Памятник был торжественно открыт 24 июня 1912 года... На площади были построены войска, отслужили молебен, из близлежащей церкви Косьмы и Дамиана прошел Крестный ход, в заключение были возложены венки, в том числе от болгарской депутации, возглавляемой министром внутренних дел Лючкановым. По окончании церемонии, новый памятник был передан в ведение Московского Городского Общественного Управления.

Установка памятника стала выглядеть промыслительно, когда вскоре после его открытия, осенью 1912 года, вспыхнула новая, т. н. Вторая Балканская война— между славянами и турками. Дальнейшая судьба памятника трагична. Несмотря на народный характер и художественные достоинства, при советской власти его включили в число подлежащих сносу. Историк Москвы С. К.  Романюк пишет: “Этот памятник открыл собою скорбный синодик [Поминальный список?  Авт. ] погибших памятников во время советской власти. Его начали разрушать уже летом 1918 года. Как писали тогда в газетах, сносом занялись, якобы, сами рабочие по своей инициативе, без всякого принуждения со стороны новых властей. ” На самом деле началось исполнение декрета Совнаркома “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической Революции”.

Следующий отрезок главной улицы Москвы в нынешнем виде почти полностью сформирован в ходе воплощения первого Генплана реконструкции города. Левая сторона являет собою два протяженных дома (№№ 15 и 17), построенные в предвоенные года уже знакомым нам архитектором А. Г.  Мордвиновым. В доме № 15 жили известный театральный деятель, в 1940е – 60-е гг. главный режиссер Театра им.  Моссовета Юрий Завадский и замечательный поэт, автор поэмы “Василий Теркин” Александр Твардовский, а в доме №  17 —композитор, пианист Александр Гольденвейзер и скульптор Сергей Коненков. Квартиры последних двух превращены в мемориальные музеи. Музей-квартира А. Б.  Гольденвейзера, филиал Государственного центрального музея музыкальной культуры им.  М. И.  Глинки, открыт ежедневно с 11. 00 до 18. 00, в четверг—с 14. 00 до 17. 30, выходные понедельник, вторник. Музей-мастерская С. Т.  Коненкова работает ежедневно, кроме понедельника, вторника с 11. 00 до 18. 30.

Однако лидером по числу мемориальных досок в память знаменитых жильцов на Тверской являются не эти дома, а их собрат—дом № 8, построенный тем же архитектором в те же года и наверняка знакомый многим москвичам по “фирменному” городскому книжному магазину “Москва”. Если вы еще не бывали там, имейте в виду—это один из центров книготорговли краеведческой литературой. В доме жили писатели Вячеслав Шишков, Илья Эренбург, и “один из зачинателей поэзии социалистического реализма”, как о нем сказано в Советском энциклопедическом словаре, Ефим  Придворов, взявший себе псевдоним Демьян Бедный. Такого рода псевдонимы были в моде у советских литераторов в 1920-е гг. Были и Голодный и Безродный, так что М.  Булгакову не требовалось в те годы много фантазии, чтобы назвать своего героя-литератора в “Мастере и Маргарите” Иваном Бездомным. С годами имя Демьяна Бедного стало символом воинствующей поэтической безвкусицы. Здесь также жили народные артисты СССР Николай Хмелев, Виктор Станицын, популярная актриса Ольга Андровская, кинорежиссер Михаил Ромм, признанный в советское время благодаря серии рисунков о В. И.  Ленине художник-график Николай Жуков, дипломат академик Иван Майский, возглавлявший советское посольство в Великобритании в предвоенные и в годы Второй мировой войны. Жил в доме и Главный маршал бронетанковых войск Павел Ротмистров, окончивший войну в должности заместителя командующего бронетанковыми войсками Советской Армии. Дом № 10 хорошо известен многим поколениям москвичей благодаря Филипповской булочной. Еще в начале нынешнего века здесь была открыта пекарня, булочная-кондитерская и кафе известным предпринимателем Иваном Филипповым. “Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика—от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать”, –вспоминал бытописатель старой Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский. Он же открыл нам историю выпекаемых до сих пор булочек с изюмом. Трагикомическая история их происхождения тоже связана с Филипповым и его пекарней. Вы еще не знаете ее? Тогда читайте книгу очерков Гиляровского “Москва и москвичи”! В доме № 12 располагалась в XIX веке фешенебельная гостиница Шевалдышева, в которой останавливался, приезжая в Москву в 1860-е гг. Лев Николаевич Толстой. А вот следующий дом, под № 14, столь прочно вошел в историю русской культуры, что ему даже посвящена отдельная книжечка из выходившей в 1980-е гг. серии “Биография московского дома” (И. А.  Желвакова. Улица Горького, 14. – М. , 1987). Впрочем, дом этот хорошо известен даже тем, кто не читал этой книги. Ведь там расположен самый знаменитый московский магазин двадцатого столетия—Елисеевский. Хотя магазин был национализирован при советской власти и получил официальное название “Гастронома № 1”, все всегда называли его Елисеевским. Ну, а теперь вывеска “Елисеевский” вновь красуется округлыми буквами над его входом. Но давайте по порядку.

Первой владелицей этого места была Екатерина Козицкая, вдова статс-секретаря Екатерины II Григория Козицкого. Теперь вам понятно, откуда название только что пересеченного вами переулка—Козицкий? Для нее здесь был построен Матвеем Федоровичем Казаковым классический особняк с шестиколонным портиком(Вспомните и назовите другие работы зодчего. Некоторые из них встречаются нам в этой книге).

Позднее дочь домохозяйки Анна Григорьевна вышла замуж за овдовевшего перед этим Александра Михайловича Белосельского? Белозерского. От первого брака у него осталась дочь Зинаида, вышедшая в 1811 г. за князя Никиту Григорьевича Волконского. Зинаиде Волконской и суждено было прославить этот дом в истории нашей культуры. Эта замечательная своей разносторонней одаренностью женщина стала хозяйкой литературного салона на Тверской. Там читали стихи, спорили, пели, музицировали. В салоне княгини Зинаиды бывали А. С.  Пушкин, встречавшийся здесь с польским поэтом Адамом Мицкевичем, а также В. А.  Жуковский, П. А.  Вяземский, Е. А.  Баратынский, Д. В.  Веневитинов, В. Ф.  Одоевский, А. А. Дельвиг, П. Я.  Чаадаев. Поэт Петр Андреевич Вяземский вспоминал: “В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества”.

Еще в те далекие 1820-е годы, когда читали стихи, пели и обедали у Волконских на Тверской те, кого мы теперь называем поэтами “Золотого века”, в Петербурге открыл торговое заведение начинающий предприниматель Петр Елисеев. Затем дело получило развитие в уверенных руках его сыновей Григория и Степана, а затем внуков Григория Григорьевича и Сергея Григорьевича. С 1898 г. это петербургское предприятие называлось Торговое товарищество “Братья Елисеевы” с отделениями в Москве и Киеве. В последние годы уходящего девятнадцатого столетия Елисеевы приобрели обветшавший дом на Тверской, 14 и переделали его под шикарный магазин (архитектор Г. В.  Барановский), открывший двери перед москвичами в 1901 году. Но биография дома не исчерпывалась торговлей и в новом веке. До революции здесь собирался литературно-художественный кружок (теперь уже не салон! ), где бывали Федор Шаляпин, Максим Горький.

А в 1935-36 г. г. в доме получил квартиру популярный среди довоенных поколений советской молодежи писатель Николай Островский, автор романа о гражданской войне “Как закалялась сталь”. В последние годы жизни он ослеп, но продолжал писать. Работа над романом “Рожденные бурей” продолжалась в этом доме. Сегодня в музеефицированной квартире Николая Островского работает Государственный музей – гуманитарный центр “Преодоление” имени Н. А.  Островского. Экспозиция этого необычного музея включает разделы, посвященные истории дома, салону З.  Волконской, Н.  Островскому и знаменитым соотечественникам, сумевшим преодолеть постигшие их физические недуги (потерявший ноги летчик А.  Маресьев, слепой конструктор М.  Марголин и другие герои). Центр “Преодоление” открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 11. 00 до 19. 00. Минуем огромный угловой дом № 16, построенный в прошлом веке известным австрийским архитектором А. Е.  Вебером, и перед нами открывается Пушкинская площадь. Спустимся в подземный переход, а затем выйдем направо, к памятнику А. С.  Пушкину.

В 1775 г. был составлен первый план регулирования Тверской улицы (после пожара 1873 г. ) В соответствии с ним была организована Страстная площадь, называвшаяся так по находившемуся на месте нынешнего киноконцертного зала “Пушкинский” Страстному монастырю. Женский монастырь во имя Страстной Иконы Божией Матери был основан волею царя Алексея Михайловича в 1654 году. После революции монастырь упразднили, затем открыли в его стенах антирелигиозный музей(! ), а в 1937 году снесли монастырские здания, и площадь переименовали в ознаменование столетия со дня смерти А. С.  Пушкина (! ). В 1950-м был устроен всем хорошо знакомый сквер, и с Тверского бульвара перенесен памятник А. С.  Пушкину. Сегодня памятник—главная достопримечательность этой площади, но мы, придерживаясь исторической логики, рассказываем вам о нем на экскурсии по Тверскому бульвару. Киноконцертный зал “Пушкинский” был построен в 1961 году, до недавних пор назывался “Россией” и считался вторым в городе по количеству мест(Поинтересуйтесь, какой был первым). Продолжим прогулку по Тверской. В дальнейшем интерес для нас будет представлять левая сторона, так что, если хотите, можете перейти на нее подземным переходом. Однако, возможно, вам удобнее рассматривать дома с некоторой дистанции— тогда продолжайте двигаться по правой стороне, глядя оттуда налево. Справа остался построенный в советское время комплекс издательства когда-то популярной газеты “Известия”, вход в станции метро “Пушкинская” и “Тверская”, и мы с вами оказались около необычного по архитектуре дома № 18. Он был построен архитектором А. Э.  Эрихсоном в 1904-05 гг. для газеты “Русское слово”. Дом яркий образец стиля модерн. Обратите внимание на круглые и полукруглые оконные проемы, на причудливый рисунок оконных переплетов, растительный орнамент. На доме установлена доска в память, наверное, самого известного дореволюционного издателя Ивана Дмитриевича Сытина, буквари и учебники которого издавались многотысячными тиражами и выдерживали десятки изданий. Сытин же много сделал для издания авторов, которых мы сегодня называем классиками русской литературы. Газета “Русское слово” входила в издательский комплекс И. Д.  Сытина. Здесь же разместились типография и вскоре ставший знаменитым среди москвичей сытинский книжный магазин. Да и сам книгоиздатель жил до 1928 года в доме на Тверской, 18.

Взгляните на противоположную сторону улицы. Дом № 19 был построен в 1940 г. , архитекторами М. П.  Парусниковым и Г. П.  Бадановым и заселен людьми, некоторые из которых были знаменитостями. Возле проездной арки бросается в глаза рельефная мемориальная доска с изображением вырывающихся из рук авиаконструктора самолетов. Изображеный на доске авиаконструктор—Семен Лавочкин, самолеты-истребители которого Ла-5 прославились в Великую Отечественную. Здесь также жили деятели нашей культуры, в чьих судьбах и творчестве та война сыграла немалую роль. Это писатели Константин Симонов, Алексей Сурков, Михаил Исаковский, художник Александр Лактионов. Песни М.  Исаковского и сейчас поет старшее поколение москвичей, собираясь по праздникам, особенно в День Победы. (Может быть вам удасться назвать несколько его песен? Давайте начнем вместе: “Катюша”, “Враги сожгли родную хату”, “Летят перелетные птицы”.... )Наверняка вам знакома и находящаяся в Третьяковке картина художника А.  Лактионова “Письмо с фронта”.

В начале экскурсии мы, помнится, заметили что на Тверской можно встретить и здания восемнадцатого столетия. Именно такой дом— классический особняк темно-красного цвета с внутренним двором? курдонером и лежащими на пилонах ворот львами —смотрит на нас с противоположной стороны улицы (№  21). Дом был построен для А. М.  Хераскова в 1780-е г. г. , затем перестроен для графа Льва Разумовского в начале XIX в. А затем сюда перехал Английский клуб, место досуга русских аристократов. Первоначально (он возник в 1772 году) клуб объединял живших в Москве иностранцев, отсюда и название. Членами клуба (число их было ограничено тремястами) могли быть лишь платившие взносы представители дворянских родов, исключительно мужчины. Здесь устраивали политические дебаты, торжественные акты, читали газеты, общались, играли в карты и на бильярде, здесь же обедали любители изысканной кухни. Если вы еще не прочитали “Москву и мосвичи” В.  Гиляровского, прочитайте непременно очерк “Ворота со львами”. Вы конечно, догадались, о каком доме идет речь в очерке с таким названием. От дяди Гиляя вы узнаете , о том, как Лев Толстой проиграл здесь на бильяарде тысячу рублей заезжему офицеру и что из этого вышло, о роли клуба в создании А. С.  Грибоедовым комедии “Горе от ума”, о московских цыганских хорах, о скандально знаменитом графе Федоре Толстом по прозвищу “Американец”, о завсегдатае клуба князе Льве Голицыне, увлекавшемся виноделием и ходившем зимою и летом в мужицком армяке.... После революции клуб, естественно, прекратил существование. Уже вскоре после Февральской революции с разных сторон зазвучали голоса о необходимости создания музей русской революции.

Так, параллельно в Городской Думе в мае 1917 года и во Всероссийском Союзе Городов был поставлен вопрос о немедленном создании Музея Революции в Москве и Обществе музея Революции в контакте с Обществом Дома-музея в память борцов за свободу в Петрограде. Союзом было создано Оргбюро Общества Музея Революции под председательством В. П.  Кранихфельда. Принятое воззвание подписали многие общественные, государственные деятели и деятели культуры, в т. ч. А. М.  Горький, В. Г.  Короленко, А. Ф.  Керенский. Но открылся музей с таким названием уже после Октябрьской революции, в 1924 году. Сегодня Музей революции—один из самых авторитетных в области научно-методической и экспозиционной работы, здесь вы можете познакомиться с разными аспектами истории нашей страны в XX веке. В музее устраиваются тематические выставки, проводятся тематические экскурсии.

Музей открыт ежедневно с 10. 00 до 18. 00, по средам с 11. 00 до 19. 00, понедельник выходной.

В соседнем доме (№ 23), построенном в предреволюционные годы размещался один из первых московских кинотеатров— “Арс”, а теперь работает Драматический театр им.  К. С.  Станиславского. На месте жилого дома № 25 стояло здание Глазной больницы, построенное в XVIII веке, затем перестраивавшееся. Но, можете возразить вы, Глазная больница, хорошо известная многим москвичам хотя бы по названию троллейбусной остановки, стоит и сейчас. Это так, только стоит она во дворе нового жилого корпуса № 25. Снова “дом переехал”? Совершенно верно. Здание Глазной больницы в 1939 году развернули на 90° и передвинули вглубь в Мамоновский переулок. В самом переулке вам также, наверняка, известна еще одна культурная достопримечательность—ТЮЗ, Театр юного зрителя. Обратите внимание на фасад дома № 25, он украшен живописной росписью в технике, называемой “сграффито”. Сам дом возведен по проекту известного советского архитектора, одного из зачинателей индустриального домостроения А. К.  Бурова, а живописные вставки выполнены не менее известным художником-монументалистом В. А.  Фаворским. Дом (первая очередь сооружалась в 1933-36 гг. , вторая в 1949 г. ) был отмечен поощрительной премией на конкурсе жилых домов, проведенном Моссоветом. На фасаде мемориальные доски. Здесь жили народные артисты СССР певец Сергей Лемешев и пианист Эмиль Гилельс, а также художник Александр Дейнека.

Жилой дом № 27-29 построен по проекту архитектора И. Н.  Соболева в 1948 году. Левая часть дома вобрала в себя два старых здания, надстроенных двумя этажами, а промежуток между ними был заполнен новым семиэтажным корпусом. В состав правой части вошел старый четырехэтажный корпус, также надстроенный двумя этажами, по сторонам его возведены боковые шестиэтажные корпуса. Фасад несет на себе лепнину и чугунное литье эркеров.

Над проходной аркой, ведущей к служебному входу Театра им.  Моссовета, большая мемориальная доска с небольшим скульптурным портретом писателя Александра Фадеева, генерального секретаря Союза писателей СССР. Творческая и личная судьба этого безусловно талантливого человека была полна неразрешимых противоречий, приведших к трагической гибели. Как следует из текста, здесь он жил и умер в 1956 году. На самом деле последнее время писатель жил и умер на даче в Переделкине, в поселке Литфонда, но прописан был здесь, чем, видимо, и вызван характер памятной надписи.

Наша прогулка подходит к концу. Мы с вами выходим на площадь, долгое время, носившую имя поэта, чья судьба во многом похожа на судьбу Александра Фадеева —Владимира Маяковского. Оба отдали себя на алтарь революции и дела коммунизма, оба были провозглашены советскими классиками и создателями новой литературы, и оба ушли из советской действительности, пустив себе пулю в висок. А прежде эта площадь называлась площадью Старых Триумфальных ворот. Мы уже говорили, что в древности здесь проходила дорога на Тверь. Неподалеку обосновалась ямская слобода, где жили обслуживавшие этот путь ямщики. Так что дальнейшее продолжение Тверской улицы позднее получило название Тверской-Ямской. В XVIII веке в Россию вместе с увлечением архитектурным стилем классицизм дошла и заведенная еще в античности традиция ставить так называемые триумфальные арки (ворота), через которые “с триумфом” проезжали победители и правители. На российской земле эти арки-ворота превращались в памятники военных побед, коронаций и иных событий государственной важности. В 1721 году в ознаменование победного завершения войны со Швецией (Тильзитский мир) здесь, у Тверских ворот Земляного города(Вспомните или посмотрите в учебнике москвоведения, что это за “город”)были поставлены Триумфальные ворота, через которые торжественно въехал, следуя из Петербурга, Петр Великий. Позднее здесь, у старой границы города, сооружались и другие арки в честь коронационных въездов русских государынь и государей. Но они были недолговечны. А в 1814 году появились новые триумфальные ворота в честь возвращавшихся из Парижа русских воинов—победителей Наполеона. Поставили же их дальше, у новой границы города, на нынешней площади Белорусского вокзала. Позднее, в 1834 году на месте деревянных ворот встала знаменитая Триумфальная Арка архитектора Осипа Ивановича Бове, сложенная из камня и чугуна. К тому времени на месте городских укреплений Земляного города и Камер-Коллежского вала оформились площади. Дальняя получила название Площади Новых Триумфальных ворот, а ближняя, на которой мы стоим сейчас—Старых Триумфальных ворот. Новая арка была затем разобрана при реконструкции Москвы в 1936 г. , но воссоздана в 1968 г. на новом месте, неподалеку от Поклонной горы и Кутузовской избы, где и пребывает до сих пор. А от так называемых старых ворот уже в прошлом веке оставалось одно название площади, пока последняя не была переименована в честь В. В.  Маяковского в 1935 г. Таковой она оставалась до 1992 года, когда получила нынешнее название Триумфальной площади.

В самом центре площади памятник Владимиру Маяковскому работы скульптора А. П.  Кибальникова (1958 г. )

Современный вид площадь приобрела в 1940-50-ее гг. , когда были построены Концертный зал имени П. И.  Чайковского (архитекторы Д. Н.  Чечулин и К. К.  Орлов), высотная гостиница “Пекин” (архитектор Д. Н.  Чечулин и административное здание с северо-западной стороны площади. Последнее включило в себя более старую постройку—кинотеатр, открытый в 1913 году одним из родоначальников отечественной кинематографии А. А.  Ханжонковым. В советское время перестроенный кинотеатр носил название “Москва”, а теперь “Дома Ханжонкова” (Киновидеоцентр). С юго-запада площадь выходят еще два объекта культуры—Театр Сатиры и Сад “Аквариум” с Театром имени Моссовета. Все это очень популярные среди москвичей учреждения.

Ну, вот и все. Мы очень надеемся, что вы все-таки выберете время, лучше в выходной день пораньше утром, когда меньше народу, и не ограничившись чтением книги, пройдетесь по главной улицы Москвы. Возможно, это будет новым открытием с детства знакомой улицы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать