Методология оценки финансовой деятельности банка
p align="left"> Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ “О банках и банковской деятельности”. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество [1].

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом “О банках и банковской деятельности”. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Банки, в свою очередь, подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные банки составляют основу банковской системы, они способны предоставлять своим клиентам до 200 видов услуг. Их главными функциями являются:

аккумулирование временно свободных денежных средств;

кредитование субъектов финансового рынка;

организация и осуществление расчетов в хозяйстве;

проведение операций с ценными бумагами;

хранение финансовых и материальных ценностей;

проведение трастовых операций;

Основным отличием специализированных банков является предоставление очень узкого спектра финансовых услуг своим клиентам, то есть специализация банка на определённом виде предоставляемых услуг. Специализация бывает: функциональной, отраслевой, клиентской, территориальной.

Не последнюю роль на финансовом рынке играет Центральный Банк РФ. Какие основные функции он выполняет и методы, направленные на поддержание надежности банковских учреждений мы рассмотрим далее.

1.4 Функции ЦБ РФ, направленные на поддержание надежности и оценку деятельности банковских учреждений.

Центральный банк РФ в соответствии с Федеральным Законом “О Центральном банке РФ” выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основной целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.

В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций [2]:

разработка и проведение контрольно-денежной политики

регулирование денежного обращения

регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними

осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе

организация валютного регулирования

хранение золотовалютных запасов страны

Для их исполнение ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций

осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций

установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями

установление резервных требований

рефинансирование кредитных организаций

проведение дисконтной политики

проведение операций на открытом рынке

осуществление валютных интервенций.

Но и в деятельности ЦБ РФ в течение 2000г-2001г года произошли очень большие изменения.

Августовский кризис 1998 года выявил недостаточную эффективность системы надзора ЦБ РФ, осуществляемой за деятельностью коммерческих банков. В связи с этим возникла идея ликвидации его надзорной монополии и объединения надзорных функций всех финансовых институтов в особом государственном надзорном органе, а также создания контроля за операциями на всех сегментах финансового рынка. Сторонники подобной системы, внесли поправки подобного рода в Закон о ЦБ РФ, ссылаясь на международный опыт. В большинстве западных стран надзорные функции выполняют независимые от ЦБ организации. Скорее всего, на процедуру передачи этих функций в нашей стране будет отведено несколько лет.

Именно так в середине 90-х годов поступили власти Великобритании. В прошлом году функции надзора Банка Англии были переданы специально созданной комиссии по надзору за финансовыми службами.

Самому Банку России в подобной ситуации останется следить за проведением денежной политики, осуществлять хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, проводить операции по обслуживанию государственного долга [16].

Глава ЦБ РФ Виктор Геращенко против этого. На встрече с банкирами в Казани он отметил, что только в странах с развитой экономической и банковской системой можно разделить регулирующую и надзорную функцию. Западные страны отличаются от России стабильностью законодательства, в том числе и налогового, и развитой судебной системой. У нас же создание подобного органа может привести не к усилению позиции государства, а к возникновению нового криминального бизнеса. Нет никаких гарантий, что из подобного досье о финансовом положении гражданина (для этого ему не обязательно быть нарушителем закона) информация не начнет утекать в различные криминальные структуры.

Другая причина в том, что создание отдельного органа надзора за деятельностью коммерческих банков потребует дополнительных бюджетных расходов.

Тем не менее В. Путин одобрил идею создания финансовой разведки. По сути предполагается, что это будет аналитический центр, отслеживающий финансовые операции на суммы превышающие 10000$. Финансовая разведка будет находиться в структуре Минфина РФ. В ней будут работать эксперты - гражданские люди, отслеживающие движение финансовых потоков. Для нее не должно быть ни банковских, ни иных тайн. В подобной службе работают во Франции 30 человек, в Голландии-20.

В начале 2001 года принудительного банковского надзора ЦБ РФ обнародовал и направил территориальным учреждениям Банка России новую методику анализа финансового состояния банков, которая должна повысить качество банковского надзора. ЦБ РФ надеется, что новая методика позволит ему быстрее замечать возникшие у банков проблемы.

Новая методика должна свести воедино то огромное количество нормативных актов, которые были выпущены по этой теме за последние несколько лет. Конечная цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования.

Для этого ЦБ РФ предлагает своим управлениям изучать финансовые показатели банка по шести направлениям:

- структурный анализ банковского отчета

- структурный анализ отчета о прибылях и убытках

- оценка рентабельности деятельности банка и его отдельных операций

- анализ достаточности капитала

- анализ кредитного риска

- анализ рыночного риска

- анализ риска ликвидности

По результатам анализа финансового состояния банка составляется заключение, которое должно содержать обобщающие выводы по каждому разделу анализа.

Сейчас, по данным ЦБ РФ, к проблемным относятся 238 из более чем 1300 российских банков. Критерии, по которым ЦБ заносит банк в категорию проблемных, были установлены еще в 1998 году. Однако сотрудник департамента пруденциального надзора ЦБ Маиса Ксензова заявила, что в ближайшее время эти критерии будут изменены. При обнаружении хотя бы одного не устраненного нарушения в отчетности банк автоматически будет попадать в группу проблемных. При этом Центробанк будет принимать во внимание не только результаты собственных проверок, но и заключения аудиторских фирм [19].

Свое решение ЦБ РФ мотивирует результатами проверок банков, проводимых им за последние три года. Они свидетельствуют, что у восьми из каждых десяти проведенных банков в отчетности обнаруживаются нарушения. В большинстве случаев они не устраняются. В результате чего отчетность не дает представления о реальном положении дел в банке. В ЦБ РФ уверены, что новые требования заставят банки более тщательно относиться к составлению своих финансовых документов. Однако это не объясняет, почему ЦБ решил изменить требования именно сейчас. Скорее всего, появление нового критерия определения проблемных банков связано с возросшим давлением на ЦБ РФ со стороны правительства как раз по этой части. И Банк России придумал, чем ответить на эту критику. Ведь теперь практически любой российский банк можно будет причислить к проблемным. В любом случае количество проблемных банков вскоре должно заметно увеличиться. А значит, Банк России сможет показать правительству, что адекватно воспринял критику [15].

Подробнее остановимся на роли, которую играют коммерческие банки на финансовом рынке России.

1.5 Деятельность коммерческих банков.

Деятельность коммерческих банков в России регламентирована Законом “О банках и банковской деятельности”.

Коммерческие банки и кредитно-банковская система в целом в условиях России стали определяющим и одним из главных факторов сохранения и развития экономики, реализации и продвижения инвестиционных программ, в т.ч. государственных, все большего слияния промышленно-производственного и банковского капитала в форме финансово-промышленных групп - основы развития экономики.

Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т.е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства.

Основной функцией коммерческих банков является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.

Поэтому коммерческие банки представляют собой:

во-первых, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц, от своего имени, размещает их на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции,

во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады ), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов), выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между юридическими и физическими лицами.

Хотя впрямую банки денежные потоки не создают, а их обслуживают, функции коммерческого банка выражаются также в том, что они являются средствами продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через их денежные потоки.

Коммерческие банки - это социально-экономическая отрасль, которая наиболее гибко реагирует на любые изменения как в экономической, так и в политической жизни общества.

Особенность российских условий состоит в том, что процесс создания и развития коммерческих банков в России совпал с фазой сужения процесса воспроизводства участников рынка - реального капитала. Не объективные процессы, сложившиеся в современных экономических условиях, позволяют сделать вывод о том, что банковский проект в масштабах страны является единственным на сегодняшний день успешно реализованным макроэкономическим проектом, которому способствовали следующие особенности российской экономической среды и банков как специфического общественно-экономического института:

банковская сфера деятельности, в отличие от других сфер, не подвергалась сужению процесса воспроизводства,

коммерческие банки - эта финансовая отрасль, которая имеет современную историю и наиболее гибко реагирует на любые изменения, происходящие на финансовом рынке,

коммерческие банки - это уникальное финансово-экономическое образование для создания “дополнительных денег”, поскольку деньги делаются, как правило, на любой банковской операции за счет финансового посредничества между сторонами сделки,

банкротства банков весьма редки, поскольку превратить стабильно работающий банк в несостоятельный очень сложно. Для этого нужно: иметь совершенно непрофессиональное руководство, либо осуществлять высоко-рискованные масштабные финансовые операции, связанные с нарушением законов или общепринятых правил банковской деятельности.

Немаловажным качеством кредитно-банковской системы является ее устойчивость из-за объективного экономического содержания основных функций денег (как средства обращения, меры стоимости, средства накопления, средства платежа), которые (функции) обеспечивают поддержание устойчивости кредитно-банковской системы до тех пор, пока существует денежное обращение. Банковская система не подвергается сужению процесса воспроизводства в рамках денежного обращения: объем денежных агрегатов постоянно растет, потому что увеличиваются обороты участников свободного рынка из-за естественной эволюционной структуризации экономики страны. Но это качество- устойчивость - автоматически не распространяется на отдельно взятый коммерческий банк [7].

Рассмотрим подробнее основные проблемы устойчивости коммерческого банка.

1.6 Факторы, влияющие на устойчивость банков.

Основная проблема устойчивости коммерческих банков лежит в плоскости нестабильной экономики России, которая делает только первые шаги в направлении открытого общества с целью найти свое место в мирохозяйственных отношениях.

Выделим в качестве параметров, влияющих на устойчивость банка, следующие факторы:

социально-политическая ситуация, которая включает в себя устойчивость существующего правительства, влияние оппозиции, корректировку финансово-экономической и социальной политики, стабильность или социальную напряженность в административно-территориальных образованиях, политическое окружение (ориентация),

общеэкономическое состояние - потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, сальдо платежного баланса страны (экспорт \ импорт), возможности межотраслевого перелива ресурсов, инвестиций (приток \ отток капитала),

положение на финансовом рынке, включающее в себя: процентную ставку по привлечению банковских вкладов, доходность денежного рынка, доходность рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, объем спроса \ предложения на валюту, операции на валютной бирже, денежную эмиссию, темп инфляции и инфляционные ожидания, стоимость обслуживания государственного долга, политику Центробанка России, объем золотовалютных резервов, предложение денежной массы, конкуренцию банковских продуктов \ услуг,

внутренняя устойчивость кредитной организации включает в себя параметры, отражающие наличие \ отсутствие стратегии в миссии банка, профессиональную квалификацию кадров, качество банковского менеджмента, достаточность капитала [7,с.505-507].

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на устойчивость банка характеризуется рисками. Что это такое рассмотрим подробнее.

1.7 Понятие риски.

Риск - это всегда неопределенность, которая приводит к дополнительным расходам, не дополучению доходов, упущенной выгоде и далее банкротству. Оказывая услуги, банки сталкиваются как с собственными коммерческими рисками, так и с рисками своих клиентов. В последнее время проблема банковских рисков стала особенно актуальной, в связи с чем возникает необходимость управления ими. Однако управление рисками будет эффективным, если банк учитывает факторы, влияющие на каждый вид риска.

Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза не возврата большой доли выданных кредитов).

Приведённые факторы могут стать причиной возникновения следующих наиболее распространённых банковских рисков:

риск ликвидности

процентный риск

кредитный риск

рыночный риск

политический риск

валютный риск

риск изменения конъюнктуры рынка

страновой риск

риск форс-мажорных обстоятельств.

Риск ликвидности связан с потерей возможности, быстро превращать свои активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в достаточном объёме для оплаты предъявляемых обязательств.

Процентный риск связан с колебаниями процентных ставок на рынке. Если, например, на рынке произошло падение ставок, размещение производится под более низкий процент, а ставки по привлеченным банком средствам не изменились (возможно в силу того, что они гарантированны на весь срок действия договора), то банк понесёт убытки (либо недополучение прибыли), поскольку будет вынужден выплачивать повышенные проценты по привлеченным средствам.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения заёмщиком своих финансовых обязательств (не возврат долга).

Рыночный риск связан с возможным обесценением ценных бумаг. Может возникнуть в результате колебания нормы ссудного процента, изменения прибыльности и финансового благополучия компаний-эмитентов, а также инфляционного обесценения денег.

Политический риск определяется стабильностью и предсказуемостью политического климата в стране, уровнем противостояния отдельных политических сил, возможностью резкого изменения приоритетов и направления развития страны, отношения со странами-контрагентами по ВЭД клиентов российских банков.

Валютный риск возникает при проведении валютных операций банком и связан с возможностью денежных потерь в результате непредсказуемого колебания валютных курсов.

Риск изменения конъюнктуры рынка возникает при возникновении резких и неблагоприятных изменений на отдельных сегментах финансового рынка. Если банк имеет узкую специализацию и работает только на данном рынке, то такая ситуация существенно подрывает надёжность банка. Для универсальных банков потеря отдельных рынков менее болезненна, но тоже может явиться причиной сбоев в его работе.

Страновой риск зависит от политико-экономической стабильности стран-клиентов или стран-контрагентов, импортёров или экспортёров, работающих с данным банком. Одним из возможных способов оценки уровня странового риска является индекс БЕРИ (германская фирма БЕРИ). Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким образом, анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнёра (в том числе и России).

Риск форс-мажорных обстоятельств зависит от наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникающих в результате чрезвычайных и непредотвратимых событий (например, стихийное бедствие, война, эмбарго, введение валютных ограничений, забастовки и т.д.) Частично его можно определить по таблице “Интегральная и частные бальные оценки стран мира по степени риска инвестирования и надёжности деловых связей” в журнале “Euronomy”. Одной из частных оценок является показатель вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств (там же приводятся показатели эффективности экономики и политического риска).

Чтобы уменьшить влияние рисков на деятельность банка надо уметь ими управлять. Что для этого необходимо рассмотрим в следующем параграфе.

1.8 Средства управления рисками.

Риск является неизбежной частью банковской деятельности. Все известные способы управления или разрешения проблемы рисков можно отнести к одному из следующих:

избежание риска или отказ (банк в силу специфичности своей деятельности не может избежать риска, но он обязан взять его на себя - иначе упраздняется прибыль),

удержание или признание риска (признание ущерба возможно, когда размер предполагаемого ущерба незначителен, и им можно пренебречь, или есть возможность превращения одного риска в другой, или “измельчение” одного вида риска на несколько с меньшими объемами),

предупреждение риска (возможность уберечься от потерь или случайностей при помощи конкретного набора превентивных действий),

контроль риска (ограничение дальнейшего роста размера убытка, уже имевшего место при помощи сбора и обработки достоверной информации),

передача или страхование риска (перераспределение потерь среди участников операции или плата за снижение риска страховщику).

Система разрешения рисков рассматривается как совокупность банковских продуктов (банковских финансовых технологий, правил и процедур) или совокупность производственных методов и процессов в финансово-кредитной организации, обеспечивающая управление банковским капиталом (собственным и привлеченными платными денежными средствами). Другими словами, это концепция определения областей и видов рисков, а также управление совокупностью банковских рисков, которая подразумевает определение факторов риска, этапы и работы, при которых риск возникает. Т.е. установление потенциальных областей риска, качественная идентификация (выявление) возможных рисков и обеспечение разрешения рисковой ситуации с помощью банковских продуктов и услуг [7, с.528-529].

В банковском деле основными ключевыми видами риска являются: кредитный, процентный, валютный и риск ликвидности. Рассматривать детально мы их не будем. Остановимся подробнее на основных характеристиках финансового состояния коммерческого банка

1.9 Основные характеристики финансового состояния банка.

Финансовое состояние коммерческого банка характеризуется следующими критериями: достаточностью капитала, качеством активов, ликвидностью баланса, эффективностью деятельности и уровнем управления (менеджментом) банка. Рассмотрим основные критерии.

1.9.1 Капитал банка.

Капитал (собственные средства) коммерческого банка выполняет несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнедеятельности банка.

Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства (деньги на черный день), компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.

Во-вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования банка до привлечения достаточного количества депозитов. Новому банку нужны средства до его открытия.

В-третьих, капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщиков в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад.

В-четвертых, капитал обеспечивает средства для организованного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования. В период роста банк нуждается в дополнительном капитале для поддержки и защиты от риска, связанного с предоставлением новых услуг и развитием банка (в том числе созданием филиалов).

Таким образом, капитал банка - это своего рода буфер, или поглотитель ущерба, возникающего вследствие реализации рисков. Годами считалось и у нас и за рубежом, что крупные банки нуждаются в меньшем собственном капитале, чем местные, просто потому, что им более доступны рынки денег и капитала и они могут нанимать более компетентных менеджеров.

Сегодня и рынок, и регулирующие органы всех стран признают, что требования к капиталу должны быть одинаковыми для всех банков, и эти требования должны учитывать возможные риски [11,с.71-76].

Основой собственных средств банка является уставный фонд. Условия работы на финансовом рынке требуют от коммерческих банков постоянного его наращивания. За последнее время Центральный банк несколько раз менял размер минимального капитала для вновь открываемых банков.

Для российских банков, которые еще не смогли преодолеть последствия финансового кризиса 1998г, восстановление собственных средств и постоянное наращивание объема капитала является важнейшими стратегическими целями [12,с.79].

Центральный банк снизил требования к рублевому эквиваленту минимального уставного капитала и небанковских кредитных организаций, создаваемых в 1 квартале 2001 года.

1) Уставный капитал создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, устанавливается в размере не менее 26 150 000 рублей.

2) УК небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, устанавливается в размере не менее 2 615 000 руб.

3) УК создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка устанавливается в размере не менее 261 500 000 руб.

Подобных уступок от ЦБ РФ уже несколько лет (с момента выхода знаменитой, ориентированной на норму Базельского комитета, Инструкции N 1) добивалось банковское сообщество. Мотивация: невозможно автоматически перенести международные стандарты на не слишком богатую материально российскую почву. ЦБ проявил “понимание момента” и снизил планку минимального размера УК для действующих банков. Так что нынешнее решение ЦБ, с одной стороны, можно отнести к разряду пролоббированных самыми банками. При этом не исключено, что для не слишком богатых региональных структур и эта незначительная скидка на “пропуск” в банковское сообщество сможет сыграть принципиальную роль.

4) Размер собственных средств (капиатал) банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осущетсвление банковских операций, должен быть не менее 130 750 000 руб.[18].

Основные разногласия вызывают дополнения к закону “О несостоятельности кредитных организаций “. Центральный банк настоял на том, чтобы в законе появилась норма о признании банка банкоротом в том случае, если уровень достаточности капитала падает ниже 2%.

Однако в результате работы над поправками банкиры предложили своеобразный “размен”, они соглашаются с установлением нормы 2%, а за это ЦБ РФ идет на существенное самоограничение. Его суть сводится к тому, что ЦБ РФ должен будет объявлять об изменении норм расчета состояния банков за 5 месяцев и новые правила будут действовать не менее обного календарного года без всяких изменений.

Правда, пока совершенно неясно, какие меры ЦБ РФ будет принимать к таким “проблемным” банкам. По сегодняшним нормативным документам признание проблемным грозит банку запретом на проведение ряда операций и даже сменой руководства. В принципе, Банк России имеет право отозвать у таких банков лицензию. Однако пока в ЦБ не могут ответить, будут ли распространяться эти меры на новые проблемные банки.

В начале 2000г на заседании “круглого стола” в “Президент-Отеле” на тему “Банковская реформа в России” первый зам.председателя ЦБ РФ Т.В.Парамонова рассказала, что разработка и внедрение новых правил финансовой отчетности для коммерческих банков является частью реформирования банковской системы.

Внедрение международных стандартов бухгалтерской и финансовой отчетности очень важно. Уже сейчас некоторые российиские банки вынуждены составлять два отчета, разница между которыми существенна. Она выражается в снижении достаточности капитала при использовании международных стандартов. Внедрение международных правил составления отчетности может увеличить риск возможной недокапитализации банков. Чтобы капитализировать банки, нужно определить, какие методы капитализации использовать. Капитализации через бюджет не будет, рассчитывать придется прежде всего на акционеров банков.

Сейчас происходит косвенная декапитализация банковской системы. Рынки банковских услуг после кризиса не восстановились, кроме валютного, высокая степень рисков и отсутствие доходности в реальном секторе экономики не дают возможность получить достаточную прибыль. Кроме того, прибыль по большей части, уходит в бюджет через налогообложение [20].

1.9.2. Активы баланса.

Активы баланса по своему экономическому содержанию подразделяется на приносящие (работающие) и не приносящие (неработающие).

К активам, не приносящим доход, могут быть отнесены денежные средства в кассе, на корреспондентских счетах в расчетно-кассовых центрах, на счете обязательных резервов Банка России, а также основные средства, материалы, операционные расходы и отвлеченные средства за счет прибыли банка.

Остальные активы относятся к категории работающих. Это все операции с клиентурой банка по кредитной системе: ссудные операции с юридическими лицами, кредиты банка, расчеты по иностранным операциям, операции с ценными бумагами (за исключением тех, которые приобретены в целях участия в деятельности других предприятий), лизинговые операции, выданные гарантии и др. Для учета работающих активов используются ссудные счета, а также счета, на которых учитываются предоставленные межбанковские кредиты, приобретенные ценные бумаги, корреспондентские счета в других банках (счета НОСТРО).

Деление активов на работающие и неработающие необходимо для определения доходности банка. По оценкам специалистов, оптимальный уровень неработающих активов должен составлять не более 20% от суммы всех активов.

1.9.3. Ликвидность банка.

Под ликвидностью понимается способность банка своевременно выполнять свои обязательства. Возможность потери такой способности называется риском ликвидности.

Не будет преувеличением сказать, что риск ликвидности является основным банковским риском, аккумулирующим в себе проявление всех прочих банковских рисков. В самом деле - не возвращенный вовремя кредит, неблагоприятное изменение рыночных процентных ставок, валютных курсов или курсов ценных бумаг - все это приводит к уменьшению имеющихся в распоряжении банка денежных средств, обеспечивающих выполнение обязательств.

Очень важно, что даже однократный отказ банка от своевременного выполнения своих обязательств, пусть даже вызванный временными и устранимыми причинами (например, технической задержкой платежей), может необратимым образом сказаться не его состоянии и в крайнем случае привести к банкротству. Такой отказ, получивший огласку, становится сигналом для клиентов и вкладчиков о неблагополучном положении дел в банке и вызывает отток размещенных в банке денежных средств.

Поэтому управление банковской ликвидностью является ключевой задачей управления банком.

ЦБ РФ имеет возможность устанавливать определенные нормативы ликвидности, ориентируя банки на их соблюдение. Чем выше реальные установленные показатели отражают состояние ликвидности банка, тем больше возможности у самого банка и надзорного органа своевременно выявить проблемы с ликвидностью и устранить их.

Таким образом, ликвидность банка есть качественная характеристика деятельности банка, обусловленная множеством факторов, находящихся в постоянном изменении.

1.9.4. Платежеспособность банка.

В материалах Всемирного банка платежеспособность связывается с величиной собственного капитала банка. Капитал со знаком “минус” означает неплатежеспособность банка.

В экономической литературе России платежеспособность рассматривается как более общая и как более узкая категория по отношению к ликвидности банка. В случае восприятия ее в качестве более общей категории она рассматривается в комплексе внутренних и внешних факторов, влияющих на это состояние, а ликвидность - в ракурсе внутренних факторов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать