Коммерческие банки
p align="left">Правление Агентства осуществляет следующие функций по обязательному страхованию вкладов:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Его кандидатура представляется совету директоров за месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства. Генеральный директор Агентства выполняет следующие функции:

1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;

4) распределяет обязанности между своими заместителями;

5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;

6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.

Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. Годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство РФ и Банк России. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в «Вестнике Банка России» и «Российской газете». Достоверность годового бухгалтерского баланса Агентства, отчета о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, отчета о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, подтверждается независимой аудиторской организацией.

Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. В целях информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию. Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Агентство о следующем: выдаче банку разрешения Банка России; принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства; применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России; реорганизации банка; введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, Агентство информирует Банк России о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра, об изменении ставки страховых взносов.

Агентство вправе обращаться в Банк России с предложениями:

• о проведении проверки банка Банком России; порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством;

• о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

О принятом решении о проведении проверки банка Банком России и о применении Банком России к банку мер ответственности Банк России сообщает Агентству в течение 15 дней со дня получения предложения.

Постановка банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку разрешения Банка России. Агентство вносит банк в реестр банков в день получения уведомления Банка России. Банк снимается Агентством с учета в системе страхования вкладов путем его исключения из реестра банков в случаях:

• отзыва (аннулирования) лицензии Банка России и завершении Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам;

• прекращения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками; одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов;

• прекращения деятельности банка в связи с его реорганизацией.

Плата за постановку банка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов не взимается.

Банк, в отношении которого наступил страховой случай, в семидневный срок со дня наступления этого страхового случая представляет в Агентство реестр обязательств банка перед вкладчиками, подтверждающий привлечение денежных средств во вклады, подлежащих страхованию. В случае удовлетворения (частичного удовлетворения) банком требования вкладчика, в том числе в ходе конкурсного производства, банк (конкурсный управляющий) обязан в тот же день направить в Агентство соответствующие сведения и документы. Агентство вправе запрашивать и получать в банке, в отношении которого наступил страховой случай, дополнительную информацию, в том числе копии документов, если представленной указанным банком информации недостаточно для осуществления мероприятий по выплате возмещения по вкладам. Банк, в отношении которого наступил страховой случай, обязан представить Агентству требуемую информацию в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Агентства. Агентство еженедельно сообщает банку, в отношении которого наступил страховой случай, информацию о вкладчиках этого банка, получивших возмещение по вкладам, суммах, выплаченных Агентством, а также о вкладах, по которым осуществлялось возмещение по вкладам.

Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных Федеральным законом. Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого наступил страховой случай, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся коммерческой и банковской тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России.

В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, Агентство обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.

Фонд обязательного страхования вкладов -- это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Фонд обязательного страхования вкладов принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам. Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства. По фонду обязательного страхования вкладов ведется обособленный учет. Денежные средства фонда обязательного страхования вкладов учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете. На фонд обязательного страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда обязательного страхования вкладов по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков. Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала включительно, в котором банк был внесен в реестр банков. Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность банка уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством Российской Федерации и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством. Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.

5. Кредитные операции

После краха рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. среди вложений российских коммерческих банков ведущее место начинает занимать кредитование. Банковские кредиты можно классифицировать по ряду признаков.

По объекту кредитования кредиты могут предоставляться на восполнение недостатка оборотных средств, приобретение основных фондов, недвижимости, на выдачу заработной платы, приобретение предметов потребления, хозяйственное обзаведение и др.

По заемщикам -- получателями кредитов могут быть физические или юридические лица. В отличие от банков стран с развитой рыночной экономикой, где кредитование физических лиц очень широко распространено, большинство российских банков (за исключением Сберегательного банка России) достаточно долго ограничивались кредитованием только своих сотрудников. По состоянию на 01.03.2000 кредиты российским гражданам составили всего 4,4% всех кредитных вложений коммерческих банков.

Положение начало принципиально изменяться в 2003 г., а в 2004 - 2006 гг. кредиты населению были самым быстрорастущим сегментом кредитного рынка. Если на 01.01.05 задолженность физических лиц по кредитам в рублях составляла 525 млрд, или 17% всех рублевых кредитов, то на 01.06.06 она уже равнялась 1208 млрд, или 25% всех рублевых кредитов. Росли объемы кредитования населения и в иностранной валюте. На 01.01.05 населению было предоставлено валютных кредитов на 93 млрд руб., на 01.06.06 уже на 220 млрд.

По сферам вложений -- кредиты реальному сектору экономики (в настоящее время преобладают) и финансовому сектору, которые составляют значительно меньшую сумму.

По срокам -- кредиты могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года и до 3 лет) и долгосрочными (свыше 3 лет). В течение первого десятилетия рыночных преобразований в России преобладало краткосрочное кредитование. Однако в связи со стабилизацией экономики РФ положение принципиально менялось, увеличивалось число финансово устойчивых предприятий, нуждающихся в средствах для расширения своей деятельности, которые не только хотели получить кредит, но и располагали достаточным объемом средств для того, чтобы его вернуть. По состоянию на 01.06.06 соотношение по срокам кредитов, выданных предприятиям и организациям, следующее: кредиты до 30 дней -- 7,8%, от 31 до 90 дней - 7,9, от 91 до 180 дней - 11,4, от 181 дня до 1 года -- 35, от 1 года до 3 лет -- 25, свыше 3 лет -- 11%. Особенно существенные сдвиги произошли в долгосрочном кредитовании, которое по состоянию на 01.01.05 составляло всего 7% рублевых кредитов юридическим лицам.

Долгосрочные кредиты юридическим лицам не исчерпывают всю отрасль долгосрочного кредитования. В последнее время активно развивается ипотечное кредитование, которое в значительной части представлено кредитами населению на покупку квартир или домов.

По состоянию на 01.04.06 задолженность по кредитам населению на покупку жилья составляла 141 млрд руб., из них ипотечные жилищные кредиты -- около 66 млрд руб. (аналогичные показатели на 01.04.05 составили 63 млрд и 19 млрд соответственно). Росло число банков, предоставляющих кредиты на покупку жилья. В начале 2005 г. их было 535, а по состоянию на 01.04.2006 --уже 653.

Особенность ипотечного кредитования заключается в том, что оно не требует дополнительного обеспечения. Приобретаемая за счет кредита квартира становится залогом для банка и в случае неплатежа должника обеспечивает погашение его кредита.

По способу выдачи кредиты можно разделить на разовые и кредитную линию. Разовый кредит выдается одной суммой, оговоренной в кредитном договоре. По кредитной линии в течение определенного времени предоставляется несколько кредитов в пределах согласованного лимита.

Овердрафт, т.е. кредитование сверх остатка по счету, можно рассматривать как разновидность кредитной линии. В отличие от обычных видов кредитования он не имеет жестких сроков предоставления и погашения и предоставляется по мере возникновения потребности в средствах при отсутствии денег на расчетном счете клиента в размере, который необходим для оплаты платежных документов (но в пределах суммы, оговоренной кредитным договором). Овердрафт погашается, как только на расчетном счете клиента появляются средства. Размеры этого кредита обычно ограничиваются 30--50% ежемесячных поступлений на расчетный счет клиента за последний квартал (полугодие).

Кредиты физическим лицам делятся на экспрессные, выдаваемые без глубокого изучения заемщика через 20--30 минут после обращения за ними, традиционные, выдаваемые после тщательного изучения заемщика, и по кредитным картам. Первый вариант кредитования обходится клиенту значительно дороже, чем два других.

По наличию обеспечения кредиты бывают обеспеченные и необеспеченные, или бланковые. Российские банки стремятся предоставлять обеспеченные кредиты, в чем их заинтересовывает и система регулирования Банка России. В качестве дополнительного обеспечения возврата суммы основного долга и выплаты процентов в России используется залог, поручительство и банковская гарантия. Страхование риска невозврата кредита, получившее распространение в начале 1990-х годов, в настоящее время практически перестало использоваться, поскольку банки столкнулись с многочисленными случаями отказа страховых организаций от проведения выплат.

Залог. По обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) кредитор имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами с изъятиями, установленными законом (п. 1 ст. 334 ГК).

Предметом залога может быть всякое имущество и имущественные права (требования), кроме имущества, изъятого из оборота, имущества, залог которого запрещен законом, а также требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Например, при получении в банке кредита дочерью отец может предоставить в залог свою квартиру.

Различают залог без передачи и с передачей (закладом) заложенного имущества залогодержателю.

По предмету залога выделяется залог движимого и недвижимого имущества (ипотека), а также имущественных прав.

К числу существенных условий договора о залоге, без которых он не может считаться заключенным, ГК РФ относит указание в договоре предмета залога и его оценку, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспеченного залогом.

Поручительство. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение его обязательства полностью или частично (ст. 361 ГК РФ). Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать