Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми
3
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Кафедра финансов
РЕФЕРАТ
по предмету: Внебюджетные фонды
на тему: «Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми»
Выполнил: Одинцов Ю.Н.
III курс, 436 группа.
Проверила: Ладанова Л.А.,
к.э.н., доцент
Сыктывкар
2003
Содержание
- Введение 3
- О месте негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации 4
- 1. Структура пенсионной системы Российской Федерации 4
- 2. Состояние системы НПФ 4
- 3. Основные проблемы развития добровольного пенсионного обеспечения 6
- 4. Участие негосударственных пенсионных фондов в обязательных видах пенсионного обеспечения 7
- 5. Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондов 8
- Негосударственные пенсионные фонды в Республике Коми 8
- 1. Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в Сыктывкаре 8
- 2. Республиканские негосударственные пенсионные фонды 12
- 3. Негосударственный пенсионный фонд «Мета» 13
- 4. Негосударственный пенсионный фонд «Полярный» 14
- Заключение 15
- Список литературы 16
31
О месте негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации1. Структура пенсионной системы Российской ФедерацииС принятием президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях и внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» вырисовывается следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей)старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;
добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.
Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.
Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.
Даже при самых благоприятных условиях преобразования системы государственного пенсионного обеспечения в полноценную систему обязательных пенсий в обозримом будущем не удастся обеспечить коэффициент замещения (отношение размера пенсии к величине последнего заработка работника) выше 20 -30 %, именно поэтому уже сегодня возможно и необходимо всемерно развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после выхода на пенсию.
Формирование системы добровольного пенсионного обеспечения должно опираться, прежде всего, на развитие и повышение финансовой надежности действующей системы негосударственных пенсионных фондов.
2. Состояние системы НПФСистема негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России. В значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ.Сложилась сеть общественных объединений фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организации, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.Основные показатели деятельности фондов по итогам 2001 года представлены в таблице и на диаграммах.Таблица 1
№№ п/п | Наименование показателей | По фондам в целом | По фондам с величиной пенсионных резервов более 30 млн. руб. | |||
1.01.2001 | 1.01.2002 | 1.01.2001 | 1.01.2002 | |||
1 | Собственное имущество фондов (млн. руб.) | 23323,9 | 45103,0 | 19119,3 | 40700,3 | |
2 | Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) | 5892,3 | 10327,2 | 4437,8 | 7283,4 | |
3 | Пенсионные резервы (млн. руб.) | 15642,4 | 33639,5 | 14577,7 | 32490,7 | |
4 | Количество участников фондов (тыс. чел.) | 3340300 | 3953103 | 2506978 | 3175575 | |
5 | Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) | 280975 | 330500 | 159890 | 210637 | |
6 | Сумма пенсионных взносов за 2001 год (млн. руб.) | 6693,3 | 6170,7 | |||
7 | Сумма пенсионных выплат за 2001 год (млн. руб.) | 1024,1 | 866,7 |
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской и Самарской областях - по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.
Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) - на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) - на предприятиях транспорта. Распределение числа участников и размера пенсионных резервов по отраслям хозяйства приведено на диаграмме 3.
Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 2001 год на 16,4%, величина пенсионных резервов - на 19,6%.
Структура пенсионных фондов по величине пенсионных резервов представлена на диаграмме 2.
Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в 66 (30,8% от общего числа фондов) негосударственных пенсионных фондах, сумма пенсионных резервов которых превышает 30 млн. рублей. В 16 негосударственных пенсионных фондах, пенсионные резервы которых превышают 300 млн. рублей, (7,5% общего числа фондов) сосредоточено 85% пенсионных резервов и 60% участников. Через эти фонды выплачивается 64% всех негосударственных пенсий.
Сумма пенсионных взносов, поступивших в фонды за 2001 год, составила 6693,3 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2000 годом в 1,63 раза. Большую часть пенсионных взносов (91,3%) составили взносы от юридических лиц. Это свидетельствует о преимущественном развитии системы добровольного пенсионного обеспечения как системы корпоративных пенсий.
Сумма пенсионных взносов от физических лиц выросла по сравнению с 2000 годом в 2,23 раза.
Сумма пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах в 11 раз превышает сумму вкладов на срок свыше 3 лет, внесенных населением в банки России. При этом доля пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, сформированных за счет взносов физических лиц (около 3,4 - 3,7 млрд. руб.), приблизительно равна сумме вкладов населения в банки России на срок более 3 лет (3,2 млрд. руб.). Это свидетельствует о том, что уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам соответствует доверию к банковской системе, а готовность населения размещать свои средства в долговременные вклады в те или другие социально-финансовые институты определяется уверенностью в долговременной общей стабильности.
Пенсионные выплаты в 2001 году производили 175 негосударственных пенсионных фондов. Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 312 тыс. человек, выплаты за год составили около 1024,1 млн. руб.
Средний размер пенсии, полученной участниками в 2001 году, составил, в расчете на месяц, 258,5 рубля, что превышает 57% от установленного размера базовой пенсии. При этом средний размер пенсии, которую выплачивали фонды с величиной пенсионных резервов, превышающей 300 млн. рублей, составлял от 330 до 770 руб. (от 73 до 170% базовой пенсии).
Отметим, что средний размер накопительной части трудовой пенсии по старости, которая будет выплачена гражданам 1952 года рождения в 2012 году, составит 52 рубля в ценах 2002 года (12% размера базовой пенсии).
Таким образом, пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами, уже сейчас является существенным дополнением к пенсионному обеспечению работников тех предприятий, в которых развито добровольное пенсионное обеспечение.
Дальнейшая судьба добровольного пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько потенциал негосударственных пенсионных фондов будет востребован в ходе пенсионной реформы.
3. Основные проблемы развития добровольного пенсионного обеспеченияДобровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение. В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.
Хотя в ведущих отраслях промышленности 30 - 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.
Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:
· создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;
· развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;
· совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.
Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.
Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями.
4. Участие негосударственных пенсионных фондов в обязательных видах пенсионного обеспеченияОсновой пенсионного обеспечения должно стать обязательное пенсионное страхование. Условия данного вида страхования должны быть полностью унифицированы для всех субъектов. Обязательное страхование должно строится на принципах накопительного финансирования и предполагать свободу застрахованного в выборе института, осуществляющего страхование.
Участие НПФ в обязательных пенсионных системах установлено Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» («Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом»), а также проектом федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах», который представлен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, предусмотрено создание обязательных профессиональных пенсионных систем не только на базе Пенсионного фонда Российской Федерации, но и на базе негосударственных пенсионных фондов.
Исходя из имеющихся проектов документов, определяющих требования к негосударственным пенсионным фонду, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в полной мере удовлетворяют этим требованиям (сумма собственных средств фонда свыше 30 млн. руб. и ведение пенсионных счетов более 5000 чел.) 13 фондов: НПФ «Газфонд» (Москва), НПФ «Благосостояние» (Москва), НПФ электроэнергетики (Москва), Национальный НПФ (Москва), НПФ «Сургутнефтегаз», (г. Сургут Ханты-Мансийского а.о.), НПФ «Телеком-Союз» (Санкт-Петербург), НПФ «Алмазная осень» (Республика Саха (Якутия), НПФ «Уголь» (Москва), НПФ ГАЗ (Нижний Новгород), НПФ «Мосэнерго» (Москва), Первый национальный НПФ (Москва), НПФ «Железнодорожный» (Нижний Новгород) и Всерегиональный НПФ «Северный» (Ленинградская обл.).
5. Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондовДля снижения рисков всей накопительной системы пенсионного обеспечения, в том числе и негосударственных пенсионных фондов, необходимо сформировать и законодательно закрепить систему внутренних и внешних резервов, предполагающую:
- создание внутренних резервов фондов, размеры которых определяются в зависимости от рискованности портфеля;
- введение требований по наличию минимального собственного имущества пенсионных фондов, управляющих компаний, депозитариев, и специализированных пенсионных страховых компаний;
создание внешнего резервного фонда, участниками которого должны являться все пенсионные фонды, осуществляющие пенсионное страхование. Причем такой фонд должен управляться саморегулируемой организацией участников рынка;
С точки зрения управления рынком и контроля за его субъектами представляется необходимым создание саморегулируемой организации (СРО) участников рынка. СРО должна осуществлять выработку стандартов и правил деятельности участников рынка, осуществлять текущий контроль за их состоянием, а в случае возникновения финансовых затруднений - антикризисное управление такими субъектами рынка от имени всего сообщества и с использованием ресурсов контролируемого ей внешнего резервного фонда.
Негосударственные пенсионные фонды в Республике Коми1. Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в СыктывкареВ свое время, а если точнее, то в 1997 г. была принята республиканская концепция НПО, в приложениях 1-2 которой подробно расписывалось, кто, когда и в какой форме принимает участие в создании системы НПО. Затем в начале 1998 г. был разработан проект Закона РК «О негосударственных пенсионных фондах в Республике Коми», который обещал немалые льготы юридическим и физическим лицам, рискнувшим ввязаться в авантюру с НПО. Однако дальнейшие события бурного 1998 г. притормозили процесс строительства НПО в республике. Наконец, свою роль сыграли и положительные тенденции, наблюдавшиеся в экономике с конца 1998 г. (как следствие девальвации национальной валюты и удвоения денежной массы), а в принципиально важных для экономики республики нефтяной и лесной отраслях - с начала лета 1999 г. (имеется ввиду благоприятная ситуация на мировых рынках нефти и нефтепродуктов, продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности). С одной стороны, эти благоприятные факторы открыли для республики шлюз легких экспортных денег, но, с другой, опьяняюще подействовали на законодательную и исполнительную власти республики и привели к тому, что те даже думать забыли о «длинных деньгах» НПО. В результате можно констатировать как свершившийся факт то, что республиканские власти полностью утратили интерес к негосударственному пенсионному обеспечению.
Страницы: 1, 2