Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках

Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о доверительных (трастовых) операциях

1.1 История развития института доверительных (трастовых) операций

1.2 Понятие доверительных (трастовых) операций

1.3 Трастовые услуги физическим лицам

1.4 Трастовые услуги юридическим лицам

1.5 Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций

1.6 Правовая база доверительных (трастовых) операций

1.7. Налогообложение доверительных (трастовых) операций

Глава 2. Проведение трастовых операций коммерческими банками

2.1 Механизм доверительного управления в банковской сфере

2.2 Структура траст-отдела коммерческого банка

2.3 Договор траста

2.4 Права и обязанности траст - отделов коммерческих банков

Глава 3. Доверительные (трастовые) услуги, предоставляемые ОАО

«Азиатско-Тихоокеанский банк»

3.1 История ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»

3.2 Услуги предоставляемые «Азиатско-Тихоокеанским банком»

3.2.1 Вексельное кредитование

3.2.2 Размещение временно свободных средств в векселях

3.2.3 Депозитные продукты

3.2.4 Валютный контроль

3.2.5 Аккредитив

3.2.6 Финансирование внешнеэкономической деятельности

3.2.7 Таможенные гарантии

3.2.8 Операции с драгоценными металлами

3.2.9 Сейфовые ячейки

Заключение

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время комплексное обслуживание клиентов постепенно внедряется российскими коммерческими банками, они оказывают пока ещё новые в России услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, факторинговые, валютные, поручительские и прочие), стремясь удовлетворить растущие потребности клиентов. Это повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитных ресурсов и новых клиентов. Банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслуживания клиентов, предполагая им разного рода консультации, сможет выдержать конкурентную борьбу в современных экономических условиях. В противном случае у банка может сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшится их структура, а, значит, и ликвидность баланса.

В настоящей дипломной работе будут рассмотрены трастовые (доверительные) операции коммерческих банков. Доверительное управление имуществом сулит немало выгод, как клиенту, так и банку. Под «доверительным управлением» понимаются разнообразные операции, связанные с доверительными отношениями на основе поручительства и комиссии на долгосрочной основе. В основном доверительные операции такого рода заключаются в осуществлении брокерской деятельности на рынке ценных бумаг. Под доверительным управлением имущества понимается деятельность управляющего по управлению от своего лица за вознаграждение переданным ему на неопределенный срок имуществом, принадлежащим другому лицу на праве собственности, в интересах выгодоприобретателя. Учреждение доверительного управления не влечет за собой перехода права собственности. Трастом называют совокупность экономических отношений, связанных с управлением фондов денежных средств и имущества в интересах и по поручению собственников капитала на правах доверенного лица.

Доверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской деятельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.

Трастовые отношения являются неотъемлемой частью современных финансовых отношений. Финансовый сектор в условиях трансформационной экономики переживает смену приоритетов. Траст является одним из институтов, способствующих централизации и концентрации капитала, что дает ему возможность наряду с аналогичными институтами опосредованно влиять на процесс производства, а значит, при правильном использовании институт траста может способствовать экономическому росту в России. Траст является относительно новой синтетической экономической категорией, отражающей современные неоклассические теории развития экономики, которые основаны на конкретных функциональных зависимостях. Доверительное управление как услуга финансового рынка тем актуальнее, чем выше уровень развития самого рынка.

В условиях, когда банковские вклады уже не дают сотен процентов годовых, а операции на кредитном и валютном рынках характеризуются низкой рентабельностью, спрос клиентов на услуги по доверительному управлению их средствами значительно увеличивается. В условиях снижения доходности на российском финансовом рынке актуальность услуг по доверительному управлению на фондовом рынке резко увеличивается. Доверительное управление (траст) является перспективной формой отношений между хозяйствующими субъектами, направленной на повышение эффективности использования различных видов имущества.

Таким образом, актуальность исследования определяется:

· во-первых, значимостью трастовых операций для современного этапа развития финансового рынка России;

· во-вторых, необходимостью теоретического обоснования и определения особенностей практики доверительного управления на фондовом рынке;

· в-третьих, важностью активизации трастовых операций для совершенствования структуры финансового рынка и развития новых эффективных форм финансовых отношений.

Трастовые операции банков в условиях трансформационной экономики как отдельная научная проблема специально не исследовались в отечественной экономической литературе. Тем не менее, некоторые ее аспекты нашли отражение и решение в трудах, посвященных развитию банковского дела.

В частности, законодательные основы траста рассмотрены в работах Захарьина В.Р. Трастовые операции как банковские услуги, исследованы в работах Голубовича А.Д., Горемыкина В.А., Гребнева А.И., Грязновой А.Г., Жукова Е.Ф., Колесникова В.И., Коробова Ю.И., Кроливецкой Л.П., Лаврушина О.И., Маркова Л.М., Молчанова А.В., Рубина Ю.Б., Солдаткина В.И., Тавасиева A.M..

Цель работы: изучить механизм проведения и перспективы развития трастовых операций в коммерческих банках.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические и прикладные основы трастовых операций коммерческих банков;

2. Провести анализ операций ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ (ТРАСТОВЫХ) ОПЕРАЦИЯХ

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач - повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении все более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитие новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвертых, при трастовых операциях возникают большие возможности для привлечения средств, а следовательно расширяются источники доходов.

В-пятых, трастовые операции не имеют больших издержек.

В-шестых, трастовые операции обуславливают дополнительное расширение корреспондентских отношений банка, способствуют улучшению его положения на межбанковском рынке и повышению репутации и имиджа.

Кроме того, развитие трастовых операций стало возможным в условиях накопления определенного богатства состояний, как отдельными лицами, так и различными компаниями, корпорациями и фирмами. Вследствие этого возникает необходимость правильно и выгодно распоряжаться такими видами богатства (денежные средства, акции, облигации, предметы искусства, драгоценные металлы и др.) и передавать их в руки тех учреждений, которые могут осуществлять управление ими. Это породило развитие трастовых услуг.

1.1 История развития института доверительных (трастовых) операций

Известно, что институт доверительной собственности зародился в период раннего средневековья (XII-XIII вв.) в Англии. Причины возникновения доверительной собственности сводятся к одной мысли - в определенных исторических условиях для отношений собственности стала выгодной такая конструкция, когда имущество передавалось собственником кому-либо для того, чтобы им управляли в интересах определенного третьего лица.

Особое влияние на возникновение доверительной собственности оказало разделение английского права на общее и право справедливости. Исторически сложилась ситуация, при которой монарх сохранял за собой право смягчать наиболее жесткие решения общего суда, ссылаясь лишь на принципы права. Это осуществлялось, в частности, через лорда-канцлера. С начала IV века в английском праве начала образовываться "параллельная система материального права, которая в некоторых случаях разрушала решения судов общего права..." Если суд "общего права" признавал собственником определенное лицо, что нарушало права других лиц или противоречило сложившимся требованиям, суд "справедливости" мог признать это лицо доверительным собственником в пользу третьего лица Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры. М., 2008.".

Первый закон, посвященный доверительной собственности, был принят в 1893 году. С 1925 года по настоящий период в английском праве действует Закон о собственности, отдельная часть которого посвящена трасту.

С развитием рыночной экономики в правовой системе России появляются отдельные нормы данного института гражданского права. Даже в ГК РСФСР 1964 г. содержались отдельные нормы об отношениях, сходных с отношениями доверительного управления. Так, в соответствии со ст. 19 ГК РСФСР для охраны имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, мог быть назначен специальный опекун. Последний совершал в интересах безвестно отсутствующего все необходимые действия по поддержанию этого имущества, в том числе по выдаче содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан, был содержать. И статьи 544 и 545 ГК РСФСР 1964 г. предусматривали наличие "исполнителя завещания". Сходная система устанавливалась и в отношении имущества лиц, находящихся под опекой. Закон даже использовал в этом случае термин "управление имуществом" (ст.127 Кодекса о браке и семье РСФСР 1964 г.).

Также необходимо отметить норму, содержащуюся в статье 33 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающую право этого банка "назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для финансового оздоровления". В развитие этой нормы ЦБ 31 августа 1994 г. утвердил Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями. Руководитель временной администрации выполняет все функции, предусмотренные законодательством о банках и банковской деятельности. И хотя закон говорит об управлении организацией, а не управлении имуществом, в данном случае различия в правовом режиме не очень четкие. Указанное право в принципе сохранено в пункте 5 статьи 75 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции от 12 апреля 1995 г.

По существу устанавливались функции, предусмотренные ныне законодательством о доверительном управлении.

Следующим шагом в этом направлении можно назвать распространение этих отношений на все виды государственных организаций, что было сделано Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур". Он предусматривал в этом случае "независимое управление и ведение", назначение "независимого управляющего", чьи функции подобны функциям нынешнего доверительного управляющего. В дальнейшем эти отношения в расширенном и усовершенствованном виде были регламентированы специальными законами - это закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве)" и аналогичный закон, принятый в январе 1998 г. Они относятся уже не только к государственным предприятиям. В соответствии с этим законом при возникновении вопроса о банкротстве может появиться необходимость в создании внешнего управления имуществом должника. При этом назначается арбитражный управляющий. В случае ликвидации организации-банкрота назначается конкурсный управляющий. Функции обоих этих лиц в какой-то степени подобны функциям доверительного управляющего. Они уполномочены управлять имуществом ликвидируемой организации помимо ее регулярных органов.

Вышеуказанные акты относятся к случаям, когда управление третьим лицом устанавливается принудительно. Они не касались добровольного установления управления третьим лицом, когда собственник по тем или иным соображениям сам хочет передать свое имущество в управление третьего лица.

Непосредственным первым шагом нормотворчества в этом направлении стал Указ Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 г. "О доверительной собственности (трасте)11 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1.". Он, с одной стороны, внес кардинальные изменения в законодательство, никогда ранее не сталкивавшееся с регулированием доверительных отношений, с другой - оказался в известной степени противоречивым, ибо ориентировался на классическое англо-американское понимание траста как особой формы вещных прав - разделенной собственности.

Актуальность и необходимость принятия в декабре 1993 г. этого Указа, регламентирующего доверительные отношения по поводу управления собственностью, не вызывает сомнений, но нужно отметить его неудачный характер, что явилось следствием быстроты его разработки, не было даже попыток публичного обсуждения.

Концепция "доверительной собственности", принятая за основу в данном Указе, представляется весьма спорной. Я полагаю, она не только закладывает основы для безвозмездного раздаривания государственной собственности, но и препятствует широкому применению траста в сфере частных интересов. Суть его заключается в том, что согласно Указу (п.3) собственник имущества, передавая его в траст, передает и все имущественные права на него, принадлежащие ему в силу права собственности, некоему доверительному собственнику на "определенный срок" (причем этот срок в Указе не оговаривается). К этому следует добавить, что после вступления в силу договора об учреждении траста учредитель не вправе давать доверительному собственнику какие-либо указания или иным образом вмешиваться в осуществление им его прав и исполнение обязанностей по договору (п.18). В этой связи предоставленное учредителю траста право проверить выполнение договора и получить все документы и сведения, предоставленные доверительным собственником в соответствии с законодательством государственным органам и суду, выглядит неубедительно, тем более что траст по мотивам недоверия и по любым другим основаниям может быть прекращен лишь по решению суда.

То есть, практически при учреждении траста собственник имущества автоматически утрачивает свое право собственности и какого-либо контроля за ее использованием, а восстановить его он сможет во всех случаях только в судебном порядке. Прекращение траста по желанию сторон не допускается.

И, наконец, следует также отметить, что концепция доверительной собственности малопригодна для российского законодательства и по той причине, что объектом доверительного управления здесь могут быть не только вещи, но также права и иное имущество. Объектом же права собственности (в том числе и права доверительной собственности) в соответствии с закрепленной на момент принятия этого Указа в российском законодательстве доктриной могли быть только вещи. К тому же расщепление правомочий собственника на одну и ту же вещь между двумя лицами (доверительный собственник использует имущество, а учредитель доверительной собственности извлекает из него выводу) порождает немало противоречий и вносит путаницу в гражданский оборот, чего гражданское законодательство нашей страны всегда стремилось избежать.

Новый Гражданский кодекс РФ предложил другую концепцию - доверительное управление имуществом. Такое управление не влечет перехода права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему, а "расщепляет" это право; последний вправе осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению, вверенным ему имуществом. А право собственности остается принадлежащим собственнику. Таким образом, за сравнительно короткий период времени российское законодательство столкнулось с двумя принципиально разными подходами в регулировании указанных отношений. Концепция "доверительного управления имуществом" без утраты права собственности ее собственником, на мой взгляд, более точно отражает суть доверительных отношений применительно к существующим в нашей стране юридической практике и может быть описана в таких юридических формулах, которые могут быть без ломки всей имеющейся правовой базы встроены в систему уже действующих правоотношений.

1.2 Понятие доверительных (трастовых) операций

Трастовые операции -- это доверительные операции, которые банки в виде различных услуг оказывают своим клиентам -- юридическим и физическим лицам. Такие операции осуществляются на основе договора об учреждении траста. Трастовые услуги включают управление недвижимостью и другим имуществом, формирование инвестиционного портфеля и управление им, принятие ценностей на хранение, управление имуществом в качестве опекуна недееспособного собственника, урегулирование претензий кредиторов по отношению к обанкротившейся фирме, управление имуществом по завещанию.

Участниками траста являются:

· Учредитель траста, то есть собственник имущества или имущественных прав, которые он передает в управление по доверенности доверительному собственнику. Учредителем траста может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе орган государственной власти или управления, предприятие, учреждение, общественная, религиозная, благотворительная организация, а также иностранное физическое или юридическое лицо, лицо без гражданства, международная организация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать