Ипотечное кредитование в Российской Федерации
p align="left">Такие схемы непосредственно связаны с конкретными строящимися жилыми объектами и в силу этого носят локальный характер. Следует отметить, что они осуществляются организациями, не имеющими банковской лицензии, а следовательно, отсутствует контроль за схемой сбережений и кредитования населения со стороны Центрального банка Российской Федерации, поэтому возрастает риск нецелевого и неэффективного использования собранных с населения средств. Существует также вероятность затягивания сроков строительства и сдачи домов в эксплуатацию, что делает эти схемы более дорогими и рискованными для населения, так как им свойственны все риски, связанные с финансированием строительства.

Для эффективного функционирования накопительных систем необходимо принятие соответствующих законодательных актов, защищающих права граждан, которые накапливают средства на покупку жилья либо выступают фактическими соинвесторами строительства.

3.3 Региональные программы с использованием ресурсов региональных и местных бюджетов

Эти программы характерны активной ролью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении вопросов привлечения средств населения в строительство жилья и использования ресурсов региональных и местных бюджетов.

В Самаре получила распространение практика создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства. Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в закрытых административно-территориальных образованиях -- и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, а недостающую сумму частично оплатить за счет имеющихся собственных средств и на оплату остающейся части получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет 50-60% стоимости нового, собственные средства гражданина -- 20-25%, на оплату оставшихся 15-30% стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вложенный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения.

Возможности региональных программ определяются объемами жилищного строительства, бюджетами регионов, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья. В Самаре и Самарской области получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке, намного ниже рыночной, через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.

В Самарской области, в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно-финансовый механизм. Заемщики получают кредит (заем) в виде строительных материалов, а иногда выданная ссуда погашается сельскохозяйственной продукцией, полученной в личном подсобном хозяйстве заемщика, которая затем реализуется по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме.

Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.

3.4 Муниципальные жилищные облигации

Одной из достаточно распространенных форм привлечения средств граждан и юридических лиц в жилищное строительство стал выпуск муниципальных жилищных облигаций или жилищных сертификатов (Самарские муниципальные ценные бумаги, Тольяттинские и т.д.).

Основной смысл облигационного займа заключается в возможности населения постепенно накапливать средства на приобретение квартиры путем покупки облигаций, каждая из которых дает право на получение определенного количества площади жилья (например, 0,1 м2). Срок обращения таких облигаций может достигать 10 лет. Накопив необходимый пакет облигаций, гражданин вправе обменять его на квартиру соответствующей площади. Как правило, эти облигации дают право на приобретение жилья в домах, построенных муниципалитетом. Цена облигаций устанавливается на основе себестоимости строительства и индексируется в соответствии с изменением стоимости строительства жилья. Если владелец облигаций откажется от приобретения квартиры, то он имеет право на получение определенного денежного эквивалента -- облигации выкупаются по текущей номинальной цене.

В данной схеме отсутствует возможность выбора гражданами квартиры, им предоставляется право на приобретение жилья только в определенных домах, по качеству не всегда отвечающих их желаниям.

Чтобы муниципальные жилищные облигации стали более привлекательными для граждан, они должны:

выполнять функцию накопления, по ним устанавливается определенный доход, и их индексация отражает изменение ситуации на финансовом рынке;

стать ликвидным финансовым инструментом, обеспечивающим широкое вовлечение средств инвесторов в жилищный сектор.

3.5 Предоставление предприятиями своим сотрудникам займов на приобретение жилья

При данной схеме работник получает от предприятия заем для оплаты жилья в размере 70-80% его стоимости, а остальные 20-30% обязан оплатить из собственных средств. Заем предоставляется предприятием, как правило, на длительный срок (до 10-15 лет), на льготных условиях -- без процентов или по льготным процентам, а также с возможностью последующего частичного или даже полного списания задолженности работника перед предприятием.

При наличии у предприятия собственных строительных мощностей используется вариант продажи сотрудникам построенного предприятием жилья по себестоимости строительства либо с оплатой всего 20-40% стоимости жилья. Оставшуюся часть оплачивает предприятие за счет собственных ресурсов. Приобретение жилья на льготных условиях часто увязывается с обязательствами сотрудников предприятия отработать определенный срок на данном предприятии.

Данная схема реальна для прибыльных и устойчиво работающих предприятий, заинтересованных в закреплении кадров на длительный срок.

3.6 Система потребительского кредитования Сбербанка РФ, в том числе на покупку жилья

Используя собственные денежные ресурсы, в рамках программ потребительского кредитования Сбербанк РФ выдает долгосрочные жилищные кредиты, однако условия их получения настолько жесткие (например, наличие поручительства третьих лиц), что практически воспользоваться данной системой получения кредитов для большинства населения становится невозможным.

В условиях недостаточного развития наиболее оптимальной двухуровневой системы ипотечного кредитования получили развитие другие модели кредитования, в частности, программы, реализуемые коммерческими банками за счет собственных ресурсов. Эти программы реализуются универсальными банками, имеющими доступ к источникам долгосрочных финансовых ресурсов, а также располагающими структурными подразделениями ипотечного кредитования.

Основными отличительными чертами данных программ являются:

использование банками для удовлетворения заявок потенциальных заемщиков произвольных финансовых источников -- собственных капиталов банка, средств клиентов, находящихся на депозитах, межбанковских кредитов и т.п.;

наличие прямой зависимости масштаба и активности коммерческих банков по ипотечному кредитованию от общего состояния кредитно-финансового рынка в стране;

отсутствие необходимости установления единых стандартов параметров ипотечного кредитования (продолжительность кредитования, процентную ставку и другие параметры каждый банк устанавливает самостоятельно, ориентируясь на рыночную конъюнктуру);

пополнение кредитными организациями собственного кредитного портфеля высоконадежными, но низкодоходными активами.

Следует отметить, что количество договоров ипотеки с целью приобретения заемщиком собственного жилья по данной системе пока еще незначительно, и можно полагать, что этот вариант развития системы долгосрочного жилищного кредитования в ближайшие годы не приведет к существенному росту масштаба ипотечного кредитования населения. Это обусловлено высокой стоимостью долгосрочных коммерческих кредитов и низкой привлекательностью их для заемщиков в связи с недостаточным уровнем личных доходов. При высоких существующих процентных ставках по кредитам коммерческих банков заемщиками данной системы ипотечного кредитования могут быть преимущественно слои населения с достаточно высоким уровнем декларируемых доходов.

Возможностью использования в качестве основного источника долгосрочных кредитных ресурсов средств клиентов, находящихся на банковских депозитах, на современном этапе в наибольшей мере располагает Сбербанк РФ. В дальнейшем, по мере установления доверия населения к банковским вкладам, такие возможности могут появиться у значительного числа банков.

К отдельному виду программ одноуровневого ипотечного кредитования следует отнести развивающийся в Москве механизм финансирования ряда кредитных организаций крупными геополитическими инвесторами, которые могут преследовать не только цели получения прибыли. Положительной стороной работы подобных инвестиционных фондов является унификация систем выдачи ипотечных кредитов, что влечет за собой создание цивилизованного рынка ипотечного кредитования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования жилищного строительства, удорожания строительных кредитов и снижения платежеспособного спроса населения на жилье крупные инвестиционно-строительные и строительные компании начали разрабатывать и внедрять различные схемы, позволяющие им привлекать денежные средства населения еще на этапе строительства в форме договоров долевого участия в строительстве или инвестирования.

Стремясь увеличить приток финансовых ресурсов от населения, некоторые строительные компании создают сберегательно-строительные общества или потребительские союзы, которые привлекают сбережения граждан на накопительные счета в форме паевых взносов, направляют их на строительство конкретных объектов, а затем предоставляют этим гражданам рассрочку оплаты (коммерческий кредит) на оговоренный срок под залог приобретенного жилья. В сложившейся социально-экономической обстановке такие схемы пользуются серьезной поддержкой населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и будут поддерживаться городом.

В то же время подобные схемы вынуждают покупателя жилья фактически авансировать застройщика, принимая на себя всю совокупность строительных и финансовых рисков. При отсутствии достаточно жесткого надзора и контроля со стороны города и государства при широком распространении подобных схем могут появиться недобросовестные застройщики, которые по злому умыслу либо в силу нерадивого управления своей деятельностью могут не достичь декларируемых целей строительной программы.

Для исключения возможностей недобросовестного использования вкладов населения в Самаре предполагается создать систему контроля и надзора за деятельностью такого рода программ ипотечного кредитования. В этих целях совершенствуется нормативная и правовая база и отлаживается система мониторинга рынка ипотечного жилищного кредитования.

Отличительной особенностью программ долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, реализуемых ссудосберегательными учреждениями, является использование для финансирования заемщиков денежных средств, которые целенаправленно накапливаются будущими заемщиками кредитов на счетах целевых жилищных сбережений в кредитных организациях.

Будущие заемщики проходят, как правило, два основных этапа участия в ссудосберегательной схеме: накопление сбережений и собственно кредитование. При этом у заемщиков, находящихся на этапе накопления сбережений, право получения кредита возникнет только после прохождения ими установленного учреждением порогового значения суммы накоплений, равной, как правило, половине суммы требуемого кредита.

Процентные ставки кредита и банковский процент по накопительным вкладам могут устанавливаться самим ссудосберегательным учреждением автономно, причем по ставкам, которые могут быть независимыми от колебаний кредитно-финансового рынка.

Для обеспечения функционирования рассматриваемой схемы требуется сильная и комплексная государственная поддержка, включая правовое, лицензионное и финансовое регулирование деятельности ссудосберегательных учреждений, предоставление государственных гарантий и налоговых льгот.

До настоящего времени эта модель ипотеки не получала требуемой государственной поддержки и в этой связи система ссудосбережений в классической форме не была реализована.

Между тем, система жилищных сбережений в наибольшей мере соответствует сложившимся в стране политическим и макроэкономическим условиям, а также традициям, интересам и возможностям широких слоев населения и должна рассматриваться как одно из перспективных направлений развития городской системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Развитию системы жилищных ссудосбережений следует оказывать всемерную поддержку. При этом данная система может быть совмещена с большинством из рассмотренных ранее моделей ипотечного жилищного кредитования.

Все изложенные выше подходы к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу носят переходный характер и соответствуют современному этапу развития российской экономики. Они активизируют рынок жилья и являются необходимым этапом на пути становления полномасштабной системы ипотечного жилищного кредитования, основанной исключительно на рыночных механизмах.

Для кардинального прорыва в вопросе привлечения средств населения на жилищный рынок необходим системный подход к развитию ипотечного жилищного кредитования населения на государственном уровне. При отсутствии такого подхода отдельные разрозненные попытки решения проблемы потерпят поражение при столкновении с реальной экономической действительностью и недостаточным нормативным обеспечением данной сферы.

Ключевыми условиями для привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования являются создание в стране благоприятной экономико-политической обстановки, разработка необходимой законодательно-нормативной базы и повышение уровня благосостояния населения.

Один из центральных вопросов -- стандартизация процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств.

Кроме того, не менее важным является создание благоприятных условий для банков, стимулирование их деятельности по кредитованию жилищной сферы. Основными условиями создания благоприятного климата для банков является снижение банковских рисков кредитования и банковских ставок.

Становлению системы жилищного ипотечного кредитования могут способствовать действия Правительства Российской Федерации по созданию вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, выданных частными кредитными организациями, обеспечив, таким образом, рефинансирование их кредитной деятельности, а также доступность и эффективное распределение инвестиционных ресурсов в жилищной сфере.

Роль Правительства РФ и субъектов РФ в жилищном финансировании должна заключаться в четком разграничении мероприятий по снижению рисков кредиторов и мероприятий, расширяющих возможности населения по приобретению жилья. Естественно, что эти два вида мероприятий связаны между собой, поскольку эффективное распределение риска снизит цену (процентную ставку), которую кредитор должен взимать с заемщика. Основными принципами должны оставаться:

максимизация размеров кредита, который может получить заемщик, за счет выбора подходящего инструмента ипотечного кредитования, например, использования инструмента с регулируемой отсрочкой платежа (ИРОП), процентная ставка по которому может быть снижена до 10-20%;

максимизация размера первоначального взноса заемщика из его собственных средств, который может включать стоимость принадлежащего ему приватизированного жилья и накоплений, сделанных по схеме жилищных сертификатов.

Заключение

На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.

Доступность жилья, т.е. способность граждан приобретать жилье в собственность за счет своих и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Недостаточный платежеспособный спрос населения, отставание роста реальных доходов от роста цен на жилье, нестабильность получаемых доходов -- все эти факторы отрицательно сказываются на возможностях граждан приобретать жилье даже с помощью ипотечного кредита. Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но и прежде всего со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.

Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, может быть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (например, через государственные жилищные сертификаты), что сократит необходимый размер кредита. Такая система финансирования приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30%, на долю государственной субсидии (в зависимости от категории населения) -- в среднем 20-50% и оставшаяся часть -- на ипотечный кредит, повысила бы доступность ипотечных кредитов для граждан и стимулировала бы платежеспособный спрос на жилье.

Оптимальным вариантом реализации облигаций жилищного займа и небанковской ипотеки является организация строительства муниципального жилья, предполагающая комбинированное финансирование из различных источников (средства от реализации облигаций, бюджетные средства, предназначенные для строительства муниципального жилья, иные средства инвесторов -- физических и юридических лиц), аккумулированное в рамках единого бюджетного фонда. Из этого фонда должно финансироваться строительство всего муниципального жилья (предназначенного и для погашения облигаций, и для предоставления по договорам купли-продажи в кредит, и для предоставления очередникам по договорам социального найма и др.).

Таким образом, анализ различных моделей ипотечного кредитования в жилищной сфере позволяет сделать вывод о том, что в условиях, сложившихся в России и Самарской области в результате финансового кризиса 1998 г., важным является развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения уже не как отдельных инициатив коммерческих банков или регионов, а как целостной системы при непосредственном воздействии государства.

Ипотечное кредитование -- один из самых надежных, проверенных в мировой практике способов привлечения частных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет наиболее выгодно сочетать интересы населения -- в улучшении жилищных условий, коммерческих банков и других кредиторов -- в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса -- в ритмичной загрузке производства и, конечно же, государства -- в общем экономическом росте.

Список литературы

1. Ивасенко А.Г. Ипотечное кредитование: Сущность, проблемы и перспективы развития. - Новосибирск: НГАЭИУ, 1996. - 79 с.

2. Ипотечное кредитование жилья. / Ред. сост. Скукин Е.Б. - М.: Рос. газета, 2000. -160 с.

3. Правовые проблемы организации рынка ипотечного кредитования в России. / Под ред. Ема В.С. - М.: Статут, 1999. - 251 с.

4. Черных Е.В. История и перспективы развития ипотечного кредитования в России. - М.: ЦЭМИ, 1998. - 60 с.

5. Вагапова Д.З. Областная ипотечная программа: [О развитии системы долгосроч., ипотеч., жил. кредитования в Смар. обл.] // Пром. и гражд. Стр-во. - 2001. - № 8. - С. 21-22.

6. Кесельман Г.М. Ипотечное жилищное кредитование: состояние и перспективы // Деньги и кредит. -2000. -№9. -С. 27-29.

7. Козлова Е.Б. Привлечение финансовых средств физических лиц в жилищное строительство // Юридический мир. -1999. №1/2. -С. 53-61.

8. Лященко В. Государственная регистрация ипотеки: особенности правового регулирования // Хозяйство и право. -2000. -№8. -С. 67-70.

9. Печатникова С.М. Модели организации системы ипотечно-жилищного кредитования // Экономика строительства. -2001. -№1. -С. 21-30.

10. Печатникова С.М. Особенности жилищного ипотечного кредитования в России // Экономика строительства. -2001. №6. -С. 20-32.

11. Савукина Э. «Я бы хотела одним глазом посмотреть на адмирала Нельсона»: [Руководитель Самар. обл. Фонда жилья и ипотеки Д. Вагапова в рубрике "Человек Дела"] // Дело. - 2001. - № 44 (Дек.). - С. 62-64.

12. Сапожников Н.П. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России // Деньги и кредит. -2001. -№1. -С. 44-46.

13. Селюков В.К., Гончаров С.Г. Управление финансовыми рисками на рынке жилищного ипотечного кредитования // Менеджмент в России и за рубежом. -1999. -№4. -С. 99-111.

14. Соколов В.Н. и др. Проблемы и перспективы развития ипотечного бизнеса в России // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. -2001. -№1. -С. 110-113.

15. Торгашева Ю. В Самаре будет ипотечный банк: [О Финансировании ипотеч., займов и стр-ва жилья в Самар., обл.] // Дело. - 2001. - № 27 (Июль). - С. 13.

16. Харитонова Н. Ипотека: кредитуем себя сами: Самар. обл. фонд жилья и ипотеки приступил к внедрению прогр. возрождения жилищ. кооперации с новыми функциями сберегат. кассы // Волж. коммуна. - 2001. - 18 июля.

17. Хегина М. Бесплатно? Нет, по ипотеке: [О прог. ипотеч. кредитования администрации Самарской области] // Дело. - 2001. - 9 авг. - С. 2.

18. Хорь А. Губернатор ждет от ипотеки самоокупаемости: [Губернатор Самар., обл. К. Титов не одобрил предлож. департаментом экон. развития и инвестиций прогр. ипотеч. кредитования] // Коммерсанть. -001. - 9 авг, - С. 12.

19. Хрулева З. Особенности ипотеки жилых домов и квартир // Хозяйство и право. -2001. -№8. -С. 108-113.

20. Цилина Г.А. Жилищное финансирование и ипотечное кредитование / Г.А. Цилина // Жилищное строительство. -2000. -№1. -С. 7-9.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать