Налогообложение в банковской сфере

Налогообложение в банковской сфере

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогового учета и отчетности в кредитно-банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций

1.2 Налогообложение прибыли кредитных организаций

1.3 Особенности исчисления НДС банками

Глава 2. Анализ и оценка системы налогообложения в Яковлевском ОСБ №3906 ЦЧБ СБ РФ

2.1 Общая характеристика банка

2.2 Анализ финансово-экономических показателей кредитной организации

2.3 Анализ и оценка структуры уплачиваемых налогов и сборов

Глава 3. Основные направления по совершенствованию налогообложения в кредитных организациях

3.1 Анализ влияния банковских рисков на систему налогообложения кредитных организаций

3.2 Совершенствование учетной политики кредитных организаций в целях налогообложения

3.3 Выявление незаконных методов налоговой оптимизации в кредитно-банковской системе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, несмотря на долголетнее реформирование налоговой системы, все еще отсутствует целостная концепция налогообложения операций, осуществляемых субъектами финансового сектора экономики. Можно сказать, что в России в достаточной степени не заработал полноценный рынок капиталов, обеспечивающий поступление денежных средств в реальный сектор экономики. Финансовый рынок в своей основе имел спекулятивную природу, что выразилось в расцвете российской банковской сферы и буме фондового рынка, достигших своего пика в 1997 году и закончившихся всесторонним кризисом 1998 года. Одной из причин кризисного состояния российской экономики являлось несовершенство системы налогообложения, которая в полной мере не учитывала процессы, происходившие в народном хозяйстве. Прямое игнорирование экономической основы различных финансовых операций при определении режима их налогообложения многократно усилило имевшие место перекосы в направлении развития банковской сферы, страховой деятельности и фондового рынка.

В России на данный момент необходимо установить законодательным путем ряд норм, разумным образом регулирующих налогообложение определенного числа фундаментальных финансовых инструментов и операций. Появление справедливого режима налогообложения приведет к возникновению новых финансовых и товарных потоков, и как следствие создаст налогооблагаемую базу.

Не менее актуальной остается проблема стимулирования инвестиций населения в реальный сектор экономики. Данная задача могла бы быть выполнена паевыми и акционерными инвестиционными фондами, но только при условии устранения многократного налогообложения средств инвестора.

До настоящего времени налоги на российском рынке ценных бумаг выполняют исключительно фискальную функцию. В то же время нельзя не принимать во внимание, что в большинстве развитых стран налогообложение рынка капиталов выполняет в первую очередь роль регулятора, способного влиять на инвестиционную активность и на распределение инвестиционных ресурсов между различными отраслями экономики.

Таким образом, на современном этапе реформирования налоговой системы РФ, государство взяло на себя задачу максимально широко использовать налоговые методы стимулирования развития российской банковской системы, страхового рынка, рынка ценных бумаг.

В свете вышесказанного тема выпускной квалификационной работы, выбранная для исследования, представляется актуальной и практически значимой.

Основной целью исследования является разработка основных направлений совершенствований налогообложения кредитных организаций. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучение нормативно-правового регулирования кредитных организаций;

· анализ налогообложения прибыли кредитных организаций;

· особенности исчисления НДС банками;

· рассмотрение видов банковских рисков;

· формирование учетной политики кредитных организаций;

· выявление незаконных методов налоговой оптимизации в банках.

Объектом исследования является финансово-экономическая деятельность кредитно-банковских организаций. Предметом изучения является система налогообложения в банках.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный, логический, методы сравнения и обобщения, в качестве приоритетного метода выбран факторный анализ показателей.

Информационные источники: нормативно-законодательная база, специализированные учебники, практическая и научная литература, а так же информация предоставленная Интернет-сайтами.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и заключения.

Во введении обозначается актуальность темы, определяется цель, задачи объект и предмет исследовании.

В первой главе рассматриваются теоретические основы налогового учета и отчетности банков.

Во второй главе проводится анализ и оценка системы налогообложения Яковлевского ОСБ №3906 ЦЧБ СБ РФ.

В третьей главе формулируются основные направления по совершенствованию налогообложения банков.

В заключении приводятся некоторые направления по совершенствованию налогообложения кредитных учреждений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций

В соответствии с законодательством кредитные организации являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц.

В отдельных случаях налоговым законодательством для банков учтены особенности, осуществляемой ими предпринимательской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

Правовой основой налогообложения кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

· Конституцией РФ;

· нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

· специальным налоговым законодательством РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

1. Федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах.

2. Региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам.

6. Акты органов общей компетенции, в том числе: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

7. Акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

8. Решения Конституционного Суда РФ[18, С. 27].

С 2009 года были внесены некоторые изменения в налоговое законодательство, в частности, повышены меры ответственности банков за нарушение их обязанностей. Увеличены размеры штрафов:

1) с 10 до 20 тысяч руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ);

2) с 20 до 40 тысяч руб. повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Ответственность, установленная ст. 133 НК РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора), а также п. 1 ст. 135 НК РФ за неперечисление в установленный срок налога (сбора) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов[1, C. 425].

В современных условиях возрастает потребность в совершении операций по предоставлению займов ценными бумагами. Налоговое законодательство не устанавливает особенностей налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, что создает для налогоплательщиков значительные риски. В связи с этим требуется установить Налоговым кодексом Российской Федерации правила налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, в том числе:

· правила определения налоговой базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования.

· правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

В настоящее время операциями РЕПО признаются только операции с эмиссионными ценными бумагами. С 2010 законодателями предусмотрена норма, в соответствии с которой сделками РЕПО признаются также операции с эмиссионными ценными бумагами иностранных эмитентов, соответствующих совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это позволило создать дополнительный инструмент привлечения финансирования из-за рубежа.

Законодательно закреплена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

Для целей налогообложения прибыли полностью переработаны особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, а также особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО. Кроме того, в Налоговый кодекс РФ включена ст. 282.1, где закреплены особенности налогообложения при займе ценными бумагами.

Операции РЕПО, а также займы ценными бумагами освобождаются от обложения НДС.

При этом от обложения НДС не освобождается реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок. С 2010 года уточнен порядок расчета пропорции для раздельного учета сумм входящего НДС в отношении финансовых инструментов срочных сделок[1,C. 456].

1.2 Налогообложение прибыли кредитных организаций

С 1 января 1991 года банки и другие кредитные учреждения вошли в состав плательщиков налога на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ установлены особенности формирования доходов и расходов банков. В частности, в особом порядке определяются доходы и расходы для банков в отношении налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями[16, C. 194].

Банки как и другие плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом.

Согласно ст.271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств в отчетном периоде.

При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка и соответственно, фактическая оплата расходов. Однако в случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации услуг без учета НДС и налога с продаж 1 млн.рублей за квартал, банк обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начислений[19, C. 56].

Особенности определения доходов банков

К доходам банков относятся следующие доходы от осуществления банковской деятельности:

- в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

- в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм;

- от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

- от проведения валютных операций, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями;

- по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

- от операций по предоставлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

- в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации права требования суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

- от депозитарного обслуживания клиентов;

- от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;

- в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

- в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных каменей;

- в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

- по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

- от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

- другие доходы, связанные с банковской деятельностью [1, C. 325].

Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов банков.

Особенности определения расходов банков

К расходам банков относятся:

· материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы;

· расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности.

В частности, следующие виды расходов:

1) проценты по:

· договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

· собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

· межбанковским кредитам, включая овердрафт;

· приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

· займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

· иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

Начисленные проценты по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней учитываются при определении налоговой базы;

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках;

4) расходы от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы при операциях по покупке или продаже иностранной валюты.

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств;

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке, перевозке, пересылке и доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать