Коммерческие банки как звено банковской системы государства
p align="left">

Банковская система США

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит из 12 федеральных резервных банков, банков-членов.

Федеральные резервные банки должны иметь резервы в размере 35% от депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят из собственных капиталов, резервов и банковской эмиссии.

Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков привело к экономии денег. Кроме того, ФРС способствовала экономии наличных денег благодаря развитию безналичных расчетов.

Вместе с тем ФРС усилило централизацию банковской системы и господство крупных банков. С 1915г. удельный вес ФРС в общей числе коммерческих банков поднялся с 28 до 41 %, а в общем сумме их депозитов - с 48 до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее значение в ней имеют небольшое число крупных банков.

В 1935г. был принят закон о централизации банковской системы. Банки с депозитами не менее 1 млн. долл. были обязаны вступить в члены ФРС. Во главе бал поставлен Совет управления, которому дано право изменять учетные ставки, нормы обязательных резервов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги. Быль создан Комитет по операциям на открытом рынке.

Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет эмиссии банкнот и приема депозитов от банков-членов и казначейства.

Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г. Федеральные резервные банки перестали быть хранилищами золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.

Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг.

Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает коммерческие банки.

Коммерческие банки подразделяются на национальные и штатные. Первые входят в ФРС в качестве банков-членов; вторые могут входить в ФРС.

С 1960г. сумма депозитов 50 крупнейших банков составила 47% общей суммы депозитов всех коммерческих банков.

Выделяют следующие банки-гиганты - `Bank of America”, `First national banc of New-York', `Shays Manhattan bank', `Manufactures Gunover trust K', `Morgan Guaranty trust K'.

В 1994г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 1413 млрд. долл., 9,3 тыс. штатных банков-членов и 24,5 тыс. банков, не входящих в ФРС.

В ресурсах коммерческих банков собственные капиталы занимают 7,4%, 44%, - депозиты до востребования, 56 %- срочные депозиты.

Активные операции состоят в основном из ссуд (в 1995 г. из общей массы активов ссуды занимали 56%) и небольшой доли инвестиций, состоящей из вложений в государственные ценные бумаги.

Акт от 1993г. запретил коммерческим банкам приобретать акции торговых и промышленных предприятий. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляется через долгосрочные ссуды. Примерно 3\4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, среди которых важную роль играют ссуды на срок выше 1 года.

Коммерческие банки управляют имуществом промышленных и торговых предприятий по доверенности клиентов.

Банковская система Франции

После Первой Мировой войны Франция, сильно отстав по развитию промышленности, осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890г. депозиты крупнейших депозитных банков возросли в 4 раза. Франция экспортировала за границу преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.

Особенностью французской системы стало размещение и выпуск государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске внутренних французских займов и внешних займов других государств.

С 20-х годов Франция стала развиваться в промышленном отношении и заняла лидирующее положение капиталистических стран.

Основными звеньями банковской системы Франции являются Банк Франции, депозитные, инвестиционные банки, банки среднесрочного и долгосрочного кредита.

Роль эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был создан в 1800 г. с капиталом в 30 млн. франков, в 1803 г. получил монопольное эмиссионное право в Париже, в 1848 г. - во всей Франции.

Банк Франции управляется Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами и остальные правительством, представляющие государство и организации.

В 1945 г. банк был национализирован. Акционерный капитал в сумме 250 млн. франков целиком находился в руках государства. Управляющийся банков и два его заместителя начались советом министром. Генеральный совет стал состоять из управляющего, его заместителей , 12 членов (советников), из которых семь назначаются министерством финансов; четыре директорских поста занимают президенты государственных кредитных институтов.

При банке имеется учетный комитет, включающий представляющий крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется уставами министерства финансов и Налогового кредитного совета.

Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование государства осуществляется в определенных между управляющим банка и министром экономики размерах. Косвенное кредитование осуществляется с помощью «учетного портфеля», в котором значительное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные средства казначейства находятся на его текущем счете. Важной стороной деятельности банка является осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.

В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются на краткосрочных кредитных операциях, и инвестиционные (деловые) банки, финансирующие промышленность путем эмиссионных учредительных операций.

Третьей разновидностью являются банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

Наибольшую долю в общей в общей структуре банковской системы Франции занимают депозитные банки.

В 1945г. подверглись национализации четыре крупных промышленных банка - «Лионский кредит», «Генеральное общество», Национальный банк для торговли и промышленности и Национальную учетную контору. Их акции обменивались на 3 %-ные облигации, которые подлежали выкупу государством в течение 50 лет. Ежегодный доход был установлен в размерах не ниже дивидендов акционеров. Во главе были поставлены крупнейшие акционеры («Лионского кредита»- промышленный магнат Шнейдер).

Национализированные крупные депозитные банки осуществляют энергичную кредитную экспансию. Общая сумма их вкладов балансов, и кредитов возросла в несколько раз.

Среди частных депозитных банков крупнейшими являются Парижско-Нидерландский банк, «Коммерческий кредит Франции», «Промышленный и коммерческий кредит», «Банк Парижского Союза».[4,5] 4. Проблемы и перспективы банковской системы Российской Федерации

4.1 Современное состояние банковской системы Российской Федерации

Современная кредитная система - это совокупность саамы разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов, осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из ЦБ, банковского сектора, страхового сектора, небанковских кредитных институтов. Банковский сектор включает коммерческие, сберегательные, ипотечные банки. Страховой сектор состоит из страховой компании и пенсионных фондов.

Российская банковская система - двухуровневая, состоящая из Центрального банка, выступающего регулятором денежного обращения и кредитором коммерческих банков.

В настоящий момент в России насчитывается около 1136 кредитных организаций с действующей лицензией. Были отозваны (аннулированы) лицензии у 54 кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 8 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций)10 новых кредитных организаций. Таким образом, можно констатировать, что же третий год подряд сокращается численность действующих кредитных организаций. За 2005 --2007 годы их количество сократилось на 163.

В отчетном году продолжилось развитие филиальной сети кредитных организаций. Количество филиалов действующих кредитных организаций (без учета Сбербанка России ОАО) увеличилось с 2422 до 2646. Сбербанк России ОАО продолжал проводить работу по оптимизации филиальной сети, количество филиалов банка за 2007 од сократилось на 50 (рисунок 7).

Из 1136 кредитных организаций примерно 903 имеют право на привлечение вкладов. Перед началом формирования системы страхования вкладов насчитывалось 1150 кредитных организаций, имеющих право работать с вкладчиками. Сейчас этим правом обладают только те, кто в нее входят. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

Нашу банковскую систему определяет дифференцирование по размещению банков на территории страны. Большая часть их находится в Центральном регионе и в Москве. В определенной степени этот дисбаланс компенсируется созданием филиалов столичных банков в других регионах. Другой чертой является концентрация капитала банка, активов и других показателей. На долю 5 наиболее крупных банков приходится 42,3 % всех активов, на долю самых крупных 200 банков - 91,6 %. Количество кредитных организаций с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро за 2007 году увеличилось с 676 до 726, или на 7,4%(совокупный капитал этой группы возрос на 59,1%),а их доля в совокупном капитале банковского сектора повысилась с 98,0 до 98,9% (рисунок 8).

Рисунок 7 - Количество кредитных организаций и их филиалов [13]

Другой момент - участие иностранного капитала в российском банковском секторе. В странах Центральной и Восточной Европы национальные банковские системы состоят в основном из банков, принадлежащим не резидентам. Есть государства, где практически весь капитал принадлежит нерезидентам. Как правило, «захватчиками» выступают западноевропейские и американские банки.

В России ситуация иная: в настоящий момент у нас 202 кредитные организации, в капитале которого присутствуют иностранные деньги. Из них 63 организации со 100% капиталом нерезидентов и 23 - где эта доля больше 50%.

В 2007 году укрепили свое влияние банки, контролируемые иностранным капиталом На 1.01.2008 доля в активах увеличилась с 12,1 до 17,2 % а в капитале -- с 12,7 до 15,7%.

До 1988 г. доля нерезидентов в российской банковской системе была намного выше. После дефолта она заметно упала, затем снова начался рост, особенно последние 2 года. И все-таки пока заметного влияния на нашу экономику банки с иностранным участием не оказывают.

Рисунок 8 -Количество банков с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро и их доля в совокупном капитале банковского сектора [13]

В настоящее время иностранные банки могут создавать в России дочерние и кредитные организации. Что касается открытия трансграничных филиалов, то наше законодательство таких возможностей им не предоставляет. В связи с вступлением России в ВТО некоторые страны настаивают на праве создавать российские филиалы. В последние годы в России была осуществлена серьезная либерализация во внешнеэкономической сфере и валютных отношениях. При этом необходимо дать возможность банкам нарастить капитал, укрепиться, повысить конкурентоспособность. Это требует длительного времени. Для выравнивания условий приобретения акций необходимо установить единый уведомительный порядок при приобретении акций до 10 % акций банка, и разрешительный при покупке большого пакета, как для российских , так и для иностранных инвесторов.

Последние годы российская банковская система развивается очень высокими темпами, превышающими темпы развития всей экономики. По основным показателям прирост, рассчитанный на основе дефлятора ВВП, составляет примерно от 8,1 до 61,4% в 2008 г. Кредиты, предоставленные организациям и физическим лицам в течение 6 лет увеличились за год на 59,6%. Отношение вкладов физических лиц к ВВП выросло на 1,5 процентного пункта -- до 15,6%. Скорость движения вперед не снижается. В 2007 г. она по некоторым параметрам даже выше, чем в предыдущие годы. Так, по активам в 2007 г. прирост составил более 52,2%, в то время как в 2006 г. он был 45,1% (таблица).

Увеличение количественных показателей происходило вместе с заметными качественными изменениями в банковской сфере. Сформировалась система страхования вкладов. В процессе ее создания многие банки совершенствовали свою нормативную базу, улучшили деятельность своих подразделений, отказавшись от неблаговидных схем и операций. Более достоверной стала информация о собственности банков.

Таблица - Темпы прироста основных показателей банковской системы в 2003-2008 г [13]

Наряду с этим сформировалась система бюро кредитных историй. Начался поэтапный переход на МСФО. В практику регулирования и надзора внедряются новые рекомендации Базельского комитета. Это приближает российскую банковскую систему к международным стандартам и правилам.

Хотя банковская система России развивается довольно быстро, при сравнении ее показателей с показателями других стран, наше положение по сравнению с другими странами остается достаточно печальным.

Капитал всех банков России при расчете по официальному курсу (на 12.08) приближается к 26 млрд. долларов. Это меньше чем у отдельных банков стран Азии, Америки, Европы. По отношению к ВВП капитал всей банковской системы равен 8,1 %. Это в 1,5-3 раза меньше, чем в развитых странах, да и в некоторых странах с переходной экономикой. Совокупные активы по отношению к ВВП составляют всего 70,5%, в то время как во многих других странах - в несколько раз больше. Объем кредитов, выданных нефинансовому сектору и физическим лицам, по отношению к ВВП в РФ составляет 37,3%. В некоторых странах этот показатель превышает наш в 8-10 раз. В Китае отношение кредитов к ВВП составляет по разным оценкам 145-180%.[8,12,10]

4.2 Перспективы развития банковской системы

В сентябре 2005 г. началась работа над средне- и долгосрочной программой «Национальная банковская система 2010-2020». В работе над ней приняли участие более 60 банков, 10 ГУ ЦБ РФ,12 региональных банковских союзов и клубов, а также ряд видных российских экономистов и правоведов. Результат данной работы был вынесен 5 апреля 2006 г. на рассмотрение делегатов съезда АРБ. Это документ содержит план действий по созданию в России мощной, развитой банковской системы, способной дать каждой отрасли и каждому региону, предприятию и гражданину необходимые кредитные и финансовые услуги и обеспечить тем самым условия для развития их потенциала и самореализации.

Банк России обладает мощнейшими рычагами, необходимыми для укрепления экономики. И без его активного участия в поддержании экономического роста мы не сможем совершить “конкурентного прорыва ”

В программе ставится вопрос о необходимости структуризации банковской системы и, в частности, системы второго уровня -- коммерческих банков. Банки, по факту имеющие общефедеральный статус, претендующие, к примеру, на международный рейтинг ,могут иметь более жесткий режим регулирования в отличие от банков, работающих в одном регионе. … Здесь возможна сегментация по капиталу, и должны быть предложены более мягкие режимы надзора к банкам с меньшим капиталом, работающим в рамках своего региона и не несущим в себе серьезных рисков для системы.

То же касается определенной специализации банков по профилю деятельности. Государство в лице регуляторов финансового рынка может соответствующими нормативами стимулировать банки к работе на определенных направлениях деятельности, к примеру, ипотечного или сельскохозяйственного кредитования или кредитования малого бизнеса и т.д.

Последние два ода в связи со вступлением России в ВТО с особой интенсивностью обсуждается вопрос открытия филиалов иностранных банков в России. В Программе уделено место и этой проблеме. Смысл позиции АРБ сводится к следующему: необходимости приведения условий, в которых работают российские банки (в том числе и со 100%ным иностранным капиталом), в соответствие с условиями, в которых работают банки за рубежом.

В частности, считаем ненормальной ситуацию, когда из российской банковской системы усилиями финансовых ведомств вынуты более 50% финансовых ресурсов, наиболее долгосрочных и наиболее дешевых. … Это средства пенсионных, социальных страховых фондов, это бюджетные средства и средства, находящиеся в стабилизационном фонде.

Мы не считаем нормальным, когда привлечение финансовых ресурсов с внешних рынков регулируется более низкими нормами резервирования, чем деньги с внутреннего рынка. В результате развитие внутреннего финансового рынка тормозится, а внешний долг бизнеса растет.

С учетом недоразвитости системы рефинансирования в нашей стране, с четом чрезвычайно усложненной процедуры реализации залогов, с учетом в целом очень негативного настроя судебных властей к кредитным организациям мы имеем заведомо неконкурентные условия работы по сравнению с нашими зарубежными коллегами.

Возникает вопрос -- как поступить в такой ситуации? Искусственно посадив игроков своей “национальной банковской сборной ” на голодный паек, поддерживая их в состоянии хронической дистрофии, делать вывод о том, что вообще не имеет смысла рассчитывать на свою команду и надо расчистить поле для иностранных игроков, которые не будут подпадать под российскую юрисдикцию? Даже банки со 100%ным иностранным капиталом, работая под российской юрисдикцией, утверждают, что благодаря ряду надзорных, регулятивных требований, усложненных процедур ведения бизнеса и множеству бюрократических причин они неконкурентоспособны по сравнению со своими материнскими банками. Это банки, которые «финансовой дистрофией” не страдают, поскольку подпитываются от материнских компаний, чей капитал в некоторых случаях превосходит капитал всей российской банковской системы.

Именно желая иметь равные конкурентные условия, российская банковская система в лице АРБ ставит вопрос о том, что надо привести внутренний финансовый рынок и условия работы на нем в соответствие с международными стандартами, а потом обсуждать вопрос об условиях допуска иностранных филиалов в Россию …

Постановлением по основному вопросу повестки дня XVII Съезд АРБ одобрил программу Национальная банковская система России 2010 --2020».Решено направить ее в Госдуму, Совет Федерации, Правительство, Администрацию Президента РФ, Банк России, Минфин, МЭРТ РФ и предложить указанным госорганам обсудить с участием представителей банковского сообщества выводы, содержащиеся в Программе.

Съезд постановил организовать работу по включению основных выводов и предложений программы проекты законов, постановления Правительства и решения министерств и ведомств, а также подготовить перечень важнейших законодательных и нормативных актов, которые АРБ считает необходимыми для принятия в целях реализации программы «Национальная банковская система России 2010 --2020 ».

Совету и аппарату РБ, банковским объединениям, союзам и ассоциациям рекомендовано выносить на обсуждение съездов, конференций и круглых столов вопросы, отражающие процесс реализации Программы. Признано целесообразным уточнять положения Программы ежегодно на последующие 15 лет(5 +10).

Заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков, выступивший перед делегатами съезда АРБ 5 апреля 2006 .,отметил, что Правительство РФ заинтересовано в национальной банковской системе и ее встраивании в мировую банковскую систему (и не в качестве заштатного участника), Программа интересна, но многие ее пункты не бесспорны и полностью ее принять сейчас невозможно. Однако выдвинутый лозунг АРБ «Даешь банкизацию России!» Правительство РФ поддерживает.[15]

Заключение

В последние годы российский финансовый сектор демонстрировал внушительный рост. Это происходило в ситуации легко доступных дешевых денег, когда уровень охвата финансовыми услугами и населения, и организаций по-прежнему был невысок, а пространство для роста по-прежнему оставалось значительным. Любой участник мог быть успешным, даже если снижалась его относительная доля на рынке, ведь в абсолютных объемах рынок рос внушительными темпами. По итогам первого квартала 2008 года отношение совокупных активов банковской системы к ВВП возросло до 70,5%.

В той ситуации быть успешным было просто. Компании, которые за это время остались на рынке, окрепли и, в основном, перешли от спекулятивных операций к развитию долгосрочных стратегий. Эти спокойные годы дали возможность выстроить инфраструктуру финансового рынка во всех его проявлениях. Они дали возможность выстроить систему отношений и повысить доверие как внутри рынка между его игроками, так и по отношению к клиентам.

Но спокойные времена закончились. В некотором смысле наступает момент истины, который должен показать, насколько игрокам рынка и регуляторам удалось выстроить систему доверия.

Несмотря на то, что в первой половине 2008 года темпы роста кредитования в России по-прежнему высоки, рынок обсуждает тему дефицита ликвидности. По мнению банкиров, ситуация на рынке ликвидности непростая - банки постоянно ощущают недостаток средств. До кризиса российские банки были поставлены в неравные условия с западными банками, то есть российская ликвидность всегда стоила дороже, чем ликвидность западных банков. Поэтому отечественным банкам всегда было тяжело конкурировать. Сейчас, несмотря на то, что Центральный банк, безусловно, много сделал для обеспечения рынка ликвидностью, государство все еще может банкам помочь, задействовав неиспользованные резервы и механизмы. Главное противоречие момента заключается в том, что Центральный банк и Минфин предоставляют системе слишком короткие деньги. Поэтому такой инструмент, как аукционы Минфина, по мнению многих банкиров, совсем не работает - не устраивают сроки кредитования, а не цена ресурсов.

Банкам нужно фондирование, инструментов которого может быть несколько. Первый инструмент - рефинансирование Центрального банка на основе пула розничных кредитов, аналог секъюритизации. Ведь такой пул кредитов от банка с высоким рейтингом является гораздо более стабильным залогом, чем, к примеру, корпоративные кредиты. Второй - пенсионные деньги, которые на данный момент совсем не используются. Они гораздо более длинные и удобные. Третий - свободные ресурсы государственных корпорации. ГК обладают огромными деньгами, которые просто лежат на счетах в Казначействе. Банки могли бы пользоваться этими деньгами на разумных рыночных условиях.

Вместо этого складываются серьезные противоречия, которые трудно разрешимы в принципе. Государство не заинтересовано в том, чтобы разгонялась инфляция. В то же время, вливание денег в экономику ее стимулирует. Что делать?

Эта дилемма не решается на самом высшем государственном уровне: между Министерством экономического развития и Минфином согласия нет. Минэкономразвития считает, что банковская система должна развиваться, что экономике не хватает денег и что отношение банковских активов к ВВП все еще слишком мало - ведь есть страны, где оно составляет 200%. Но Минфин и Центральный банк, занимая традиционно консервативную позицию, настаивают на том, что торопиться не надо, что у нас и ошибок достаточно, и риски большие.

Но ведь если экономика развивается быстро и достаточно качественно, то развитие эти риски покрывает. Основной вопрос заключается именно в их природе. Центральный банк, занимаясь борьбой с инфляцией, страхуется от этих рисков. Исследуя вопросы развития банков, их политики и стратегии, важно оперативнее заниматься вопросами качества рисков, нежели, ссылаясь на инфляцию, проводить консервативную политику и таким образом сдерживать развитие и банков, и экономики.

Литература

1. Деньги, кредит, банки: учебник /под ред. Белоглазовой Г.Н. - М.: Юрайт, 2007,

158 с.

2. Деньги, кредит, банки: учебник /под ред. Лаврушиной О.И.. - М.: Кнорус, 2007. - 560 с.

3. Деньги, кредит, банки: учебник /под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 160 с.

4. Международная экономика: учебное пособие для вузов / под ред. Волгиной Н. А.. - М. : Эксмо, 2006. - 736 с.

5. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учебное пособие /под ред. Воронина

6. Общая экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Баликоева В.З.; - М.: Омега-Л - 2007. - 732 с.

7. Экономическая теория: учебник для вузов /под ред. Борисова Е.Ф. - М.: ТК «Велби» - 2007 - 544 с.

8. Мелькиян Г.Г. Особенности российской системы//Деньги и кредит. - 2006. - №128 - с. 12-13 - 1 янв.

9. Экономика: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Сидорова. - М. : Юристъ, 2006. - 542 с.

10. www.abajour.ru - сайт «Аналитического банковского журнала»

11. www.aup.ru - административно-управленческий портал

12. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка Российской Федерации

13. www.consultant.ru - сайт информационно-поисковой системы Консультант плюс

14. www.eco-lib.ru - экономическая библиотека

15. www.finans-m.ru - сайт журнала «Банковские технологии»

Приложение А

Рисунок 4 - Изменение ЦБ учетной ставки процента [4]

Приложение Б

Рисунок 5 - покупка-продажа ЦБ ценных бумаг [4]

Приложение В

Рисунок 6 - изменение ЦБ нормы обязательного резерва [4]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать