Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)
p align="left">Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам, выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Важно подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров не отвечают по обязательствам друг друга. Однако в законодательных актах могут быть предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального банка (2, ч. 5 ст. 37). Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом Республики Беларусь.

По данному вопросу следует заметить, что в подавляющем большинстве развитых стран законодательно установлены жесткие ограничения на предоставление центральными банками прямых кредитов казначейству. В Канаде, США, Японии такие кредиты либо вообще не предоставляются, либо выделяются в исключительных случаях. В странах - членах Европейского сообщества с 1994 г. действует общий запрет на предоставление центральными банками кредитов государственному сектору экономики. Подобная практика представляется положительным явлением.

В целом же считается, что белорусская модель независимости главного банка и положения его в системе органов государственной власти близка к британской и японской [17, с.32].

В соответствии со ст. 25 БК основными целями деятельности Национального банка являются:

1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2) развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В ч. 1 ст. 4 БК уточняется, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Аналогичные нормы содержатся я в законодательстве других государств. Например, Закон об автономии Банка Испании 1994 г. сформулировал главной задачей Банка осуществление денежной политики, которая должна поддерживать общую экономическую политику правительства.

На подчиненность собственных целей центральных банков экономическим целям государства указывают и некоторые ученые. Кроме того, ряд авторов исходит из того, что поскольку денежно-кредитная политика находится в рамках общих целей экономической политики государства, то и цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежно-кредитной политики. Соответственно эффективность денежно-кредитной политики усиливается при ее адекватности и взаимосвязи с общей социально-экономической политикой государства [10, с.83].

Вместе с тем, если исходить из концепции независимости центральных банков, становится очевидным, что самостоятельность целевых ориентиров главного банка является важнейшим фактором его собственной самостоятельности. Учитывая возрастающую популярность принципа независимости, конкретная цель поддержания стабильности цен с помощью специальных инструментов денежно-кредитной политики закреплена законодательно в ряде государств.

Важно подчеркнуть, что согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Это положение важно для разрешения вопроса об отнесении Национального банка к коммерческим или некоммерческим организациям.

Уставный фонд Национального банка создается за счет его прибыли, целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Он составляет 60 млрд. белорусских рублей. В литературе дискутируется вопрос о необходимости наличия уставного фонда у центральных банков. Некоторые авторы полагают, что уставный фонд главному банку государства не нужен хотя бы потому, что центральный банк может самостоятельно эмитировать денежные средства. В то же время представляется очевидным, что, имея абсолютную платежеспособность, Национальный банк не сможет защищать стоимость белорусского рубля, т.е. исполнять свою главную целью [10, с.84].

Кроме того, Национальный банк создает резервный и иные фонды для обеспечения его деятельности. Согласно п. 40 Устава Национального банка резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с предоставлением гарантий. Резервный фонд является одним из источников обеспечения затрат по осуществлению долгосрочных финансовых вложений, затрат капитального характера, а также других затрат. Отчисления в резервный фонд Национального банка производятся от прибыли за отчетный год, остающейся в его распоряжении после перечисления в доход республиканского бюджета части прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Размер резервного фонда не ограничивается.

Функции Национального банка в виде открытого перечня перечислены в ст. 26 БК. Они достаточно многочисленны. Учитывая три основные цели деятельности центрального банка нашего государства, можно выделить три основных вида функций:

1. Цель защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля реализуется через функции организации, и про ведения денежно-кредитной, политики государства. Согласно абз. 1 ст. 26 БК Национальный банк разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Он осуществляет валютное регулирование; создает золотовалютные резервы и управляет ими; формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных, металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции и т.д.

2. Достижение цели развития и укрепления банковской системы обеспечивается функцией регулирования банковской деятельности. Например, Национальный банк осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляет лицензирование банковской деятельности, устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами (в случаях, предусмотренных законодательством).

3. Цели обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы соответствует функция организации денежного обращения. В частности, Национальный банк является единым эмиссионным центром; он определяет порядок ведения кассовых операций, организует инкассацию и перевозку наличных денег и т.п.

С учетом общности первого и третьего вида функций их можно объединить в единую группу. В результате выделятся следующие группы функции:

- денежно-кредитное регулирование;

- банковское регулирование [10, с.89].

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.

В области обращения наличных денег Национальный банк:

- определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями;

- обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет;

- без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами;

- создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом;

- имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет [10, с.90].

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Они являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь.

В области денежного обращения Национальный банк устанавливает:

- порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

- правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

- правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения (2, ст. 30).

В области кредитных отношений Национальный банк устанавливает:

- объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

- систему рефинансирования банков. При этом под рефинансированием банков понимается предоставление им денежных средств на условиях возвратности и платности;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в, Национальном банке (резервные требования);

- ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Национального банка (2, ст. 31).

Права Национального банка по управлению функционированием платежной системы и надзору за ней сводятся к тому, что он:

- осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь;

- определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение;

- ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. При этом Национальный банк вправе использовать данный архив для статистической и иной обработки, а также для подтверждения операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.

В области валютного регулирования Национальный банк:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте, а также порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях, порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;

- контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;

- определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством Республики Беларусь банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами Республики Беларусь (2, ст. 33).

Важно подчеркнуть, что денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, под которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия государства на экономические процессы.

Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [10, с.93].

В качестве инструментов денежно-кредитной политики следует назвать:

- дисконтную (учетную) политику;

- политику минимальных резервов;

- политику открытого рынка.

Политика учетной ставки (дисконтная, учетная политика) состоит в определении условий, на которых центральный банк покупает (переучитывает) векселя. Ее смысл заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. В случае повышения центральным банком учетной ставки банки стремятся компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита), путем повышения ставок по кредитам. Получается, что повышение официальной учетной ставки в период роста инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям банков, что приводит к их сокращению» Соответственно понижение учетной ставки приведет к обратным последствиям.

Так, во время азиатского, бразильского и российского финансовых кризисов 1997-1998 гг. Федеральная резервная система США снижала ставку, чтобы спад производства в развивающихся странах не распространился на США. Идея заключалась в том, что уменьшение рынков сбыта не отразится на общей прибыльности производства, если кредит будет обходиться американским производителям дешевле [10, с.94].

Политика обязательных (минимальных) резервов заключается в том, что к банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов, размер которых устанавливается в определенном соотношении с привлеченными денежными средствами.

Обязательные резервы появились как страховка ликвидности кредитных институтов и с этой нее целью существуют до сих пор. Кроме того, политика минимальных резервов является инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций банков. Поэтому изменение нормы обязательных резервов влияет на Рентабельность кредитных учреждений и служит наиболее эффективным антиинфляционным средством [10, с.95].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать