Творчество Владимира Высоцкого - (реферат)
p>В этом стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.

Стихи и песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, монологи очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Сегодня не слышно биения сердец.

    Оно для аллей и беседок.
    Я падаю, грудью хватая свинец,
    Подумать успев напоследок:
    “На этот раз мне не вернуться.
    Я ухожу - придет другой.
    Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
    А сыновья, а сыновья уходят в бой”.
    или
    Почему все не так? Вроде все как всегда:
    То же небо опять голубое,
    Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
    Только он не вернулся из боя.
    Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
    Он всегда говорил про другое,
    Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
    А вчера не вернулся из боя.
    То, что пусто теперь, - не про то разговор,
    Вдруг заметил я: нас было двое....
    Для меня словно ветром задуло костер,
    Когда он не вернулся из боя.
    Нам и места в землянке хватало вполне,
    Нам и время текло для обоих....
    Все теперь одному, только кажется мне,
    Это я не вернулся из боя.

Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством Владимира Высоцкого, есть “свой собственный Высоцкий”, есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. Для меня это “Охота на волков” и “Конец охоты на волков”

    Охота на волков
    Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
    Но сегодня - опять как вчера:
    Обложили меня, обложили
    Гонят весело на номера!
    Из-за елей хлопочут двустволки
    Там охотники прячутся в тень,
    На снегу кувыркаются волки,
    Превратившись в живую мишень.
    Идет охота на волков, идет охота
    На серых хищников, матерых и щенков!
    Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
    Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
    Не на равных играют с волками
    Егеря - но не дрогнет рука,
    Оградив нам свободу флажками,
    Бьют уверенно, наверняка.
    Волк не может нарушить традиций,
    Видно, в детстве - слепые щенки
    Мы, волчата, сосали волчицу
    И всосали: нельзя за флажки!
    И вот - охота на волков, идет охота
    На серых хищников, матерых и щенков!
    Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
    Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
    Наши ноги и челюсти быстры,
    Почему же, вожак, - дай ответ
    Мы затравленно мчимся на выстрел
    И не пробуем - через запрет? !
    Волк не может, не должен иначе.
    Вот кончается время мое:
    Тот, которому я предназначен,
    Улыбнулся - и поднял ружье.
    Идет охота на волков, идет охота
    На серых хищников, матерых и щенков!
    Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
    Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
    Я из повиновения вышел
    За флажки, - жажда жизни сильней!
    Только сзади я с радостью слышал
    Удивленные крики людей.
    Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
    Но сегодня не так, как вчера:
    Обложили меня, обложили
    Но остались ни с чем егеря!
    Идет охота на волков, идет охота
    На серых хищников, матерых и щенков!
    Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
    Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
    Конец охоты на волков,
    или Охота с вертолетов
    Словно бритва рассвет полоснул по глазам,
    Отворились курки, как волшебный сезам,
    Появились стрелки, на помине легки,
    И взлетели стрекозы с протухшей реки,
    И потеха пошла - в две руки, в две руки!
    Вы легли на живот и убрали клыки.
    Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
    Чуял волчие ямы подушками лап;
    Тот, кого даже пуля догнать не могла б,
    Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.
    Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал,
    Зря мы любим ее, однолюбы.
    Вот у смерти - красивый широкий оскал
    И здоровые, крепкие зубы.
    Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу
    Псам еще не намылены холки!
    Но - на татуированном кровью снегу
    Наша роспись: мы больше не волки!
    Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
    К небесам удивленные морды задрав:
    Либо с неба возмездье на нас пролилось,
    Либо света конец - и в мозгах перекос,
    Только били нас в рост из железных стрекоз.
    Кровью вымокли мы под свинцовым дождем
    И смирились, решив: все равно не уйдем!
    Животами горячими плавили снег.
    Эту бойню затеял не Бог - человек:
    Улетающим - влет, убегающим - в бег....
    Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
    В равной сваре - за нами удача.
    Волки мы - хороша наша волчая жизнь,
    Вы собаки - и смерть вам собачья!
    Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу,
    Чтобы в корне пресечь кривотолки.
    Но - на татуированном кровью снегу
    Наша роспись: мы больше не волки!
    К лесу - там хоть немногих из вас сберегу!
    К лесу, волки, - труднее убить на бегу!
    Уносите же ноги, спасайте щенков!
    Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
    И скликаю заблудшие души волков.
    Те, кто жив, затаились на том берегу.
    Что могу я один? Ничего не могу!
    Отказали глаза, притупилось чутье....
    Где вы, волки, былое лесное зверье,
    Где же ты, желтоглазое племя мое? !
    .... Я живу, но теперь окружают меня
    Звери, волчих не знавшие кличей,
    Это псы, отдаленная наша родня,
    Мы их раньше считали добычей.
    Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
    Обнажаю гнилые осколки.
    Но - на татуированном кровью снегу
    Наша роспись: мы больше не волки!

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:

    И снизу лед, и сверху - маюсь между:
    Пробить ли верх иль пробуравить низ?
    Конечно, всплыть и не терять надежду!
    А там - за дело в ожиданьи виз.
    Лед надо мною - надломись и тресни!
    Я весь в поту, хоть я не от сохи.
    Вернусь к тебе, как корабли из песни,
    Все помня, даже старые стихи.
    Мне меньше полувека - сорок с лишним,
    Я жив, тобой и Господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне будет чем ответить перед Ним.

Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

    Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
    Теперь неважно, что порою несправедливою была.
    Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
    Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Альтшуллер В. Особенности восприятия творчества: [Из материалов филол. чтений 13-14 февр. ] // Воронежский университет. - Воронеж: ВГУ, 1988. - 14 марта.

Аннинский Л. Вечная разгадка Высоцкого // День лит. - М. , 1997 - 1 (май); То же: Вечная разгадка? // Апрель: Альм. Вып. 10. - М. : РИА Юго-Запад, 1997; То же [в сокр. ]: Вечная разгадка // АПАРТ. - М. , 1996. - 4. - С. 4-7. Аронов А. Поэт // Моск. комсомолец. - 1987. - 22 янв. ; То же // Молодой ленинец. - Волгоград, 1987. - 31 янв. Берестов В. "В прошлом, будущем и настоящем.... " // Вопросы лит. - 1995. - Вып. II (март апр. ). - С. 3-26; То же: // Берестов В. Лестница чувств // Вагант: Прил. - М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1996. - С. 22-31.

Бестужев-Лада И. В. Сцилла и харибда творческого наследия В. Высоцкого // Вагант-Москва. - М. , 1996. - 10-12. - С. 1-6.

Бибина А. В. Автор и "ролевые" персонажи в лирике В. Высоцкого // Проблема автора в художественной литературе: Тез. докл. регионал. межвузов. науч. конф. , посвящ. памяти проф. Б. О. Кормана. - Ижевск: Удмурт. Гос. ун-т, 1990. - С. 63-64. Бибина А. В. Так что же случилось в Африке? : Об одной "несерьез. " песне В. Высоцкого // Рус. речь. - 1993. - 1 (янв. - февр. ). - С. 20-22.

Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. - М. : ВНИИ искусствознания, 1990. 24 с.

Блинов Ю. Н. О семантической специфики идиостиля Вл. Высоцкого // А. А. Потебня исследователь славянских взаимосвязей: Тез. Всесоюз. науч. конф. (октябрь 1991 г. ). Ч. II. - Харьков: ХГУ им. А. М. Горького, 1991. - С. 75 - 77. Блинов Ю. Н. Приемы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М. : РУДН, 1994. - 18 с. Богомолов Н. Пространство слова // Журналист. - М. : МГУ, 1988. - 25 янв. - С. 18-19. Богуславский И. Поэт и литературная критика: [Из материалов филол. чтений 13-14 февр. ] // Воронежский университет. - Воронеж: ВГУ, 1988. - 14 марта.

Бойко С. "Непоправимое родство столетий.... " // Вагант-Москва. - М. , 1996. - 10-12. - С. 45-66. - О Высоцком: С. 59-66.

Бородулин В. "По эту сторону добра и зла": (Владимир Высоцкий как носитель новой нац. ментальности) // Вагант: Прил. - М. : ГКЦМ "Дом Высоцкого", 1991. - 5. - С. 12-16.

Бочаров А. Песенная магма // Журналист. - М. : МГУ, 1988. - 25 янв. - С. 16-17. Васильев Н. О поэзии Владимира Высоцкого / Н. Васильев, канд. филол. наук // Совет. Мордовия. - Саранск, 1982. - 2 сент.

Велехова Н. Мир с Высоцким и без него // Театр. - 1997. - 1 [окт. ]. - С. 90-107. Весь Высоцкий на 30 компакт-кассетах: Каталог. [Прилож. к компл. в футляре] / Сост. и подгот. материалов А. Петракова и А. Саввина // М. : Moroz records; Aprelevka sound production, 1997. -Из содерж. :Алфавитный указатель [песен и стихотворений на фонограммах]; Указатель выступлений В. Высоцкого с 1961 по 1980 гг. ; Указатель фильмов и спектаклей; Указатель студийных записей.

Вицаи П. Вы говорите по-русски? : Просторечие в современном лит. -песен. творчестве [на примерах В. Высоцкого и Л. Филатова] // Вагант. - М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1995. - 2-3. - С. 21.

Вицаи П. Высоцкий - герой нашего времени: [Творчество бардов в изучении рус. культуры и истории]. [Докл. на III Междунар. встрече учащихсяся и преподавателей рус. яз. в г. Дьере. 1986] // Вагант. - М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1996. - 5-6. - С. 22-23.

Вицаи П. О новых направлениях в преподавании русского языка в Венгрии // Формы и методы интенсификации учебного процесса при обучении иностранных студентов русскому языку: Тез. докл. междунар. науч. -метод. конф. (22 июня 1995 г. , г. Минск): В 2 ч. Ч. 1. - Минск: БГЭУ, 1995. - С. 5-6.

Вицаи П. Песни В. Высоцкого в контексте национальной художественной культуры при изучении русского языка в Венгрии // IV Междунар. симп. по лингвострановедению: Москва, 31 янв. - 4 февр. 1994 г. Тез. докл. и сообщ. - М. : ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1994. - С. 48.

Вицаи П. Песни В. Высоцкого как средство мотивации в обучении русскому языку как иностранному // Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: Тез. докл. Междунар. науч. -метод. конф. Тула: ГПУ, 1997. - С. 43-44.

Вицаи П. Песни Владимира Высоцкого на уроках русского языка: Спецкурс как средство мотивации // Рус. яз. за рубежом. - 1993. - 4. - С. 101-107. Вицаи П. Пушкин и Высоцкий: Роль историко-лит. знаний при пер. текстов песен Владимира Высоцкого // Вагант. - М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1996. - 3-4. - С. 24-25. Вицаи П. Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии: (На материале творчества В. Высоцкого): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М. : ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1997. - 16 с.

Вицаи П. Творчество бардов в изучении русского языка как иностранного // Тезисы докладов и сообщений: Итоги и перспективы развития методики: теория и практика преподавания рус. яз. и культуры России в иностранной аудитории. Междунар. науч. конф. , РУДН, 21-25 нояб. 1995 г. - М. : РУДН, 1995. - С. 91-92. Вицаи П. Творчество Владимира Высоцкого как явление национальной культуры в контексте формирования языковой личности венгерского русиста // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. 12-14 мая 1995 г. Екатеринбург, Россия. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. - С. 27-28.

Вицаи П. Феномен песен В. Высоцкого в изучении РКИ // Рус. яз. в общении и образовании: (Россия, Москва, 22-28 июня 1996 г. ). Сб. тез. , докл. и сообщ. междунар. конф. - М: ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1996. - С. 25-26.

Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? Библиогр. указ. -справ. (1960-1990) / Авт. -сост. А. С. Эпштейн. - Харьков: Студия-Л; Прогресс, 1992. 400 с.

Волкова Т. С. [О Высоцком] // Волкова Т. С. Проблема жанра в лирике: На материале соврем. рус. и укр. поэзии. - Львов: Свит, 1991. - С. 157-175.

Высоцкий: Библиогр. прижизн. публ. - Киев: Высоцкий: время, наследие, судьба, 1997. - 128 с. - (Сер. "Источник"; Вып. 3).

Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. ст. - Орел: ОГПУ, 1994. - 74 с. -Содерж. : [Предисл. редкол. ]; Букса И. П. Жанрово-тематическая природа поэзии В. С. Высоцкого; Букса И. П. К постановке проблемы поэтического стиля В. С. Высоцкого; Ковалева Т. В. Поэзия для детей В. С. Высоцкого; Изотов В. П. Взгляд на песню В. С. Высоцкого "Мы вращаем Землю"; Изотов В. П. Материалы к "Словарю индивидуально-авторских слов В. С. Высоцкого"; Антонова М. В. Особенности создания сказочного мира в поэзии В. С. Высоцкого; Ковалев П. А. Творчество В. С. Высоцкого и проблема песенного стиха; Панюшкин В. В. Словотворчество В. С. Высоцкого. Гладышев В. В. Амплификация как способ создания формально-семантической антитезы: (В. Высоцкий. "Я не люблю") // Язык и культура: Вторая междунар. конф. Тез... Ч. II. - Киев: Киев. ун-т им. Т. Шевченко; Укр. ин-т междунар. отношений, 1993. - С. 71-72.

Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачев): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Самара: СГПУ, 1997. - 18 с.

Гордийчук А. Стремясь к академичности: [Рец. на кн. : Высоцкий В. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Тула, 1993] // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1994. - 16. Домбровский Д. АП-ведение: [Обзор дис. ] // АПАРТ. - М. , 1997. - С. 5-6. Евтюгина А. А. Идеологемы в творчестве В. Высоцкого // VII Кузнецовские чтения: Семантика слова, предложения и текста. Тез. докл. межвузов. науч. конф. 7-8 февр. 1996 г. - Екатеринбург: УрГУ; Урал. линвист. общ-во, 1996. - С. 65-66. Евтюгина А. А. Опыт анализа прецедентного текста // Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур: Материалы V конф. молодых ученых филфака БГУ. 16 нояб. 1989 г. - Минск: БГУ, 1990. - С. 12-15.

Евтюгина А. А. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого: (к проблеме идиостиля). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Екатеринбург: УрГУ, 1995. - 18 с.

Евтюгина А. А. Сакральные тексты в творчестве В. Высоцкого // Актуальные проблемы лингвистики: Ежегод. регионал. науч. конф. Материалы. 5-6 февр. 1996 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 9. - С. 21-22.

Евтюгина А. А. Стилистические средства смехового в поэзии В. Высоцкого // Принципы изучения художественного текста: (Тез. 2-х Саратов. стилист. чтений, апр. 1992 г. ). Ч. 2. - Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1992. - С. 97-98. Евтюгина А. А. Фольклорные традиции и идиостиль В. Высоцкого // Теория текста: Лингвист. и стилист. аспекты. Тез. докл. и сообщ. науч. конф. 21-23 мая 1992 г. Екатеринбург: УрГУ; Ин-т рус. культуры, 1992. - С. 35.

Евтюгина А. А. Функции прецедентных текстов в поэзии В. С. Высоцкого // Исследования по художественному тексту: Материалы III Саратов. чтений по художеств. тексту, июнь 1994 г. Ч. 2 / Под ред. Б. Л. Борухова и К. Ф. Седова. - Саратов: Изд-во Саратов. гос. пед. ин-та, 1994. - С. 25-26.

Евтюгина А. А. Черты городского фольклора в творчестве В. Высоцкого // Научная лингвистическая конф. памяти доктора филологических наук профессора Э. В. Кузнецова: Тез. докл. и сообщ. 11 февр. 1993 г. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - С. 12-13. Евтюгина А. А. , Купина Н. А. Прецедентные тексты в творчестве В. Шукшина и В. Высоцкого // В. М. Шукшин. Жизнь и творчество: Краевой музей истории лит. , искусства и культуры Алтая. Труды. Вып. 2. - Барнаул: Алтайс. гос. ун-т, 1992. - С. 130-132. Емельянов В. "И снизу лед, и сверху - маюсь между.... " // Слово и дело. - СПб. , 1992. - 1 (21-27 янв. ). - С. 5.

Ефимов И. , Клинков К. Высоцкий и блатная песня: (Некоторые соображения по поводу) // Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1996. - 26.

Жебровска А. -И. Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. доктора. филол. наук. - М. : МГУ, 1994. - 52 с.

Житенева А. Устойчивые словосочетания в поэзии В. Высоцкого // Рус. слово в художеств. тексте и на уроке: Сб. науч. студенч. работ. Вып. 1. - Магнитогорск: ГПИ, 1992. - С. 24-34.

Зайцев В. А. Владимир Высоцкий // Вагант-Москва. - М. , 1997. - 1-3. - С. 1-16. Зайцев В. А. Стилевые искания и тенденции: Разд. 7. [В. Высоцкий] // Зайцев В. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. - М. : Высш. школа, 1988. - С. 45-48. Зоркая Н. [О кн. : "Pfandl H. Textbeziehundgen im dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. Mu nchen: Verlag Otto Sagner, 1993"] // Новое лит. обозрение. - 1995. - Вып. 15. - С. 400-403. Изотов В. П. Антиллеристы // Проблемы современной науки: Лингвистика. Материалы межвузов. обл. конф. молодых ученых. Апрель 1996 года. - Орел: ОГПУ, 1996. - С. 37-38. Изотов В. П. В. С. Высоцкий, "Кони привередливые": введение в комментарий и словарь. - Орел: [Без изд-ва], 1997. - 20 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать