Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг
p align="left">минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России».

Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.

Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.

В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (статьи 105 и 106 Гражданского кодекса Российской Федерации), более 5% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.

Предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации, а также при каждом последующем приобретении долей (акций), увеличивающим ранее согласованную Банком России долю. Юридическое лицо (лица), приобретающее(ие) более 20% долей (акций) действующей кредитной организации (включая приобретение на вторичном рынке), должно(ы) иметь устойчивое финансовое положение и действовать не менее трех лет. Сделка по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является недействительной. Банк России вправе отказать в согласовании сделки по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации при установлении факта неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) является совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Банк России согласовывает кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Кандидатуры на перечисленные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

 Деловая репутация кандидатов на должности члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должна соответствовать квалификационным требованиям. Не могут быть членами совета директоров (наблюдательного совета) лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики.

Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ее учредители обязаны представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен ст. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями (нерезидентами) установлены статьями 17, 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и во исполнение указанных статей, Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

- Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.

Небанковским кредитным организациям также может быть предоставлена в порядке, установленном Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», лицензия на осуществление депозитно- кредитных операций.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц предоставляются банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг при наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдаваемой ФКЦБ России.

Для совершения кредитными организациями купли-продажи монет из драгоценных металлов (золото, платина, серебро, палладий), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии (разрешения) Банка России.

Кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности», "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", а также учредительными документами реорганизующихся кредитных организаций.

При создании кредитных организаций, расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, реорганизации, одним из документов, представляемых в Банк России является бизнес - план. Требования к его составлению определены Указанием Банка России № 1176-У от 05.07.02 «О бизнес - планах кредитных организаций».

Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Правила выдачи лицензий коммерческим банкам

  На сегодняшний момент, Банк России принялся активно заниматься вопросами в деле лицензирования кредитных организаций, причём задолго до того, как в проекте долгосрочной программы правительства появилось предложение резко сократить количество банков с валютной лицензией. В соответствии с разрабатываемыми правилами банки смогут получить лицензии четырех категорий, причем требования, предъявляемые ним, ужесточатся. В частности, скоро им придется вносить в уставный капитал на 3 млн ЕВРО, как прежде, а 5 млн ЕВРО.

В феврале 2005 года Комитет банковского надзора ЦБ решил упорядочить порядок лицензирования деятельности банков. Из представителей департаментов, работающих с кредитными организациями, была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений в этой области. Итогом ее работы стал проект новой концепции лицензирования банков, который в ближайшие месяцы может быть утвержден советом директоров.

С соответствии с проектом комбанки смогут получать в Банке России четыре вида лицензии, разделенных на категории от A до D.

- Лицензия категории А дает право на совершение банковских операций в рублях со средствами резидентов, а также операций по кассовому обслуживанию и осуществлению платежей по поручению граждан без открытия счетов. Остальные категории лицензий будут являться дополнительными к категории А.

- Лицензия В предусматривает возможность осуществления банковских операций со средствами резидентов в иностранной валюте на территории России, а также привлечение во вклады и размещение драгметаллов.

- Лицензия категории С, которая будет выдавать банкам, проработавшим не менее 2 лет, из которых 1 год по лицензии В, предоставит права, аналогичные категории В, с возможностью обслуживания как резидентов, так и нерезидентов. Кроме того, этот вид лицензии даст возможность проводить операции на территории РФ и за ее пределами, а также открывать филиалы и представительства за рубежом.

- Последний вид лицензии, имеющий категорию D, даст банку право работать со средствами физических лиц в объемах лицензий категорий А, В и С, в зависимости от того, какими из них владеет кредитная организация. Право на лицензию D будет, как и сейчас, даваться банкам, с даты госрегистрации которых прошло не менее 2 лет.

Требования к вновь создаваемым банкам достаточно серьёзны. Так, кредитные организации, ходатайствующие о получении лицензий категории А и В должны будут иметь уставный капитал в объеме 5 млн ЕВРО (сейчас действует требование о 3 млн ЕВРО), а филиалы иностранных банков 10 млн ЕВРО независимо от категории лицензии. Такая же сумма понадобится для получения лицензий категорий С и D.

Те банки, у которых уже есть лицензия, смогут выполнять все разрешенные ранее операции. Однако при желании расширить круг этих операций им придется пользоваться новыми правилами, чего ранее не было. То есть если небольшой региональный банк захочет получить право на работу с валютой или с физическими лицами, то теперь ему придется увеличивать капитал до 10 млн ЕВРО. Кроме того, вновь создаваемым или расширяющим поле деятельности банкам придется соответствовать всем прежним требованиям, применявшимся при выдаче лицензий.

В условиях, существует необходимость так называемой “расчистки” банковской системы от нежизнеспособных организаций, вряд ли соображения гуманности к региональным банкам смогут повлиять на принятие решения. Тем более, что действующие небольшие кредитные организации, которые так удачно выстояли в период финансового кризиса, смогут действовать и дальше - без перспектив на расширение

Структура ЦБ РФ

Высшим органом является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БР, осуществляющий руководство и управление БР. В Совет директоров входят Председатель БР (назначается на должность ГД сроком на 4 года по представлению президента) и 12 членов Совета директоров (назначаются на должность на 4 года ГД по представлению Председателя БР, согласованному с Президентом РФ).

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему БР входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями БР - они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров

В составе территориального учреждения БР действует расчетно-кассовый центр: головной РКЦ, межрайонный РКЦ, районный РКЦ. Создание РКЦ, реорганизация и ликвидация осуществляется решением Совета директоров БР в порядке, установленном ФЗ "О ЦБ РФ", Положением об РКЦ и др. н/а БР.

Таким образом, основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

3.3 Выпуск ценных бумаг коммерческими банками

Эмиссия ценных бумаг коммерческим банков

В Гражданском кодексе Российской Федерации перечислены виды ценных бумаг, но отсутствует их классификация. Проблема классификации в период становления рыночной экономики должна подчиняться анализу законодательных норм об отдельных видах ценных бумаг, и прежде всего эмиссионных ценных бумаг.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» дается понятие «эмиссионная ценная бумага», которая характеризуется тремя признаками:

Во-первых, она закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и осуществлению. В отличие от ст. 142 КГ РФ эмиссионная бумага удостоверяет не только имущественные, но и не имущественные права, что точнее отражает правовую природу данного объекта прав.

Во-вторых, эмиссионная ценная бумага размещается выпусками. Под ними понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам, имеющим одинаковые условия первичного размещения и один и тот же государственный регистрационный номер.

В-третьих, эмиссионная ценная бумага вне зависимости от времени ее приобретения имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска.

Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности трех рассмотренных выше признаков. Эта норма ст. 16 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» позволяет расширить круг эмиссионных ценных бумаг и включить в него не только акции, но и облигации. В то же время неэмиссионным ценным бумагам неприсущи признаки публичного размещения, например, наличие одной, а не множества бумаг в их выпуске, идентифицируемом государственным регистрационным номером.. При выдаче сберегательного (депозитного) сертификата или сберегательной книжки на предъявителя стороны согласовывают условия договора банковского вклада в каждом конкретном случае (ст.ст. 843 и 844 ГК РФ), тем самым индивидуализируют ее. При подобной выдаче ценной бумаги нет публичного ее предложения неограниченному кругу лиц потенциальных владельцев ценных бумаг, что имеет место при эмиссии.

Коммерческие банки, являясь посредниками на финансовом рынке, могут выступать эмитентами различных видов ценных бумаг. Они эмитируют не только акции и облигации, но и инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные сертификаты, векселя. Если на основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный и заемный капитал банка, то выпуск сертификатов и векселей -можно рассматривать как привлечение управляемых депозитов, или безотзывных вкладов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать