Кредитно-банковская система Республики Беларусь
p align="left">Банк или группа банков - кредиторов предприятия, имеющих право требовать от предприятия сумму не менее 10-15% его балансовой стоимости (но не менее 100000 долларов), предлагают предприятию заключить «мировое соглашение».

В случае согласия собственника (государства ил собрания акционеров), банк назначает «доверительного управляющего», который осуществляет ревизию финансового состояния предприятия, предпочтительность его санкции или банкротства, ориентировочную стоимость при выставлении на продажу.

По докладу «временного управляющего» банк либо санирует предприятие и получает в качестве возмещения задолженности пакет его акций, либо начинает процедуру банкротства. В первом случае банк подписывает «мировое соглашение» с предприятием и становится его акционером, в том числе за счет дополнительной эмиссии акций предприятия. С этой целью государство обязано дать согласие на разгосударствление и акционирование предприятия.

«Мировое соглашение» банка с предприятием-должником не должно затрагивать интересов других кредиторов, которые имеют право самостоятельно решать вопросы взаимоотношений.

К «мировому соглашению», предложенному банком, имеют право присоединиться остальные кредиторы предприятия, которые банк обязан уведомить до заключен7ия данного «мирового соглашения».

«Мировое соглашение» может включать в себя предоставление дополнительного кредита санируемому предприятию под залог его акций.

В случае отказа предприятия от заключения « мирового соглашения», банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закон о банкротстве).

Видимо, следовало бы провести чрезвычайные меры для восстановления общей ликвидности банковской системы и побуждения банков к собственному финансовому оздоровлению: ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам; предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, разработать план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых «мировых соглашений» с ссудозаемщиками и инициирования процедур банкротства; учредить агентство по реконструкции банков при Национальном банке или банковском союзе, которому передать все безнадежные кредиты, выданные банками под гарантии правительства, обменяв их на государственные ценные бумаги с большим сроком обращения, а также передать ему во временное управление те коммерческие банки, которые можно оздоровить с относительно небольшими затратами и в короткие сроки; разработать механизм ускоренного судебного разбирательства с предприятиями - ссудозаемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит; разработать механизм принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы.

Помимо этого, реорганизация и рекапитализация банковской системы в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия: создание союза коммерческих банков, который примет на себя, с одной стороны, солидарную ответственность за финансовое состояние банков - членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов «банков-союзников», и до предоставления рекомендаций органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны; выделение из состава национального банка службы, ведающей надзором за коммерческими банками. Цель - разделение функций лицензирования, регулирования и надзора за состоянием банковской системы, объединение которых под руководством Национального банка не позволяет достичь общей ее «прозрачности»; существенное повышение суммарного собственного капитала белорусских банков. Достичь этого невозможно за счет внутренних ресурсов (из-за их отсутствия). Выход - в разгосударствлении и приватизации, привлечении в банковскую сферу иностранного капитала, в том числе через выпуск «американских и европейских депозитарных расписок», поощрении прихода в страну коммерческих банков со 100%-ным иностранным капиталом; стимулирование создания третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т. п., компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал; учреждение специального фонда страхования вкладов физических и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно - финансовых учреждений и предназначенного для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Кроме того, введение определенных ограничений на использование денежных сбережений населения (введение лимитов на использование их в качестве ресурса для кредитования и т. п.); обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью «страхового кредитного рейтинга», а коммерческими банками - соответствующего «банковского рейтинга»; обеспечение вывода средств Национального банка и правительства из уставных капиталов коммерческих банков последующей продажей их на свободных аукционах. Цель: во-первых, создание равных условий для всех банков, то есть условий для их здоровой конкуренции, и, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления правительства и центрального банка на денежный рынок через зависимые от них банки; обеспечение перехода белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

В условиях отсутствия финансовых ресурсов из внешних источников особенно актуальным становится вопрос эффективной мобилизации внутренних ресурсов. Высокий уровень спрэда препятствует развитию финансового посредничества, ограничивает внутренние источники инвестиций. Это обусловлено тем, что низкий процент по депозитам сдерживает потенциальных вкладчиков (владельцев сбережений), а высокие ставки по кредитам препятствуют доступу экономических агентов к ликвидным средствам для финансирования инновационных проектов и ограничивают некоторые инвестиционные проекты экономически неэффективными масштабами, что оказывает неблагоприятное влияние на внешнюю конкурентоспособность и потенциальные возможности для экономического роста.

Показателем фактически полученной банком величины спрэда является чистая процентная маржа, рассчитываемая как сумма чистого процентного дохода по учету к общей сумме активов. Хотя чистую процентную маржу можно интерпретировать как приблизительный показатель эффективности банка, это не означает, что снижение чистая процентной маржи всегда сигнализирует об улучшении эффективности банка. Так, снижение чистой процентной маржи может, например, отражать снижение налоговой нагрузки на банки или увеличение уровня дефолта по кредитам. В первом случае снижение чистой процентной маржи будет свидетельствовать об улучшении функционирования банковского сектора, в то время как во втором происходит обратное. Также необходимо отметить, что изменение соотношения, каковым является чистая процентная маржа, может отражать изменение чистого процентного дохода (числитель) или изменение активов, не приносящих процентных доходов (компонент знаменателя).

Полный обзор детерминантов спрэда по процентным ставкам приводится в исследовании Э. Демиргуц-Кунта и Г. Хайринга. Детерминанты включают: полный набор характеристик банка; индикаторы макроэкономической политики; характеристики системы регулирования и налогообложения; показатели структуры финансовой системы, правовой и институциональной инфраструктуры. Для того чтобы определить, какое влияние каждый из детерминантов оказывает на банки в развитых и развивающихся странах, применялся показатель уровня ВВП на душу населения. В исследовании использовались данные более чем 7900 банкам в 80 странах за период с 1988 по 1995 год. Результаты показали, что практически все детерминанты оказывают значительное влияние на спрэд между процентными ставками банка.

Более содержательной является декомпозиция чистой процентной маржи на операционные расходы, налоги, отчисления в резерв на возможные потери, прибыль после налогообложения, выраженные в процентах к чистому процентному доходу. Структура процентной маржи позволяет осуществить сравнение между группами стран и определить следующее: в какой степени банки перекладывают операционные расходы на вкладчиков и заемщиков; уровень прямого налогообложения доходов банков; качество кредитного портфеля банков и различия в формировании резервов на возможные потери; в какой степени чистая процентная маржа трансформируется в прибыль после налогообложения.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что с точки зрения экономики более эффективными являются банки в развитых странах, поскольку перераспределяют финансовые ресурсы с наименьшими издержками. Кроме того, они несут меньшую налоговую нагрузку на доходы. В то же время в странах с переходными экономиками мобилизация и распределение сбережений банками связаны со значительными издержками, что отражает высокий уровень операционных расходов и чистой процентной маржи по сравнению с другими группами стран. Это является одной из причин неразвитости банковского сектора и его, небольших по отношению к ВВП размеров.

Следует также отметить высокий уровень налогообложения доходов банков. Все это характерно и для Республики Беларусь. Однако особенностью нашей страны является более высокий уровень процентной маржи у системообразующих банков по сравнению с остальными банками. Это связано с тем, что у данной категории банков высокий удельный вес в балансе занимают активы, приносящие процентный доход, и эти банки несут сравнительно низкие расходы по формированию ресурсной базы не только благодаря доступу к целевым кредитам и бюджетным средствам, но и в результате эффекта масштаба, поскольку обладают развлетленной сетью филиалов. Этим также объясняется более низкий уровень операционных расходов.

Сравнительный анализ показывает, что спрэд, устанавливаемый банками в странах с переходной экономикой, как правило, выше, чем в развитых и развивающихся странах. Высокий уровень спрэда связан с действием ряда факторов.

Особенности структуру рынка, на котором функционируют банки, и поведение самих банков. В экономической литературе отмечается, что конкуренция, являющаяся следствием свободного доступа на рынок и конкурентного ценообразования, повышает функциональную эффективность посредников через снижение спрэда между ставками по кредитам и депозитам. Существуют эмпирические данные, подтверждающие положительную взаимосвязь между структурой рынка и процентным спрэдом, или рентабельностью. Тем не менее, поскольку действуют различные, часто противоположные силы, затруднительно выявить направление причинно-следственной связи на теоретическом уровне. С одной стороны, ограниченная конкуренция и региональная сегментация на внутреннем рынке капитала снижают эффективность распределения ресурсов, позволяя неэффективным банкам выжить и максимизировать прибыль путем увеличения посреднического спрэда выше предельных издержек (гипотеза о производительности структуры). С другой стороны, также отмечается, что эффекты масштаба и диверсификации превалируют в предоставлении банковских услуг. Таким образом, большая концентрация может привести к снижению спрэда посредством уменьшения операционных расходов банковской системы. Более того, даже если не принимать во внимание эффект масштаба в банковском деле, как предлагается в некоторых исследованиях, существование отрицательной корреляции между спрэдом, рентабельностью и концентрацией объясняется существованием конкуренции на банковском рынке, в результате чего эффективные банки поглощают или вытесняют менее эффективные.

Квазифискальные операции коммерческих банков. В экономиках некоторых стран банки являются объектом высоких резервных требований и участниками программ централизованного кредитования секторов экономики, что представляет собой косвенное финансовое налогообложение. Альтернативные издержки размещения резервов в центральном банке, где они не приносят дохода, и предоставление кредитов под льготные процентные ставки повышают экономические издержки привлечения средств, которые банками стремиться переложить на клиентов, увеличивая размер спрэда.

Качество кредитного портфеля. Рост спрэда связан со значительными отчислениями в резерв на потери по ссудам. Последний фактор является прямой функцией кредитного риска и текущей величины проблемных кредитов. Кроме того, некоторые банки для повышения конкурентных позиций на рынке депозитов увеличивают рискованность активных операций. Это может привести к снижению качества активов и соответственно к созданию резерва на потери по ссудам. Повышая спрэд, банки стремятся покрыть издержки по мониторингу проблемных кредитов и издержки, связанные с упущенной выгодой (недополученным процентным доходом). Если при снижении качества кредитного портфеля этого не происходит, то можно говорить о недостаточности создаваемых резервов или недостатках в банковском надзоре, что повышает риск системного банковского кредита.

Нефинансовые издержки. Они отражают различия в стоимости капитала, уровне оплаты труда и количестве занятых. Высокие издержки, которые перекладываются на клиентов банков, являются результатом неэффективности банковских операций. Это также может быть обусловлено стремлением банков, снизить тарифы при осуществлении операций на розничном рынке банковских услуг. Для того чтобы компенсировать недополученные в результате комиссионные доходы, банки увеличивают спрэд. И так, одним из основных направлений повышения эффективности банковской системы является либерализация деятельности банковского сектора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему «Кредитно-банковская система и ее структура. Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь», можно сделать следующие выводы:

кредитно-банковская система в рыночной экономике является двухуровневой и включает Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки различных видов;

Национальный банк Республики Беларусь - находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь;

следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь;

коммерческие банки - юридические лица, созданные в определенной организационно - правовой форме и имеющие исключительное право на осуществление в установленном законодательстве порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на депозиты, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытии и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

таким образом, кейнсианская модель, в основу которой положен принцип «кредитного регулирования», пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью фискальной и кредитной политики государства;

современный монетаризм возник в качестве аппозиции кейнсианству. Правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии;

взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком в Республике Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства;

в настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции.

кредитно-банковская система государства требует реконструкции, т.е. совокупность негативных факторов представляющих собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем контексте экономических реформ;

таким образом, прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы;

в заключении можно сказать, что в стране наблюдается явный дефицит капитала, как у государства, так и у национального бизнеса, необходим поиск стратегических иностранных инвесторов, быстрая интернационализация кредитно-банковской системы Республики Беларусь, что соответствовало бы весьма высокой открытости нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Банки и банковские операции: Учебник \ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

2. Банковское дело \ Под ред. О.М. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2001.

3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и другие; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 622с.

4. Долан Э.Д., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М., 1991.

5. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. - Мн.: ”Мисанте” 2002.

6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. - М.: Республика, 1992. - 319с.

8. Максимов В.Ф., Шишов А.Л. / Рыночная экономика: Учебник в 3т. Т.1. Теория рыночной экономики, М: СОМИНТЭЭК, 2002г.

9. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

10. Основы банковского дела: Учебное пособие / Б.С. Войтешенко, В.В. Козловский, Т.Д. Брежнева и другие; Под ред. Ю.М. Ясинского. - Мн.: «Тесей», 2000. - 448с.

11. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Ч. 1. Мн., 2001.

12. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов - на - Дону, издательство « Феникс», 2001 - 608с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать