Инвестиционная деятельность банков
месте с тем самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются. Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки налога на прибыль:

24 %, если иное не предусмотрено п.2-5. Статьей 284 НК РФ;

15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов и др.

В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

Более эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита - для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным законом "Об инвестиционном налоговом кредите", однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения. В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиций в реальный сектор экономики.

Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе РФ. Между тем в практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов. Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения).

Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики. Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, неплатежеспособности, финансового состояния норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством. Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.

Для оживления инвестиционной деятельности в России необходимо создание эффективного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств в банковской системе.

Практика инвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной и инновационной деятельности оказывается успешной при мощном механизме привлечения денежных вкладов населения и собственных оборотных средств банков; развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей лизинговых и страховых компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования.

Что касается России, то для нее целесообразен выбор такой адаптационной стратегии управления инвестиционным и инновационным процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

принятие законов о свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

3.2 Перспективы инвестиционной деятельности коммерческих банков

Доминирующим сегментом кредитования населения останутся потребительские кредиты, спектр применения которых весьма широк - от автомобилей и сложной бытовой техники до медицинских и туристических услуг. Однако и потребительское кредитование нуждается в совершенствовании инфраструктуры. Расширение круга заемщиков, вовлечение в него новых социальных групп с меньшими доходами и собственностью повышает риски кредитования, а значит, потребует большего внимания к анализу заемщика.

Важной предпосылкой для этого станет работа системы страхования банковских вкладов. Произойдут существенные изменения в инвестиционных процессах и применяемых инвестиционных технологиях:

возможность информационного и финансового контроля за использованием инвестиционных ресурсов инвестора в режиме On-line, удаленного на любое расстояние от места вложения ресурсов;

внедрение единых информационных стандартов залоговых механизмов, бухгалтерской отчетности, представления проектов и программ, предприятий, регионов и государств в информационных системах;

создание интегрированной инвестиционной инфраструктуры (банковской, законодательной, организационной) обслуживания инвестиций.

разработка и реализация интегральных механизмов и технологий управления инвестиционными процессами.

Основой для интеграции механизмов и инструментов инвестиционного рынка, на мой взгляд, станут информационные технологии, которые составят (совместно с организационными) основу пирамиды управленческих решений. Все остальные (организационные, инвестиционные, финансовые, законодательные) приобретают подчиненный характер и будут развиваться на основе ведущих тенденций развития информационных. Последние будут характеризоваться следующими особенностями:

унификацией информационного отражения и актуального сопровождения, глубокой характеристикой каждого объекта инвестиций и бизнеса, позволяющего в любой точке мира получить оперативную достоверную информацию об этом объекте;

законодательным обеспечением достоверности информации любого уровня, согласование такого обеспечения межгосударственными многосторонними соглашениями всех стран мирового сообщества;

организационное обеспечение проводимых сделок на рынках товаров, финансов, услуг и инвестиций в среде Internet, унификация элементов хозяйственного права стран мира, обеспечивающих безопасность таких сделок;

окончательный перевод финансово-банковского сопровождение бизнеса в среду информационных и виртуальных технологий; Законодательная база глобального инвестиционного рынка также будет представлять гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов, построенную на основе информационных технологий.

Банковская система России должна уже окончательно определиться с путями своего развития на фоне растущей конкуренции со стороны иностранных банков. По мнению аналитиков, пройдет реструктуризация банковской системы, слияние и поглощение в финансовом секторе экономики. Ожидается, что этот процесс продлится 2-3 года, в результате чего на рынке останутся только крупнейшие и конкурентоспособные банки.

По мнению ведущих аналитиков, в период ближайших полутора лет возможен следующий сценарий развития рынка облигационных займов. При отсутствии резких изменений в регулировании рынка, можно ожидать, что количество эмитентов увеличится, а объем операций вырастет. Будет происходить удлинение сроков заимствований, расширения круг отраслей, предприятия которых будут прибегать к выпуску облигаций. К концу следующего года произойдет существенная активизация оборотов вторичного рынка.

В настоящее время акции многих компаний, котирующихся на фондовом рынке являются недооцененными. Общее правило, которое выработано мировой практикой функционирования фондовых рынков можно резюмировать следующим образом:

1. Когда рыночная стоимость больше "действительной" стоимости, акция явно переоценена рынком. Рано или поздно рынок осознает это, и, следовательно, цена неминуемо снизится.

2. Когда рыночная стоимость меньше "действительной" стоимости, рынок недооценивает исследуемые акции. Рано или поздно рыночные котировки этих ценных бумаг должны возрасти. С одной стороны, общая недооценка российских предприятий говорит о неразвитости экономики и, как следствие, рынка ценных бумаг в стране, дефиците инвестиций, ведь рыночная цена акций складывается, прежде всего, под воздействием спроса и предложения акций. С другой - цена акции все же должна начать расти. В этих условиях инвестор, нацеленный на средне - и долгосрочное вложение капитала, должен определить именно те акции, которые в ближайшие годы дадут максимальный прирост своей рыночной стоимости.

Законодательные (и, в первую очередь, международные) акты должны обеспечить достоверность предоставления информации об инвестиционном рынке, проектах и программах, соискателях инвестиций, производственных системах и предприятиях, выполнение обязательств перед инвесторами, предоставление последним льгот и преференций на период освоения ресурсов. Законопроекты вышеназванного направления должны быть первоочередными для рассмотрения и принятия нашей законодательной властью.

На основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана международная нормативно-правовая база, унифицированная система учета и отчетности, интегральный пакет модельных законодательных решений, позволяющих государствам мира оперативно гармонизировать свою законодательную базу.

Развитие инвестиционных институтов, возможно, будет подвержено следующим изменения и определяться следующими основными тенденциями:

Во-первых, инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание условий для проникновение иностранного капитала, создания благоприятных условия для такого проникновения. Речь идет о страховании инвестиционных рисков, учете разности валютных ставок национальных валют, долгосрочности предоставления инвестиционных ресурсов, ликвидности залоговых активов и предоставляемых гарантий. Именно организационные структуры, реализующие вышеназванные функции - первоочередная задача ближайшего времени для субъектов инвестиционного рынка.

Во-вторых, развитие инвестиционного инструментария будет осуществляться через информационное моделирование инвестиционных услуг и только затем выстраивание необходимых (недостающих) его материальных элементов.

Организационная инфраструктура инвестиционного рынка должна позволить осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, уровень доходности, уровень инвестиционных рисков. Создаваемая инвестиционная инфраструктура должна быть понятной и привычной инвестору, способна комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный институт, соискателей инвестиций.

Международное сотрудничество - один из реальных путей привлечения значительных инвестиционных ресурсов в экономики государств. При этом международное сотрудничество закрывает ту нишу инвестиционного рынка, которая не интересна национальным и региональным инвестиционным институтами - ниша малых проектов.

Российские коммерческие банки будут значимыми инвесторами на рынке рублевых корпоративных облигаций, при этом их доля на этом сегменте будет снижаться в оптимистичном сценарии (при падении доходности корпоративных облигаций) и возрастать в противном случае.

Перспективы развития рынка корпоративных облигационных займов на уровне нашего региона будут зависеть, прежде всего, от характера проводимой руководством края и экономической политик и, а также от инвестиционной активности предприятий, нуждающихся в дополнительном финансировании.

3.3 Обобщающие выводы инвестиционной деятельности банков в РФ

В связи с анализом причин финансового кризиса и поиском путей дальнейшего развития банковской системы некоторые экономисты считают необходимым осуществить переход к американской модели, позволяющей разграничить коммерческие и инвестиционные риски.

Прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, могут быть достаточно велики, что делает необязательной деятельность в других сферах. Вместе с тем последние десятилетия характеризуются отчетливой тенденцией к универсализации банковских операций. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций.

Тенденция к универсализации привела к развитию услуг: финансирование инвестиционных проектов, лизинг, управление портфелем инвестиций клиентов, консультационные услуги и др. Развитие банковских услуг происходит как вследствие либерализации банковского законодательства, так и в результате различных методов обхода банками существующих законов.

Универсальный характер российских коммерческих банков во многом носит вынужденный характер, что обусловлено неразвитостью рынка ценных бумаг и сети небанковских институтов. Универсальная модель связана с повышенной рискованностью деятельности коммерческого банка, резко возрастающей в кризисных условиях, поскольку риски банка по инвестиционным вложениям не отделены от рисков по депозитно-кредитным и расчетным операциям.

Осуществление инвестиций в ценные бумаги в непосредственной связи с основной банковской деятельностью при отсутствии механизма контроля над рисками чревато угрозой утраты ликвидности банка.

Организация инвестиционных банков, имеющих особое значение для российской экономики, столь нуждающейся в долгосрочных инвестициях, в рамках формирующейся универсальной модели скорее всего может быть создания инвестиционных институтов как дочерних организаций крупных универсальных банков или формирования специализированных инвестиционных банков, действующих на основе системы государственных гарантий и льгот.

Российская экономика нуждается не только в совершенствовании имеющихся форм инвестиционной деятельности, но и в использовании новых схем взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.

Принципиальное значение приобретает проведение банками более активной инвестиционной политики и участие в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов. Весьма важным в этом отношении представляется анализ участия банков развитых стран в проектном финансировании.

Развитию проектного финансирования в стране препятствует неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

Самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются.

В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций.

Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, неплатежеспособности, финансового состояния норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

Однако, на мой взгляд, несмотря на заманчивые перспективы роста кредитования частных лиц, основной доход банков, как и прежде, будет приходиться на кредиты предприятиям.

Важной предпосылкой финансовой устойчивости станет начало реальной работы системы страхования банковских вкладов. Скорее всего, ее членами станут практически все банки, играющие заметную роль на рынке частных вкладов, а отсеяно будет небольшое количество банков с незначительным объемом депозитов.

Банковская система России должна окончательно определиться с путями своего развития на фоне растущей конкуренции со стороны иностранных банков. Пройдет реструктуризация банковской системы, слияние и поглощение в финансовом секторе экономики.

Организационная инфраструктура инвестиционного рынка должна позволить осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, уровень доходности, уровень инвестиционных рисков.

Развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности.

Заключение

Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковской системы, которое происходило в отрыве от реального сектора экономики. Особенностями становления российской банковской системы явились краткие сроки создания и инфляционная основа финансового потенциала. В период, последовавший за снижением темпов инфляции, процесс развития банков начал определяться также уровнем банковского менеджмента, захватом рыночной ниши.

Действие рыночных механизмов конкуренции, политика Банка России, направленная на укрепление банков и наращивание капитала, привели к институциональным сдвигам в банковской системе, концентрации и централизации банковского капитала.

Между тем российские банки значительно уступают по размерам капитала и активов зарубежным. Ресурсная база характеризуется крайне низкими размерами собственных капиталов большинства российских банков, высокой централизацией банковского капитала в центральных регионах и неразвитостью региональной банковской сети, низким качеством пассивов и активов. Восстановление и наращивание ресурсной базы банковского сектора являются важнейшими предпосылками активизации участия банков в инвестиционном процессе.

При наличии альтернативных направлений вложения средств в финансовые инструменты банки экономически не заинтересованы осуществлять вложения в производственные инвестиции, характеризующиеся меньшей доходностью, длительными сроками окупаемости и высокими рисками.

В новой экономической ситуации возможности банков быстро зарабатывать деньги посредством финансовых спекуляций существенно уменьшились.

Необходимость активизации банков в инвестиционном процессе определяется взаимообусловленностью эффективного развития банковской системы в экономике в целом.

Параллельное развитие процессов универсализации и специализации деятельности банков привело к формированию инвестиционных банков нового типа, отличительными чертами которых являются: глобальный характер деятельности, наличие значительного свободного капитала, полный набор диверсифицированных и комплексных услуг, создание собственного бизнеса по управлению активами, осуществлению розничных операций с мелкими и средними клиентами через развитие мощных брокерских сетей, слияние со страховым бизнесом.

Важную роль в обеспечении инвестиционного режима играют денежно - кредитные, налоговые, структурные и иные методы стимулирования инвестиций.

Организационная инфраструктура инвестиций будет становиться все более интернациональной и интегрированной. Она не должна замыкаться на территории государства, или отдельной его части. Чем более разностороннее будет состав такой инфраструктуры, тем полнее она сможет реализовывать возможности различных государств, инвестиционных технологий и привлекать ресурсы на более удобных и выгодных условиях.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2007.544 с.

2. Федеральный закон РФ от 10 июля 2004 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" // КонсультантПлюс СПб Выпуск [Электронный ресурс] Версия 3000.01.07©1992-2006. Электрон. дан. СПб.: КонсультантПлюс, 1992-2005.1 Электрон. опт.д.иск (CD-ROM).

3. Коновалов В. Новости / В. Коновалов // Журнал ИнтерфаксВРЕМЯ [Электронный ресурс] Электрон. дан.М. 2007. Режим доступа: http://www.interfax.ru. свободный.

4. Нехаев С.А. Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации / С.А. Нехаев // Финансы ru. [Электронный ресурс] Электрон. дан.М. 2004. Режим доступа: http://www.finansy.ru, свободный.

5. ПРАЙМ-ТАСС [Электронный ресурс] / Информационное агентство. Электрон. дан. М.18.11.2007. Режим доступа: http://www.prime-tass.ru, свободный

6. Новости [Электронный ресурс] / Информационно-аналитическое агентство РосБизнесКонсалтинг. Электрон. дан. М.22.12.2006. Режим доступа: http://www.rbc.ru, свободный.

7. По материалам агентств Интерфакс [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС и РИА Новости. Электрон. дан.М. 2005. Режим доступа: http://www.prime-tass.ru, свободный.

8. Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. практ. пособие. М.: Дело, 2004.352 с. 20. Бабанов В.В.

9. Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. практ. пособие. М.: Дело, 2006.352 с. 20. Бабанов В.В.

10. Банковское дело. Управление и технологии / под ред.А.М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ, 2005.280 с.23.

11. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции. Россия и мировой опыт / Н.Н. Возненсенская. М. Инфра-М. 2004.220 с.27.

12. Банковское дело6 учебник / Е.П. Жарковская. Изд.3-е, испр. и доп. М.: Омега, 2005.440 с.33.

13. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина; под ред.В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2004.478 с.34.

14. Российский статистический ежегодник. 2006. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2006.

15. Тагирбекова К.Д. Организация деятельности коммерческого банка / К.Д. Тагирбекова. М.: Весь мир. 2006.848 с.48.

16. www.corp-gov.ru

17. www.bo.ru

18. www.bankir.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать