3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством РФ, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", на:
а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
б) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
в) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;
г) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;
д) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами;
4) прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1.стр. 24-26]
Доходы бюджета Фонда приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Доходы бюджета Фонда
Наименование дохода | Сумма (тыс. рублей) | |
Налоги и взносы на социальные нужды | 68 004 018,5 | |
Единый социальный налог | 68 004 018,5 | |
Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд ОМС | 68 004 018,5 | |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 46 948,1 | |
Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам | 46 948,1 | |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 46 948,1 | |
Налоги на совокупный доход | 732 366,0 | |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 420 446,2 | |
Единый налог на вмененный доход на отдельные виды деятельности | 309 195,3 | |
Единый сельскохозяйственный налог | 2 724,5 | |
Прочие неналоговые доходы | 102 596,4 | |
Прочие неналоговые поступления в Федеральный ФОМС | 102 596,4 | |
Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 3 278,4 | |
Доходы бюджета Федерального фонда ОМС от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 3 278,4 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС | 85 847 293,7 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами | 56 900 250,5 | |
Средства федерального бюджета передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 290 600,0 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения | 4 000 000,0 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) | 3 402 600,0 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Ф ФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников | 17 253 843,2 | |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4 000 000,0 | |
Доходы, всего | 154 736 501,1 |
В течение 2007 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.
В результате к декабрю 2007 года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом, конечно, было оказано Правительством Российской Федерации и руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Благодаря принятым мерам по укреплению финансовой дисциплины в системе ДЛО совокупная стоимость по выписанным и фактически отпущенным в 2007 году лекарственным средствам уменьшилась на 24 млрд. рублей и составила 50,7 млрд. рублей. При этом основные параметры и источники финансовых ресурсов, необходимых для завершения расчетов за отпущенные лекарственные средства, были определены заблаговременно, на уровне Федерального закона от 21.07.2007 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Таким образом, в 2008 году расчеты осуществлялись уже в плановом режиме, и к середине июня они также завершены в полном объеме.
Так же обеспечена предельная прозрачность системы ОМС - при распределении средств в регионы больше не принимаются субъективные решения, все финансирование осуществляется в строгом соответствии с федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ. Еще один шаг в повышении прозрачности системы ОМС закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 515 «О порядке использования в 2008 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса», в котором указаны четкие критерии распределения этих денег. ФОМС построил конструктивные и благожелательные взаимоотношения с субъектами Российской Федерации, наладил эффективное взаимодействие с руководителями регионов, обеспечивая растущий уровень финансирования территориальных программ ОМС в субъектах РФ. В 2007 году доходы ФФОМС составили 154 736 501,1 млрд. рублей, что на 27% выше по сравнению с доходами фондов в 2006 г.
В 2007 году в Федеральном фонде ОМС возобновлена деятельность Межрегионального Координационного Совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.
Федеральным фондом ОМС был восстановлен уровень методического руководства системой ОМС на уровне субъектов Российской Федерации. В феврале прошлого года принят приказ ФОМС № 31 «Об утверждении положения о Совете исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования», и в настоящее время Совет исполнительных директоров фондов ОМС является эффективно функционирующим консультативно-совещательным органом, коллегиально решающим вопросы по реализации государственной политики в области ОМС.
Большинство решений и предложений Совета исполнительных директоров фондов ОМС нашли свое воплощение в виде реальных мероприятий, продемонстрировав тем самым высокую значимость этого коллегиального органа для системы ОМС, ее дальнейшего развития и совершенствования. [5, стр. 76-78]
3.2 Анализ Расходов ФФОМС за 2007 год
В бюджете ФФОМС на 2007 год установлен общий объем средств Фонда, направляемых в 2007 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 108 726 219,0 тыс. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 66 902 919,0 тыс. рублей, в том числе на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 году отдельным категориям граждан 32 002 668,5 тыс. рублей. Расходы Фонда в 2007 году составили 172 423 480,5 тыс. рублей. [1] Структура расходов представлена в Таблице 4.
Таблица 4. Структура расходов Бюджета ФФОМС на 2007 год
Наименование | Сумма (тыс. рублей) | |
Другие общегосударственные вопросы | 149 654,2 | |
Руководство и управление в сфере установленных функций | 149 654,2 | |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов | 149 654,2 | |
Международные отношения и международное сотрудничество | 300,0 | |
Обязательное медицинское страхование | 172273826,3 | |
Международные культурные, научные и информационные связи | 300,0 | |
Переподготовка и повышение квалификации | 8 200,0 | |
Переподготовка и повышение квалификации кадров | 8 200,0 | |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации | 7 878,1 | |
Выполнение других обязательств государства | 7 878,1 | |
Здравоохранение и спорт | 172 257 448,2 | |
Здравоохранение | 172 250 998,2 | |
Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС | 41 823 300,0 | |
Средства ФФОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни | 18 697 943,3 | |
Информатика | 70 200,0 | |
Трансферты, передаваемые ФФОМС | 99 072 917,4 | |
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования | 619 720,3 | |
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами | 66 902 919,0 | |
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4 393 384,5 | |
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико- санитарную помощь (при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами- терапевтами участковыми, врачами- педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей- терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики | 18 029 413,6 | |
Субсидии, передаваемые территориальным фондам ОМС на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения | 5 434 280,0 | |
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на ОМС неработающего населения (детей) | 3 402 600,0 | |
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 290 600,0 | |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта | 6 450,0 | |
Выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по государственным контрактам | 6 450,0 | |
Расходы, всего | 172 423 480,5 |
Остатки средств на 1 января 2007 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2006 году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.
Фонд в 2007 году направил средства в сумме 290 600,0 тыс. рублей, выделенные из федерального бюджета, на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фонд в 2007 году осуществляет финансирование проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование за счет средств в сумме 4 000 000,0 тыс. рублей, перечисляемых из федерального бюджета, и остатков средств на 1 января 2007 года в сумме 1 434 280,0 тыс. рублей, образовавшихся в бюджетах Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в результате неполного использования ассигнований на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, после завершения в первом квартале 2007 года расчетов по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в 2006 году.
В Бюджете Фонда на 2007 год Установлено, что Фонд в 2007 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 18 697 943,3 тыс. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
Задача повышения качества и доступности медицинской помощи во всем мире признана одной из важнейших проблем. Решение этой задачи в России предполагало существенную модернизацию здравоохранения, в первую очередь путем реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».