Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности
p align="left">· создание структурного подразделения осуществляющего мониторинг ликвидной позиции банка;

· информационная система для формирования базы данных и анализа состояния активов и пассивов банка;

· наличие эффективной стратегии управления ликвидностью;

· использование инструментов управления ликвидностью.

Перечисленные обязательные требования к созданию комплексной системы управления ликвидностью в банках позволили установить обязательный норматив текущей ликвидности, который определяется по формуле:

,

где Атек - текущие активы (все ликвидные активы и вложения банка сроком погашения до 30 дней и ранее, исключая пролонгированные хотя бы один раз и/или выданные в погашение ранее выданных ссуд, а также просроченные кредиты),

а ОдВ - сумма обязательств до востребования и сроком исполнения до 30 дней. Данный показатель должен составлять не менее 30 %.

Показатели ликвидности в банковском секторе РУз представлены в следующей диаграмме.

Диаграмма 2

Объем клиентских депозитов и коэффициент ликвидности банковского сектора Узбекистана Источник: журнал «Рынок, деньги и кредит », №3 (118) 2007г., стр. 15

Кроме того, для анализа ликвидности банки должны использовать коэффициенты ликвидности. Однако, сами по себе они не могут содержать точную информацию относительно адекватности ликвидности и должны рассматриваться только как часть общей оценки. Ниже приводятся примеры коэффициентов ликвидности:

а) ,

где ЛА - ликвидные активы (излишки резервов, свободно конвертируемая валюта, ГКО, корреспондентские счета в других банках),

А - всего активов;

б) ,

где НО - непостоянные обязательства (Крупные депозиты/займы из определенных источников);

в) .

Все вышеприведенные показатели отражают сходную информацию - снижение трендов (графиков) этих показателей означает, что банк стал в большей степени полагаться на непостоянные источники ресурсов или снижение доли высоколиквидных активов в портфеле банка.

Руководство банка может разрабатывать и использовать собственный набор показателей ликвидности, за исключением показателя текущей ликвидности. Эти показатели должны носить содержательный характер и всегда оцениваться с учетом других данных, характеризующих финансовое состояние банка.

Например,

,

где К - кредиты, а Д - депозиты. Депозиты, в особенности мелких вкладчиков, обычно очень устойчивый источник ресурсов. Очень высокий (более 80%) и/или рост показателя обозначает уверенность в менее стабильные источники ресурсов (краткосрочные займы на межбанковском рынке), которые могут покинуть банк при первых признаках проблем.

,

где Зцб - заложенные ценные бумаги, а ЦБ - всего ценных бумаг. Этот показатель указывает долю заложенных ценных бумаг и поэтому не доступных для покрытия экстренных потребностей в ликвидности.

Помимо этого Центральным банком Узбекистана установлен порядок классификации качества активов, формирования и использования резервов, создаваемых банками для покрытия возможных потерь по ним. Банки должны создавать специальные резервы для покрытия возможных убытков по кредитам и лизингу в соответствии с определенной классификацией (таблица 3).

Также могут создаваться общие резервы с целью покрытия возможных убытков от деятельности бака в целом или по какому-либо виду деятельности отдельно (кредитование, инвестиции и другие), но не убытков по отдельным конкретным операциям. Примером могут служить резервы против убытков по «хорошим» кредитам или резерв на девальвацию национальной валюты.

Система классификации активов применяется ко всем видам кредитов, включая банковские гарантии, кредитные линии, овердрафты, и предусматривает классификацию внебалансовых обязательств. Система также применима у оценке других банковских активов, таких, как: купля-продажа ценных бумаг, счета к получению, приобретено право требования по определению обязательств от третьих лиц и другие активы, имеющие риск невозврата.

Таблица 3

Классификация качества активов Составлено автором на основе «Порядка классификации качества активов и формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним», № 632 от 11.02.99 г.

Категории

Резервы

Пояснения

Хороший

0%

Своевременное погашение долга по этим активам не вызывает сомнений. Заемщик является финансово-устойчивым, имеет достаточный уровень капитала, высокий уровень доходности для удовлетворения всех имеющихся обязательств, включая данный долг.

Стандартный

10% от непогашенной суммы основного долга

В целом, финансовое положение заемщика является стабильным, но присутствуют кое-какие неблагоприятные обстоятельства, которые могут вызвать некоторые сомнения в способности заемщика выплатить кредит своевременно. Кредиты, просроченные до 30 дней.

Субстандартный

25% от непогашенной суммы основного долга

Активы имеют четко выраженные признаки недостатков, которые делают сомнительным выполнение условий погашения согласно первоначальному договору. Необеспеченные кредиты, которые просрочены более, чем на 30 дней, а также обеспеченные кредиты, которые являются просроченными в течение более, чем 90 дней.

Сомнительный

50% от непогашенной суммы основного долга

Это кредиты, в отношение которых высока вероятность понесения убытков, но в связи с наличием некоторых положительных факторов, их классификация как “безнадежных” откладывается до дальнейшего прояснения ситуации.

Безнадежный

100% от непогашенной суммы основного долга

У активов не имеется абсолютно никакой ликвидационной стоимости и банку не следует продолжать учитывать такие активы в своем балансе, банк должен принимать попытки к ликвидации такой задолженности через продажу заложенного имущества или приложить все усилия к ее возврату. Актив, который просрочен, по крайней мере, 180 дней.

В целях ограничения кредитного риска Центральным банком Узбекистана также установлены специальные требования к кредитной политике коммерческих банков, содержание которой должно включать определение цели и стратегии, уровня полномочий и разделение ответственности, типов, концентрации и погашения кредитов.

В целях ограничения валютного риска уполномоченных банков, связанного с возможным изменением курса национальной валюты к иностранным валютам, Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает для уполномоченных банков лимиты открытых валютных позиций.

Валютная позиция - показатель, характеризующий соотношение требований и обязательств уполномоченного банка в иностранной валюте, приобретенной в результате осуществления операций по купле - продаже иностранной валюты, а также иных операций, в результате которых изменяются требования либо обязательства уполномоченного банка, выраженные в иностранной валюте. Открытая валютная позиция - валютная позиция, при которой сумма требований уполномоченного банка в иностранной валюте не совпадает с суммой его обязательств в иностранной валюте.

Различают следующие категории лимитов:

· открытой валютной позиции по каждому виду иностранных валют;

· суммарной величины открытых валютных позиций.

Открытая валютная позиция по каждому отдельному виду иностранной валюты на конец каждого операционного дня не должна превышать 10% регулятивного капитала банка.

Суммарная величина открытых валютных позиций на конец каждого операционного дня не должна превышать 20% регулятивного капитала банка.

Банки самостоятельно устанавливают лимиты открытых валютных позиций для своих филиалов.

Контроль за открытыми валютными позициями уполномоченных банков осуществляется Центральным банком на основании:

данных отчета об открытых валютных позициях за каждый рабочий день;

данных проверок, осуществляемых Центральным банком и его территориальными Главными управлениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».

В случае нарушения лимитов открытых валютных позиций, уполномоченный банк обязан представить в Центральный банк разъяснения по причинам допущенных нарушений с перечнем принятых мер по исправлению этих нарушений. Представление разъяснений по причинам допущенных нарушений не освобождает банк от ответственности за нарушение лимитов открытых валютных позиций.

В случаях превышения лимита открытой валютной позиции по отдельным иностранным валютам и суммарной величины открытых валютных позиций или непредставления отчетов Центральный банк Республики Узбекистан может применять к уполномоченным банкам штрафные санкции в установленном порядке, либо ограничивать осуществление уполномоченным банком операций по покупке и продаже иностранной валюты сроком до шести месяцев, а также устанавливать индивидуальные лимиты открытой валютной позиции.

Помимо всех вышеуказанных нормативов существуют и другие. К примеру, нормативы по операциям с ценными бумагами. Банки могут осуществлять вложения в ценные бумаги, при этом:

1. Максимальный размер инвестиций в ценные бумаги одного эмитента не должен превышать 15% регулятивного капитала банка первого уровня. Данный норматив рассчитывается с учетом вложений банка в негосударственные ценные бумаги одного эмитента как по счетам “Инвестиции”, так и по счетам “Купли-продажи ценных бумаг”;

2. Максимальный общий размер вложений банка в негосударственные ценные бумаги для купли-продажи не должен превышать 25% регулятивного капитала банка первого уровня;

3. Максимальный общий размер инвестиций банка в уставный капитал и другие ценные бумаги всех эмитентов не должен превышать 50% регулятивного капитала банка первого уровня.

А так же нормативы по операциям со связанными лицами (инсайдерами).

Лицами, связанными с банком являются:

а) должностные лица, в том числе, председатель и члены Совета банка, председатель правления и его заместители, главный бухгалтер банка и его заместители, руководитель и главный бухгалтер филиала банка, другие работники банка;

б) любое физическое лицо, являющееся крупным акционером банка, т.е. владеющее 10% или более уставного капитала банка.

в) любое лицо, являющееся близким родственником лиц, отмеченных в подпункте (а) или (б) этого пункта;

г) любое юридическое лицо, являющееся крупным акционером банка;

д) любое юридическое лицо, в котором банк является крупным акционером;

е) руководство (члены Совета и Правления) юридических лиц, отмеченных в подпунктах (г) и (д) этого пункта, а также близкие родственники этих руководящих работников.

Общая сумма всех кредитов, предоставленных банком всем связанным с ним лицам не должна превышать 100% регулятивного капитала первого уровня банка. А сумма выданных обеспеченных и необеспеченных кредитов одному инсайдеру или группе связанных лиц связана с показателями риска на одно или группу взаимосвязанных заемщиков и равны соответственно 25% и 5 %.

Согласно статье 53 Закона «О Центрально банке», в случае нарушения банками и их филиалами банковского законодательства, устанавливаемых экономических нормативов Центральный банк имеет право взыскивать штраф до 0,1 процента от минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если допущенные нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Центральный банк вправе:

· взыскать с банков штраф не более одного процента от минимального размера уставного капитала;

· потребовать от банка осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе изменения структуры активов снижения расходов банка и прекращения выплаты дивидендов акционерам, замены руководителей банка или филиала в том числе руководителей и членов совета банка, реорганизации банка, ликвидации филиала; (В редакции п.16 раздела VIII Закона РУз N 447-II от 13.12.2002 г.)

· изменить для банка экономические нормативы на срок до шести месяцев;

· ввести запрет на осуществление банком отдельных банковских операций сроком до одного года, а также на открытие филиалов на этот же срок;

· принимать решения об установлении опеки над банком с наделением опекуна всеми полномочиями должностных лиц и акционеров банка на период, необходимый для финансового оздоровления или выполнения предписаний Центрального банка;

· отозвать лицензию на право осуществления банковских операций.

Инспектирование деятельности банков Узбекистана осуществляется в плановом порядке один раз в год. Проверка банков, имеющих устойчивое финансовое состояние и рейтинг которых в течение двух последних лет был равен единице, производится, как правило, один раз в два года. Результаты отражаются в инспекционном отчете и акте проверки, которые подписываются руководителем и членами рабочей группы, руководством проверяемого банка.

В зависимости от оценки коммерческого банка, определяемой по системе CAMEL (от 1 до 5), в ходе проведения инспекций и результатов анализа финансовой отчетности банка (пакет, включающий 21 форму) Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков готовит предложения и применении к банку исправительных мероприятий или принудительных мер, направленных на улучшение его финансового состояния. Для банков, отнесенных по результатам проверки к категории «1» или «2», применяются исправительные мероприятия типа «моральные убеждения»; для категории «3», как правило, составляются «письменные соглашения» между банком и органами надзора; к категориям «4» или «5» может применяться такая мера воздействия как «предписание» Центрального банка. При выявлении финансовых нарушений, а также злоупотреблений, хищений в зависимости от размера причиненных убытков, материалы проверки передаются в следственные органы.

Одной из важнейших задач развития банковской системы является совершенствование государственной политики в отношении данного сектора экономики. Целью этой политики является создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков на базе единых рыночных начал и соблюдения пруденциальных принципов и нормативов.

3. Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Предпосылки для регулирования деятельность кредитных организаций в качестве самостоятельной государственной функции появились давно. В Германии такая необходимость впервые возникла в 1874 г., однако соответствующий государственный орган - Совет банков - был создан только после кризиса в 1931 г. Настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы появилась после Великой депрессии 20-30-х годов ХХ в в США.

В Узбекистане реальная необходимость в ужесточении регулирования банковской деятельности возникла на третьем этапе развития банковской системы. В этот период реально начинает происходить «акционирование» коммерческих банков, подразумевающее расширение финансовой самостоятельности банков путем повышения роли и ответственности акционеров в управлении деятельностью банков, а также усилением функциональной обязанности Совета банка.

Повышение самостоятельности деятельности коммерческих банков должно было сопровождаться адекватным усилением надзора за их деятельностью со стороны Центрального банка. Если ранее, в условиях социалистической системы, инспекторы Центрального банка собирали информацию для того, чтобы проконтролировать распределение ресурсов в экономике, то сегодня инспекторы должны обеспечивать соблюдение правил, которые предоставляют возможность акционерам и вкладчикам определять стабильность и рискованность рынка, при этом содействуя большей безопасности банков.

В основу системы банковского надзора Узбекистана положены преимущества двух полярных подходов к регулированию деятельности банков - европейского, отдающего предпочтение дистанционному надзору и североамериканского, базирующегося на проведении инспекторских проверок непосредственно в банках. Центральный банк Республики Узбекистан стремится эффективно сочетать методы дистанционного надзора и инспектирования на местах. Для этого, в составе Центрального банка созданы два департамента, работающих в тесном взаимодействии: Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляющим дистанционное регулирование, и Департамент инспектирования коммерческих банков - инспекционное регулирование.

В настоящее время, Центральным банком установлен ежедневный мониторинг деятельности всех коммерческих банков, функционирующих на территории Узбекистана. Коммерческие банки ежемесячно предоставляют в Центральный банк финансовую отчетность. Центральный банк также вправе потребовать от коммерческих банков дополнительную информацию, необходимую для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов, а также разъяснения по полученной информации. Предоставленная информация подвергается тщательному анализу, проверяется ее достоверность, контролируется выполнение банком показателей экономических нормативов, выявляются проблемы, которые возникли или имеют тенденцию к появлению в том или ином банке. В результате анализа дается заключение о финансовом состоянии и рекомендации по совершенствованию деятельности банка.

В соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору Центральным банком в целях снижения возможных рисков, а также для поддержания стабильности банков установлена система показателей обязательных экономических нормативов, включающая коэффициенты адекватности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; требования к ликвидности; требования к операциям с ценными бумагами и т.д. Этим нормативам придается правовой статус, они обязательны для исполнения всеми коммерческими банками республики. Данная система показателей устанавливает определенные рамки, в пределах которых коммерческие банки могут проводить свои активные операции, в том числе операции по кредитованию, купли-продажи ценных бумаг в зависимости от размера капитала банка, обязательств и типа заемщика. Все эти требования продиктованы не стремлением контролировать каждый шаг банков, а необходимостью защищать общественные интересы, вовремя реагировать на негативные тенденции, поддерживать доверие ко всей банковской системе в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях