Звезда по имени Солнце. Виктор Цой - (реферат)

Звезда по имени Солнце. Виктор Цой - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Вильнюсский педагогический университет
    Студентки ФС IV курса
    Юрчик Анжелики
    Вильнюс 2001

Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль “Москвич”, за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом. К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера – никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы “Кино” - а Цой всегда настаивал на своей роли именно “члена группы” - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и “металлистов”, и “депешистов”, и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия – еще не брак! ) альбомы были последними посланцами “магнитофонной культуры”, и, безусловно, центральным объектом “пиратирования”. В. Цой торопился жить и очень любил жизнь, хотя мало кому признавался – образ “черного рыцаря” не позволял этого. Он всегда был таким угрюмым, каким его привыкли видеть в черно-белом ящике телевизора. Никогда не расставался с черным костюмом и гитарой-шестистрункой. С ним трудно было разговаривать. Он не любил говорить – он любил петь (“Моя душа – в моих песнях”). По опросам всячесих хит-парадов он сам и его группа “Кино” занимали только первые места. Он был тем самым “последним героем”, который нарисовал на рукаве группу крови и отправился в бой, потому что “тем, кто ложится спать, спокойного сна” и “мы хотели пить, но не было воды”, и тогда он сказал, что “дальше действовать будем мы”. Мы – это и беспечная восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая “так любишь эти фильмы”. Главное достоинство последних песен "Кино" - сдвиг авторской позиции с непререкаемого "я" на нервное "мы": Мы хотели пить, не было воды,

    Мы хотели света, не было звезды,
    Мы выходили под дождь и пили воду из луж,
    Мы хотели песен, не было слов,
    Мы хотели спать, не было снов,
    Мы носили траур, оркестр играл туш.

Хотя сам В. Цой придерживался такого мнения: “когда речь идет о песнях, я сторонник слова “я”. Оно честнее, нежели “мы”. "Кино" привлекаeт слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. В текстах В. Цоя – а именно он является автором практически всего репертуара "Кино" – романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно "повзросление" ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. Вот что говорил Виктор о своем творчестве: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня…. Я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда “нужно”, получается нечестно. А если меня волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню. … Я не певец социального протеста, не пишу песен “на злобу дня”… Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях”. Страннa, вообще говоря, музыка – что-то от пост-панка, что-то от нью-вэйва. Простые, но красивые гармонии, изобретательные рисунки баса... Простая (местами даже специально "припопсённая") музыка, абсолютно никаких изысков, гитарные партии под силу даже начинающему музыканту, барабаны с лёгкостью заменяются обычной drum-машиной. В. Цой объясняет это так: “нам за честность могут простить практичеки все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи…... Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные”. Прохладность загадочно-кошачьей пластики, чарующая отстраненность мимики, подчеркнуто-бесстрастный вокал, в прижатости которого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, только внушив себе – это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора "с нами или против нас" всего лишь померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях. Но нельзя рассматривать его тексты песен в отрыве от музыки, они многое таким образом теряют, т. к. текст и музыка едины, ведь мысль в них одна. Половина песен написана просто от большой скуки и безделья, вторая половина, обладая глубоким смыслом, излагается очень просто и доступно. Его стихи – и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Он поясняет это так: “Мир многолик, многолики и стихи”. Спору нет, заслуга Цоя велика: сделать рассматривание различных проблем настолько простым и понятным, без потери глубины смысла и самой сути, и, не прибегая к размышлениям о высоких материях и различного рода философствованиям, - дорогого стоит. В этом и была его основная ценность и уникальность. Это и сделало его героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе навзрыда, надрыва и крика, никакой правды-матки, столь характерной для так называемого “русского рока”. В его стихах, в нем самом, в его песнях чувствуется искренняя вера, без оттенка “комерческого” характера. Мир Цоя – братство одиночек, поэтому и его лирический герой – одиночка, путешественник, просто асоциальный тип! Путник, идущий, подобно набоковскому Мартыну, за какой-то призрачной мечтой по зову свыше: Hо странный стук зовет в дорогу

    Mожет сердце, а может стук в дверь

При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой был (есть! ) потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни: Я не люблю, когда мне врут,

    Но от правды я тоже устал.
    Я пытался найти приют,
    Говорят, что плохо искал.

Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету. Так уж сложилось, поет Цой - "Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной возне за место под солнцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности. В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные недостатки", Цой просто заявляет: "Дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.

    Небольшой анализ стихотворения “Пачка сигарет”:

Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики и истории литературы. Наличие в кармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для оптимистического восприятия действительности. И хотя из песни становится ясным, что в немалой степени этому способствует проездной документ на самолет (находящийся, очевидно, в этом же кармане), все же доминирующим фактором является именно пачка сигарет - не случайно именно этот образ вынесен в заглавие всей песни. Лирический герой Цоя архетипичен и берет свою родословную из довольно скучной и известной всем из школьной программы галереи "ненужных людей" XIX века – Печориных, Чацких и Онегиных. "Последний Герой" Цоя - воплощенный образ самого Виктора - своего рода Байроническая личность, загадочная и отчужденная, прежде всего потому, что нам непонятна природа его рефлексий: она скрыта глубоко внутри, может быть в прошлом этого персонажа. Мы можем лишь смутно догадываться, по каким именно дорогам ходил персонаж в начале песни "Пачка сигарет" ("Я ходил по всем дорогам.... "); непонятно и направление его движения ("и туда, и сюда"), и полной неясностью покрыта неспособность героя различить оставленные им (либо кем-либо другим) следы ("Обернулся - и не смог разглядеть следы"). Невозможность отследить, увидеть точку возникновения собственных мыслей и чувств рождает у героя смутное, но стабильное предчувствие скорых событий явно деструктивного характера, усугубляющееся отсутствием музыки, игравшей, очевидно, немаловажную роль в становлении его как личности ("А без музыки и на миру смерть не красна"). Жестоким приговором окружающему миру, обществу потребления, звучат первые строки куплета ("И никто не хотел быть виноватым без вина/ И никто не хотел руками жар загребать") - и хотя обвинение это не персонифицировано, мы понимаем, что именно нежелание "загребать руками жар" и "быть виноватым без вина" более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизни самого Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смысле загребавшего руками жар), позволяет нам говорить об общности переживаний Виктора и его героя. Интересно отметить, что в образной структуре "пачки" не оказалось места для таких важных элементов Цоевской поэтики, как звезды и кровь. Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен “Кино” носят просто космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (как котельная по прозвищу “Камчатка” или реальная девушка из песни “Восьмиклассница”), то в альбоме 1986-го года “Ночь” их нет в помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов: Война – дело молодых,

    Лекарство против морщин.

Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о “необходимости ввода ограниченного контингента советских войск…” и прочee? Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых “приколов” в его творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся: И никто не хотел

    Быть виноватым без вина.
    И еще вот эта строчка:
    Все говорят, что мы вместе
    Все говорят, но немногие знают, в каком.

Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в “Маме-анархии”, прямой пародии на Sex Pistols или “Когда твоя девушка больна”, косвенно пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного безымяного альбома “Кино”, который все называют “черным”.

    Некоторые символы в творчестве Виктора Цоя:

Звезда – это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа “солнце” - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е. , приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один “астрономический” символ – луна – обозначает “заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень: А над городом – ночь, а над ночью – луна,

    И сегодня луна каплей крови красна.

Соответственно, спать – значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее: Символ “день” также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья. Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер – какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Иногда под ветром понимается время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета: Весна –

    Скоро вырастет трава.
    ……………………….
    Весна –
    Вы посмотрите, как красиво.

лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития: Белая гадость лежит под окном.

    Я ношу шапку и шерстяные носки.
    ………………………………………
    Первый снег красив, но он несущий смерть.

Музыкальный стиль группы варьируется от мелодичного медленного рока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще: Там за окном сказка с несчастливым концом,

    Странная сказка…

При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности. Виктор практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте: В наших глазах крики “Вперед! ”

    В наших глазах окрики “Стой! ”
    В наших глазах рождение дня.
    И смерть огня.
    В наших глазах звездная ночь.
    В наших глазах потерянный рай.
    В наших глазах закрытая дверь.
    Что тебе нужно? Выбирай!

Высказывания на тему “что делать” больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е. действовать: Смерть стоит того, чтобы жить,

    А любовь стоит того, чтобы ждать.

Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизма во взглядах: Ты должен быть сильным, ты должен уметь

    Сказать: “Руки прочь, прочь от меня”.
    Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
    Что будут стоить тысячи слов,
    Когда важна будет крепость руки?
    И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть.
    Движение и вообще действие признается им как смысл жизни.
    Краткий обзор-анализ альбомов:

Первый альбом “45” (1982год) был записан на обычном четырездорожечном “Тембре”, а “Восьмиклассница” – даже на 9 скорости, забыли переключить (но получилось классно, по мнению Цоя). Альбом был акустическим, но даже на таком уровне записи он был очень сложен. Альбом “46” (1984год) – это первоначально был “демо” к новому альбому, а потом в народе стал ходить под этим названием. Следующий альбом “Начальник Камчатки” (1986год) был электрическим и несколько экспериментальным в области звука формы. “Не могу сказать, что он получился таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой направленности, но, с точки зрения эксперимента, это интересно”, - вспоминал Виктор. Неоромантический альбом "Начальник Камчатки", в записи которого принял участие сам "великий Боб" (Борис Гребенщиков), далек от профессионального совершенства; в удачном "Троллейбусе", "Камчатке", "Генерале" чувствуется влияние "Аквариума" - но все-таки.... Обаяние юности, неистребимая и загадочная энергия искреннего "Начальника" заставляют слушать этот немудреный "пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими уж и простыми текстами: Где твой мундир, генерал?

    Твои ордена, спина, как струна?

Его юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно скроенном, скромно аранжированном альбоме "Ночь". Экспрессивный и неоромантический настрой песен уживается с пугающе искренней агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому-то так часто вспоминает Цой "телефоны", "сигареты", "ночи". От примитивного "телефон и твой номер тянут меня как магнит", от "Анархии", стыдливо названной пародией на западные панк- группы, до почти попсовой "Мы хотим танцевать" – в этом и есть размах "Ночи". Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за привычную уже стену иронии. До 1986 года "Кино" было символом "потерянного" поколения и четко отражало всю горечь и протест против духовного застоя в жизни человека Города; группа отражала воззрения той локальной части людей молодого и среднего возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни, определенную безысходность. Если ранее энергия в песнях "работала на оборону", то теперь она становится энергией атаки. Перемен требуют наши сердца!

    Перемен требуют наши глаза!
    В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен –
    Перемен! Мы ждем перемен!

Несомненно, огромную силу и обаяние представляет очень цельная, трагичная и незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии окружающего мира неожиданно предстают перед нами, как в сказках Г. Х. Андерсена, в новом качестве, оживленные и наполненные внутренним светом. Альбом 1986 года "Ночь" показателен в этом отношении. Индивидуальность слушателя независимо даже от его воли сливается с индивидуальностью лирического героя песен. Очень реальные вещи, понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют с немногочисленными символами – ночь, дождь, ветви деревьев, - которые опять же "скрывают" в себе четкую реальность. При всем этом даже в самой печальной песне присутствует ирония, и что более удивительно – самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные черты В. Цоя). Часто настроения песни от личностного восприятия переходят к чему-то более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение. Только капля за каплей из крана вода,

    Только капля за каплей из времени дниа,
    Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни....
    Наше сердце работает как новый мотор!
    Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
    И будем делать все, что мы захотим,
    Пока вы не угробили весь этот мир....

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать