История развития страхования
p align="left">Как уже подчеркивалось, в дореволюционной России наибольшее распространение имело взаимное страхование от огня. Второе место по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов - в 1913 году его проводили 10 акционерных обществ.

Акционерные страховые общества как форма организации страхового дела играли к концу XIX в. и до 1918г. в России ведущую роль. Второе место после акционерных обществ занимали земства, третье - городские взаимные страховые общества. Большинство акционерных страховых обществ находилось в Петербурге, часть в Москве и Варшаве. Среди российских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия».

В начале XX века страхование начинает применяться в борьбе с другими неблагоприятными факторами и стихийными бедствиями, приносящими большой урон. Значительное место в имущественном страховании занимало транспортное страхование судов и грузов. Возникли такие виды имущественного страхования, как страхование урожая сельскохозяйственных культур от градобития и др. Стали более разнообразны варианты имущественного страхования: страхование стекол от разбития, страхование от краж и др.

В целом общероссийский страховой рынок перед мировой войной представлял собой сферу, тесно интегрированную в финансово-кредитную область. К этому времени страховое дело выделилось в самостоятельную область хозяйственного законодательства и административного.

Однако важной особенностью правового регулирования общероссийского страхового рынка было отсутствие основополагающего закона о страховой деятельности. Страховые правоотношения регулировались торговым уставом, уставами самих страховых компаний, полисными условиями (правилами страхования), отдельными постановлениями и распоряжениями правительства.

Начавшаяся летом 1914 года первая мировая война внесла резкие изменение в экономическую и политическую жизнь Росси и привела к кризису во всех сферах жизни общества.

Падение покупательной способности рубля обесценило страховые суммы заключаемых договоров, страховые платежи, выплачиваемое страховое возмещение, что привело к потере доверия к идее страхования. И соответственно к резкому сжатию страхового рынка России.

На фоне усиливающегося недовольства в обществе на политическую сцену вышла партия большевиков, которая в качестве одного из требования своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. Установление Советской власти в 1917г. позволило большевикам претворить эти идеи в жизнь.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Организация страхового дела после октябрьской революции 1917 года строилась на основе трех законодательных актов-декретах Советской власти. Первым был декрет СНК РСФСР от 23 марта 1918г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Вторым был декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918г. Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании были упразднены, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс.

Развал народного хозяйства страны в условиях гражданской войны и интервенции (1918-1920гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919г. было упразднено страхование жизни, декретом от 18 декабря 1920г. отменялось государственное имущественное страхование. Это первый разгром страхового дела в стране.

С введение новой экономической политики (НЭП) стали налаживаться в форме товарообмена экономические отношения между городом и деревней. Это вызвало к жизни возобновление страхования. 6 октября 1921г. Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О государственном имущественном страховании», который положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в нашей стране. В составе Народного комиссариата финансов было организовано Главное управление государственного страхования (Госстрах), на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках.

В 1922г. обязательное страхование сельских строений от огня проводилось в 53 губерниях, а позже почти на всей территории СССР. В дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, домашнего имущества. Постановлением от 6 июля 1922г. Госстраху было предоставлено право проведения добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Фактически страхование жизни было введено в начале 1924 года, страхование от несчастных случаев - в конце 1925 года. В качестве разновидности личного страхования в 1927 году вводится страхование пенсий - пожизненных и временных.

Отсутствие жесткой государственной монополии сыграло положительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923г. в стране развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о Наркомфине СССР».

В 1925г. законодательно было закреплено, что «Страхование во всех его видах является государственной монополией Союза СССР.

Проведение налоговой реформы 1930-1931гг. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях - без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее - запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни.

Система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции по внутреннему имущественному страхованию преданы финорганам, а по личному страхованию - сберегательным кассам, но с 1 марта 1934 года оно было изъято из их ведения и было передано опять в органы Госстраха.

В начале 1933г. властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, ревизоров. В сельсоветах и колхозах сформировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, созданного в аренду. В 1933г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.

Коллективизация сельского хозяйства сопровождалась введением в 1930 году государственного обязательного страхования имущества колхозов (вместо кооперативного страхования). Государственное имущественное страхование в годы коллективизации было ориентировано на осуществление политических целей создания крупного социалистического сельскохозяйственного производства и ликвидации кулачества как класса. Этим целям служила дифференцированная политика в определении страховых тарифов в зависимости от доходности хозяйств.

Становление личного страхования в 30-е годы происходило противоречиво. В 1929г. было введено коллективное страхование, получившее быстрое распространение. Вначале страховая сумма выплачивалась только в случае смерти, позже и при утрате трудоспособности. Договоры заключали коллективами при обязательном участии не менее 75%, позже к 1938г. этот процент был снижен до 40%. Предусматривались единая страховая сумма и единый взнос. Необязательность врачебного освидетельствования, снижение квоты до 40% постепенно привели к выборочности страхования и его убыточности. В сентябре 1936г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного срока без ограничения страховой суммы. Важную роль в развитии добровольного личного и имущественного страхования сыграла созданная в 1936г. сеть страховых агентств.

В предвоенные годы вышли два постановления Советского Правительства, определившие основные принципы обязательного страхования.

Постановлением от 3 февраля 1938г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен круг объектов государственного страхования. Постановлением вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду, разрешалось добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, а также имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.

Крупным этапом в развитии государственного страхования в СССР стало принятие Верховным Советом закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940г. Благодаря закону повышалось обеспечение по страхованию колхозных посевов сельскохозяйственных культур и животных, а также животных в хозяйствах граждан Одновременно было произведено снижение тарифов. В объем страховой ответственности включались пожар, взрыв, молния, наводнения и другие неблагоприятные события, от которых могли пострадать строения.

В первые годы Великой Отечественной войны, в связи с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию посевов и животных. С конца 1942г. коренным образом стала перестраиваться система личного страхования. Коллективное страхование, ставшее убыточным, было отменено, вводилось индивидуальное смешанное страхование, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности, страхование от несчастных случаев.

Послевоенные годы характеризовались принятием ряда принятых мер по развитию страхования, организационному укреплению страховой системы и общей тенденцией к ограничению сферы государственного страхования.

В 1946г. были осуществлены меры, направленные на повышение роли государственного страхования в восстановлении животноводства, на стимулирование сохранности поголовья скота, выявления причин его падежа.

В 1948г. было отменено Положение о государственном страховании 1928 года и утверждено новое Положение о Госстрахе СССР. В нем подтверждалась монополия Госстраха на проведение страховых операций, четко оговаривались функции, права и обязанности органов страхования всех уровней, структура средств и порядок их использования. В 1947г. из системы Госстраха было выделено в качестве самостоятельной организации Управление иностранного страхования при Минфине СССР (Ингосстрах СССР).

Послевоенные годы наблюдался значительный рост операций личного страхования. Если наконец 1945 года по всем видам личного страхования было застраховано 1,8 млн. человек, то на 1 января 1953г. - 5,9 млн. человек. Удельный вес долгосрочного страхования в общем объеме договоров личного страхования составил в конце 1953г. почти 30%. Для развития личного страхования важным явилось введение в 1956г. Новых Правил смешанного страхования жизни.

В 1956г. значительные изменения вносились в добровольное страхование имущества населения. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным.

В 1958г. система Госстараха СССР подверглась значительным организационным изменениям: страховое дело было передано в ведение Министерства финансов союзных республик. Передача страхового дела сказалась на результатах работы противоречиво, поскольку с одной стороны как бы повысилась заинтересованность союзных республик в развитии страхования, с другой - привело к росту лишь мелких операций по добровольному страхованию. Период в течение ряда лет после 1958г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

В 60-70-е годы рядом решений Совета Министров СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов, существенно расширилась ответственность по страхованию урожая. Одновременно с решением вопросов об изменении условий страхования имущества колхозов восстанавливалась союзно-республиканская система государственного страхования вместо республиканской, не давшей ожидаемого результата.

В страховании имущества, жизни и страхование от несчастных случаев все более возрастала роль добровольного страхования. В 1968г. введено страхование детей, представляющее собой вариант смешанного страхования жизни, введены новые правила страхования домашнего имущества и средств транспорта.

Среди мероприятий в области страхования в 70-х годах следует упомянуть введенное в 1979г. обязательное страхование имущества совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон «О кооперации» принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. Этим законом предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование.

Демонополизация коснулась и системы Госстраха СССР. Страховым организациям республик, краев и областей предоставлялось право наряду с едиными по стране видами страхования проводить специфические для региона виды имущественного и личного страхования. Акционерные, кооперативные и иные страховые организации как альтернативные по отношению к Госстраху получили выход на страховой рынок индустриально развитых стран.

Четвертый разгром страхового дела связан с разгромом СССР в 1991г. с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.

Распад СССР в 1991г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» вступивший в силу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор -- Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были переданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996г. Росстрахнадзор был преобразован в департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

С 1992 года государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества закрытого и открытого типа (соответственно АСОЗТ и АСООТ) и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (СТОО).

Таблица 1.1 Этапы развития страхования в Российской Федерации

Этап

Годы

Название

Содержание

I

1786-

1918гг.

Страхование в царской России

В 1786г. - Страхование от огня: был учрежден государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него. Возникли новые страховые общества ( в 1867г. - "Русское"; в 1870г. - "Коммерческое"). В 1862г. были организованы общества взаимного страхования от огня. В 1864г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании (каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии). В 1881г. страховое общество "Россия" производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование. В 1888г. страховое общество "Помощь" производило страхование от несчастных случаев. В 1903г. создан в Москве Российский взаимный страховой союз,

осуществляющий страхование от огня, движимого и недвижимого имущества.

II

1918-

1991гг.

Страхование в Советской России (имеется ввиду территория бывшего СССР)

Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918г. "Об организации страхового дела в Российской Республике" страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах. Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925г. "Положения о государственном страховании в СССР". Постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984г. "О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов". 1988г. - Демонополизация страхования. Закон "О страховании". 1990г. - Положение "Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью".

III

После

1991г.

Страхование в Российской

Федерации

В 1992г. - создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

По состоянию на 1995г. среди организационно-правовых форм страховых обществ преобладают АСОЗТ - более трети всех компаний (36%), более половины компаний находятся в смешанной собственности (58%), и только 6% находятся в государственной и муниципальной собственности.

Деятельность страховых организаций в настоящее время определенно направлена на поиск своего сегмента рынка потребителей страховых услуг. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, сельскохозяйственные предприятия и сфера услуг. Государственные компании в основном ориентированы на выполнение страховых услуг для всех категорий клиентов.

Правительством РФ было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», которым предусмотрен ряд мер по совершенствованию налогового законодательства, связанного со страховым бизнесом, а также участие международных финансовых организаций по поддержанию рынка страхования в России.

В настоящее время разрабатывается целевая программа страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

Совершенствование страхового рынка продолжается и в наши дни.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать