Направления и тенденции развития социального страхования в РФ
p align="left">Изменения коснулись и порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Важно отметить, что Федеральный закон № 255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Претерпел изменения и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:

- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- пособие при рождении ребенка;

- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

- социальное пособие на погребение.

Контроль за уплатой страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будет осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и банкам, при нарушении ими законодательства [16].

Кроме того, введены нормы, предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховых взносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действий или бездействия Фонда.

Хотелось бы отметить, что основной целью системы обязательного социального страхования является формирование средств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.

Важно отметить, что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице

Таблица Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период 2011- 2014 г.г

ПОКАЗАТЕЛИ

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (%)

2,9

Для сельхозпроизводителей (%)

1,9

2,4

2,9

В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%)

-

1,9

2,4

2,9

В организациях, использующих труд инвалидов (%)

-

1,9

2,4

2,9

В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе:

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%)

-

2,9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%)

-

2,9

Единый сельскохозяйственный налог (%)

-

1,9

2,4

2,9

Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений -- улучшение социального обеспечения граждан России.

Специалистами Фонда социального страхования РФ в городах и районах проводятся семинары со страхователями-работодателями по изменениям в законах. Разработаны памятки страхователям, которые раздавались работодателям в филиалах регионального отделения, а также в отделениях Пенсионного фонда и налоговых инспекциях. Особое внимание было обращено на необходимость проведения сверки и завершения расчетов по ЕСН до конца 2010 года. [8]

Хотелось бы обратить внимание на еще одно важное нововведение. В случае невозможности выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете в кредитной организации, назначение и выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.

Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными. Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования прилагает все усилия, чтобы повысить доверие жителей области к новым принципам обязательного социального страхования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

1. Улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

2. Повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

3. Развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

4. Совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

5. Организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

6. Обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования.

Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ».

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

С 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации филиала показал, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции реализации социальных программ еще существует множество недостатков и проблем (например, нехватка собственных средств), которые требуют дальнейшего реформирования как в целом по России, так и в отдельных областях.

Важно отметить, что Федеральный закон № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования. Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Но необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудообеспеченного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.

В ходе написания дипломной работы были разработаны мероприятия по развитию системы социальной защиты, выработаны предложения, приобретены практические навыки планирования, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Российская газета, 1993.

2. Гражданский Кодекс (часть 1) от 30. 11. 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: ИНФРА-М НОРМА, - 1994.

3. Гражданский Кодекс (часть 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: ИНФРА-М НОРМА, - 1994.

4. Налоговый Кодекс (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: 2000.

5. Налоговый Кодекс (часть 1, 2) от 01.01. 2010. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект, - 2009. 656 с.

6. Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в РФ” № 195-ФЗ от 10.12.1995г./ СЗ РФ № 6 от 12.12.95

7. Федеральный закон “О государственной социальной помощи в РФ” № 178-ФЗ от 17.07.1999г./ СЗ РФ № 4 от 19.07.99

8. Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” № 166 - Ф3 от 15. 12. 2001г./СФ РФ №5 от 18.12.01

9. Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов” N 292-ФЗ от 28 ноября 2009 г./ СФ РФ №9 от 01.12.09

10. Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” № 165-ФЗ от 16.07.1999г. - М.: Проспект, - 2009. 235 с.

11. Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” № 255-ФЗ от 29.12.2006г. (в ред. от 09.02.2009 № 13-ФЗ). - М.: Проспект, - 2009. 235 с.

12. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” №131-ФЗ от 06.10.2003г. М.: Проспект, - 2009. 235 с.

13. Постановление Правительства РФ. Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2004 г. № 153.

14. Распоряжение Правительства РФ № 1063-р. Социальные нормативы и нормы от 3.07.1996 г.

15. Письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ. О координации действий органов социальной защиты субъектов РФ и региональных отделений Пенсионного фонда РФ по назначению пенсий на основании индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц // Пенсия. № 1. 2001.

16. Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 21.12.2001г. № 9057 - ЮЛ/ЛЧ-06-27/10509 // Пенсия. № . 2002. 28-29 с.

17. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ А. С. Нешитой. М.: Дашков и К°, 2009. 308 с.

18. Клишин А.А., Шугаев А. А. Экономико-правовые предпосылки усиления социальной защиты граждан РФ. - М., 2001.

19. Коротаев А.В., Крадин Н. Н., Лынша В. А. Социальная эволюция Кол.Монография. - М.: Логос, 2000.

20. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации. - М., 2003.

21. Организация исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Карчевский. - М.: Вузовский учебник, 2009. 224 с.

22. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник/ А. Н. Савинов. М: ИНФРА-М, 2003.114 с.

23. Подсумкова А. А., Ремизова О.А. Муниципальное право. Часть 2. Финансово-экономические основы местного самоуправления. - Саратов, 2009 г. - 25 - 26 с.

24. Право социального обеспечения России: Учебник/ М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. - М.: Издательство БЕК, 2002.

25. Право социального обеспечения: Учеб. пособие/ К. Н. Гусов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

26. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов/ Г. В. Сулейманова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 3 с.

27. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, - 2000. 315 с.

28. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сборник статей / Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. - М.,2004.

29. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова. - М: ИНИОН-РАН, 2002.

30. Социальная работа. 2 - е изд: Учеб. пособие/ Е. И. Холостова. - М.: издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. 668 с.

31. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. пособие/ С.С. Жукова, А.В. Абышева ; Тюм. гос. ун-т, Ин -т дистанц. образ., Междунар. ин-т финансов, управления и бизнеса. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2009.164 с.

32. Экономика социального страхования: Учеб. пособие/ А. М. Бабич, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов. - Москва, 2009. 340 с.

33. Cажина М.А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. 2008. № 27. С. 2 - 12.

34. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2008. № 1, С. 16 - 18.

35. Афанасьев Мст. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. 2008. № 11. С. 57 - 69.

36. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть. 2009. № 4. С. 76.

37. Белозерова С. Социальная составляющая промышленной политики // Человек и труд. 2005. № 7, С. 9-14.

38. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2009. № 5. С. 69 - 73.

39. Захаров Н. Парадоксы некоторых российских реформ // Вестник аналитики. 2009. № 1 (19). С. 129 - 136.

40. Золотаревич К.В. Универсальная бюджетно-налоговая система // ЭКО. 2008. № 2. С.39 - 45.

41. Итоги и задачи Федерального казначейства // Финансы. - 2008. - № 5. - с. 30 - 36.

42. Коровкина Е.Б. Анализ практики применения целевых бюджетных фондов // Финансы и кредит. - 2009. - № 13. - с. 34 - 41.

43. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2009. - № 1. - с. 3 - 7.

44. Лупей Н.А., Степанова С.В., Социальное страхование в России: состояние и проблемы //Финансовый менеджмент. - 2002. - № 5.

45. Ореховский П. Старые и новые пороки российской бюджетной системы// Общество и экономика. - 2007. - № 3. - с. 54 - 85.

46. Пешехонов Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы // Финансы. - 2008. - № 4. - с. 25 - 26.

47. Придачук М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат // Финансы и кредит. - 2008. - № 15. - с. 64 - 66.

48. Просветительский журнал по социальным вопросам. - 2004. - № 1, 3, 5, 8, 10, 12.

49. Роик В. Социальный профиль бюджета 2006г //Человек и труд. - 2005. -№11.

50. Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ// Финансы и кредит. - 2008. - № 6. - с. 69 - 73.

51. Скоробогатова В. Социальная политика может и должна быть экономически целесообразной. // Человек и труд. - 2005. - № 4.

52. Федотовская Т.Н. Социальные аспекты проблемы бедности в современной России. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 20.

53. Официальный сайт Башкортостанстата // www.bashstat.ru - [Электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЯ

Развитие объектов социальной защиты населения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать