Аудит кредитных операций банка
бухгалтерская и финансовая отчетность векселедателей, чьи векселя были приняты к учету в анализируемом периоде;

* заключения специалистов банка об обеспеченности и ликвидности приобретаемых векселей;

* журналы внесистемного учета по векселям, находящимся в портфеле банка;

* распоряжения в адрес бухгалтерии по операциям с учтенными векселями;

* полный баланс депо на проверяемую отчетную дату.

На основании представленных банком по запросу аудиторской фирмы данных и документов по векселям сторонних эмитентов, находящихся в портфеле банка, необходимо:

провести анализ динамики и структуры вексельного портфеля банка на основе данных баланса на начало года и на последнюю отчетную дату;

установить порядок расчета банком лимита вложений средств в векселя сторонних эмитентов и санкционирования этих вложений соответствующими органами управления банка;

определить соблюдение установленных лимитов вложений на отчетную дату и соблюдение санкционированное™ вложений в векселя других эмитентов по запрошенным договорам сделок с векселями;

оценить правильность ведения банком депозитарного учета приобретенных в свой портфель векселей третьих лиц;

проверить соблюдение процедуры принятия векселей к учету (оценка платежеспособности векселедателей, оформление договоров купли-продажи векселей, актов приема-передачи их, оформление реестров принятых к учету векселей, наличие заключения экономиста отдела ценных бумаг о возможности принятия векселей к учету и т.д.);

оценить правильность оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по погашению (продаже) векселей сторонних эмитентов;

определить по представленной документации правильность постановки векселей, не оплаченных в срок (опротестованных и не опротестованных), на соответствующие балансовые счета;

установить сроки просрочки, причины неоплаты векселей и ознакомиться с проводимой юридической службой претензионной работой;

по подлинникам векселей, хранящихся в депозитарии банка, проверить их подлинность, правильность оформления;

по срокам погашения, указанным в векселях, установить правильность отражения последних в бухгалтерском учете (на соответствующих балансовых счетах исходя из срочности);

по погашенным в проверяемом периоде векселям оценить правильность отражения в бухгалтерском учете дисконта, связанного с принятием их банком к учету;

установить соответствие синтетического учета аналитическому.

Раскроем содержание отдельных аудиторских процедур по проверке учтенных банком векселей сторонних эмитентов.

Особое внимание рекомендуется обратить на санкционированность принятия в банке решения об учете векселей. Под санкционированностью в данном случае понимается процедура решения вопроса о возможности учета векселя в банке. Перед принятием решения о приобретении векселя сотрудники банка должны произвести анализ его ликвидности и обеспеченности. Для определения ликвидности используется информация о рыночных котировках векселей. В случае если вексель не котируется на рынке, банком у векселедателя должна быть запрошена бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату (баланс, отчет о прибылях и убытках). На основании представленной отчетности банком проводится анализ кредитоспособности векселедателя, оценивается величина его чистых активов. Результаты анализа должны быть оформлены в виде письменного заключения.

1.2 Правовые аспекты аудита кредитных операций коммерческого банка

Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:

1. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 № 80.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03,2002 № 190.

4. Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2002 № 409.

5. Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2002 № 47н.

6. Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2002 № 93н.

7. Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (с дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405).

8. Кодексом этики аудиторов России, принятым Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 28.08.2003, протокол № 16.

Государственное регулирование аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время этим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. Основными функциями уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

организация в установленном порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций;

ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Прежде чем приступить к аудиторской проверке качества кредитного портфеля банка, оценке его кредитной политики и управления кредитным риском, необходимо запросить в проверяемом банке действующую внутрибанковскую нормативную базу по кредитованию.

Задачей аудиторской проверки на данном этапе является оценка полноты этой нормативной базы для нормальной организации кредитного процесса и ее соответствия действующим в России законодательным и нормативным актам.

Основополагающими документами по регулированию вышеназванного направления деятельности коммерческих банков являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.02.96 № 17 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 № 2872-1.

4. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ.

5. Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98 № 164-ФЗ (в редакции от 29.01.2002).

6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12-95 № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 06.04.2004).

7. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 № 122-ФЗ.

8. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (в редакции от 10.07.2002 144-П).

9. Положение ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями).

10. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (от 05.10.98 № 273-Т).

11. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 № 39-П (от 14.10.98 № 285-Т).

12. Письмо ЦБ РФ «О применении положений Банка России от 26.06.98 № 39-П, от 31.08.98 № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 № 285-Т» от 24.03.99 № 104-Т.

13. Письмо ЦБ РФ «О связанном кредитовании» от 05.05.2003 № 68-Т.

14. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 № 254-П.

15. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета кредитных организаций, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П (с последующими изменениями и Дополнениями).

16. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации» от 16.12.98 № 363-Т.

17. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ» от 05.11.2002 № 203-П (с последующими изменениями и Дополнениями).

18. Указание ЦБ РФ «О порядке ведения кредитными организациями бухгалтерского учета депозитных операций, проводимых ЦБ РФ» от 20.03.2003 № 1259-У.

Исходя из содержания перечисленных документов, основываясь на накопленном коммерческими банками опыте в кредитовании реального сектора экономики, а также физических лиц проверяемый (аудируемый) субъект (банк) должен иметь следующие нормативные документы, регламентирующие кредитный процесс и его организацию (примерный перечень):

1) меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года;

2) положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;

3) регламент по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках;

4) отдельные положения о кредитовании юридических лиц в порядке разовых ссуд, «овердрафта», открытых кредитных линий и т.д.; .

5) положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;

6) положение о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления;

7) положение о порядке выдачи гарантий в пользу третьих лиц;

8) положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;

9) положение о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заемщиков, в том числе банков;

10) положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;

11) положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;

12) порядок оформления документов, необходимых для списания безнадежной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;

13) положение о кредитном отделе и кредитном комитете банка.

Рассмотрим содержание основных трех документов из этого списка.

Меморандум о кредитной политике банка должен содержать основные ориентиры банка на текущий год в области кредитования в частности: географические регионы размещения средств на кредитном рынке и соотношение между ними; желательную концентрацию кредитов в отраслевом разрезе; оптимальную структуру кредитов по видам валют; приоритеты относительно субъектов кредитования и видов кредитования; планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных, проблемных, просроченных, а также ссуд акционеров и инсайдеров; предпочтительное обеспечение, в том числе залоговое; сочетание кредитов различной степени риска на отчетные даты; варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды.

Регламент предоставления денежных средств клиентам банка должен содержать информацию:

* о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиям;

* порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;

* порядке рассмотрения кредитных заявок;

* санкционировании выдачи кредитов (кредитным комитетом филиалов, головного банка, Правлением);

* порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционировании их пролонгации;

* порядке предоставления кредитов, обслуживании долга и погашении кредитов;

* об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.

Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках должен содержать перечень и характеристику документов, необходимых к предоставлению банками-заемщиками в банк-кредитор для оформления межбанковского кредита; порядок расчета и использования лимитов возможного риска при осуществлении операций на внутреннем межбанковском рынке, порядок расчета и использования лимитов возможного риска по депозитным операциям с банками-нерезидентами; порядок оперативного управления ресурсами банка исходя из политики управления активами и пассивами и ликвидного коммерческого банка, порядок санкционирования выдачи и размещения депозитов в банках-нерезидентах, порядок отражения операций по межбанковскому кредитованию в бухгалтерском учете.

1.3 Проблемы аудита кредитных операций

Одной из многих проблем, стоящих перед аудиторами, является определение содержания самого понятия «аудит», которое в первую очередь ассоциируется с инспектором, ищущим ошибки. Однако, разумеется, аудит не ограничивается этим. Для руководства аудит является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации, и поэтому он должен рассматриваться в более светлых тонах. Речь идет, прежде всего, об осуществлении контроля за рисками.

Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.

Независимые аудиторы могут оказывать эффективную помощь руководству банка в осуществлении контроля не только посредством содействия в обеспечении достоверности финансовых данных и надежности используемых систем бухгалтерского учета. Они также могут обеспечить независимую экспертную консультационную поддержку по ряду важных направлений деятельности банка. Более того, рекомендации консультантов со стороны могут быть очень полезны для руководства в процессе проведения преобразований, не встречающих широкой поддержкой внутри организации.

Основной проблемой аудита является проверка применяемых в банке процедур по оценке кредитного риска для формирования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.

В каждом коммерческом банке должно быть собственное внутреннее положение о порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (РВПС), разработанное в соответствии с Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П, но с учетом особенностей кредитуемой банком клиентуры, применяемых форм обеспечения возвратности ссуд, используемой методики оценки платеже- и кредитоспособности заемщиков, существующего порядка создания резерва в многофилиальном банке и т.д.

Однако при аудиторской проверке банка по данному вопросу следует исходить из основополагающих принципов, заложенных на современном этапе ЦБ РФ в систему резервирования средств для покрытия кредитных рисков:

* обязательность создания резерва на возможные потери по кредитным требованиям;

* формирование РВПС только под основную сумму долга;

* образование резерва под каждую ссуду (кредитное требование) в отдельности;

* определение качества ссуды, т.е. степени кредитного риска, на комплексной основе;

* распределение кредитных требований для формирования по ним резерва на несколько групп риска;

* определение для всех ссуд одного заемщика единой группы кредитного риска;

* необходимость ежемесячного внесения корректировок в резерв из-за изменения у заемщиков параметров, которые используются для определения кредитного риска;

* создание РВПС за счет отчислений, относимых на расход61 банка, независимо от величины полученных доходов;

* достоверность отражения изменений резерва в учете и отчетности банка.

Положением ЦБ РФ предусматривается, что классификация данных ссуд и оценка кредитных рисков должны производиться независимости от:

* финансового состояния заемщика, оцененного с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике;

* возможностей заемщика по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей (т.е. от качества обслуживания долга).

Оценка финансового состояния заемщика является существенным элементом оценки кредитного риска. Оценка финансового состояния осуществляется банком на основании мотивированного суждения исходя из результатов анализа финансовой отчетности заемщика и иных сведений, признанных банком существенными для оценки риска.

В частности, для вынесения мотивированного суждения об уровне риска по кредитным требованиям заемщика банк может использовать такие данные, как общее состояние отрасли, к которой относится заемщик и его конкурентное положение в ней; значимость заемщика в масштабах региона и его деловая репутация; самостоятельность бизнеса, степень зависимости от аффилированных лиц, от поставщиков и заказчиков; перспективы развития бизнеса заемщика; наличие положительной (отрицательной) кредитной истории; вовлеченность заемщика в судебные разбирательства; другие обстоятельства деятельности.

С 2004 г. ЦБ РФ в качестве критериев оценок финансового состояния заемщика рекомендует использовать следующие показатели и их прогнозы:

* финансовая устойчивость;

* ликвидность (платежеспособность);

* деловая активность;

* рентабельность.

Аудитор должен дать оценку разработанной и действующей в банке методике по анализу финансового состояния заемщиков и оценке связанного с ним кредитного риска на предмет соответствия ее требованиям Положения ЦБ РФ «О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26. 03.2004 № 254-П.

Финансовое состояние заемщика должно быть оценено как очень хорошее, среднее и плохое исходя из характеристик, изложенных в п. 3.3, 3.4 названного Положения.

В зависимости от качества обслуживания долга кредита требования должны быть отнесены банком в одну из трех категорий (табл. 1).

Таблица 1

Основные признаки оценки финансового состояния заемщика

Качество обслуживания долга

Критерии (основные признаки) оценки

Хорошее

а) отсутствие просроченной задолженности по ссудам и процентам;

б) наличие единичных случаев просроченных выплат по основному долгу и/или по процентам в течение последних 180 календарных дней1

Среднее

а) наличие случаев просроченных выплат по основному долгу от 6 до 30 дней включительно по ссудам юридическим лицам, от 31 до 60 дней - по ссудам физическим лицам в течение последних 180 календарных дней;

б) наличие реструктурированных кредитных требований по причинам, отличным от ухудшения финансового состояния заемщика;

в) использование денежных средств и/или иного имущества ссудодателя для платежей по основному долгу и/или процентам заемщика прямо или косвенно

Неудовлетворительное

а) наличие случаев просроченных выплат по основному долгу и/или процентов в течение последних 180 дней; б) наличие реструктурированных кредитных требований (по причине ухудшения финансового состояния заемщика) с просроченными платежами по основному долгу и/или процентам;

в) оформление нового кредитного требования на погашение ранее выданного по причине ухудшения финансового состояния заемщика прямо или косвенно (через третьих лиц)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать