Основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ
p align="left">В соответствии с расчетами по первому варианту денежной программы прирост ЧМР будет почти в 2раза меньше, чем в 2006году, и составит 1,4трлн. рублей (по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2006). Исходя из предусмотренного роста денежной базы, органам денежно-кредитного регулирования потребуется обеспечить уменьшение чистых внутренних активов на 0,9трлн. рублей. Однако с учетом прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству (примерно на 0,8трлн. рублей) и динамики прочих чистых неклассифицированных активов может возникнуть потребность в увеличении чистого кредита банкам, которое оценивается на уровне 26млрд. рублей.

По второму варианту денежной программы прирост ЧМР будет близок к приросту этого показателя, ожидаемому в 2006году, и может составить 2,5трлн. рублей (по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2006). Поскольку в рамках данного сценария увеличение денежной базы не превышает 0,6трлн. рублей, требуемое снижение объема ЧВА составляет около 1,9трлн. рублей. С учетом прироста Стабилизационного фонда, соответствующего показателям проекта федерального бюджета на 2007год, а также прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России предполагается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2007году на 1,7трлн. рублей. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить абсорбирование избыточного денежного предложения путем снижения чистого кредита банкам на 28млрд. рублей.

В рамках третьего и четвертого вариантов денежной программы, в которых прирост ЧМР может достичь 3,4--4,1трлн. рублей, предусмотрено более значительное снижение чистых внутренних активов (на 2,8--3,4трлн. рублей). Более высокие показатели экономического роста и цены на нефть предопределяют более существенное, чем по второму варианту, увеличение Стабилизационного фонда и общее снижение чистого кредита расширенному правительству на 2,3--2,8трлн. рублей. Сокращение чистого кредита банкам при реализации указанных сценариев может составить 100--148млрд. рублей.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски и адекватно реагировать на них путем использования инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Факторы, определяющие дальнейшее развитие российской экономики, повышение ее открытости и привлекательности для инвесторов, могут способствовать более значительному притоку иностранного капитала в страну. В этих условиях Банк России будет готов к применению всего спектра инструментов денежно-кредитной политики, включая использование процентных ставок по своим операциям, и политики валютного курса (прил.2)

Вместе с тем в случае более заметного ослабления платежного баланса, связанного либо со снижением экспорта, либо с усилением оттока капитала при росте процентных ставок на внешних рынках, у кредитных организаций может возникнуть недостаток ликвидности, что потребует от Банка России более активного использования инструментов рефинансирования и увеличения валового кредита банкам.

Банк России придает большое значение обеспечению согласованности в реализации денежно-кредитной и бюджетной политики. При этом будет учитываться влияние бюджетных факторов на состояние денежного рынка. В случае ослабления бюджетной политики Банк России в целях предотвращения возможных инфляционных последствий будет вынужден принимать меры, направленные на увеличение объема абсорбирования, и при необходимости -- корректировать параметры денежно-кредитной политики.

Политика валютного курса.

Политика валютного курса Банка России в 2007году будет направлена на сдерживание инфляции и поддержание устойчивой макроэкономической ситуации и финансовой стабильности российской экономики. В целях смягчения влияния внешнеэкономической конъюнктуры на состояние внутреннего финансового рынка и обеспечения динамики курса рубля, позволяющей сохранить приемлемый уровень конкурентоспособности отечественного производства, курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Банк России своей задачей в 2007году видит создание условий для минимизации вмешательства Банка России в процесс курсообразования на внутреннем валютном рынке.

Операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке останутся основным инструментом курсовой политики в 2007году. Интервенции будут проводиться в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля и предотвращения резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Для поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2007году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит при реализации политики валютного курса оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективной стоимости рубля.

Количественные оценки возможного повышения реального эффективного курса рубля в 2007году лежат в достаточно широком диапазоне (от 0 до 10%). Его динамика будет определяться исходя из изменений во внутренней и внешней экономической конъюнктуре и эффективности сдерживания инфляционных процессов. При условиях, близких к условиям второго варианта экономического развития, прирост реального эффективного курса рубля в 2007году составит примерно 4--5%. В случае быстрого роста мировых цен на нефть, цен на другие экспортируемые Россией товары, дальнейшего увеличения чистого притока частного капитала, принятия решений о дополнительном повышении регулируемых цен, о дополнительных расходах федерального бюджета прирост реального эффективного курса рубля в 2007году может оказаться более высоким и приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2007году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2006года.

Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики.

Несмотря на то, что сохранение в 2007году режима управляемого плавающего курса будет накладывать определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики.

Стратегическим направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2007году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала.

При развитии ситуации по сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободной ликвидности у кредитных организаций, Банк России активизирует использование инструментов абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияния монетарных факторов на инфляцию. При этом значительную роль в связывании свободных денежных средств будут играть рыночные инструменты на аукционной основе (операции с ОБР, депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях).

Кроме того, Банк России будет в необходимых случаях осуществлять операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа), которые преимущественно будут использоваться в качестве инструментов “тонкой настройки”.

Банк России в 2007году продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитывая эффективное использование кредитными организациями механизма усреднения обязательных резервов для регулирования уровня собственной ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов. Вместе с тем при значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее абсорбирования не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов.

В случае снижения уровня ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка России будут направлены на формирование дополнительного денежного предложения за счет проведения операций по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Для этих целей в качестве основных будут использованы операции Банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам и сделок “валютный своп”). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты “овернайт”.

В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует в течение 2007года проводить работу в рамках создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, который обеспечит возможность финансово стабильным кредитным организациям получать внутридневные кредиты, кредиты “овернайт” и кредиты на срок до 1года под любой вид обеспечения, входящий в “единый пул” обеспечения.

При этом в 2007году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг, отвечающих установленным требованиям, расширению круга контрагентов по операциям рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.

В связи с планируемым расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2007года Банк России планирует проводить работу, направленную на обеспечение возможности привлечения специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России.

Заключение.

Таким образом, в 2007году и в период до 2009года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее-- Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.

Сохранится тенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещения валют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным “опережающим” индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления.

Кроме того, Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно-кредитной политики. С этой целью Банк России ежегодно публикует Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет, через свои издания и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическую информацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям, а также свои нормативные документы. В последние годы Банк России расширил перечень распространяемой информации и публикаций аналитических материалов о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе. Это направлено на понимание обществом целей и мер проводимой Банком России политики.

Литература.

1. Банки и банковские операции. Учебник. /Под редакцией Е.Ф.Жукова. - М., 1998

2. Вострикова Л.Г. О банках и банковской деятельности. - М., 2007

3. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.,2002

4. Закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. № 86 - ФЗ в редакции от 12.06.2006

5. Злобина Л.А. Деньги. Кредит. Банки. - М.,2006

6. Финансы и кредит / Под ред. Т.М.Ковалевой. - М.,2005

7. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. / Под ред. Л.А Гейдакова. - М., 2006

8 . www.bankir.ru

9. www.budgetrf.ru

10. www.interfax.ru

Приложение 1.

Показатели денежной программы на 2007 год (млрд. рублей)*

 

1.01.2007

1.01.2008

1.01.2008

1.01.2008

1.01.2008

 

Оценка

I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

Денежная база (узкое определение)

3095

3582

3687

3781

3828

-- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

2948

3405

3504

3592

3635

-- обязательные резервы

146

176

183

188

193

Чистые международные резервы

7964

9354

10 465

11 412

12 092

-- в млрд. долларов США

277

325

364

396

420

Чистые внутренние активы

--4869

--5772

--6779

--7632

--8264

Чистый кредит расширенному правительству

--3823

--4647

--5504

--6168

--6661

-- чистый кредит федеральному правительству

--3573

--4427

--5264

--5908

--6391

-- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

--250

--220

--240

--260

--270

Чистый кредит банкам

--609

--583

--637

--709

--757

-- валовой кредит банкам

5

30

5

5

5

-- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

--614

--613

--642

--714

--762

Прочие чистые неклассифицированные активы

--437

--543

--638

--754

--846

* Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2006 года.

Приложение 2.

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Банковская система и банковский надзор

Банковская система и банковский надзор

1. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, “ОЦентральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)”, направленных на создание правовых условий для дальнейшего приближения к международно признанным подходам российских правил, касающихся включения субординированных заимствований в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций, а также устанавливающих право Банка России определять условия включения субординированных финансовых инструментов в состав источников собственных средств (капитала) кредитных организаций

I квартал

2. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Остраховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” в части совершенствования критериев и механизмов контроля за соответствием банков -- участников системы страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов, уточнения механизмов, обеспечивающих осуществление выплат вкладчикам, функций и полномочий государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”

II квартал

3. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части внедрения в надзорную практику международно признанных принципов консолидированного надзора

II квартал

4. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части предоставления Банку России права применения мер надзорного реагирования на основе профессионального суждения

III квартал

5. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части уточнения требований к публикуемой отчетности кредитных организаций (к содержанию и срокам раскрытия)

II квартал

6. Участие в разработке проекта федерального закона “Овнесении изменений и дополнений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части расширения полномочий Банка России поосуществлению надзора за организациями-провайдерами, оказывающими кредитным организациям услуги по осуществлению видов деятельности, функций или процессов, обычно выполняемых самими кредитными организациями (аутсорсинг)

IV квартал

7. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в части совершенствования процедур ликвидации кредитных организаций, в том числе направленных на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур в целях более полного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, повышения уровня ответственности за доведение до банкротства, совершенствования процедур оспаривания сомнительных сделок

IV квартал

8. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Окредитных историях” в части обеспечения кредиторами права заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй (предусматривается обязать источники формирования кредитных историй запрашивать согласие заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй)

II квартал

9. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “Обанках и банковской деятельности” в части установления дифференцированных требований по достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций

IV квартал

10. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “Обанках и банковской деятельности” в части установления требований к кредитным организациям по раскрытию информации, касающейся управления рисками и достаточности капитала

IV квартал

11. Разработка нормативных актов Банка России, направленных на оптимизацию правил ипроцедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций

II квартал

12. Подготовка нормативного акта и рекомендаций Банка России по вопросам совершенствования надзора за риском ликвидности на основании концепции денежных потоков с учетом международного опыта и результатов реализации проекта ЕС/ТАСИС “Банковский надзор и отчетность”

I--II кварталы

13. Подготовка нормативного акта Банка России, направленного на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения “Международная конвергенция измерения капитала истандартов капитала: новые подходы” (Базель II)

III--IV кварталы

14. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также по выявлению сомнительных операций

I--IV кварталы

Финансовые рынки

Финансовые рынки

15. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего деятельность центрального депозитария

I--II кварталы

16. Участие в работе по развитию законодательства об организованных рынках ибиржевойторговле

II--III кварталы

17. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего клиринговую деятельность

I--II кварталы

18. Участие в работе по совершенствованию законодательства в части создания условий для секьюритизации финансовых активов

I--II кварталы

19. Участие в работе по развитию законодательства о рынке ценных бумаг в части правового определения компенсационных механизмов на данном сегменте рынка

III--IV кварталы

20. Участие в работе по совершенствованию законодательства о рынке ценных бумаг в части инструментов и инфраструктуры рынка ценных бумаг

I--IV кварталы

Платежная система

Платежная система

21. Завершение комплекса мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени (система RTGS) Банка России

II квартал

22. Разработка проекта нормативного документа, определяющего политику Банка России понадзору за частными платежными системами, включающего критерии значимости частных платежных систем, требования Банка России к правилам системно значимых частных платежных систем и меры контроля по их выполнению

I--II кварталы

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать