Несостоятельность (банкротство) банков
p align="left">Поскольку открытие конкурсного производства влечет утрату характера конфиденциальности любой информации о должнике, становится возможным опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Целью публикации является извещение всех заинтересованных лиц о предстоящей ликвидации должника - юридического лица. В соответствии со статьей 47 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсный управляющий направляет для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестнике Банка России", а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Установлен короткий срок для передачи сведений, подлежащих опубликованию, в соответствующие печатные органы - пятнадцать дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право на совершения им операций по корреспондентскому счету кредитной организации. Наряду с другими требованиями к публикации, в ней должен быть указан не более чем двухмесячный срок (от даты опубликования объявления), в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к должнику.

Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение, отчитываться перед кредиторами в проводимых мероприятиях.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляют орган кредиторов, арбитражный суд и Банк России. В любой момент орган кредиторов может потребовать у конкурсного управляющего отчет об осуществляемых мероприятиях; сведения о финансовом состоянии должника; его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в процессе проведения конкурса; об эффективности мер, направленных на формирование конкурсной массы; о порядке реализации имущества и о составе каждой очереди, а также любую другую информацию. Кроме этого Закон предписывает конкурсному управляющему ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации (статья 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Если собрание (комитет) кредиторов придет к выводу о неэффективности деятельности конкурсного управляющего и о целесообразности его замены другим лицом, то возможно обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Закон предъявляет определенные требования к такому решению собрания кредиторов. Во-первых, это решение должно быть принято большинством голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов (если необходимое число голосов не представлено на собрании, проводится повторное собрание, которое может вынести решение большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании). Во-вторых, решение об отстранении конкурсного управляющего должно содержать предложение кандидатуры нового конкурсного управляющего. При наличии этих условий арбитражный суд обязан отстранить управляющего и назначить нового. Если причиной отстранения управляющего явились его действия, повлекшие за собой убытки для кредиторов или должника, то, во-первых, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению может отозвать лицензию арбитражного управляющего, во-вторых, управляющий обязан возместить причиненные убытки; сумма возмещения поступает в конкурсную массу.

При отсутствии требований со стороны органа кредиторов конкурсный управляющий, как минимум, раз в месяц обязан предоставить собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности. Арбитражный суд, как и собрание кредиторов, может в любой момент потребовать предоставления любой информации о проведении конкурсного производства; конкурсный управляющий обязан предоставить необходимую информацию. За неисполнение обязанностей по предоставлению информации органу кредиторов или арбитражному суду управляющий может быть привлечен к ответственности в соответствии с Законом.

Одна из обязанностей конкурсного управляющего - осуществление инвентаризации и оценки имущества должника. Конкурсный управляющий, после принятия имущества должника, составляет основную опись, в которую включается имущество с указанием наименования, количества, стоимости, места нахождения, назначения. При проведении инвентаризации конкурсный управляющий может использовать документы инвентаризации, составленные ранее, однако применение этих документов не является обязательным. Конкурсный управляющий может исправить или подкорректировать данные об имуществе должника, полученные ранее. Инвентаризации подлежит фактически все находящееся у должника имущество, а не только указанное в бухгалтерских документах, таким образом, бухгалтерские документы не могут заменять акт инвентаризации. Оценка имущества должника производится с учетом его стоимости на момент проведения оценки. Оценивать имущество может как сам конкурсный управляющий, так и привлеченные им специализированные организации-оценщики. Решает вопрос о необходимости привлечения независимого оценщика конкурсный управляющий и орган кредиторов. Если речь идет о недвижимом имуществе, то при отсутствии решения кредиторов по этому вопросу управляющий обязан привлечь независимого оценщика. В случае проведения инвентаризации и оценки имущества привлеченными специалистами их услуги оплачиваются из конкурсной массы во внеочередном порядке.

После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Данная процедура необходима для того, чтобы приступить к формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов.

Конкурсная масса представляет собой все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Дополнением имущественной массы - является имущество должника, находившееся у третьих лиц; имущество, полученное в результате признания недействительными сделок должника; имущество, полученное в результате применения субсидиарной ответственности. Так, в конкурсную массу включается заложенное должником имущество, т.е. кредитор-залогодержатель должен передать в имущественную массу должника предмет залога с момента признания его несостоятельности, если же контрагент должника удерживает имущество последнего, то с момента признания несостоятельности удерживаемое имущество должно быть передано в конкурсную массу, а контрагент приобретает права кредитора, чьи требования обеспечены залогом (ст. 359 ГК РФ).

Изымаются из имущественной массы: имущество третьих лиц, находившееся у должника; суммы внеочередных выплат; имущество, изъятое из оборота (имущество, ограниченное в обороте, не изымается из конкурсной массы); имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (если в имуществе должника есть права, основанные на лицензии, то эти права прекращаются, поскольку их нельзя передать третьим лицам; как правило, сама лицензия запрещает их передачу; вообще, права, основанные на лицензии, нельзя назвать субъективными правами, эти права являются разрешением осуществлять определенный вид деятельности); жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, где находится должник.

В процессе формирования конкурсной массы, вплоть до удовлетворения требований кредиторов, возможно изменение состава имущества должника. Конкурсный управляющий обязан осуществлять учет происходящих изменений, для этих целей возможно привлечение независимых бухгалтеров, аудиторов, других специалистов. Вопрос о целесообразности привлечения этих лиц решает конкурсный управляющий.

По мере поступления средств на счет должника конкурсный управляющий производит оплату внеочередных требований, к которым относятся: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим.

В расходах конкурсной массы выделяют также очередные требования. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т. е. обеспечения соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это значит, что при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора. С этой целью установлена определенная очередность удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам:

Первая очередь - требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорами банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Вторая очередь - требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту); по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Третья очередь - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Вводя залоговых кредиторов в число конкурсных (и, соответственно, предмет залога в конкурсную массу), новый Закон вслед за ГК РФ придает залоговым правам характер обязательственных прав, в то время как в соответствии с ранее действовавшим Законом о несостоятельности указанные права носили ярко выраженный вещный характер (вследствие чего предмет залога изымался из имущественной массы, а кредиторы, чьи права были обеспечены залогом, получали удовлетворение своих требований в части стоимости заложенного имущества вне конкурса).

Четвертая очередь - требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (Это такие органы как Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, причем этот список не является исчерпывающим).

Пятая очередь - все остальные требования.

Закон регламентирует порядок определения объема и исполнения требований кредиторов первой очереди. Гражданин, являющийся кредитором первой очереди, имеет право на получение единовременно суммы, которая должна была выплачиваться ему должником при продолжении его функционирования (в этом случае размер ежемесячных выплат определяется в общем порядке в зависимости от степени и характера вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного должником). В обычных условиях получение указанных выплат прекращается в связи со смертью гражданина; если речь идет о капитализации повременных платежей, срок выплат ограничивается законом - принимается во внимание средняя продолжительность жизни человека. Таким образом, капитализации подлежат повременные платежи, которые должны быть выплачены гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, а в случае достижения им этого возраста - в течение десяти лет. Если возраст гражданина на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом превышает шестьдесят лет, то период капитализации определен в десять лет. В соответствии с Законом, при наличии соответствующего волеизъявления гражданина его право требования к должнику может перейти к Российской Федерации (при этом платежи не капитализируются).

По требованиям кредиторов второй очереди производятся выплаты в течение предыдущих процедур, поэтому на стадии конкурсного производства речь идет об оставшихся выплатах. Объем требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяется размером непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника. Также в объем требований включаются суммы, невыплаченные до момента вступления в силу решения суда о признании несостоятельности, если должник не полностью исполнил обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда в периоды наблюдения и внешнего управления. Видимо, что в таком же порядке должны производиться выплаты вознаграждений по авторским договорам, если до открытия конкурсного производства указанные требования исполнены не в полном объеме.

При удовлетворении требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника возникает проблема, связанная с соотношением суммы обязательства, обеспеченного залогом, и стоимости заложенного имущества, которое может изменяться в течение конкурсного процесса. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству может требовать удовлетворения задолженности должника в части, обеспеченной залогом. Эта задолженность включает сумму требования на момент его удовлетворения, т. е. убытки, проценты, неустойку, расходы на содержание заложенной вещи и расходы на взыскание. Задолженность должника в части, не обеспеченной залогом имущества, относится к требованиям кредиторов пятой очереди. Стоимость предмета залога обычно указывается в договоре залога, но для конкурсного управляющего эта сумма не является определяющей, поскольку в рамках конкурсного производства происходит оценка любого имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе и предмета залога. Таким образом, если стоимость предмета залога понизилась после составления договора залога, обеспеченный кредитор сможет получить лишь в третью очередь удовлетворение требований в размере понизившейся стоимости предмета залога. Остальные требования такого кредитора будут удовлетворены в пятую очередь. При этом предмет залога сначала оценивается конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Не исключены ситуации, когда сумма оценки не совпадает с суммой, полученной в результате реализации предмета залога. Закон не дает ответа на вопрос, из какой суммы следует исходить при определении части требования, обеспеченной залогом. Поскольку определение очередности удовлетворения каждого требования предшествует реализации имущества, то учитываться должна сумма оценки предмета залога, проведенной конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Таким образом, с одной стороны, если при определении обеспеченной части требования залогового кредитора учитывать сумму оценки предмета залога в процессе конкурсного производства, то кредиторы несут риск уменьшения стоимости предмета залога в момент его реализации по сравнению с суммой оценки. С другой стороны, (при определении обеспеченной части требований залогового кредитора учитывать сумму реализации предмета залога) это может привести к сложностям, связанным с перераспределением средств, направляемых кредиторам, притом, что очередность и размер удовлетворения требований уже установлены.

В четвертую очередь могут быть удовлетворены требования уполномоченного органа без учета суммы штрафов (пени) и других финансовых санкций, которые удовлетворяются в пятую очередь. Конкурсный управляющий в реестре требований кредиторов обязан указать размер основного требования уполномоченного органа и размер финансовых санкций. Требования уполномоченных органов по обязательным платежам не являются требованиями кредиторов, поскольку речь идет не о частноправовых отношениях. В конкурсном процессе права уполномоченных органов приравниваются к правам кредиторов.

В пятую очередь требования по гражданско-правовым обязательствам, кроме требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; требований по оплате труда и выплате выходных пособий; требований по выплате вознаграждений по авторским договорам; требований залоговых кредиторов. Первые четыре категории требований к моменту начала удовлетворения требований пятой очереди уже должны быть удовлетворены.

Таким образом, к пятой очереди относятся:

· требования кредиторов по гражданско-правовым обязательствам (с указанными исключениями);

· требования обеспеченных залогом кредиторов в части, превышающей размер обеспечения;

· требования уполномоченных органов в части взыскания штрафов и иных экономических санкций;

· требования кредиторов пятой очереди по гражданско-правовым обязательствам в части возмещения убытков, взыскания неустоек и других санкций.

Последние две группы требований подлежат отдельному от сумм основных требований учету в реестре и удовлетворяются после осуществления всех выплат по основным требованиям. Таким образом, требования в части возмещения убытков и уплаты санкций подлежат удовлетворению, по существу, в шестую очередь в случае, если остались средства после удовлетворения требований по обязательствам без учета убытков и санкций.

Требования учредителей (участников) юридического лица, вытекающие из такого участия, не принадлежат ни к какой очереди и рассматриваются конкурсным управляющим после удовлетворения всех очередных требований.

При этом не дифференцируются требования из участия в юридическом лице его работников и лиц, не являющихся работниками, что, в принципе, справедливо, поскольку все участники юридического лица должны нести равный риск убытков, возникших в процессе его деятельности. В соответствии с ранее действовавшим законодательством этот риск был менее значительным для участников юридического лица, являвшихся его работниками, по сравнению с участниками, не являвшимися работниками, поскольку их требования удовлетворялись в разную очередь.

Параллельно с признанием заявленных требований и с установлением их очередности конкурсный управляющий проводит реализацию имущества должника. Начинается она с момента окончания инвентаризации и оценки имущества. Реализация не приостанавливается, если в конкурсную массу добавляется какое-либо имущество, в этом случае продажа указанного имущества может производиться только после включения его в инвентаризационную опись (составляется отдельная опись) и оценки. По общему правилу реализация имущества осуществляется посредством проведения торгов. Собрание или комитет кредиторов имеют право определить, проводить открытые или закрытые торги, а также в форме конкурса или аукциона. Собрание кредиторов может по своему усмотрению изменить форму проведения торгов, установленную им ранее. Если орган кредиторов не установил порядок проведения торгов, то они должны быть открытыми; вопрос о форме торгов в этом случае решает конкурсный управляющий. После вынесения решений о порядке и сроках проведения торгов конкурсный управляющий должен получить утверждение этого решения органом кредиторов. При несоблюдении конкурсным управляющим указанных требований проведенные торги могут быть признаны недействительными арбитражным судом.

Закрытые торги проводятся при наличии в составе имущества должника ограниченно оборотоспособного имущества. В торгах по продаже такого имущества могут участвовать только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности либо в ином вещном праве такое имущество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать