Банки в управлении государственным долгом России
p align="left">4.) Схема "списание"

Еще одним вариантом реструктуризации государственной задолженности (в первую очередь внешней) является ее безвозмездное списание - частично или целиком. Подобная практика достаточно часто применяется, например, Парижским клубом кредиторов в отношении беднейших стран мира. Так, в ходе саммита "большой восьмерки" в Кельне в июне 1999 г. было принято решение о списании долгов беднейших стран на сумму 71 млрд долл.

Применение схемы "списание" промышленно развитыми странами объясняется не только соображениями политического характера (такого рода шаги, как правило, многократно повышают политический вес стран-доноров), но и чисто экономическими расчетами. Например, по данным группы Jubilee 2000 (основная цель которой - ускорение процесса списания долгов беднейших стран и повышение общего уровня жизни в них), такие страны, как Лаос, Замбия и Руанда, при наиболее благоприятном стечении обстоятельств смогут в обозримом будущем погасить лишь половину своей внешней задолженности, Эфиопия, Малави, Маврикий, Уганда, Мозамбик и Гвинея-Бисау - лишь треть ее. В этом свете списание долгов таких стран можно считать реальной переоценкой активов промышленно развитых государств.

Этот вариант предполагает достаточно жесткие условия отбора претендентов на списание долгов. Существует несколько критериев для указанной процедуры. Так, например, в соответствии с неаполитанскими соглашениями промышленно развитых стран мира, страна-кандидат на списание должна удовлетворять одному из следующих двух условий: ВВП на душу населения не превышает 500 долл. США в год, или отношение приведенной стоимости долга к ежегодному объему экспорта превышает 350%. Кроме того, в течение трех лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с МВФ и Парижским клубом кредиторов и их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга.

В случае выполнения всех этих условий государство может рассчитывать на списание 67% своей внешней задолженности. В качестве других критериев рассматривается возможность использования следующих показателей: приведенная стоимость долга должна превышать 280% от налоговых сборов, отношение годового экспорта к ВВП должно превышать 40%, отношение налоговых сборов к ВВП - более 20%. Дополнительным условием, позволяющим рассматривать процедуру списания долга в ускоренном порядке, является ситуация на мировых товарных рынках. Так, если экономика страны в значительной степени зависит от экспорта двух или трех видов природных ресурсов и при этом их цены достигли исторических минимумов, то это государство может рассчитывать на определенное улучшение условий списания своей задолженности. Действие тех или иных факторов обусловливает вероятность уменьшения долгового бремени вплоть до 80% от его первоначального объема.

Вместе с тем процедура списания зачастую сталкивается с определенными препятствиями со стороны некоторых государств-кредиторов, не преследующих никаких глобальных политических интересов, - к таким странам относятся, например, Нидерланды, Скандинавские страны. Для данных государств в качестве основного приоритета выступает получение от проведения подобных акций максимальной экономической прибыли. Именно поэтому случай каждого государства досконально изучается, а процесс списания долга идет достаточно медленно.

На данный момент в числе претендентов на списание долга числятся преимущественно африканские (Нигер, Чад и т.д.), а также некоторые латиноамериканские (Никарагуа, Гондурас, Боливия) и азиатские (Вьетнам) страны. На пост советском пространстве наиболее близки к данной категории Грузия и Таджикистан. Россия же практически по всем критериям в нее не попадает.

Выводы для России.

Наиболее привлекательной, из перечисленных с точки зрения российских властей, может, является схема реструктуризации по "плану Бреди", которая предусматривает списание 30-35% от общей суммы долга, а также оказание кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций. Несмотря на то, что некий аналог этой схемы уже применялся при реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, шансы РФ на вторичную реструктуризацию бумаг типа Prin нельзя считать равными нулю. Во-первых, в момент реструктуризации долгов бывшего СССР никакого их списания фактически не произошло, поэтому Россия вполне может рассчитывать на ослабление долгового бремени путем "прощения" части долга. Во-вторых, обмен Prin на облигации типа Brady bonds, частично обеспеченных US T-Bills, по мнению непосредственных участников рынка, - достаточно привлекательная операция. В-третьих, РФ может предложить в качестве дополнительного объекта обмена облигации с варрантами, обеспеченные поставками природных ресурсов, что может заинтересовать определенную часть инвесторов.

2. Анализ деятельности банков по управлению государственным долгом

2.1 Экономическое положение СССР

Долг Парижскому и Лондонскому клубам.

Резкое ухудшение экономической ситуации, обусловленное слабостью внутренне присущей плановой экономике, и грубыми просчетами в экономической политике, вынуждали советское руководство прибегать к значительным заимствованиям за рубежом. Хотя в период с 1985 по 1989 гг. основная часть заимствованных средств направлялась на инвестиционные цели, проблемы советской экономики, носившие системный характер, не позволили достичь сколько-нибудь значительного повышения производительности труда. Средства, заимствованные на Западе в 1990-1991 гг., были большей частью использованы для обеспечения населения потребительскими товарами с помощью импорта. По состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась в 107,7 млрд. долл. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. В течение 1993 г. новые государства согласились передать Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам. Оказавшись перед необходимостью выплатить более 40 млрд. долл. в течение 1992-1993 гг. российское правительство обратилось к государствам и банкам-кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов. В результате длительных переговоров членами Лондонского и Парижского клубов порядок и сроки погашения долгов, унаследованных Россией от Советского Союза, были пересмотрены.

Основные методы решения долговых проблем у клуба, следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и др. Россия реструктурировала свой долг одной из последних, она была осуществлена в 1997 году. Но, уже в конце 1998 года Россия запросила новые отсрочки платежей.

Переговоры с Лондонским клубом завершились в 2000 году подписанием нового соглашения. Хотя в результате реструктуризации задолженности в размере около 29 млрд. долларов было списано более 10 млрд. долларов, общая сумма выплат по этому виду долга в течение 2000 - 2030 годов должна составить свыше 43 млрд. долларов. Взамен списания Россия была вынуждена согласиться на переоформление долговых обязательств в еврооблигации. Статус последних не позволяет провести их дальнейшую реструктуризацию.

Реструктуризация долга Лондонскому клубу изменила структуру российского долга, в котором увеличилась доля чистого российского происхождения. Одновременно в долговых обязательствах возрос удельный вес рыночного сегмента долга - бумаг, котирующихся на вторичном рынке. Эти бумаги можно выкупать, конвертировать их в акции и другую собственность.

В 2001 - 2007 годах по оригинальным обязательствам с учетом уже проведенной реструктуризации Лондонскому клубу необходимо было выплачивать не менее 13 млрд. долларов ежегодно. А рекордным был 2003 год, когда платежи составили 18 - 19 млрд. долларов. Для того чтобы выдержать эту нагрузку, необходимо было резко увеличить доходы бюджета или сократить социальные программы. Первое правительство сделать не могло, а второе - не хотело.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение нашей страны заключается в том, что мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (37 млрд. дол.) и, одновременно, кредитора других (50 млрд. дол.).

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового соглашения (1996 год) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженности. Отсроченный долг подлежал погашению с 2002 по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Классификация государственного долга Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен в размере 630 трлн. руб., а государственного внешнего долга - в размере 136,8 млрд. долл.

При этом предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями. Планировалось, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга было бы погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию внешнего долга уменьшается с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997 г., возрастет до 9 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.

2.2 Анализ экономического положения России в 2004-2007гг.

Анализ социально-экономического развития России разработан по двум сценариям: первый - умеренный - основан на менее благоприятной внешнеэкономической коньюктуре и внутренних условий, а второй - на благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов.

К внешним условиям относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, независящим от политики государства, по крайней мере, в коротко срочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и ресурсоемкость промышленного производств, изношенность основных фондов. Ряд показателей находится под воздействием экономической политике Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тариф на продукцию естественных монополий, налогообложение.

Оба варианта предусматривали улучшение основных макроэкономических показателей. В первом варианте предусматривалось увеличение к 2007 году: ВВП на 3,8% (во втором 5,2%), инфляция - 10,4% (10,2%), инвестиции 6,6%(8,0%), реально располагаемые доходы населения - 6,7%(8,1%). Курс доллара США прогнозировали 27,3 руб. за 1 доллар США (такой курс используется при определение расходов в сфере международной деятельности). И, следовательно, уменьшение с 2006-2007 г. выплат по государственному долгу, что свидетельствует график выплат по внешнему долгу в 2001 - 2010 гг. [Приложение 2]

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2003 г. Ставилась задача удвоения ВВП страны за десятилетие. Для этого среднегодовые темпы роста экономики должны были составлять 7 - 8 %, что превышало как фактические, так и плановые показатели с 2000 по 2005 г.

В этом прогнозе отмечалась необходимость оптимизации уровня цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Параметры повышения тарифов должны соответствовать возможностям экономики и не приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. Для обеспечения целевого уровня инфляции в 2004-2007 гг. вклад повышения тарифов на продукцию и услуги в прирост потребительских цен не превышал 2,5-3,5% в год.

Эти показатели играют важную роль в развитии экономики России и регионов. Но для ускоренного развития необходим существенный рост производительности труда. По оценкам правительства, за 2002 г. производительности труда возросла на 6,7%,а за первые пять месяцев 2003 г. - на 12,1%. В топливной, медицинской промышленности, черной металлургии и металлообработке, машиностроении производительность труда росла несколько опережающими темпами. Но рост производительности связан не только с большой отдачей работников, но и с другими факторами - выводом бизнеса из тени, изменениями методик расчетов и др. Поэтому в среднесрочной перспективе сохранить такой рост будет не просто. Роль государства в рыночной экономике заключается в создании благоприятных условий развития бизнеса, а производительность труда, в конечном счете, определяется на микроуровне и зависит от использования современных средств производства, повышения квалификации работников и качества управления, как в сфере производства, так и сбыта продукции.

В 2003 - 2005 гг. успешную экономическую политику обеспечивают высокие цены на энергоносители, которые являются главным источником превышении доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны.

3. Развитие роли банков в управлении государственным долгом

3.1. Основные проблемы организации и функционирования государственного долга к России

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результат размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные - ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет).

Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

В экономической науке государственный долг принято определять как все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам внегосударственного сектора, а также к иностранным государствам. Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты закупок, принятия на экономических единиц, "безденежного" выпуска долговых обязательств.

Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего ее долга. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправдано.

Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается неизученным.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать